Шкала перевода рейтинговых баллов в итоговую оценку за семестр по учебному курсу
Итоговый контроль в виде зачета по дисциплине «Философия» проводится в экзаменационную сессию на 1 курсе в 1 семестре по утвержденным билетам (каждый билет включает три вопроса). При отличной успеваемости и 100% посещаемости студенту может быть выставлен зачет по итогам текущей успеваемости.
Контрольные вопросы итогового контроля по дисциплине «Философия» 1.Философия как форма общественного сознания (этапы формирования философского миропонимания) 2.Предмет философии (структура философского знания). 3. Место и роль философии в культуре (функции философии). 4. Мифология, философия, религия: общее и особенное. Онтологическая функция философии. 5. Философия и наука. Проблема научности философского мировоззрения. Методы философских исследований. Гносеологическая функция философии. 6. Философия Древней Индии: ведический период, буддизм (основные идеи и положения). 7. Философия Древнего Китая: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм. 8. Античная философия: милетская школа – поиски основы мира и бытия (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Пифагор и др.). 9. Античная философия: элейская школа (Парменид, Зенон, Демокрит и др.). 10. Антропологическая и этическая проблематика в философии Сократа и софистов. Понимание диалектики Сократом. 11. Объективный идеализм Платона, его учение об обществе и государстве, этика. 12. Философия Аристотеля: материя и форма (эйдос), потенция и акт. Теория познания и логика. Учение об обществе и государстве: этические представления. 13. Этические проблемы человека в философии эллинизма: стоики, эпикурейцы, скептики, киники. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники. 14. Средневековая философия: общая характеристика, периодизация. Апологетика и патристика. Схоластика. Проблема универсалий: «номинализм», «реализм», «концептуализм». 15. Философия Августина Блаженного: теодицея, учение о бытии, вечность и время, свобода и божественное предопределение, историософия. 16. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики: концепция бытия и божественного откровения, соотношение веры и разума, этические принципы, учение об обществе и государстве. 17. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия средневековья. 18. Философия эпохи Возрождения: общая характеристика. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм. 19. Социально – политические идеи мыслителей «ренессанса» (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Компонелла). 20. Натурфилософские идеи эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей, Б. Телезио, Леонардо да Винчи). 21. Философия Нового времени: общая характеристика. Проблема методов познания. Рационализм. 22. Философия Ф.Бэкона: критика схоластики, эмпиризм - развитие экспериментального метода, метод индукции; учение об «идолах». 23. Философия Р.Декарта: картезианство, интеллектуальная интуиция; дедуктивный метод, рационализм, дуализм. 24. Онтология Б. Спинозы и В. Лейбница: субстанциональный монизм и плюрализм. 25. Философия «английского просвещения»: Т. Гоббс, Дж. Локк. 26.Философия «французского просвещения»: Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Ж.О. де Ламетри, П.А. Гольбах, Д. Дидро, К.А. Гельвеций. 27. Немецкая классическая философия: И. Кант («критика чистого разума), Г.Гегель (законы диалектики), И. Фихте («наукоучение»), Ф. Шеллинг («созерцательный объективный идеализм»), Л. Фейербах («антропологический материализм») и ее значение. 28. Философия иррационализма. Философские взгляды А. Шопенгауэра на проблему воли человека. 29. «Философия жизни» Ф. Ницше. 30. Позитивизм (О. Конт) и неопозитивизм (С. Миль, Г. Спенсер). Венский кружок. 31. Философская школа структурализма (К. Леви – Стросс, Ж. Лакан). Постструктурализм (Ж. Деррида, М. Фуко). 32. Экзистенциализм и проблема сущности человеческой жизни (С. Кьеркегор, Ж.П. Сартр, К. Ясперс и т. д.). 33.Фрейдизм (З. Фрейд) и неофрейдизм (А. Адлер, Э. Фромм и т. д). 34. Модернизм и постмодернизм (Ю. Хабермас, П. Рикер и т.д.). 35. Герменевтика (В. Дильтей). 36. Философия марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс). 37. Русская философия: характерные черты и основные этапы развития. Основные мировоззренческие течения в русской философии (особенно XIX – XX ВВ.). 38.Философские идеи в культуре Киевской и Московской Руси (XI – XVII вв.). 39. Философская мысль в России в XIII в. 40. Философские взгляды славянофилов и западников: общее и особенное. Философия П.Я. Чаадаева. 41. Философский панморализм Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. 42.Философская система В.С. Соловьева: учение о «всеединстве», «цельном знании», «софиология», «богочеловечество», историософия. 43. Русская религиозная философия (С. Булгаков, Н. Бердяев, Л. Шестов и т. д). 44. Философия «русского космизма» (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский). 45. Концепция «бытия» - фундамент философской картины мира. Монистические, дуалистические, плюралистические концепции бытия. Формы бытия. Многомерность, многообразие бытия. 46. Понятие материального и идеального. Проблема материи в философии, ее структура. Атрибуты материи: движение (виды), пространство, время. 47. Категория «сознание» в философии как способность человека к мышлению: природа, сущность, структура, формы проявления, способы отображения. Солипсизм. 48. Философское учение о познании (гносеология). Основные позиции познаваемости мира. Эмпиризм и рационализм. 49. Проблема истины в познании. Концепции истины. Критерии истинности. Соотношение истины и заблуждения в теории познания. Ложь. 50. Диалектика и метафизика как способы познания. Принципы диалектики. Законы диалектики. Категории диалектики. 51. Детерминизм, индетерминизм. 52. Многообразие картин мира: религиозно – мифологическая, философская, научная. 53.Диалектика: основные методы (Гегель, К. Маркс) и принципы познания мира. 54. Синергетика: теория самоорганизации и саморазвития мира. Законы и принципы, точка бифуркации. 55. Проблема человека в истории философии. Представление о совершенном человеке в различных культурах (Западная и Восточная). 56. Природа и сущность человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Свобода и ответственность. 57. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Типология личности. Роль личности в истории. 58. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Ценности (в том числе религиозные) человеческого существования. 59. Человек в системе социальных связей. Личность и массы. Свобода и необходимость. 60. Человек, общество, культура. 61. Социальная философия: предмет, специфика, задачи. Соотношение с другими общественными науками. 62. Основные подходы к исследованию общества в философии. 63. Общество как система. Структура общества. 64. Общество как процесс. 65. Формационные концепции общественного развития. 66. Цивилизационные концепции общественного развития. 67.Соотношение понятий «общество» - «гражданское общество» - «гражданско – правовое общество». Гражданское общество и государство. 68. Историософские проблемы в истории философии. 69. Проблема глобализации общества в система «человек - социум». 70. Проблемы глобализации общества в системе «человек – природа». Географический детерминизм. Экологический кризис. 71. Римский клуб и исследование глобальных проблем. Основные группы глобальных проблем. 72. Оптимистические и пессимистические сценарии будущего. Философия и современный мир. 73. Основные проблемы философии науки и техники. Интерпретация науки и техники в истории философии. Научное знание как система. 74. Этапы исторического развития техники научно – технический прогресс. Человек и техника. Сциентизм и антисциентизм. 75. Профессиональная ответственность ученого и проблема фальсификации в науке. Современная техническая цивилизация.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: Основная литература
Дополнительная литература
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы http://www.philosophy.ru/library/lib2.html Стэнфордская философская энциклопедия: http://www.science.uva.nl/~seop/contents.html Интернет-энциклопедия философии: http://www.utm.edu/research/iep/ Oxford companion to philosophy: http://www.xrefer.com/entry.jsp?volid=48
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (386)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |