Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА



2016-09-16 545 Обсуждений (0)
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Главная задача данного курса – дать такое понимание художественно творческого процесса, чтобы вы вошли в стезю настоящего художественного творчества. Чтобы открыли в себе способность заниматься творчеством не ради, а вопреки. Потому, что художественное творчество - это основа нашего духовного выживания. Это то, что позволит вам стать творческой личностью.

Художественное творчество – это создание новых эстетических ценностей, вещей и художественных образов, которые радуют своей красотой и порождают эстетические и духовные переживания. Теперь прибавляем к “художественному творчеству” слово “психология” и получается психология художественного творчества – психология создания новых эстетических и духовных ценностей. С одной стороны, это психология, а с другой стороны, это часть традиционной эстетики. И все-таки, чем же отличается эстетика от того, что мы с вами будем изучать? В эстетике творчество представлено без особых психологизмов. Эстетика обобщает нечто вне личности, вне автора, вне его переживаний, вне подходов, которые позволяют человеку творить писать, создавать. Иными словами, в ней больше анализа художественного в творчестве как возможной модели творческой деятельности в более широком смысле. В отличие от эстетики, психология художественного творчества изучает психологические подходы художественного творчества, постигает характер художника, включение его в творческий процесс, психологические закономерности, которые происходили и происходят внутри художника.

В художественном творчестве необходимо различать субъективное и объективное. Когда у вас что-то получается и вы открываете для себя (но не для других) нечто новое, что в вас не было, то в этом, чаще всего заключается элемент субъективного творчества. А есть объективное творчество, когда вы в процессе художественного творчества, создаете нечто новое, не для себя, а для всех, для общества.

Пример. Маленький ребенок рисует. Он радуется, творит, открывает. Так многие дети рисуют. Это субъективное творчество. Но есть дети, которые рисуют необыкновенно, вырываясь из традиционной детской психологии. Это уже объективное творчество.

Желаю вам того, чтобы у вас в жизни было больше и того, и другого! Многие художники (личности, занимающиеся художественным творчеством) живут, купаясь в субъективном творчестве. Они приходят домой и говорят своим близким: «Я великий музыкант!» Они верят в себя, хотя “оценщики” их не ценят. Объективно его не ценят, но субъективно он верит в свои силы и ценит себя высоко. Это бывает у вокалистов, музыкантов, различных исполнителей и иных художников. А вы к тому еще будущие педагоги художественного творчества, и от вашего слова будет зависеть судьба будущего творца. Если вы будете хорошо знать психологию художественного творчества, то никогда не скажете своему ученику такого, что может “убить” в нём творческую личность, несмотря на то, что вы будете понимать, что это всего лишь субъективное творчество. Ребёнок придет к вам в кабинет и скажет: «Здравствуйте, я гений!». А вы скажете: «Ты что, какой ты гений?!». Вам придётся быть объективным, т.е. “принимать” и поддерживать разных “гениев”. И не обязательно детей. Многие люди искусства мнят себя гениями, это необходимо объективно признать. Если вы занимаетесь творчеством, то у вас обязательно есть тайна о себе, есть надежда и мечта, что вы удивите мир, создадите, сыграете так, как никто другой этого не делал.

Психология художественного творчества это часть психологии искусства. Что изучает психология искусства? Она больше изучает процессы восприятия произведений искусства и отвечает на вопрос: “Почему данное произведение вызывает эстетическое наслаждение и является искусством?” Вы не удивлялись тому, почему, когда мы какую-то мысль облекаем в рифму, она становится интересной и красивой. Почему поэты не выражают эту мысль прозой? Почему музыка является музыкой? Что же в ней такого, что она изменяет наше состояние и мы начинаем прыгать, переживать от удовольствия. Что именно в ней есть такого, что она вызывает удовольствие или эстетическое наслаждение? Мы обычно принимаем это как данное, как привычку так воспринимать. Поэтому в психологии искусства значительную часть занимает психология восприятия произведений искусства. В этой науке есть часть, которая занимается психологией процессов, которые протекают внутри художника во время его работы. И наконец, в этой науке есть раздел, который изучает воздействие искусства на нашу жизнь, на нашу деятельность, как мы меняемся.

Психология создания произведений искусства во многом определяется характеристиками и состоянием художника, его жизненным путём, его переживаниями. Существует множество психологических факторов, от которых зависит творчество. Именно об этом мы будем говорить, изучая психологию художественного творчества. Мы будем задаваться вопросами: “Почему тот или иной автор написал данное произведение? Почему это родилось именно у него, а не у кого-то другого?” Мы будем изучать переживания, размышления, сновидения, воображение, фантазии, ситуации художника, которые способствовали развитию его художественного творчества. Мы будем задаваться вопросом: “Каким образом эти психологические процессы сказались на творчестве художника? Каким образом произведения художественного творчества влияют на нашу жизнь и деятельность?” Это влияние сильное.

Пример. Фильм «Весна на Заречной улице», в свое время, спровоцировал гигантский интерес к профессии сталевара. Многие молодые люди, старались быть похожими на художественный образ, созданный Рыбниковым. Они мечтали плавить сталь и быть сталеварами, а не юристами и банкирами, как это модно сейчас. (Впрочем, благодаря фильму “Бригада”, многие школьники уже мечтают стать мафиозниками).

Таких примеров множество.

По сути своей, предмет, который мы будем больше изучать психологию личности в искусстве. Кроме того, мы будем рассматривать такие технологии, которые позволяют художнику более эффективно творить и создавать. Вы получите знания, которые позволят вам не изобретать велосипеда и не тратить своё ценное время. Ведь очень часто люди мнят себя великими творцами, купаясь в мании величия своего творчества, где в действительности нет ничего ценного с точки зрения истинного искусства. Наш курс позволит художнику идти более поступательно.

Предмет психологии художественного творчества – это психологическое содержание художественного произведения. Как же изучать художественное творчество, если все это было внутри художника? Как раскрыть внутренний мир художника, которого уже нет в живых? Для этого изучаются различного рода этюды, эскизы, черновики, планы, правки, личные документы, рассказы знакомых и близких художника, личная жизнь, даже болезни художника и т.п. (И действительно, есть болезни художников, которые изучаются, а затем психологи и психиатры пишут диссертации по психологии художественного творчества). Здесь всё важно: как художник работал, что он делал, где ходил, гулял, как и что говорил. Изучаются черновики, бумаги, эскизы и т. д. Таким образом, происходит анализ и психоанализ истории самой личности художника.

Искусство – это духовное освоение и познание мира, целью которого является развитие творческих способностей, творческого изменения себя, окружающего мира, изменения себя и окружающих по законам красоты. Вот такое определение есть в словаре по эстетике. Неужели искусство это просто познание?Разве искусство существует только ради познания? И, действительно, мы желаем получить ответы на многие вопросы. Мы взрослеем, изменяемся. Но говорить о том, что благодаря искусству идет только познание некорректно. Разве мы слушаем музыку и песни только ради познания? В припеве одно слово повторяется двадцать раз и что мы, спрашивается, в нём познаем? Но мы радуемся, нам хорошо. Значит, у искусства есть иная функция, кроме познания. Это позитивное и духовное воздействие на наши чувства и переживания. Психология воздействия – это интересная психология. Она отвечает на вопрос: “Почему данное искусство воздействует на меня?” Что в нем есть такое? Например, почему живописные картины способны вызывать у нас восхищение сходством предметов, хотя в реальности мы на эти предметы не смотрим, а на картину смотрим? Что побуждает нас двигаться под такт музыки? Почему мы смотрим на героя, у которого горе и переживаем за него и даже, порой, плачем? Хотя понимаем, что это всего лишь игра актёров и творения художников. Психологически, это сложная проблема. Почему, большинство архитектурных сооружений мира, всякие Египетские пирамиды, строили просто так, хотя они, с чисто прагматической точки зрения, не нужны?

А как возникает замысел? Что же такого в художнике происходит, что он создаёт произведение искусства? Какие в нём работают психологические подходы, какие мотивации?

Таким образом, психология художественного творчества –уникальная психология среди всех разделов психологии. Более того, она не просто уникальна, она самая человечная, самая живая психология. Все остальные разделы психологии, с которыми вам удалось познакомиться, мертвы на фоне психологии художественного творчества. Почему? Во всех этих психологических науках, отношение к личности, к живой душе идет как отношение к некоей сложной психической машине, психической системе. В них прекрасно описано, как нужно себя вести и как воздействовать, чтобы получить желаемый результат. В них, имеет место отношение к психике и душе, как некоей сложной машине, в которой есть свои регуляторы, кнопочки, винтики, за которые можно подергать и получить нужный результат. Таким образом, в этих психологических науках данная личность относится к другой личности как к средству, как к объекту. Так строится предсказуемая психология, как наука о психических процессах. Предсказуемо, значит научно. Так появляются различные теории, где имеет место отношение к душе, как к сложной предсказуемой машине. Это этично? Но, тем не менее, все мы этим пользуемся и относимся друг к другу как к средству. Таким образом, в психологии исчезает душа, но благодаря этому психология остаётся наукой, которая способна прогнозировать и предсказывать? Но способна ли она предсказывать процессы художественного озарения, вдохновения и творчества? Или она способна только предсказывать примитивные реакции жертв рекламы?

По-видимому, та примитивная психология, которая предсказуема и имеет отношение больше психотехнологиям манипуляций, к психологии не имеет никакого отношения, потому что она манипулирует примитивными психофизиологическими подходами личности. Посмотрите на рекламу. Там преимущественно всё основано на сексуальных инстинктах. Та психология, которая предсказуема, управляема и прогнозируема, она основана на психологии потребностей. Это к живой душе никакого отношения не имеет. Многие женщины знают, что путь к мужчине, лежит через желудок. Эти аспекты психологии действительно прогнозируемы. Но они больше всего имеют отношение к психофизиологии, а не к психологии, творящей психическую реальность. А спрогнозировать, чтобы завтра Пётр Иванов в девять часов поверил в Бога, или сочинил сонату, или интуитивно пришел к какому-то озарению, интуитивному процессу, такая психология не способна. Потому что душевные процессы протекают в нас, как открытой системе. Мы открыты миру, мы непредсказуемы. Это и есть та самая брешь в психологии, благодаря которой психология не может называться точной наукой. Есть наработки в психологии, которые более или менее описывают процессы художественного творчества и искусства, но это уже психотехнология. Кто-то изберёт коньюнктурно-технологический путь в искусстве. Для него процесс художественного творчества будет ремеслом, позволяющим зарабатывать средства на выживание. Поэтому остается единственная область, которая рассматривает душу живой - это психология художественного творчества. Только эта наука позволяет сохранить психологию как науку о живой, человеческой душе. Другие же разделы психологии - мертвы, там нет души, там есть просто психика как сложный подход. Так одна женщина, благодаря такой психологии познала своего супруга настолько, что ей стало скучно. Ведь живая душа основана на тайне, на вещах, которые необъяснимы. И до тех пор, пока у нас есть тайна о других, о себе, мы живы как духовные существа, способные творить.

Пример. У нас в руках заводная лягушка. Я её завожу и она поскакала по клавишам. Она предсказуема потому, что металлическая. Так и вы иногда скачите пальцами по клавишам. Хотелось бы, чтоб этого было меньше.

В психологии есть подход, который выводит форму художественного произведения из содержания и из особенностей индивидуального сознания. То есть выводит форму художественного произведения и его содержание из особенностей индивидуального сознания. Есть другая школа – это школа антипсихологизма. Она игнорирует мир переживания художника. Первая школа выводит форму и содержание художественного произведения из особенностей индивидуального сознания художника. Согласно этому взгляду, в основе психологии художника лежат внутренние сознательные и подсознательные процессы, которые сублимируются в художественное произведение. Согласно антипсихологизму, наоборот, отвергается зависимость этих произведений от психического состояния. Психика, в этом случае, ни при чем. Они утверждают, что есть какие-то внешние структуры, формы, которые не зависят от нашего сознания. И художник, минуя своё индивидуальное, приходит к ним.

А чем отличается научное творчество от художественного творчества? Научное творчество - это открытие нечто, что уже есть в природе.

Пример. Природное электричество некоторых глубоководных рыб уже было в природе, но Гальвани открыл электричество как физическое явление. Кекуле, аналогично, открыл существование бензольного кольца. В художественном творчестве, открывается нечто, чего не было в природе. Не родился бы Моцарт – не узнали бы мы никогда его гениальных музыкальных произведений, а бензольное кольцо и электричество всё равно открыли бы другие учёные.

Поэтому художественное творчество - это особое непредсказуемое творчество, где все зависит от индивидуальности. Но опять-таки, антипсихологисты говорят, что художник не творит, он просто открывает нечто, что уже есть. Согласно их точке зрения, художник как бы подключается к некоей субстанции, как к некоему банку, в котором хранятся все творения. Художнику в этом случае ничего не остаётся, как скопировать эту шпаргалку Бога, Космоса, Мирового Разума и т.п.

Пример. Великий прибалтийский художник признавался, что ему приходили видения и синестезии, которые он просто срисовывал.

Действительно ли это так? Действительно ли он просто срисовывал подсказки Бога. Это одна из сложнейших проблем психологии художественного творчества.

Действительно, есть такие формы искусства и творчества, которые универсальны и находятся как бы вне индивидуального сознания, повторяясь во многих странах, народах и культурах. Такой формой являются сказки. Дети разных стран слушают одни и те же сказки. Есть формы, которые не зависят от национальности. Они как бы повторяются. То ли они в Австралии, то ли они в Европе, то ли они в Африке. Везде имеют место одни и те же персонажи и сюжеты. Изменяются лишь их имена.

Таким образом, по видимому, в искусстве есть нечто универсальное и одинаковое для всех. В искусстве есть какие-то общие формы, которые независимы от индивидуального сознания (Об этом мы будем говорить, когда ниже будем рассматривать архетипический подход художественного творчества). Именно поэтому, некоторые исследователи пытаются выявить законы, согласно которым человек делает открытие в художественном творчестве.

Пример. По каким законам Чайковский написал гениальную музыку к балету “Щелкунчик ”? По каким законам созданы великие творения в других искусствах? Есть исследователи, которые обещают вскрыть эти законы так, чтобы можно было применив их создать изобилие произведений искусства. И, якобы, “свалятся” на голову художников шпаргалки Бога. Но не будут ли они обыкновенным информационным мусором, от которого мы сейчас страдаем? Есть такие теоретики, которые даже математизируют и программируют Моцарта, высчитывая ноты и, на этом основании, выводят формулу гениальности в музыкальном творчестве.

Поэтому постоянно идет спор о таких возможностях науки. Но есть другая точка зрения, согласно которой есть непредсказуемость, есть процессы и вещи, которые нельзя программировать, прогнозировать, а затем создавать на этом основании психотехнологии гениальных творений.

На стыке этих проблем предсказуемого и непредсказуемого в художественном творчестве и возникает проблема: что же является истинным искусством, а что является псевдоискусством?

Это определить порой не так просто.

Пример 1. Ломоносов сделал открытия в области русского языка и научил своих соотечественников рифмовать предложения. Ломоносов открыл стихи как новую форму языка. Но сейчас в такой рифме пишет каждый второй влюбленный. Таких поэтов сейчас множество. Они, порой пишут не хуже Ломоносова так как воспитаны на поэзии, на творчестве, на уже известных традициях. Эти новоявленные поэты, по сути своей, паразитируют на формах, которые открыли их деды, прадеды, и. т.д. А Ломоносов в своё время был лишь один, который мог писать рифмой. Таким образом, время как бы изменяет планку, относительно которой можно говорить – это объективное творчество, а это субъективное.

Пример 2. Рубинштейн не смог сыграть симфонию Чайковского. Не смог, потому, что не хватило мастерства. А сейчас это произведение играют пятикурсники консерватории.

Пример 3. вокальном искусстве, благодаря развитию технологии и системы “караоке”, можно “вытягивать” бездарного певца.

Пример 4. Раньше на «Союзмультфильме», когда создавались мультфильмы, то это был весьма долговременный технологический процесс. Сейчас многие мультфильмы ставятся намного оперативнее и быстрее, в силу того, что в кинематографическом и телевизионном искусстве, в настоящее время, применяются современные монтажные комплексы, позволяющие быстро и качественно делать монтаж и компьютерную графику. Поэтому, уровень или планка, отвечающая критерию объективного творчества, поднялись.


ЛЕКЦИЯ 2

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА. РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТУИТИВНОЕ В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

Уважаемые учащиеся! Вы являетесь студентами творческих специальностей. Многие из вас гордятся этим. И это прекрасно! Но все ли из вас в будущем смогут в действительности заниматься творчеством. Ведь творчество это создание чего-то нового, такого чего никогда не было. Вам могут позавидовать даже учёные, которые действительно открывают что-то новое, но оно в природе уже было, просто мы о нём не знали. В художественном творчестве открывается нечто такое, чего в действительности никогда не было и у вас есть возможность поучаствовать в этом. Благодаря этому вы сможете реализовать себя как личности. Более того, благодаря этому жизнь ваша будет интересной, насыщенной, счастливой. Хотя, как не обидно это сознавать, многие из вас в силу каких-то причин настроены пессимистично, и уже заранее отвели себе «скромные местечки», где нет места творчеству, а есть простое зарабатывание денег и выживание. Такова жизнь. Но история показывает, что многие великие творческие деятели также занимались выживанием, но всегда находили место и для творчества, за которое не всегда хорошо платили. Художественное творчество было у них основным смыслом жизни. Сейчас то мы знаем, что их творения бесценны. Поэтому, возможно и среди вас сидят будущие великие режиссёры, актёры, музыканты, композиторы, танцоры, сценаристы и иные творческие деятели. Пока не признанные....

Поэтому вперёд в мир творческих процессов в искусстве!

Данный курс психологии художественного творчества поможет вам: не заблудится в этом мире, идти более поступательно, меньше делать ошибок (хотя ошибки тоже нужны), противостоять и защищаться от факторов, мешающих творчеству, отличать истинное творчество и искусство от мнимого, понимать подходы художественного творчества, выявлять творческие способности у других, знать психологию художника и др.

Итак, попытаемся понять, что есть психология художественного творчества?

Если взять словарь по эстетике, то там сказано, что художественное творчество - это создание новых эстетических ценностей. Таким образом, мы будем изучать психологию создания эстетических ценностей, психологию художника. В нашем понимании художником мы будем называть творческого работника в искусстве.

А возможно ли изучать психологию художественного творчества? Ведь психология это наука, которая описывает и прогнозирует психические процессы? Описывать психические процессы художника, после того, как произведение создано психология научилась? Хотя это не простая задача (этому будут посвящены последующие наши лекции). Но способна ли психология прогнозировать психические явления художника: вдохновение, озарение, интуицию? Можем ли мы спрогнозировать, чтобы завтра в десять часов утра кому-нибудь из вас пришло вдохновение и вы создали бы произведение искусства? Если нет, тогда психология художественного творчества не может считаться наукой?! Таким образом, психология художественного творчества - это особая и единственная область во всей психологии, которая является «живой» психологией, которая действительно описывает нечто, что делает психику живой, творящей себя.

Попытаемся доказатьвышесказанное.

В настоящее время современная психология пришла к такому рубежу, когда уже становятся предсказуемыми многие психологические процессы. Мы научились описывать и прогнозировать многие поведенческие, эмоциональные и мыслительные процессы. Но имеет ли всё это к истинной психологии, как к науке о живой, человеческой психике, в которой есть тайна, непредсказуемое художественное творчество и интуиция - различные надсознательные процессы? С одной стороны, нас радует, что вроде уже разработана единая категориальная система фундаментальной психологии, и казалось бы, есть целостный подход к психике. Но с другой стороны, работы в области создания единой психологической системы, страдают детерминистской редукцией, некоей научной неуклюжестью, являющейся следствием желания загнать сложные психологические процессы в систему, которая, по сути своей, уже давно себя изжила. Этот страстный порыв объединить все психологические системы, и при этом, не изменить истокам нашей скромной отечественной психологии, которая длительное время была законсервирована, вполне оправдан, но не реален. Именно поэтому, на наш взгляд, разделы этих работ, касающихся надсознательных процессов, которые имеют место в психологии художественного творчества (феномены интуиции, озарения, вдохновения) получились скомканными, и, не согласующимися с логикой предлагаемой целостной психологической системы. По видимому, психология надсознательного, всегда будет некоей тайной брешью, мешающей созданию единой законченной психологической системы. И это было бы прекрасно... Но, увы! В настоящее время мы всё больше и больше погружаемся в мир скучной предсказуемости, в котором всё меньше и меньше места для тайны, интуиции, истинному художественному творчеству. Так например, современная манипуляционная психология достигла такого уровня, что позволяет, воздействуя скрытым образом, получать различные реакции, угодные манипулятору. (На последующих лекциях мы подробнее разберём с вами манипуляционные подходы художественного творчества, вскрытыми благодаря нашим исследованиям. Но имеет ли это отношение к искусству?)

Почему развитие психологии привело к таким деструктивным явлениям?

Одной из причин этого, пожалуй, является объективное развитие психологии, изучавшей сначала сознание, а затем подсознание. Причём это научное развитие шло на основании психофизиологической редукции и детерминизма. В результате психика всё больше и больше превращалась в сложную психическую машину со своими регуляторами. Надсознательные же явления, которые лежат в основе художественного творчества, игнорировались, так как не было понятий и принципов, которые хоть как-то могли бы описать эти явления. В результате психология изучала психику, в которой было сознание и подсознание, но не было нечто, что делает психику живой и человеческой, способной к творчеству. Были открыты различные психические подходы, но из них не следовало то, что делает сознание живым и человеческим. Именно поэтому некоторые современные психологи, пришли к выводу о существовании не человеческой души, а психики, подобной «живому биокомпьютеру». Но способен ли такой компьютер творить?

Следовательно, современная психология научна (описывает и предсказывает), но в той только части, которая основывается на психофизиологии. Мы верим в понятия, которые введены в такой психологии и они вроде бы отвечают на многие наши вопросы, описывают многие психологические процессы. Не связано ли это простой верой в эту систему? На наш взгляд, мы привыкли верить тому, что за одним следует другое. Нас научили так понимать и воспринимать. То есть мы являемся жертвами научной апперцепции (надеемся, что вы помните, что это такое из курса общей психологии). Поэтому мы и получаем нужные нам ответы, хотя, возможно, в живой человеческой душе происходит нечто иное. Не является ли научная психология, психологией манипулирования сознанием с помощью понятий? Ведь наши древние предки описывали и прогнозировали многие глубинные психологические процессы, но говорили в других понятиях, далёких от тех, которые породила современная психология (в этой глубине, согласно многим современным философам, мы практически не продвинулись). Раньше говорили что, «сердце подскажет», сейчас говорят о «подсознании». Качественно для дилетанта с душевными проблемами ничего не изменилось. Всё это позволяет говорить лишь по некоей усечённой предсказуемости и научности психологии, основанной, в частности, на психических автоматизмах и инстинктах, хотя может казаться, что там имеет место чистая психология ( в действительности, в конце концов это физиологическая психология). Такая психология далека от живой человеческой психики, в которой могут происходить процессы художественного творчества. Но, увы! Даже социологи сейчас заговорили о социобиологических явлениях. Человек всё больше и больше организует себе предсказуемую среду обитания (жизненный мир по Хайдеггеру), и, поэтому, всё меньше и меньше остаётся места действительно непредсказуемым явлениям таким как интуиция, истинное художественное творчество и др. Этому способствует и то, что с одной стороны человек научился программировать себя, с другой, потребительски упрощать среду обитания. Одной из таких искусственных сред является мир алкогольных и наркотических иллюзий. Таким образом, благодаря игнорированию феноменов надсознательного, присущих художественному творчеству, современная психология приобрела лишь некую мнимую научность, не способную описать истинно человеческие психические процессы.

Отношение к психике другого как к нечто, в чём нет тайны и непредсказуемости, уничтожает феномен присутствия живой человеческой психики. В конце концов, человек, распространяя данное отношение на себя, разочаровывается в себе, превращаясь в вещь не только для других, но и для себя. (Не в этом ли лежит одна из причин безответственного отношения к собственной жизни: суицидов, алкоголизма, наркомании и др.)

Такое отношение, в конце концов, привело онтологию многих выдающихся мыслителей к философской интоксикации, и, как следствие к НИЧТО, как главной сущности всего. Это явилось, следствием того, что эти философии, были по сути, философией мёртвого нединамического мира, не способного творить реальность. Последнее возможно только в акте непосредственного переживания, иррациональной интуиции, имеющих место в художественном творчестве.

Таким образом, единственным спасением личности от вышеприведённых деструктивных явлений является художественное развитие личности.

Настало время когда психология должна начать основываться на качественно иных принципах, далёких от вышеприведённого редукционизма и детерминизма. Настало время изменить представления о психологии как о науке в основе которой главенствует интеллект, работающий на потребу человека. В психологию должны внедряться принципы, которые бы способствовали развитию живой человеческой психологии, способной творить психическую реальность. Единственной областью в психологии, способной разрешить эту проблему является психология художественного творчества и искусства.

Итак, мы надеемся, что убедили вас в том, что психология художественного творчества является единственной «соломинкой» в спасении «живой» человеческой психологии от «мёртвой» психологии, основанной на психофизиологическом редукционизме и механицизме.

Итак, мы вновь задаёмся вопросом, а возможно ли изучать психологию художественного творчества, способна ли психология прогнозировать психические явления художника: вдохновение, озарение, интуицию? Это сложный вопрос. Поэтому мы пойдём от простого к сложному. Ведь описывать психические процессы художника, после того, как произведение создано психология научилась! Хотя это тоже не простая задача. Именно такие задачи решает современная психология художественного творчества. Она обращается к исследованию объективных данных. Например, высказывания и суждения самих художников о своём творчестве, подготовительные материалы и подходы к произведениям - эскизы, этюды, черновики, планы, правки, свидетельства наблюдателей и очевидцев. Эти данные важны, но не достаточны. Основным источником психологии художественного творчества является само художественное произведение, в котором содержится возможность постижения путей воплощения замысла, обратного движения от творческого результата к процессу его создания. Среди психологических подходов художественного творчества выделяются память, воображение, идентификация и т. д. , особое место занимает бессознательное. Подробнее об этом будет рассмотрено на последующих лекциях. На них мы приведём психоаналитические исследования бессознательного в творчестве Достоевского и других творческих деятелей.

Психология художественного творчества выражается в том, что решение исследовательской проблемы в произведении искусства никогда не бывают исчерпывающими. В художественном содержании всегда остаются грани, требующие нового осмысления. Большой художник - всегда психолог, но особого рода. Его творения - всегда психологическая проблема. В них всегда есть некая тайна или загадка, разгадывать которую мы и будем с вами на последующих лекциях. На них вы узнаете, что в психологии художественного творчества существуют два подхода.

Согласно первому, рациональному подходу, художественное творчество определяется рациональными психическими процессами, мышлением, интеллектом, а также обычным чувственным восприятием реальности. Здесь по сути своей имеет место диалектико-материалистический подход к подходам художественного творчества. Такого подхода придерживался Г.В. Гегель. Он был уверен, что в процессах художественного творчества особая роль принадлежит сознанию. Он отводил сознанию процессы деятельного формирования как в субъективном внутреннем мире, так и в объективном выполнении художественного произведения. Не отрицая роли задатков художника, Гегель не умалял и роли социальных факторов в формировании таланта. Он считал, что хотя талант и гений художника имеют в себе элемент природной одарённости, последняя нуждается для своего развития в культуре мысли, в размышлении о способе её осуществления, а также в упражнении и приобретении навыков.

Диалектико-материалистического подхода на природу подходов художественного творчества, на наш взгляд, придерживался и выдающийся российский психолог Лев Семёнович Выготский. О его исследованиях по психологии искусства и художественного творчества вы узнаете ниже.

Согласно диалектико-материалистическому подходу в интуиции в снятом виде представлены цель и результаты предварительной мыслительной деятельности. Природа интуиции, согласно такому подходу, лежит в диалектике непосредственного и опосредованного, чувственного и дискурсивного, эмоционального и рационального, единичного и общего. Получается, что любой интуитивный процесс, озарение, гениальное открытие, имеет свои чёткие подходы, и в принципе, прогнозируемы. Для этого необходимо знать «всего лишь» диалектику этих процессов. Увы! Это диалектико-материалистическая редукция, которая не отвечает на вопрос: почему психическая реальность творит себя, что заставляет двигаться и развиваться эти антагонистические психические структуры? Почему психическая реальность такова, что может задавать себе вопрос о смысле своего существования? (см. выше). Диалектика, как «трава» выросшая на «земле» сознания и интеллекта, не способна ответить на эти вопросы. Получается замкнутый круг, где нет места спонтанным психическим процессам.

Практика показывает, что в процессах художественного творчества важна роль неких внеразумных процессов. Ещё Платон утверждал о внеразумном состоянии поэта в момент творчества. Об этом отмечается и у Канта в его теории о гениальности.

Следовательно, согласно второму, интуитивистскому подходу, в основе художественного творчества лежит художественная интуиция, как наивысшая форма постижения мира, как неосознаваемого иррационального порыва вдохновения, как высшая форма познания, как бескорыстное мистическое созерцание, полное слияние субъекта со специфическим объектом - динамической, духовной сущностью мира. Интуиция противостоит интеллекту, вызванному к жизни утилитарными потребностями. Одновременно по Бергсону, - это бессознательный, истинктивно-образный принцип и стимул творчества. Такого подхода придерживался выдающийся французский философ Анри Бергсон. Его современные последователи прямо утверждают, что искусство интуитивно более глубоко проникает в суть жизни, чем основанная на интеллекте наука.

Существуют промежуточные подходы к подходам художественного творчества. Это фрейдистский или психоаналитический подход. Согласно ему в творчестве отводится важная роль бессознательному, но в то же время, имеет место детерминизм, то есть некая определённость и предсказуемость. Подходы художественного творчества понимаются, согласно психоаналитическому подходу, как своего рода «заместительные» образования, в которых первичные влечения и эмоции путём сублимации («возгонки») находят частичное удовлетворение в замаскированной символической форме. Этому подходу художественного творчества в дальнейшем будет посвящена целая лекция.

Творческий деятель или художник всегда стоял и будет стоять перед дилеммой: какую стезю выбрать - рациональную или интуитивную? Некоторые выбирают промежуточные подходы художественного творчества. Хотя, вполне очевидно, что в творческом процессе всегда имеет место диалектика рационального (этап обучения, субъективного творчества) и интуитивного (этап истинного, объективного творчества). Таким образом, истинное, объективное художественное творчество, приводящее к созданию шедевров истинного искусства, интуитивно, хотя и может содержать в себе незначительные элементы рационального или технологичного.

Н.В. Гончаренко в своей обзорно-аналитической статье отмечает, что ни одна творческая личность не может "прыгнуть" выше себя самой, - превзойти можно других, но не себя. Каждый может сделать только то, что он может, и никто не сделает того, что ему не дано. Но иногда человек не подозревает силы своих возможностей или недооценивает их и собственные блестящие достижения может в



2016-09-16 545 Обсуждений (0)
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (545)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)