Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Договоры, как источники конституционного права в РФ



2016-09-16 3876 Обсуждений (0)
Договоры, как источники конституционного права в РФ 5.00 из 5.00 3 оценки




Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права. Возможность заключения некоторых из таких соглашений предусмотрена Конституцией РФ. Договор является выражением диспозитивного метода конституционно-правового регулирования, так как предусматривает равенство сторон.

Российскому конституционному праву известны следующие виды договоров:

1) Федеративный договор от 31 марта1992 г., закрепивший основы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами и положенный в основу конституционного регулирования федеративного устройства Российской Федерации по Конституции РФ 1993г.;

2) договоры между Российской Федерацией и субъектом Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации. Такие договоры заключены, например, с Республиками Татарстан (15 февраля 1994 г.), Башкортостан (3 августа 1994 г.). Такие договоры конкретизируют предметы ведения субъекта Федерации по сравнению с Конституцией РФ, в которой закреплен принцип «остаточной компетенции», в соответствии с которым субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной масти вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов;

3) договоры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной области края (области), предметом регулирования которых являются отношения между ними, связанные с вхождением автономного округа в состав края или области. Возможность их заключения прямо предусмотрена ст. 66 Конституции РФ. Такие договоры в настоящее время имеют третью сторону в лице федеральных органов государственной власти Российской Федерации. В качестве примера можно привести Договор об отношениях органов исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 1995 г.;

4) соглашение об изменении статуса субъекта Российской Федерацию. Конституция РФ в ч. 5 ст. 66 предусматривает, что статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. Такой закон еще не принят, но очевидно, что в основе изменения статуса субъекта должно лежать согласие, выраженное в форме двустороннего соглашения Федерации и соответствующего субъекта;

5) договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Такие договоры могут быть заключены по широкому кругу вопросов. Возможность их заключения прямо не предусмотрена в Конституции РФ, однако п. «в» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, говоря о полномочиях Конституционного Суда, упоминает в качестве объектов конституционного контроля такие договоры.

Функции конституции.

Конституция —это правовой акт высшей юридической силы, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права; ее отличают от других правовых актов легитимность (законный путь принятия), стабильность, реальность (исполнимость и гарантированность ее предписаний в условиях режима законности и правопорядка), верховенство(акт высшей юридической силы); она является политическим и идеологическим документом.

Функции конституции - различные проявления ее назначения, отражают роль основного закона в политике,жизни общества и граждан, осуществлении задач государства.

Выделяют следующие основные функции конституции:

1)Учредительная -Суть этой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово "учредительная" надо понимать в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям.

Учредительный характер свойствен Конституции РФ 1993 г., причем в целом и несмотря на то, что ряд включенных в нее конституционных институтов появился ранее, благодаря изменениям и дополнениям предшествующей Конституции РФ 1978 г., неоднократно реформировавшейся. Учредительная роль данного Основного Закона состоит в полном и окончательном оформлении отказа России от социалистического пути развития и ее перехода на рельсы: в политике - к общедемократическим институтам и политическому плюрализму, в экономике - к многообразию форм собственности, включая и частную (т.е. собственности отдельных граждан на средства производства, природные ресурсы, а не только на предметы потребления и обихода), свободной экономической деятельности (предпринимательству) и рыночному хозяйству. Кроме того, учредительная роль данной Конституции заключается и в том, что она закрепила новое соотношение властей на уровне Федерации (за счет резкого увеличения роли Президента РФ), разграничение полномочий между РФ и ее субъектами, а также назначение местного самоуправления в РФ.

2)Организаторская функция -данная функция конституции заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. Иначе говоря, после принятия конституции не должно быть такого положения, что о ней тут же забыли, а люди жили бы и действовали в прежнем стиле, как будто бы ее и не было. Конституцию надо выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.

Важное организующее значение имеет сам факт принятия новой конституции. Казалось бы, многое из того, что она отражает, уже существует в жизни, закреплялось предшествующими нормативными актами, в том числе и внесением поправок в ранее действовавший основной закон. И все-таки появление новой конституции является фактором мобилизующего значения для общества, государственных органов.

Кроме того, следует учитывать то, что конституция является документом прямого действия - это зачастую подчеркивается в самом ее тексте. И ее организующее начало состоит в том, что многие общественные отношения могут возникать непосредственно на базе конституции.

Сказанное в полной мере относится и к российским конституциям, в том числе и к Конституции 1993 г. Ее организаторская функция проявляется во многих отношениях. Но особенно выделим то, что в социально-экономической сфере она нацеливает на деловую активность каждого человека, на путь к добросовестной конкуренции и рыночному хозяйству; в политической - на свободное создание различных общественных объединений и политический плюрализм, в государственной - на реальное разделение властей, формирование прочных правил и традиций применительно к относительно новым для нас, не так давно функционирующим конституционным институтам (президентство, профессиональный парламент, в котором равенство палат уступило место принципу верхней и нижней палаты, конституционное правосудие, разделение компетенции между РФ и ее субъектами, местное самоуправление и т.д.).

3)Внешнеполитическая функция- Данная функция конституции состоит в том, что основной закон не только обращен к внутренней жизни страны, но и одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Это может быть выражено включением в конституции специальных глав о внешней политике и обороне (так было, например, в Конституции СССР 1977г., Конституции РСФСР 1978 г.).

Кроме того, внешнеполитическая функция Конституции нашей страны состоит также и в том, что она за пределами государства является важным информационным источником. Конституция дает представление людям других стран, а также государствам и международным организациям о нашем общественно-политическом строе, о структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, о конституционных основах региональной и национальной политики,о статусе, личности в России и т.д.

4)Идеологическая функции - Такая функция есть у любой конституции, она присуща и Конституции РФ 1993 г. Для этого утверждения есть все основания, хотя в ст. 13 Конституции РФ и сказано, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Выходит, наша действующая Конституция — как бы деидеологизированный документ, и неправомерно писать о какой-то идеологической функции конституции? Это не так. Так, не просто правовым актом, но и типичным документом научного коммунизма являлась Конституция СССР 1977 г., она исходила из построения всей жизни в стране на постулатах теории и практики социалистического и коммунистического строительства, а в преамбуле Конституции содержалась характеристика существовавшей в стране общественной системы как развитого социализма. Такой вариант идеологического предназначения конституции и исключает Конституция РФ 1993 г. Или закрепление в Конституции СССР 1977 г. Однопартийной системы с руководящей ролью КПСС и, наоборот, политического плюрализма в Конституции РФ 1993 г. и равенства всех общественных объединений перед законом — здесь ведь тоже видны не только политико-организационные, но и идейные основы. Перечень примеров можно было бы продолжить, но вывод очевиден — каждая конституция закрепляет свою систему общественных ценностей и нацелена на то, чтобы на ее основе воспитывались соответствующие воззрения каждого члена общества.

5)Юридическая функция- Суть этой функции конституции заключается в том, что она: становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются); сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения; дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов,воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.

Сказанное в полной мере относится к действующей Конституции РФ — она является «заглавным» документом создаваемой в России правовой системы, для детализации Конституции нужны около 600 нормативных актов, частично принятых, частично — еще подготавливаемых.

17. Фактическая и юридическая конституции. Фиктивность юридической
конституции.

Конституция– разновидность юридического документа, термин появился в Древнем Риме. Тогда Конституцией назывались единоличные установления римских императоров.

Когда мы говорим о Конституции в юридическом смысле, мы имеем в виду один или несколько юридических документов. Эти документы очень своеобразны, отличаются консервативностью, стабильностью. Они изменяются гораздо медленнее, чем изменяется текущее законодательство.

В этой связи употребляется другой термин – живая Конституция, то есть фактическая конституция (Президент РФ). Это реально складывающиеся в обществе отношения между обществом и государством. Конституция – все то, что характеризует конституционно-правовые отношения в той или иной стране.

Итак, Юридический документ Конституция очень консервативен. Но за 10 лет очень многое изменилось: система судоустройства, права и свободы личности, политические партии и тп. Поэтому понятие фактической Конституции гораздо шире по сути своей, по факту, она не совпадает с Конституцией юридической.

Например, появилась Общественная палата, которая наделена конституционными правами – участие в законодательном процессе. Действующая Конституция распространяется и расширяется. Юридическая Конституция и Действующая, как правило, различаются. Различия могут быть существенными.

Принято говорить о фиктивности юридической Конституции.

В литературе можно прочитать, что фиктивными было принято называть советские Конституции, так как в них были закреплены прав и свободы личности, но юридически они не обеспечивались.

Муру: нельзя говорить о фиктивности каких-либо Конституции! Потому что все Конституции отчасти фиктивны, потому что все время происходят какие-либо изменения государственного и общественного устройства.

Например, во Франции с приходом Шарля де Голля была принята менее демократичная, но действующая Конституция. Хотя фактически к-п отношения во Франции были более демократичными: ни разу не распускалась палата Парламента. Фактическая Конституция является более демократичной, это положительная фиктивность. В этом случае нет смысла стремиться к законности, а наоборот – нужно подтягивать НПА к фактической Конституции.

Структура юридической Конституции (кодифицированной) – Конституция, представленная в виде одного документа, это не обязательно, поэтому есть примеры некодифицированных Конституций.

Если мы говорим о Кодифицированной Конституции, то необходимо рассмотреть структуру:

1.Раздел, закрепляющий основы конституционного строя

2.Раздел, закрепляющий права и свободы личности в данном государстве (иные права и свободы, которые народ добровольно использует)

3.Раздел, характеризующий территориальное устройство (если гос-во сложное, то раздел должен быть более объемным, могут быть спец разделы для субъектов)

4.Раздел, посвященный правовому статусу высших органов государственной власти

5.Раздел, определяющий правовой статус судебной власти

6.Раздел, посвященный правам местного самоуправления

7.Раздел о гражданском обществе, его отношениях и основных правах

8.Раздел, закрепляющий переходные положения, порядок внесения изменений в Конституцию, поправок

9.Могут быть приложения к Конституции

Интернет: Фактическая конституция – это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране. Конституция юридическая – это документ, основной закон (несколько основных законов), принимаемый и изменяемый в особом порядке, имеющий высшую юридическую силу и особый объект регулирования (в большем или меньшем объеме это основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества).



2016-09-16 3876 Обсуждений (0)
Договоры, как источники конституционного права в РФ 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Договоры, как источники конституционного права в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3876)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)