Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДОПОЛНЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ. 1. Архетипы – проекции восприятия (врождённые психические схемы



2016-09-16 415 Обсуждений (0)
ДОПОЛНЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ. 1. Архетипы – проекции восприятия (врождённые психические схемы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Архетипы – проекции восприятия (врождённые психические схемы, матрицы, модели, установки). Это психические программы, создающие направленность и некие проекции в сознании. Эта та самая пропасть смысла, которая отделяет мир от сознания. Художник видит мир через эти архетипы, а мир в действительности иной и сложнее, он не плоский, не проективный, как это рисуется с помощью этих психических матриц – архетипов. Главный архетип самости. Самость является регулирующим центром всего психического, в то время как эго – всего лишь центр личного сознания. Самость – упорядочивающий центр, который фактически координирует всю психическую область. К тому же архетипическое является образцом, матрицей индивидуальной эго-идентичности. Самость – психическое как целое, архетип порядка, основа эго.

2. Погружаясь в себя, мы находим не только себя, но и других. Ведь считается, согласно Зигмунду Фрейду, что в произведениях обычно персонажи являются частью самого автора, частями психики самого автора. А. мы утверждаем обратное: в человеке есть не только он сам, но и другие.

3. Главное отличие психоаналитического от архетипического подхода в художественном творчестве в том, что в психоаналитическом подходе имеет место индивидуальное подсознание, а в архетипическом коллективное подсознание и образы.

4. Бах опередил свое время, но при этом не попал в привитые архетипы своего времени. Он не был известен при жизни, а стал известен только после смерти.

5. Есть архетип тени, но есть, наоборот, некое идеальное «я», которое видит в себе человек – это идеал его красоты, характера (конечно, это некая целостность, Бог). Но люди часто рисуют идеал по подобию себя. Пример: Леонардо Да Винчи нарисовал Джоконду по своему подобию.

6. Сальвадор Дали увидел свое имя на могиле своего брата (который умер в 3 года). Это было психическое потрясение, которое сказалось на его творчестве. Архетипические тени у Сальвадора Дали (отрицательные эмоции). Самость - целостность. Анима С. Дали проявилась в том, что он в изображении своей супруги вкладывал свой идеал.

7. Юнговский архетипы – динамичные образы. Существуют привитые архетипы (искусственные навязанные технологиями и продуктами постмодерна) и психогенетически и эволюционно обусловленные стабильные архетипы. Последние возникли благодаря эволюции человечества, человеческого мышления, сознания, подсознания.

8. Леонардо да Винчи нарисовал свою Джоконду, нарисовал свою внутреннюю женщину ( это работа архетипа Анимы).

9. Архетипический подход в психологии искусства проявляет себя в том, что искусство эстетически радует, так как попадает в резонанс с архетипами зрителя. Архетипический художник творит потому, что существует матрица, которая является стезёй, по которой движется художник. Вот эта психическая модель или психическая матрица и есть архетип. Художник творит в рамках этих архетипов.

10. Мы узнаем из внешнего мира нечто благодаря нашей психической матрицы, заложенной в нас в виде архетипов. Например, в нас уже есть некая внутренняя музыка, и мы лишь входим в резонанс с той музыкой, которая звучит и попадает в нас извне. Мы как бы узнаем её. Мы жуем красивый торт, а не то, что между зубами в данный момент. Т.е. мы всегда жуем красивый образ.

11. И.В. Сталин меньше всего репрессировал музыкантов. Музыка всегда вне политики. Она всегда истинное искусство.

12. Главным различием между психоаналитическим и архетипическим подходами в художественном творчестве является то, что архетипы -это врожденные структуры, а психоаналитические - приобретенные.

13. Что значит переживать вместе с героем. Значит, быть в резонансе с архетипами.

14. Уподобление зрителей с героями всегда архетипическое наслаждение.

15. Существует проблема расшатывания, возбуждения, пробуждения, инициации в актере архетипа Персоны. На сколько это опасно (полезно) для личности, которая живет Персонами. Искусственно по сценарию - это нагрузка. Нагрузка расшатывать устоявшиеся, природные архетипы, но актерская профессия эту нагрузку принимает на себя.

16. Таинство животных ухаживание, вытанцовывание. Танец -архетипический ген танца, как исток сексуальной игры. Существуют райские птицы ( Новая Гвинея ), завлекающие своей красотой. Птица - шалашник, завлекает самку красивым шалашом и едой. Сама птичка невзрачная. Иные наоборот, завлекают красивым оперением. Иные берут танцами т. е искусством. Искусство - это следствие привлечения противоположного пола. Таким образом, художественное творчество возникает как способ снятия сексуального напряжения. От Фрейда и Юнга никуда не уйдёшь.

17. Экзистенция- это уникальная динамика и мозайка архетипических структур. Это по особой динамике и структуре сотканные универсальные психические структуры.

18. Архетипы – это универсальные способы связи образов в психиках людей, переходящие из поколения в поколение.

19. Истоки конкуренции в архетипе Тени. Мы конкурируем и ненавидим того, у кого находим нечто, что ненавидим в себе. Эти раздражающие Другие являются нашем подобием. Здесь нет сопереживания, нет духовности. Это архетип бездуховности, архетип, который не создаёт внутренние психические условия для единения людей, на основании единения душ, посредством архетипов.

20. Ребенок видит внешний мир как продолжение себя, как другой полюс себя. Это врожденная способность ставить себя на место Другого, это способность истинного Сопереживания. Какой это архетип? Самость? Это этап отсутствия архетипа Персоны(маски) т.к. работа персоны открывает в ребенке Другого. Умение чувствовать чужую боль как собственную – врожденная способность любого ребенка. Лишь взрослея и развивая свое сознание, свою персону ребенок все меньше и меньше чувствует Другого как себя. Восприятие человеком своих близких (родных) не всегда идет по согласно ощущению Других как части себя. Этот врожденный архетип спасает многих детенышей животных. Родитель переживает за них как за часть себя. Это происходит лишь до определенного момента, начиная с которого детеныш начинает проявлять свою самостоятельность подражая родителю. Это психологическая пуповина рвется. Таким образом, это взаимно обусловленное событие: 1. Родители отдаляются от дитя 2. Дитя отходит от родителя. Архетип тени, проявляющий себя в феномене конкуренции начинает работать в полную силу после того, как эта психологическая пуповина рвется. Эта пуповина рвется не благодаря архетипу тени.

21. Таким образом, истинная духовность – как единение, имеет место в глубоком детстве как инфантильная и генетическая способность чувствования Другого как части Себя. Если эта способность реализуется после отторжения от мира, но на другой основе ( на витке диалектической спирали)- это и есть духовность человеческая. Духовность и есть единение с миром. Мы все рождаемся духовными, в единение с миром, но не осознаем этого. Осознание этой духовности и есть истинная духовность. Это работа архетипа самости – целостности и бога в нас самих – единение с миром.

22. Архетипы могут накладываться друг на друга. Например, архетип Тени может наложиться на архетип Анимы, в результате человек начинает ненавидеть женщину в себе, то есть ненавидит гомосексуалистов.

23. Архетип самости – психическая ниша внутреннего Бога.

24. Перед нами торт. Он красив, если мы его очень хотим. И менее красив, если мы его не хотим. Истинная красота вещи та, где она вызывает эстетическое наслаждение, даже тогда когда у нас нет потребности в этой вещи. В этом случае работают архетипы.

25. Этнопсихические структуры – архетипы делают некоторые нации более развитыми интеллектуально (евреи в науке). В искусстве же евреи дают сравнительно низкие показатели. Почему?

26. Какой архетип работает в духовно-смысловом подходе?

27. Роли в театре, роли по жизни. Как проявляют себя во время кастинга? Тот кто артистичен по жизни, не обязательно является хорошим артистом. И наоборот, неартистичные личности по жизни, часто показывают высокую артистичность в искусстве.

28. Архетип лица – это анторопоформы. У инопланетян иные архетипы.

29. Ребенок улыбается матери не потому, что рад ей, а потому, что в нем работает архетип зеркала, т. е. он подражает и отражает улыбку матери. Это способ познавать мир. В психоанализе - это защита идентификацией.

30. Толстовская Анна Каренина – гибридная – мужественная. Так как здесь сработал архетип Анимы Толстого.

31. Уже сам факт, что мы порой путаем имена близких из-за психологического переноса (трансферной реакции) на других близких, говорит о том, что имена вторичны. Важны архетипические чувства – они вечны. Имена временны – это просто символы, поэтому многие старые люди забывают имена своих детей. Это не важно, важно то, что они помнят чувства о них.

32.Архетип может возбудить в нас жизнь, повлиять на роль.Например, есть архетип Равиля Шарафиева, татарского актера. Он уже существует в сознании зрителей, независимо от того, как он сам играет на сцене. Он может даже играть слабо, так как он архетипичен. Люди привыкли к его образу как бы он не играл. Люди будут восторгаться его игрой, так как он стал частью психики людей, он стал архетипичным. Люди всегда достроят в своей душе то, что он не доиграет. А новому актёру очень сложно доказывать свое мастерство. Это привитой архетип (пример актёра Шарафиева), который работает на конкретную аудиторию. И для того, чтобы проверить на сколько это универсально нужно выйти за пределы того пространства, где привитой архетип воздействует на отдельную массу людей, а не на всю планету в целом.

33.Существует манипуляция архетипами. Например, играется роль (персонаж) чтобы достичь какой-то цели.Когда мы говорим о лице, об эстетике лица, в нем может быть соединение архетипа Анимы и Анимуса, мужского и женского. Эти архитипы могут соединяться, т.е. имеет место некая смешанность чувств в лице. Эстетика лица часто заключается в смешанности чувств, в противоречивости чувств.

34.Знание и мышление – эссенция (архетипы – эссенция).

35.Практика показывает, что настоящая документальная съёмка войны и военных действий (звук, натура и т.п.) не настолько сильно воздействует на зрителя. Киносъёмка же, снятая по сценарию, с искусственными элементами кадра, с виртуозным видео- и звуко- монтажом, воздействует сильнее, вызывая более глубокие потрясения, по сравнению с документальными кадрами. Это связано с использованием архетипов восприятия во время съёмок. Страшен не внешний реальный объект, который может быть безобидным. Страшен тот внутренний образ, который нам рисует воображение, возбуждающееся под воздействием архетипов, которые могут дать о себе знать только в рамках искусства, то есть художественного кино. Настоящее яблоко не так впечатляет, как впечатляет большое парафиновое, снято в определённых условиях, при которых проявляется архетип яблока, который всем яблокам Яблоко. Поэтому возникает вопрос, что реальнее, что актуальнее для человека. Это позволяет говорить, что искусство, игра, актёрская рофессия и т.п, это деятельность серъезнее которой нет на земле. Она связана с Вечным… с Вечным внутренним светом человечества. Необходимо изучать элементы из которых формируются архетипы, чтобы из них строить образ Вечных сущностей.

ЛЕКЦИЯ 12

 

 

ДУХОВНО-СМЫСЛОВОЙ ПОДХОД ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Согласно Анагарике Говинде, искусство и медитация - творческие состояния человеческого ума, оба питаемые одним и тем же источником, но может показаться, что они движутся в противоположных направлениях, искусство - к сфере чувственных внешних проявлений, медитация - к внутреннему постижению и интеграции форм и чувственных впечатлений. Но это различие относится только к вторичным факторам, а не к сущности (присущей природе искусства и медитации).

Медитация не есть ни чистая абстракция, ни отрицание формы, за исключением ее окончательных безграничных ступеней. Она означает совершенную концепцию ума и исключение всех несущественных черт рассматриваемого предмета, пока мы не достигнем полного осознания его путем реальности в частном аспекте или под частным углом зрения.

Искусство поступает аналогичным образом: хотя оно использует формы внешнего мира, оно пытается не подражать природе, но выявить более высокую реальность путем опускания всех случайных черт и тем самым возвышает видимую форму до значения символа, выражающего непосредственный опыт жизни.

Тот же самый опыт можно приобрести в процессе медитации. Но вместо сотворения формального, объективно существующего выражения, она оставляет субъективное впечатление, действующее таким же образом, как агент, формирующий характер помимо обогащения и рафинирования сознания медитирующего.

Наивысшую или наиболее интенсивную форму медитации, или совершенного поглощения, не имеющего особого предмета, можно охарактеризовать как достижение духовного опыта пространства, или "вакуума", в котором могут проявляться универсальные силы нашего глубочайшего центра. В этом смысле медитацию можно назвать искусством вызывания в себе творческой позиции, состояния интуитивной восприимчивости.

С другой стороны, художник, обладающий даром или путем постоянной тренировки достигший способности выражать такой интуитивный опыт, кристаллизует свое внутреннее видение в видимые, слышимые или осязаемые формы, обращая медитационный процесс в процесс материализации. Но это подразумевает, что художник сначала достиг интуитивного состояния. Это может быть обусловлено или внешним символом, или гением художника, или путем духовной тренировки. Часто все эти факторы могут действовать вместе: красота природы или впечатление от человеческого лица, или озаряющая мысль могут действовать как стимул для пробуждения спящего гения; и в результате сознательной концентрации на этом интуитивном прозрении опыт принимает определенную форму и в конечном счете материализуется в создание произведения искусства.

Таким образом, творчество искусства не движется исключительно в направлении, противоположном медитации, как могло бы показаться поверхностному наблюдателю, видящему только формальное выражение. Оно равным образом движется в направлении медитации, а именно - в состояние рожденного замысла. Искусство и медитация дополняют, проникают и творят друг друга.

Тема важности искусства и его связи с медитацией еще не исчерпывается аспектом его истоков. Столь же важно и воздействие произведения искусства, опыт, к которому оно приводит зрителя. Сам художник, возможно, не заботится о воздействии своего произведения. Для него процесс творчества - единственное, что имеет значение. Однако искусство оказывает первостепенное влияние на жизнь человечества и в качестве составной части человеческой цивилизации способно вдохновлять всех, кто открывает себя ему. Великие произведения искусства оказали более длительное воздействие на человечество, чем могущественные империи и даже древние религии, которые сохранились только в виде своих художественных творений. Многотысячелетняя древность говорит с нами языком искусства, даже если все другие языки того времени канули в забвение.

Наслаждение искусством - это акт нового творения, или скорее творения в противоположном направлении, к источнику вдохновения. Это акт поглощения, в котором мы избавляемся от своего мелкого "я" в процессе творческого переживания большего универсума и взаимосвязанности всей жизни.

"Таким образом, искусство означает постоянно возобновляемую концентрическую атаку и прорыв через эго к бесконечности, полное исчезновение ограничений благодаря беспредельности, т.е. постоянное чередование выхода во все стороны, наружу и вбирания обратно; оно означает конденсацию вселенной к фокусу микрокосмоса и установление вновь магического равновесия между душой и вселенной. Цель искусства - конденсация всех непостижимых потоков, сил и воздействий вселенной в плане человеческого понимания и опыта; это проецирование психических эмоций в бесконечное. Растворение и трансформация "я" в целое - в этом случае пустота означает полное отсутствие сопротивления - представляют собой растворение одного в других, бесстрастное приятие мира в освобожденную, т.е. безграничную душу".

Здесь искусство и религиозная жизнь встречаются в сфере сознания, в которой никакого такого разграничения не существует. Следовательно, всюду, где религия является живой силой, там она находит свое естественное выражение в искусстве; фактически она становится самим искусством, так же, как и искусство в своих наивысших достижениях становится религией. Искусство - мера жизненности религии.

Наиболее совершенное сочетание искусства и религиозной жизни в прошлом было достигнуто, когда буддийские монахи и мистики материализовали свои видения в скульптурах и изображениях, гимнах и архитектуре, философии и поэзии и несли весть новой цивилизации по всей Азии.

Согласно поучениям Будды, созерцание прекрасного освобождает нас от всех эгоистических забот; оно поднимает нас на план совершенной гармонии и счастья; оно создает предвкушение конечного избавления и тем самым вдохновляет нас стремиться к Реализации. Однако Реализация означает открытие реальности внутри нас самих и, таким образом, реальности нас самих как фокусной точки универсальных сил, которые текут через нас подобно свету солнца через фокусирующую линзу. Лучи света не задерживаются в линзе или в фокусе; они не становятся собственностью линзы. Линза служит только для их фокусировки, для их воссоединения в похожем на точку изображении солнца и, таким образом, для интеграции их могущества, вплоть до белого каления. Аналогично и человек-индивидуум служит для фокусирования качества и сил универсума, пока они не станут сознательными до степени "белого каления", и тогда осенит вспышка вдохновения или пламя просветления, и человек начинает сознавать свою универсальность или, если сказать то же самое другими словами, универсум начинает сознавать сам себя.

Истинно прекрасное есть в то же самое время истинно осмысленное (значительное, исполненное смысла), поскольку оно приводит человека в интимную связь не только с его окружающими и с миром, в котором он живет, но также и с нечто, выходящем за пределы его мимолетного существования как частного, или "отдельного", существа. Именно благодаря этому как созерцающий, так и художник вступают в духовную связь с холмами и реками, деревьями и скалами, людьми и животными, богами и демонами. Прекрасное отнюдь не исключает ужасное, как можно видеть из впечатляющих изображений ужасных сил на тибетских танках.

Созерцательные художники Востока "становились поглощенными в самих себя или в водопаде, или в ландшафте, человеческом лице в зависимости от того, что они хотели изобразить, пока не отождествлялись со своим объектом, и тогда они творили его изнутри, не заботясь ни о каких внешних формах. Внутренняя собранность казалась этим художникам более важной, чем внешняя тренировка. И, разумеется, полностью "обращенный внутрь" индивидуум стоит выше рассудка, ибо его законы живут внутри его ума... Ритм живописи Дальнего Востока не имеет рационального происхождения; это внутренний ритм, подобно ритму музыки" (Кайзерлинг).

Следовательно, искусство как проявление истинно прекрасного, т.е. внутренней истины и чистоты внутреннего видения, является величайшей творческой силой. Даже несовершенство этого нашего мира может послужить стимулом для творчества, потому что "истинную красоту может открыть только тот, кто мысленно дополняет неполное". Буддисты ценят искусство как медитационную практику, как йогу, потому что динамическая природа их философии делает большее ударение на процессе поиска совершенства, чем на самом совершенстве. "Зрелость жизни и искусства заключается в их способности к росту" (Окакуро Какудзо, "Книга о чае").

Так буддийская медитация вдохновила искусство Центральной Азии и Дальнего Востока новыми идеями, как она это сделала раньше в стране своего происхождения. Выполнение произведения искусства расценивалось само по себе как акт творческой медитации, и наслаждение искусством, созерцание художественных творений стало частью духовной тренировки, без которой никто не мог претендовать на культурность. "Последователи Дзэн стремились к прямому общению с внутренней природой вещей, рассматривая их внешние аксессуары только как помехи к ясному восприятию Истины. Именно благодаря этой любви к Абстрактному Дзэн стал предпочитать черно-белые наброски сложным цветным картинам классической буддийской школы" (Окакуро Какудзо, "Книга о чае").

Ценность произведения искусства определяется не его предметом, а скорее вдохновившим его импульсом, спонтанностью внутреннего опыта, с которым оно было создано и которое оно вызывает и воспроизводит в зрителе. Однако способность откликаться на внутренний смысл таких произведений искусства необходимо культивировать точно в такой же мере, как и способность творить их. Как художник должен овладеть материалом и инструментами, с помощью которых он творит, так же и тот, кто хочет наслаждаться искусством, должен подготовить и настроить инструмент духовной восприимчивости, чтобы достичь глубокого резонанса, возможного только в том случае, если ум опустошен от всех отвлекающих мыслей и мелочных забот. В этом смысле шуньяту можно назвать состоянием совершенного резонанса.

Тибетское религиозное искусство делает еще один шаг дальше. От зрителя ожидается, что он не только воспроизведет опыт видения художника путем поглощения всех его деталей, но и воссоздаст его (видение) в своем уме и наполнит его жизнью, пока оно не обретет самостоятельную реальность и встанет перед его внутренним взором, словно спроецированное в пространство. Но в отличие от произведения художника, которое стало и остается независимо существующим материальным объектом, отдельным от художника, медитирующий должен вновь поглотить свое видение путем обращения вспять творческого процесса и интегрирования его в сущность своего ума. Это освобождает его от привязанности к своим творениям и от иллюзии отдельной раздельности субъекта и объекта.

 

ДОПОЛНЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ

 

1. Зрелость художника заключается в том, что он начинает осознавать, что всё то, что им создано, создано не только им самим. Он осознаёт, что продукты его творчества – это не часть его самого, а часть человечества, часть эссенции. Возникает феномен отчуждения от себя, от продуктов своего творчества. Они перестают его радовать. Это происходит благодаря достижению признания и времени когда художник становится нечто нарицательным, то есть «неживым» для себя потому, что живой для всех. Достигнув этого художники себя спрашивают: «И стоило ради этого творить?!»

2. Духовно-смысловой подход – это, прежде всего ответственность, это работа не ради чего-то, а вопреки. Работа как миссия.

3. В рамках психологии художественного творчества можно рассматривать философию, как смысловое художественное творчество о мире, как художественное творчество новых смыслах.

4. При рассмотрении понимаемых и переживаемых ценностей, необходимо упомянуть, что некоторые актеры осваивают роль только на уровне понимания, но не на уровне переживания.

5. Принцип удовольствия (З.Фрейд). В художественном творчестве – художник творит, потому что получает удовольствие от:а)действия в творчестве (либидо)б)снятия напряжения (удовольствие – как бы уход от боли). Образы снимают напряжение.в)Принцип всемогущества. Снимает напряжение либидо. Образы снимают напряжение либидо.г)творит, потому что познает мир и желает представить себя миру (тщеславие) д)получает ответ на вопросы жизни (познавательная роль искусства). е)Принцип смысла (духовный): а)творит, потому что открывает смысл жизни. Творчество – основа смысла жизни Если его не будет, то приходит суицид и пустота. Пограничная ситуация, как условие для ощущения своей экзистенции и смысла жизни. И, действительно, согласно экзистенциальной философии творчество – это возможность познания своей экзистенции. Это встреча с самим собой. ж)эстетическое наслаждение основывается на радости, которая возникает в связи с наполнением смысла жизни ценностями и ощущением экзистенции. Преодоление, порой, создаёт радость от казалось бы ничем непримечательных произведений искусства. О сопротивлении материала.

6. Кинорежиссёр-постановщик Абдрашитов говорит, что авторы не те, натура не та, организация не та, то есть не соответствуют его воображению. Приходится сопротивляться, преодолевать. Следовательно, появляется наслаждение не от творческого результата, а от сопротивления. Т.е. творческий результат может не быть, а переживание, наслаждение от деятельности уже есть. Но эта деятельность не творческая, а просто сопротивление тому, что не соответствует стандарту и обществу, условиям творчества. Это не совсем хорошо. Это уровень субъективного творчества. Абдрашитов говорил о сопротивлении материала, в том смысле, что на съёмочной площадке есть много факторов, которые мешают создать то, что имеет место в идеале, в образе режиссера.

7. При рассмотрении духовно - смыслового подхода, не забыть рассмотреть понятие экзистенции (в противовес эссенции ) как некоей абстрактной сущности. Человек должен ощутить свою уникальность, индивидуальную сущность, несводимую к вербальной форме. Почувствовать экзистенцию возможно в творчестве потому, что там существует свобода, свобода выбора, самопознание. Необходимо затронуть тему субъектных отношений. Человеческая экзистенция не познаваема. Она ни есть нечто заданное природой, обществом, как нечто внешним. Не может перейти во внешнее, не утратив собственной природы. Человек чаще всего прикасается к экзистенции в минуты личных потрясений в пограничных ситуациях (Карл Ясперс). Чаще всего человек проецирует себя в сфере «не я» ( т. е в сферу объективности, осознав свое отличие от «не- я»). Человек понимает, что его существование окружено океаном «ничто» предельным выражением « не-я». «Ничто» это смерть. Но безвыходность ситуации рождает решимость, освобождает от гипноза, животного ужаса, делает смерть вечным спутником человека. Подледное бытие человека - это свобода «к смерти» по Мартину Xайдеггеру - это жизнь человека, осознающего свою уникальность, конечность и стремящегося реализовать ее в уникальности творчества. Это путь свободы поиска, отчаяния, решимости.

8. Экзистенциализм - это философская свобода, это философия творчества, это философия отчаяния (во мне это философия индивидуализма). экзистенциализм органически соединяется с художественным творчеством.

9. Как вербальный заслон мешает интуиции? Как его убрать, как вырваться из схем?

10. Принципы искусства. Процесс выражения эмоций посредством общей деятельности воображения, называется языком либо искусством (таково искусство подлинное). Философский процесс - это особый процесс выражения эмоций по средством общей деятельности воображения.

11. Художественная деятельность (философское творчество) не использует сделанный заранее язык. Она порождает язык в процессе собственного движения.

12. Миссия художника часто определяется не внутренним позывом, а внешней ситуацией - не кому творить, нет сильнее этого художника никого. Кто если не он. Это ответственность перед другими.

13. Духовно-смысловой подход проявляет себя в условиях пограничной ситуации. Это песни военных лет, их глубина ( см. кинофильм «Два бойца»).

14. Экзистенция - подледное чувство себя.

15. Искусство – должно быть проработано духом, а не технологией.

16. Жизнь – игра вазисмысла и квазиничто. Квазисмысл – смысл.

17. Мигание и динамика смысла и бессмыслицы жизни – есть жизнь, а «ничто» - это «квазиничто». Не ничто – основа (онтология), а «ничто» как «квазиничто» лежит в основе сущности всего.

18. Когда человек видит только исполнение роли, он не может до конца вжиться в героев кино (этим страдают режиссеры), но есть люди, которые в людях (по жизни) видят только их роли и личины, и не верят им. Это тоже опасно для души. Так же как режиссера не радуют фильмы своих коллег, так же человек перестает воспринимать других людей. Следовательно, возникает чувство одиночества. Все- таки люди имеют свою самость, экзистенцию.

19. Почувствовать Моцарта (его душу ) можно, но Моцарта больше не будет. Эйнштейн почувствовал сложное. Он открыл то, что есть в природе. Он универсален, а Моцарт неповторим. Если бы не открыл Эйнштейн, то открыл бы какой-нибудь другой физик. Если бы не было Моцарта то и не было бы его музыки.

20. Если бы можно было играть без струн – это было бы истинным воплощением души.

21. Творчество дает возможность почувствовать иллюзию бессмертия уже на этом свете.

22. Ценность понимаемая это смысл произведения. Ценность переживаемая это ценность произведения искусства как такового.

23. Одна из проблем – это восприятие своего произведения написанного в прошлом. Можно быть в таком эмоциональном состоянии и сжечь произведение (как Гоголь «Мертвые души»). Художник не должен верить в свои эмоции. Наши произведения – эссенция, универсалии.

24. Может ли человек творить от обреченности, от ухода в ничто – нет не может. Он надеется, что он «будет» даже если его «не будет». Всегда надеется на это. В этом сущность человека – сущность концепции иллюзионизма личности.

25. Бог - это результат высшей формы свертывания сознания. Это высшая сущность, которая образуется свертыванием движения психики.

26. Один мой пациент поймал себя на мысли, что совсем не переживает, что может потерять своего близкого человека. Он переживал за то, что он так болен, что не умеет переживать. Тем не менее в детстве он страдал, что потеряет мать. Сегодня он, дескать, толстокож, грешен. Ему было страшно за себя, он страшный человек!? Через некоторое время он похоронил мать, он рыдал, смерть матери его излечила.

27. Труднее излечим суицид, вызванный философской интоксикацией.

28. Исток любой измены к кому-либо всегда лежит в измене личности самой себе, своей сущности, в игре с собой и над собой.

29. Архетип персоны убивает в человеке архетип самости (целостности, единения). Человек перестает сопереживать и отождествлять себя с Другим. Исчезает истинное сопереживание и приходит деструктивная эстетика и предвкушение несчастья других - антагонизм чувств - пограничность душ. Человек счастлив от того, что не страдает как Другой. Ценность переживания рождения по такому подходу деструктивна. Это и есть бездуховность. На этом сидят средства массовой информации, смакуя горе других (ужастики, теракты). Эта катастрофа приходит так как человек находится в плену психологической ловушки деструктивной эстетики. Он ловит кайф от страдания других (увлекаясь ужастиками средств массовой информации). Поэтому он был открыт одиннадцатому сентября. Он шел к этому. Одиннадцатое сентября - это пик бездуховности (это результат деструктивной эстетики). Пока человечество не научится чувствовать террористические акты как собственную боль, а не как деструктивную эстетику террористические акты будут развиваться в хороших условиях слепоты и бездуховности. Следовательно, истинная религия та, благодаря которой сохраняется способность людей воспринимать Боль как собственную Боль ( лишь потом открывается восприятие Бога). Боль больше Бога. Боль для человека важнее Бога. Бог от разума (Боль- первичнее).

30. «И умерли в один день» - говорится в сказке. Это и есть духовность. (это архетип самости и единения)

31. Почему дети вызывают больше сопереживания? Почему мы их чувствуем частями себя? Мы сразу погружаемся в роль родителей. Это архетип отца или матери. Это единение с детьми. Это часть духовности. Умение чувствовать Другого, как своё дитя и есть духовность.

32. Сопереживать мы можем только за тех с кем живем. Потому, что вкладываем себя в них. С ними мы систематически преодолеваем трудности жизни, то есть со-пре-живаем, вместе преодолеваем. С теми, кому доверяем себя, свое внешнее и внутреннее тело. Ими занята душа.

33. Духовность там, когда Другое воспринимаешь как другой пояс своей телесности. Воспринимаешь боль Другого как свою находящуюся на Другом полюсе своей телесности.

34. Персонаж Олега Янковского - волшебник говорит, что он переживет жену, но пока будет жить и любить, ради истины. Многие жертвуют всем и не ради любви.

35. О принятии себя. Станиславский говорил, что прежде чем летать птица не разгоняется, не бежит, сначала она становиться гордой (принимает себя).

36. Смерть – последний катарсис жизни.

37. Жизнь – напряжение вызванное двумя противоположными аффектами радости жизни и страха смерти. Жизнь - всегда эстетика, если она напряжена. Напряжение главный источник смысла жизни.

38. Великий актер – Евгений Евстигнеев умер, когда врач ему сказал, что в ближайшем будущем он возможно умрет. И он вошел в образ мертвого и умер.

39. Интересна история девочки, которая стояла у могилы Андрея Миронова и плакала, хотя и родилась через год после его смерти. Она любит его, общается с ним, говорит у могилы: «Андрюша, что ты наделал со мной?». Вот оно единение душ. Вот она духовность. Вот она боль за другого.

40. Часто философы испытывают особое наслаждение от своего влияния на весь мир, от своей уникальности восприятия мира. Это особое наслаждение – мечта о признании. Это даже нечто большее, чем реальное признание в мире.

41. Порой истоки истинного одиночества заложены в подсознании того, что твои мысли уникальны. Если ты понимаешь, что они универсальны и присущи человечеству, то ты понимаешь, что ты не одинок. Потому, что ты – это многие другие.

42. Проблема успеха оператора – это проблема его незаменимости.

43. Актер Гостюхин играет роль мужчины, который собирается вечером на войну. Он купается, моется. Уходят на смерть. Какого им? Им прекрасно, в душе такая духовность, которой никогда не было. Они на границе между жизнью и смертью. В этом духовность.Еще одна сцена – Гостюхин уходит и на мгновение возвращается обратно к дому. Как бы из смерти смотрит на свой маленький дом, на ребенка в нем, а он на него. И он уходит, все-таки не обняв его. Это уже высшая духовность, он поднимается в этой сцене над своими слабостями. Это сцена высокой эстетики, вот она духовность.

44. Перед нами торт. Он красив, если мы его очень хотим. И менее красив если мы его не хотим. Истинная красота вещи та, где она вызывает эстетическое наслаждение, даже тогда когда у нас нет потребности в этой вещи.

45. Психологии духовности нет, есть психология предвкушения.

46. Духовность возможна даже на копчёной колбасе (преодоление голода). Духовность – это способность жить процессом, а не результатом. Ловить мгновение, смакуя процесс.

47. Духовный образ – образ на смертном одре. Последний диалог, последний фрагмент жизни всегда становится духовным. Мустафин улыбается, но ты знаешь, что это его последний жест, больше ты его не увидишь.

48. Какой архетип работает в духовно-смысловом подходе.

49. Миссия - смысл бытия Фредди Мекьюри, который уже умирал, но творил. Это есть зрелость художника.

50. Духовность там, где обуздание и прекращение мышления.

51. Сначала для художника творчество является реализацией личностных смыслов (Работа Эго и т.п. ). Далее, становится смыслом жизни, то есть ценностью без которой жизнь не мыслима, единственной ценностью, которая сполна наполняет жизнь творца смыслом. Затем наступает зрелость художника, когда художник творит не ради, а вопреки. Это творчество на основе ощущения смысла бытия – ощущения миссии, ответственности перед миром и т.п.

52. Художник может переживать, что его фамилию может носить другой художник. Это незрелость. Ведь имени и фамилии творца раскрывается в контексте (уникальности) жизни и творчества, а знаки это всего лишь универсальные мёртвые символы, абстракции ( сгустки эссенции). Живой контекст художника - это есть подлинное бытие, а так это универсальная абстракция, сами по себе фамилия, имя.

5



2016-09-16 415 Обсуждений (0)
ДОПОЛНЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ. 1. Архетипы – проекции восприятия (врождённые психические схемы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДОПОЛНЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ. 1. Архетипы – проекции восприятия (врождённые психические схемы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (415)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)