Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дешт-и-Кыпчак ( начало XI века-1219 год). 1 страница



2016-09-16 524 Обсуждений (0)
Дешт-и-Кыпчак ( начало XI века-1219 год). 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Этноним «кыпчак» впервые упоминается в древнетюркском письме, которое датируется серединой VIII века. В IX веке кыпчаки упоминаются у арабского автора Ибн-Хордадбека в списке тюкских племен. В IX-X веках кыпчаки находились в зависимости от тюркского племени кимеков, государство которых существовало в этот период в северо-восточной части современной территории Казахстана. Столица кимекских каганов - Имакия располагалась на Иртыше. Постоянно воюя с соседними народами, кимекские каганы постепенно теряли контроль над собственными племенами. После падения Кимекского каганата, в начале XI века политическое господство на степных просторах Евразии от Алтая на Востоке до Волги на западе перешло к кыпчакским ханам. В середине XI века они вытеснили огузов из прикаспийских степей. К тому же периоду относится появление термина «Дешт-и-Кыпчак» (степь кыпчаков) в арабских и персидских источниках. В формировании кыпчакского объединения принимали участие многочисленные племена – канглы, тюркоязычные племена уран, баят, тюргеши, карлуки, чигили, каи. Эти племена и этнические группы, сливаясь с кыпчаками, принимали их этноним. Ставка правителей была в Сыгнаке. В обществе кыпчаков было неравенство, в основе которого лежала частная собственность на скот. Богатство определялось количеством лошадей в табунах. Письменные источники того периода сообщают, что многие в стране Дешт-и-Кыпчак владели стадами в несколько тысяч лошадей. Хан распоряжался пастбищами. Скотоводы-общинники являлись лично свободными. Наиболее бесправными членами общества были рабы, которых захватывали в военных походах. Их продавали на рынках, частично использовали в домашнем хозяйстве. Осваивая новые пастбища, расширяя свою территорию, кыпчаки в самом начале XI века доходят со своими табунами до пределов Древней Руси, где вступают в тесные политические контакты с русскими князьями. В борьбе за территорию следовали полосы войн кыпчакских ханов с русскими князьями, которые сменялись затем миром и заключением династических союзов. Русские князья, стремившись установить долгосрочный мир с кочевниками, женились на «половецких красавицах». В древнерусских летописях кыпчаков называли половцами, их степь – «полем половецким», которое простиралось от Волги до Днепра. Кыпчаков и союзных с ними этнических групп, ушедших дальше на запад, за Дунай, европейцы называли кунами, а так же команами. Собственно, Древняя Русь познакомилась с кочевыми народами Евразии еще задолго до прихода кыпчаков. Тюркские племена торков, черных клобуков, печенегов соседствовали с Древней Русью, а население древнерусских городов пополнялось за счет селившихся в них тюрков. Многие исследователи полагают, что тюркский, в особенности кыпчакский, язык был распространен в городах Руси. Олжас Сулейменов в работе «АЗиЯ» пишет, что только во времена дружбы тюрков и славян в язык последних могли войти многие тюркские слова такие, как: «…пшено, ткань, бумага, буква, карандаш, слово, язык, уют, явь, сон, друг, товарищ».

Процесс сложения раннефеодального государства - Кыпчакского ханства, а также тесные культурные контакты с Русью, были нарушены и прерваны монгольским нашествием. Несмотря на это, кыпчаки как самый большой по численности этнос (из тюркских народов) сыграли большую роль в этногенезе многих народов Евразии, а также в судьбах многих государств континента: Грузии, Византии, Болгарии, Венгрии, Хорезма, Египта.

Арабское завоевание наложило отпечаток на социально-экономическую и культурную жизнь территорий, подвергшихся арабской экспансии. Завоевание коснулось в основном Средней Азии и Южного Казахстана. Собственно арабы, пришедшие на землю тюрков в ходе территориальной экспансии, подверглись ассимиляции и не оказали серьезного влияния на этногенетические процессы. Что же принесли арабы тюркам? Во-первых, мировую религию – ислам. С VIII века начинается процесс постепенной исламизации тюркских племен. Во-вторых, арабский язык, который стал языком религии науки, поэзии. В-третьих, письменность, которой стали пользоваться тюркские ученые и летописцы. Следует добавить к этому, что изменился облик городов на Шелковом пути: в них появились мечети, минареты, медресе, элементы своеобразной восточной (или арабской) архитектуры в виде округлых форм зданий, арочных проходов. Среди отрицательных последсвий арабского завоевания следует отметить вытеснение древнетюркской письмености, музыки, других элементов древнетюркской культуры, которую арабы считали языческой. Как результат – забвение, утеря древнего письма тюрок и распространившееся позже в науке мнение о том, что кочевые народы были слаборазвитыми, находились на «задворках истории».

Великий Шелковый путь начинает функционировать с середины II века до н. э. как регулярная транспортная артерия. Торговые пути проходили из Китая в Переднюю Азию по землям тюрков, что способствовало развитию торговли и ремесел, а также оседлой жизни в государствах, созданных тюрками и их правителями в VI-XII веках. Основной трассой Шелкового пути становится путь, проходивший через Семиречье и Южный Казахстан. Среди крупных городов на этом пути следует упомянуть Испиджаб, Отрар, Коялык, Тальхиз, Шаш, Тараз, Сыгнак, Янгикент, Баласагун и другие (смотри фото 5 из приложения). В них имелись базары, места для отдыха караванщиков, бани, монетные дворы. Арабский географ X века Макдиси сообщает, например, что «... Тараз - город укрепленный, со многими садами, густо застроенный. ... Около него есть многолюдное предместье, ... большая река, через реку проходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров. Шельджи - небольшой город, но в нем много иностранцев; говорят, что в нем 10 тысяч исфаганцев» - эти факты, приведенные автором той эпохи, подтверждают, что в тюркских городах на Шелковом пути проживало немало выходцев из других стран. Города становятся центрами культуры. В них живут и творят тюркские мудрецы-философы, ученые, поэты, в частности, Аль-Фараби, Махмуд Кашгари, Юсуф Баласагуни (X-XI вв). В городах имелись кварталы, где жили мусульмане, христиане, представители буддизма, зороастризма и других религий, т.к. тюркские каганы терпимо относились ко всем верующим, их языкам, обычаям их предков.

Шелк, шедший караванами из Китая , а также многие другие товары-фарфор, благовония, пряности, ткани, ковры, драгоценные камни, изделия из серебра и золота, меха, монеты, оружие, диковинные животные и породистые кони оседали в городах на территории Южного Казахстана, Семиречья. В свою очередь, в городах процветали такие ремесла, как гончарное, ткацкое, ювелирное и т.д. Кочевники из степи везли в города продукты скотоводческого хозяйства-лошадей, мясо, шкуры, получая взамен необходимые для себя изделия ремесленников. Вдоль трасс Шелкового пути возводились караван-сараи- места отдыха караванов. Один из таких памятников древности, находившийся на южной трассе Шелкового пути до сих пор возвышается в уединенной долине на юге современного Кыргызстана недалеко от границы с Китаем. Мимо него шла в XI-XII дорога в Кашгар-древний торговый город. ( смотри фото 6 из приложения). Вокруг городов по свидельству арабских путешественников X-XI века процветали виноградники, фруктовые сады, плоды которых также поставлялись тюрками- земледельцами на базары. Казахстанские ученые продолжают открывать новые, древние города на Шелковом пути. Так, известный археолог, академик Карл Байпаков ряд лет посвятил исследованию древних огузских городов, готорые располагались в Восточном Приаралье.Он полагает, что исследование огузских городов имеет важное значение для изучения взаимодействия культур и цивилизаций по Великому Шелковому пути, где проходил процесс взаимовлияния города и степи.

Великий Шелковый путь имея несколько важных функций:

-экономическую (торговля, товарно-денежный обмен)

-политическую (по нему проходили послы из разных стран, велась дипломатия)

-культурную или духовную (обмен культурными ценностями с другими народами, распространение языков, приход мировых религий)

Мы полагаем, что можно отдельно выделить такую важную функцию как информационную, т.к. по Шелковому пути на земли тюрков, в их города, попадала информация обо всех открытиях и достижениях того времени, в том числе и знания в области медицины, особенно тибетской и китайской. Все новости, выражаясь современным языком, политические события, известия о других странах, народах, становились достоянием тюрков. Поскольку по Шелковому пути приходила письменность от других народов, с караванами шли паломники, неся свою веру, путешественники, изучающие неведомые для них страны, послы соседних с тюркским миром государств, то Шелковый путь являлся своеобразным информационным каналом средневековой Евразии принося пользу всем жителям континента. Именно поэтому древнетюркская цивилизация не отставала в своем развитии от других передовых стран и народов той эпохи.

Вывод. Цивилизация древних тюрков, сложившаяся в эпоху раннего и отчасти развитого средневековья, в VI-XII вв. на территории Казахстана и Средней Азии была связующим звеном, выполняла важную роль посредника цивилизаций, стран, народов, языков, культуры и религий и внесла существенную роль в исторические судьбы народов Евразии, в культурные и этниеские процессы, происходящие на просторах континента в указанный исторический период. На наш взгляд, именно в то время были заложены основы толерантности современных тюркских народов, в том числе - казахов, которые являются потомками древних тюрков, создавших очаг степной цивилизации в VI-XII веках в центре Евразии.

 

Лекция № 3. Казахстан в эпоху монгольских заваеваний и монгольского господства

 

План

1. Образование монгольского государства и его устройство.

2. Завоевание территории Казахстана и Средней Азии

3. Последствия монгольских завоеваний.

Эпоха монгольских завоеваний оказала огромное влияние на судьбы многих народов Евразии. А также на этногенез, хозяйственное и культурное развитие племен и народов Средней Азии и Казахстана.

В середине ХІІ в. Монголия представляла из себя обширную территорию Центральной Азии, где воинственные кочевые монгольские племена воевали между собой за пастбища, реки, степные просторы. Ни случайный путник, ни путешественник, ни караван не рисковал приближаться к этому району Евразийского материка.

Разбой степных удальцов – воинов из различных монгольских племен был обычным делом. Собственно, только одна из групп племен монгольской степи называлось монголами, другое татарами, а еще были меркиты, кереиты, таджиуты, найманы, ойраты и другие. Отец будущего «покорителя вселенной» Есугей багатур – богатый нойон был известен в степи своей борьбой с непокорными племенами. Главным его противником было племя татар, с которым воевал Есугей. Однажды ночью он повстречал в степи отряд этого племени, оставшись переночевать в его расположении. По монгольским обычаям, встретив в холодной степи, ночью путника, его необходимо обогреть, угостить, даже если этот человек из вражеского племени. Утром Есугей покинул отряд татар и направился к стойбищу своего рода борджигинов. Однако, добравшись до него через несколько дней он занемог и перед смертью завещал родне, своим детям, среди которых был девятилетний сын Темучин отомстить татарам, которые, как решил Есугей отравили его, нарушив обычай степного гостеприимства. Вскоре после этой смерти родственники отворачиваются от Темучина, его названных братьев и их матери и эта маленькая семья начинает скитаться по степям в поисках пищи и крова. Вражеские отряды ищут их чтобы погубить семью Есугея. Несколько лет семья проводит в скитаниях, лишениях. Юный Темучин растет с мыслью о том, что ему надо вернуть былую власть отца, его стада, влияние в степи. Возмужав, он начинает объединять вокруг себя храбрых воинов, степных удальцов, обещая им почесть и славу, если они будут признавать его ханом. К концу ХII в. Темучин, уже призанный ханом среди многих монгольских родов и племен беспощадно боролся с оставшимися непокорными племенами. Одними из первых, татары были истреблены им полностью. Если же племя принимало условия Темучина и переходило на его сторону, то он принимал мужчин в свое войско, а их хана ставил военачальником над ними. Так, концу ХІІ века были объеденены почти все воюющие между собой племена монгольской степи. В начале ХІІІ в. численность войска Темучина росла за счет покоренных племен. Меркиты, кереиты, найманы были разбиты его войском, а остатки их бежали на запад в степи Казахстана – Дешт-и-Кыпчак и в Семиречье. Войско Темучина было построено по десятичному принципу. На ответственные должности воевод -темников - Темучин назначал не по родственному признаку, а по качествам воина: смелости, преданности своему хану, силе, военному таланту. Не случайно, один из его знаменитых полководцев – Субедей был сыном простого пастуха. Этим самым был брошен вызов старым традициям монгольской знати. В 1206 г. на великом Курултае – собрании монгольской знати - Темучин был избран Великим ханом всех монгол – Чингисханом. Сам термин, по мнению исследователей, имеет тот же смысл, что и тюрское слово «тенгиз» - море, океан, в смысле хан Океана, его владыка, «Всемирный Хан». Тогда же была сформулирована Великая Яса – свод законов Чингисхана, основные положения которог были посвящены воину и его поведению на поле боя.

Например, за бегство с поля боя, оставление своего оружия и другие провинности перед ханом воин наказывался смертью. Особенно строго, так же неминуемой смертью наказывалось предательство. Монгольское государство, созданное волей Чингисхана было военно – феодальным. Огромная армия и ее военачальники, военная знать нуждалась в багатствах, новых землях, пастбищах для несметных табунов коней, а это могло быть только завоевано силой у других стран и народов. Война поэтому, являлась, фактически, способом существования огромного степного госуңдарства Чингисхана.

К 1218 г. монголы подчинили себе Енисейских киргизов, бурят, Северный Китай. Город, который не сдавался Чингисхану, подлежал уничтожению вместе с жителями. Так, после взятия Пекина все население города и его окресностей было истреблено. Даже через год, после этого, по словам европейских посланников в Китай, по дорогам близ Пекина невозможно было ездить на повозках, т.к. дороги были скользкие от человеческого жира и остатков людской плоти. Эти факты показывают, что Чингисхан вошел в историю прежде всего как беспощадный, жестокий завоеватель всех времен и народов. После завоевания Китая, Чингисхан обратил свой взор на запад и организовал походы против Средней Азий, Ирана, Ближнего Востока и Закавказья, Восточной Европы в том числе русских земель. Его военные успехи были обусловлены стратегией и тактикой боя, придуманными им самим. Воины Чингисхана умели стрелять на ходу, переживать жару и холод, воевать зимой и летом, заманивать врага в ловушку, устраивать ложное отступление, а затем вновь наступать на врага. Перед боем Чингисхан, обычно, оставлял значительное количество сил в резерве, пуская их в бой в самые ответственные моменты.

Не удивительно, поэтому, что его военное искусство изучается в наше время в военной Академии в Вест – Пойнте (США).

Во время укрепления монгольского государство в Центральной Азии тюрки переживали период феодальных войн, борьбы правящих династий. Так, властелин Мавераннахра хорезмшах Мухаммад вел бесконечные войны с найманским предводителем Кучлуком. Найманы воевали также с Карлуками.

Кроме того, упомянутый хан Кучлук притеснял мусульман, запрещая им богослужение. Поэтому часть народов Семиречья добровольно вступило в подданство Чингисхана, как, например, уйгуры и карлуки. Завоевывая земли Семиречья, Чингисхан устанавливал на них порядок, запрещая грабежи и разбой на дорогах, поэтому некоторые уставшие от междоусобиц, грабежей племена Семиречья видели в Чингисхане избавителя от своих бед. Поводом для в вторжения армии Чингисхана на земли Казахстана и Средней Азии стало разграбление каравана, посланного им к хорезмшаху Мухаммаду. Караван был разграблен в Отраре по приказу правителя города – кипчака Гайир-хана, который заподозрил, что среди караванщиков имеются лазутчики Чингисхана. Армия Чингисхана насчитывавшая 150 тыс. воинов вторгласть на земли Южного Казахстана и Средней Азии, продвигаясь по трассам Шелкового пути, захватывая города, убивая жителей, уводя в рабство ремеслянников. В 1219 г. Отрар после 5 ти месячной осады был взят и разграблен. ( смотри приложение 4). По свительству арабских авторов, в частности, Абулгази, жителей Отрара вывели в степь и изрубили, а правителя - храброго Гайир-хана предали мучительной смерти. Очевидно, что не случись разграбление в Отраре каравана посланного Чингисханом, он нашел бы другой повод для осуществления своих замыслов по завоеванию тюркских земель. После падения Отрара был взят Сыгнак, жители которого также отказывались выполнить требования о сдаче города. В 1220 г. монголы взяли Бухару и Самарканд, в 1221 г. был взят Урченч после взятия которого Джучи – хан, старший сын Чингисхана и один из его полководцев отправился вглубь Дешти – и - Кыпчака покорять неподчинившихся монголом кыпчаков.

В 1223 г. половцы вместе с русскими князьями потерпели полное поражение от монгольских войск на реке Калке, в результате чего южнорусские земли также были разорены полководцами Джебе и Субэдеем.

Их два тумена, пройдя через Кавказ, русские княжества, вернулись на земли Казахстана, соединившись с ордами Чингисхана на Иртыше в 1224 г. Таким образом, с 1219 г. по 1224 г. земли Казахстана и Средней Азии были завоеваны и включены в состав империи Чингисхана. В 1227 г. в возрасте 72 лет Чингисхан умер и был похоронен у истоков реки Онон в Монголии.

В результате монгольского нашествия, территория Казахстана оказалась разделенной на 3 улуса. Дешти-и-Кыпчак (т.е. современный Центральный, Северный, Северо–восточный, Западный Казахстан) вошёл в состав улуса Джучи. Южная, юго–восточная часть Семиречья в состав улуса Чагатая, а северо–восточная часть Семиречья в состав улуса Угэдэя. После смерти Чингисхана его потомки стали стремиться превратить свои улусы в независимые владения. Через несколько десятков лет от могучей империи, созданной Чингисханом, не осталось и следа. На ее месте возникли новые самостоятелные государства. Главными отрицательными последствиями монгольского нашествия являются:

- Разрушение хозяйства тюркских земель, экономических связей между отдельными районами Средней Азии и Казахстана.

- Разрушение культурных ценностей, городов.

-Замедление и полная остановка на столетие процесса этногенеза казахского народа, других народов Евразии.

-Уменьшение численности населения тюркских народов, т.к. многие племена погибли или бежали со своей этнической территории, спасаясь от монгольского нашествия, как, например, кыпчаки.

-Обложение налогами завоеванных народов.

Следует отметить, что гибельные последствия для территории южного и юго-восточного Казахстана монгольского нашествия описали и многие путешественники (опустошение, замирание жизни в городах), например, посол Римского Папы Плано Карпини, который в 1245 – 1247 годах побывал на этих землях, направляясь в ставку великого хана в Монголию.

Говоря о положительных последствиях монгольских завоеваний можно отметить следующие:

- После завоевания на захваченных территориях была организована почтовая и ямская служба.

- Покровительство торговли с другими странами.

- Многие племена в степи были объединены централизованной властью.

- Законы Чингисхана – Ясы – стали регулировать нормы кочевой жизни, а позже использованы при создании свода законов Казахского ханства-Жеты – Жаргы.

- Элементы монгольской военной и социальной государственности были использованы в других государствах, возникших уже в послемонгольскую эпоху на территории Казахстана, Средней Азии, а также и в Русском государстве.

Произошло усиление монголоидных антропологических черт у населения Казахстана примерно на 20%, добавился новый этнический компонент – монгольские племена часть которых переселилась на земли Казахстана в период завоеваний. Впрочем, этот факт нельзя отнести к отрицательным либо положительным, это скорее свидетельствует об этнических процессах происходивших в ту эпоху на территории нашего государства.

Несмотря на прошедшие 800 лет с начала эпохи завоеваний и войн Чингисхана, интерес исследователей к личности этого самого жестокого, непобедимого и по своему великого завоевателя не ослабевает(смотри фото 8 из приложения).

Так, на территории своего государства, по мнению американских историков, особенно после завоевания Северного Китая, он приказывает развивать ремесла, с помощью китайских врачей открывать военно-медицинские «школы», для лечения раненных воинов, заимствовать письменность. Конечно, это не распространяется на территорию завоеванных и разграбленных Чингисханом стран и народов, чьи земли были опустошены.

Неграмотный кочевник монгольских степей и его сыновья и внуки сумели объединить и покорить большую часть Евразии и повлиять на судьбы многих ее народов. До сих пор, ученые-историки ищут могилу Чингисхана. За последние 10 - 15 лет по крайней мере 2 экспедиции – японская и американская - искали на территории Монголии могилу этого человека. В настоящее время, исследователи по крайней мере пяти государств Евразии полагают, что могила великого завоевателя находится на их территории. Это, конечно же, ученые Монголии, затем Китая, России, Казахстана, Кыргыстана и даже Кореи...

Однако, несомненно одно: любое завоевание приносит горе и разрушение народу и его государству, разушает экономику и культуру. Поэтому, в целом, последствия монгольских завоеваний можно оценить как отрицательные как для тюркских народов, так и для народов Евразии, в целом. Но история неумолима: многочисленные войны и походы Чингисхана и его потомков в последующие десятилетия, привели к подрыву производительных сил, собственно, самой Монголии, превратив ее на многие столетия в одну из самых отсталых в экономическом и культурном отношении стран мира.

 

Лекция № 4. Образование казахской народности и казахского ханства

План

1. Основыные этапы формирование казахской народности.

2. Образование Казахского ханства.

3. Этноним «казах», его происхождение и социальный смысл.

 

 

Этногенез любого народа представляет большой интерес для историков. В любом современном государстве ученых интересует, как сложился тот или иной этнос составляющий основу государства. Так, российских ученых всегда волновал вопрос этногенеза восточнославянских народов, особенно русского народа, как самого крупного из славянских народов. Подобно этому, казахстанских историков всегда интересовал вопрос о происхождении казахского народа как одного из крупных по численности тюркских народов современности. Вопросы связанные с этногенезом обычно предоставляются самыми сложными для исследователей т.к. этногенез любого народа насчитывает века, а порой тысячелетия. Истоки формирования казахского народа уходят вглубь веков и поэтому вопросы этногенеза казахов являются очень сложными для исследователей и не до конца изученными. Мы попытаемся изложить этапы этногенеза казахского народа, как его представляют большинство казахстанских исследователей.

· Истоки этногенетических процессов на территории Казахстана берут начало в эпоху бронзы, когда складывается андроновская общность племен. В это время, в XVIII- VIII веках до н.э. на территории Казахстана господствовал европеоидный расовый тип, предположительно индоиранский язык, на котором говорили древние арии. В это время – время ранних кочевников, зарождаются основы кочевого хозяйства, осваиваются новые степные территории и появляется прообраз дома кочевника - юрты как легкого переносного жилища. В древней части «Авесты», самого раннего письменного источника по истории Казахстана, появляется этническая терминология, характеризующая разные районы Казахстана.

· Следующий важный этап этногенетических процессов, в котором закладывается основа формирования казахской народности, это период существования племенных союзов сакских племен (VIII-IIIвв до н.э.). Саки были преемниками андроновцев, имели европеоидный антропологический тип и говорили, предположительно на индоиранском языке хотя ряд исследователей считают, что саки были носителями протюркского языка. В это время на степных просторах Казахстана утверждалась кочевая культура племен. В конце I тыс. до н.э. у племен усуней и кангюев, которые как и саки являлись древними, автохтонными племенами появляются зачатки государственности. Усуни и Кангюи были европеоиды, но их язык вызывает споры ученых. Этнонимы усуни-уйсын, кангюи-канглы сохранились в течении последующих веков и вошли позднее в состав радоплеменной структуры казахов Старшего жуза.

· Как следующий важный этап этногенеза казахского народа следует выделить, на наш взгляд, эпоху гуннов. Начиная с I по V в. н.э. кочевники и воины – гунны начинают передвижение из глубин Центральной Азии на запад, то есть через территорию Казахстана. Впервые, на территорию Казахстана проникает пратюркский язык и монголоидный расовой тип. Гунны ассимилируют остатки сакских племен, часть усуней и кангюев, передавая населению Казахстана элементы своего кочевного хозяйства, культуры и верований.

· Следующий этап этногенеза начинается в середине I тысячелетия нашей эры, когда территория Казахстана становится местом миграции многочисленных тюркских племен. Тюркский язык распространяется на территории Казахстана и Средней Азии. Период существования и расцвета древнетюркской культуры связан с существованием раннефеодальных государств в VI-XII вв. В этот этап этногенеза важным фактором является перемещение племен и племенных объеденений по территории Казахстана. В этнический состав Тюркского, Западнотюркского каганата, государства Тюргешей, Карлуков входили одни и те же многочисленные тюркские племена, например, ягма, теле, карлуки. Важную роль в их хозяйственном и культурном развитии играл Великий Шелковый путь, который способствовал расцвету таких городов как Отрар, Испиджаб, Сыгнак, Коялык, Тараз, Баласагун и других. Города являлись центрами, узловыми пунктами экономических и культурных контактов кочевого населения степей с земледельческим населением Юга и Юго-востока Казахстана. В государствах южной части Казахстана, Семиречья, т.е Карлуков в (VIII-X в), Караханидов (X-XII) вв проходил процесс консолидации автохтонных племен этого региона, а в государствах Кимаков ( IX-XI вв), Огузов (IX-IX), Кыпчаков (XI-нач. XIIIв.) проходила консолидация тюркских племен Северного, Центрального, Западного Казахстана. В XII - нач. XIII века сложились условия для консолидации многочисленных тюркских племен в единый этнос, т.к. для этого имелись все исходные условия: сходство языков (разные диалекты тюркского языка), общая территория, хозяйство, материальная и духовная культура.

· Следующий этап этногенеза, сильно повлиявший на этногенические процессы, связан с эпохой монгольского нашествия (20-40ые годы XIII века). Многие тюркские племена были частично истреблены или мигрировали в другие районы Евразии. На земли Казахстана переселились монгольские племена, усилив монголоидный расовый тип тюркского населения. Хозяйственные связы между районами и племенами были разорваны, уничтожены центры ремесла, торговли и культуры – города на Шелковом пути. Территория Казахстана оказались искуственно разделенной между улусами сыновей Чингисхана – Джучи, Чагатая и Угедея. Одни и те же племена, проживавшие на своей этнической территории, так же оказались разделенными в разных улусах. Поэтому этногенез казахской народности на этом этапе был приостановлен по крайней мере на сто лет.

· В XIV- середине XV веков на территории Казахстана в ходе упадка и постепенного распада Золотой Орды возникают государства, где вновь возвышается тюркская феодальная знать. Это Ак-Орда и Моголистан, а так же Ногайская Орда и Узбекский улус (ханство Абулхаира). В этнический состав этих государств входили части одних и тех же тюркских племен: кипчаки, канглы, карлуки, уйсуни, найманы, аргыны, кыргызы, ктай, дулаты и другие, а также тюркизированные монгольские - мангыты, найманы, кереи и др. Кроме того, с XIVв. происходит восстановление хозяйственных и культурных связей, городов на юге Казахстана, торговли. В XIV- XV вв. складывается единый язык у тюркских и тюркизированных родов и племен на основе кипчакского языка. В этот же период, с начала XIV века происходит возобновление этногенеза единой тюркской народности на этнической территории древних тюркских племен. Этот процесс, однако, тормозился междоусобными войнами феодальной верхушки.

· Завершающий этап этногенеза казахского народа происходит во второй половине XV века, когда с возникновением в 60-ых гг. XV века Казахского ханства, завершается консолидация всех тюркских родов и племен в единую народность. К концу XV- началу XVI в. термин «казахи» обретает политический смысл, то есть становится названием единого народа.

Таким образом, казахский народ формируется в антропологическом плане из местной европеоидной общности народов и племен и пришедшей монголоидной.

Однако, не все исследователи согласны с такой точкой зрения. Так, историк и этнолог Д. Артыкбаев полагает, что консолидация племён в единую народность, появление самосознания завершается в XVIII веке в годы борьбы с джунгарами. Тогда же можно говорить о завершении этногенеза казахской народности. Российскиз ученый – историк и этнолог Ю. Евстигнеев (Санкт-Петербургский государственный университит) считает, что с образованием Казахского ханства процесс этногенеза единой народности только начинается, т. к. в этом государстве объединяются различные кочевые племена, а такая важная составляющая этноса как этническое самасознание формируется в годы нашествия джунгар, поэтому, подобно Артыкбаеву, данный исследователь полагает, что завершение этногенеза казахов происходит в XVIII веке и термин казахи только тогда становится по его словам политонимом, то есть обретает политический смысл.



2016-09-16 524 Обсуждений (0)
Дешт-и-Кыпчак ( начало XI века-1219 год). 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дешт-и-Кыпчак ( начало XI века-1219 год). 1 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (524)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)