Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Административно-правовые нормы. Т.В. Телятицкая



2016-09-16 453 Обсуждений (0)
Административно-правовые нормы. Т.В. Телятицкая 0.00 из 5.00 0 оценок




Т.В. Телятицкая

 

Административное

Право

Краткий конспект лекций

 

 

Минск

БГЭУ


Содержание

1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.. 3

1.1. Административное право как отрасль права. 3

1.2. Административно-правовые нормы.. 3

1.3. Административно-правовые отношения. 6

1.4. Система административного права. 7

1.5. Место административного права в правовой системе Республики Беларусь. 8

2. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.. 9

2.1. Общие функции государственного управления. 9

2.2. Формы и методы государственного управления. 10

3. ПРАВОВЫЕ АКТЫ УПРАВЛЕНИЯ.. 11

3.1. Понятие правового акта управления. 11

3.2. Отличие правовых актов управления от законов и судебных актов. 11

3.3. Виды актов государственного управления. 12

3.4. Формы правовых актов управления. 13

3.5. Структура правового акта управления. 14

3.6. Требования, предъявляемые к актам управления. 15

3.7. Порядок принятия правовых актов управления. 15

3.8. Действие актов управления. 16

4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.. 17

4.1. Органы государственного управления как основные носители исполнительной власти. 17

4.2. Виды органов государственного управления. 18

5. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ.. 20

ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ.. 20

5.1. Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь. 20

5.2. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Беларусь. 22

5.3. Административно-правовой статус общественных объединений. 23

6. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ... 24

6.1. Понятие государственной службы.. 24

6.2. Понятие государственного служащего и основы его правового положения. 25

6.3. Классификация государственных служащих. 25

6.4. Комплектование должностей государственных служащих. 26

6.5. Прохождение службы государственными служащими. 27

6.6. Прекращение государственной службы.. 28

6.7. Стимулы деятельности государственных служащих. 29

7. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.. 30

7.1. Административно-правовой статус Президента Республики Беларусь. 30

7.2. Правовой статус Администрации Президента. 31

8. СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.. 32

8.1. Понятие и назначение Совета Министров. 32

8.2. Состав и структура Совета Министров. 32

8.3. Правовое положение Премьер-министра и его заместителей. 33

8.4. Организация и порядок деятельности Совета Министров. 34

9. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА РЕСПУБЛИКАНСКОМ УРОВНЕ.. 35

10. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.. 36

11. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ.. 38

11.1. Контроль как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. 38

11.2. Виды и принципы контроля. 39

11.3. Президентский контроль. 39

11.4. Контроль Парламента и местных Советов депутатов. 40

11.5. Контроль органов исполнительной власти. 41

11.6. Судебный контроль за субъектами административного права. 42

11.7. Понятие и виды надзора. 44


СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Административное право как отрасль права

Административное право – самостоятельная отрасль, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений в сфере исполнительной власти, а именно отношения, складывающиеся по поводу реализации функций государственного управления.

Предметом административного права являются обще­ственные отношения, возникающие при организации исполнительно-распоряди­тельных органов и в процессе их административной деятельности.

Однако административное право регулирует не все управленческие отношения. Так, управленческую деятельность администраций предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, управленческие отношения, связанные с финансами – финансовое право и т.д.

Основными условиями отнесения общественных отношений к управленческим, то есть составляющим предмет административного права, являются следующие: 1) наличие в них соответствующего органа исполнительной власти или его представителя, и 2) связь с исполнительно-распорядительной деятельностью.

В качестве способов правового регулирования административное право использует предписание, запрет, дозволение, рекомендацию.

Предписание– это возложение прямой юридической обязанности совершать определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запрет– это возложение прямой юридической обязанности не совершать (воздерживаться от совершения) соответствующих действий в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволение– это предоставление участнику правовых отношений субъективных прав на совершение определенных действий, либо отказ от их совершения по своему усмотрению.

Рекомендация–это пожелание юридического характера как наилучшим образом поступать в условиях, предусмотренных правовой нормой.

 

Административно-правовые нормы

Административно-правовые нормы – это правила поведения, регулирующие управленческие отношения, установленные компетентными государственными органами и обеспечиваемые государственным принуждением.

Существует множество критериев классификации административно-правовых норм. Так, они делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также меру ответственности участников управленческих отношений. Процессуальные нормы определяют порядок реализации этих прав и обязанностей.

По функциям права административно-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные;

по содержанию предписания наобязывающие,запрещающие, уполномочивающие, стимулирующие,рекомендательные;

по юридической силе: нормы законов, нормы подзаконных актов;

по действию во времени: срочные и бессрочные;

по масштабу действия: общереспубликанские и местные;

по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие правовое положение: граждан; органов исполнительной власти; государственных служащих; предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений в сфере государственного управления;

по объему регулирования: общие, межотраслевые, отраслевые;

по степени определенностиизложенных в нормах требований: абсолютно определенные; относительно определенные; альтернативные (допускающие несколько вариантов поведения, предусмотренных нормой).

Существуют и иные классификационные группы административно-правовых норм.

С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма, как и любая другая норма права, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза– та часть нормы, которая содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо руководствоваться данной нормой, исполнять и применять ее. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы административного права, являются юридическими фактами, порождающими административные правоотношения.

Диспозиция – главная часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое данной нормой права.

В санкцииадминистративно-правовой нормы указываются меры государственного воздействия, применяемые к лицам, нарушающим установленные правила.

Административно-правовая норма не тождественна содержанию статьи или параграфу того или иного акта управления. Во многих случаях структурные элементы административно-правовой нормы находятся в различных статьях, частях акта управления, или даже в различных актах.

Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих отношений, или иными словами – это процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права государственной воли, изложенной в нормах.

К формам реализации административно-правовых норм относятся:

исполнение– активные действия субъектов права по выполнению юридических предписаний, запретов или дозволений, содержащихся в норме;

соблюдение– воздержание субъекта от совершения запрещенных действий. Соблюдение отличается от исполнения пассивным поведением субъекта;

использование– добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления;

применение – издание (принятие) полномочным органом (компетентным субъектом власти) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Применение административно-правовых норм осуществляется в особом, установленном законом процессуальном порядке. Субъектами применения могут быть только правомочные органы или должностные лица.

Нормы административного права, как и нормы других отраслей права, имеют пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие административно-правовых норм начинается, как правило, с момента принятия актов, содержащих эти нормы, и доведения их в необходимых случаях до сведения исполнительней. Вместе с тем акты, содержащие нормы, предусматривающие административную ответственность, вступают в силу через только определенный срок после опубликования. Это сделано для того, чтобы люди могли ознакомиться с содержанием таких решений.

Вопрос об утрате административно-правовой нормой юридической силы решается обычно путем официальной ее отмены специальным актом государственного органа.

Как правило, действие норм рассчитано на неопределенное время. Однако нередко встречаются нормы, действие которых связано с наступлением какого-либо события (стихийное бедствие, эпидемия и т.п.), с совершением факта, а также с точно определенным сроком («до окончания весенне-летних полевых работ», «на 6 месяцев» и т.п.). В предусмотренных законом случаях действие нормативных актов управления может быть приостановлено на определенное время или без указания такового.

В отношении административно-правовых норм, в особенности норм, устанавливающих или усиливающих ответственность, действует общее правило о том, что они обратной силы не имеют. Однако встречаются случаи, когда действие той или иной нормы распространяется и на ранее возникшие отношения. Такое обстоятельство специально оговаривается в нормативном правовом акте.

Действие административно-правовой нормы в пространстве связано с положением органа, издающего нормативный акт, в системе органов государственного управления, вследствие чего различают нормы государственного и местного масштаба, нормы общего характера и нормы отраслевые, а также нормы локальные, действующие в пределах одной организации.

Действие административно-правовых норм по кругу физических лиц связано с распространением устанавливаемых ими правил либо на всех граждан, либо на их отдельные группы (военнослужащих, пассажиров).

 



2016-09-16 453 Обсуждений (0)
Административно-правовые нормы. Т.В. Телятицкая 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Административно-правовые нормы. Т.В. Телятицкая

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (453)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)