Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 24 : Обмен веществ и энергии. Питание



2016-09-16 454 Обсуждений (0)
Тема 24 : Обмен веществ и энергии. Питание 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель занятия

Сформировать систему знаний о закономерностях процессов обмена веществ и энергии и терморегуляции. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по физиологии обмена веществ и энергии и физиологии терморегуляции. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые общие закономерности процессов обмена веществ и энергии и терморегуляции, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме при изменении обмена веществ и энергии и терморегуляции, обладать навыками в решении вопросов о необходимости исследования процессов обмена веществ и энергии и терморегуляции и в оценке результатов этих тестов, владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области физиологии обмена веществ и энергии и терморегуляции.

 

Исходные знания

1. Калориметрия (биофизика).

2. Единицы измерения энергии: большая калория, малая калория, джоуль (физика)

 

План изучения темы

1. Общее понятие об обмене веществ.

2. Энергетический баланс организма.

3. Методы исследования энергообмена.

4. Калориметрия.

4.1. Прямая калориметрия.

4.2. Непрямая калориметрия (полный и неполный газовый анализ).

4.3. Калорический эквивалент кислорода.

4.4. Дыхательный коэффициент.

5. Основной обмен, значение, факторы его определяющие.

6. Специфически-динамическое действие питательных веществ.

7. Рабочий обмен. Энергетические затраты организма при разных видах труда

8. Белковый обмен.

9. Азотистый баланс.

10. Липидный обмен.

11. Углеводный обмен.

12. Водный баланс.

13. Минеральный обмен.

14. Витамины, физиологическая роль основных групп витаминов.

15. Физиологические основы питания. Виды клинического питания.

16. Нормы питания, зависимость от возраста, видов труда и состояния организма.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «обмен веществ» в организме, между организмом и внешней средой?

1.1. Что обозначают термины «метаболизм», «анаболизм», «катаболизм»?

1.2. Что обозначают термины «ассимиляция», «диссимиляция»?

1.3. Верно ли утверждение, что обмен веществ между организмом и внешней средой - основное условие жизни и сохранения гомеостаза?

1.4. Какие выделяют типы обмена веществ?

2. Что такое энергетический баланс организма?

2.1. Напишите уравнение энергетического баланса организма.

2.2. Является масса тела (МТ) показателем энергетического баланса организма? Насколько полно она характеризует его?

3. Методы исследования энергообмена

3.1. Можно ли определить уровень энергетического обмена по количеству энергии, полученной организмом с пищей, по уровню выполненной полезной работы, по теплоотдаче, по уровню запасаемой энергии (МТ)?

4. Что такое калориметрия?

4.1. Что такое прямая калориметрия?

4.2. Почему уровень теплоотдачи может служить показателем уровня энергетического обмена организма?

4.3. Что такое непрямая калориметрия?

4.4. Что такое полный газовый анализ при непрямой калориметрии?

4.5. Что такое неполный газовый анализ при непрямой калориметрии?

4.6. Кто создал первые калориметры для прямой и непрямой калориметрии?

4.7. Можно ли вычислена теплопродукция, если известно количество потреблённого кислорода и его калорический эквивалент? Как?

4.8. Что такое калорический эквивалент кислорода (КЭК)?

4.9. Зависит ли значение КЭК от качества субстрата окисления, его калорического коэффициента?

4.10. Зависит ли значение КЭК от количества субстрата, окисляемого 1 л кислорода?

4.11. Что такое калорический коэффициент питательных веществ (тепловой коэффициент)?

4.12. Чему равен калорический коэффициент белков, жиров и углеводов в организме?

4.13. Чему равен калорический коэффициент белков, жиров и углеводов, сжигаемых в бомбе Бертло?

4.14. Что такое бомба Бертло?

4.15. У каких питательных веществ калорический коэффициент в бомбе Бертло существенно выше, чем в организме? Почему?

4.16. Как узнать какое питательное вещество «сжигается» в организме?

4.17. Что такое дыхательный коэффициент (ДК) и зачем он нужен при непрямой калориметрии?

4.18. Как определяется дыхательный коэффициент?

4.19. Чему равно значение ДК для белков, жиров и углеводов? Почему?

4.20. Чему равно значение ДК для смешанной пищи, если соотношение потребляемых белков, жиров и углеводов равно 1:1:4? Почему?

5. Что такое основной обмен?

5.1. В каких условиях определяется основной обмен?

5.2. Какие факторы определяют значение основного обмена?

5.3. Каково нормальное значение основного обмена?

6. Что такое специфически-динамическое действие питательных веществ?

7. Что такое рабочий обмен, рабочая прибавка, коэффициент физической активности?

8. Что такое «белковый обмен» в узком и широком понимании этого понятия?

8.1. Назовите основные этапы обмена белков.

8.2. Каково пластическое значение белка?

8.3. Чем определяется биологическая ценность белков пищи?

8.4. Что такое «идеальный белок»?

8.5. Что такое «незаменимые аминокислоты»? Назовите их.

9. Что такое азотистый баланс?

9.1. Какими тремя состояниям выражается азотистый баланс?

9.2. Что такое азотистое равновесие, положительный и отрицательный баланс азота?

9.3. Почему по балансу азота, судят о балансе белка?

9.4. Сколько азота в среднем содержит 100 грамм белка?

9.5. В какой массе белка содержится 1 грамм азота?

9.6. Сколько за время исследования в организме разрушилось белка, если выделилось 10 грамм азота?

10. Что такое липидный обмен?

10.1. В случае длительного и обильного питания каким-либо одним видом жира может ли измениться состав жира, откладывающегося в организме?

10.2. При обильном углеводном питании и отсутствии жиров в пище синтез жира в организме может происходить из углеводов?

10.3. Какое физиологическое значение имеет обмен стеринов, в частности холестерина?

10.4. Холестерину отводится ведущая роль в развитии очень распространённого заболевания. Какого?

10.5. Что такое гиперхолестеринемия и гипохолестеринемия?

10.6. В плазме крови холестерин находится в составе комплексов, с помощью которых и осуществляется транспорт холестерина. Каких комплексов?

10.7. Что такое липопротеиды низкой плотности (ЛПНП), липопротеидов очень низкой плотности (ЛПОНП) и липопротеидов высокой плотности (ЛПВП)?

10.8. В составе каких липопротеидов у взрослых людей находится до 70 % холестерина плазмы крови?

10.9. Что такое «хороший» и «плохой» вид холестерина?

10.10. Что такое коэффициент атерогенности?

10.11. В норме уровень ЛПНП и ЛПОНП должен быть меньше 3,0 ммоль/л и составлять не более 75% от общего уровня липопротеидов, а доля ЛПВП должна составлять примерно 25% от общего холестерина и быть > 1,0 -1,2 ммоль/л. Верно?

11. Что такое углеводный обмен?

11.1. Основная роль углеводов в метаболизме определяется их энергетической функцией. Верно?

11.2. Чему равен уровень глюкозы в крови?

11.3. Что такое гипо- и гипергликемия?

11.4. Что такое гликолиз, гликогенолиз, глюконеогенез?

11.5. Из продуктов распада каких веществ образуются в организме при полном их отсутствии в пище?

11.6. Что образуется при анаэробном и аэробном гликолизе?

11.7. Что такое «сахарный укол» К.Бернара?

12. Что такое «водный баланс»? Из чего он складывается?

12.1. Сколько примерно воды в сутки человек получает воды с пищей?

12.2. Сколько примерно воды в сутки человек получает воды в виде напитков и чистой воды?

12.3. Сколько примерно воды в сутки у человека образуется в процессе метаболизма при окислении белков, углеводов и жиров?

12.4. Сколько воды испаряется с поверхности кожи и альвеол легких в сутки?

12.5. Сколько воды в сутки необходимо для растворения экскретируемых почкой осмотически активных веществ при максимальной осмолярности мочи?

12.6. Сколько воды за сутки выводится с фекалиями?

12.7. Какова минимальная суточная потребность человека в воде?

13. Что такое «минеральный обмен»?

13.1. Какая разница между понятиями «водно-солевой обмен» и «минеральный обмен»?

13.2. Какова суточная потребность в натрии, калии, кальции?

13.3. Какой орган в основном поддерживается баланс натрия, калия в организме?

13.4. Считают, что этот электролит опосредует развитие артериальной гипертензии за счет как увеличения объема внеклеточной жидкости, так и повышения сопротивления микрососудов. Какой электролит?

13.5. Какой электролит является главным фактором поддержания осмотического давления в клетках?

13.6. Что такое макро- и микроэлементы?

14. Какова физиологическая роль основных групп витаминов?

15. Что такое «питание»?

15.1. Что такое «рациональное питание»?

15.2. Что такое «пищевые вещества»?

15.3. На чём настаивает теория сбалансированного питания?

15.4. На чём настаивает теория адекватного питания?

15.5. Что такое клиническое питание и какие могут быть его виды?

16. . Что такое «нормы питания» и от каких факторов они зависят?

Работа в лаборатории

Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:

1. Определение основного обмена у человека по способу Дугласа‑Холдена (непрямая калориметрия).

2. Определение должного основного обмена у человека по таблицам.

3. Определение отклонения от должного основного обмена по формуле и номограмме Рида.

4. Определение суточных энерготрат хронометражно‑табличным методом.

5. Питьевая мотивация при повышении осмотического давления тканевой жидкости.

6. Составление пищевого рациона по таблицам.

7. Оценка состояния обмена веществ и энергии человека по индексу массы тела.

 

Задание на дом

Подготовиться к занятию по теме: «Питание».

 

Литература[a94]

1. Лекции.

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— ??? с[Мф95] .

3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф96] .




2016-09-16 454 Обсуждений (0)
Тема 24 : Обмен веществ и энергии. Питание 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 24 : Обмен веществ и энергии. Питание

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (454)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)