Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Детский лагерь как форма отдыха



2016-09-16 1441 Обсуждений (0)
Детский лагерь как форма отдыха 0.00 из 5.00 0 оценок




Летние каникулы для школьников – это и восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Одна из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества являются детские оздоровительные лагеря. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического и социального творчества ребенка.

Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы[8]. Прежде всего они в том, что обстановка сильно отличается от привычной домашней обстановки. Это выражается, во-первых, в совместном проживании детей. Во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия». В-третьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни – в естественных условиях социальной и природной среды. В-четвертых, ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры. В-пятых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом. Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей личности.

Ориентация на интересы ребенка - сегодня одна из важных черт детского оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности.

Для организации деятельности детских оздоровительных лагерей приоритетны следующие положения[9]:

- детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации;

- в основе деятельности детского оздоровительного лагеря лежат принципы массовости и общедоступности мероприятий по интересам; развития творчества и самодеятельности, социально значимой направленности деятельности; единства оздоровительной и воспитательной работы с детьми; взаимосвязи с семьей и социальной средой;

- детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно-практическую деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребенка, выстроить отношения между детьми, детьми и взрослыми.

Характер развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят от уровня профессионализма и специальной компетентности взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня.

Таким образом, детский оздоровительный лагерь на сегодняшний день является учреждением, которое не только осуществляет оздоровление и отдых детей, но и выполняет образовательную и воспитательную функцию.

На сегодняшний день существует большое разнообразие лагерей, обеспечивающие каждому право выбора собственной стратегии дополнительного образования. Наличие достаточно большого числа видов деятельности, возможность их свободного выбора и составление индивидуальной программы в сочетании с четким определением количества обязательных занятий и распорядка их посещения создают удачную комбинацию индивидуального и коллективного подхода в организации образовательно-воспитательного процесса.

По времени деятельности детские лагеря бывают[10]:

- круглогодичные — работают в течение круглого года;

- сезонные — работают во время летних, осенних, зимних и/или весенних школьных каникул.

По месту проведения детские лагеря бывают:

- стационарные — расположенные на одном и том же месте, в капитальных строениях – корпусах;

- палаточные — могут располагаться в любом месте, где можно разбить несколько больших палаток;

- выездные — лагеря, которые каждый раз арендуют помещения для проведения смены — одно и то же, или разные помещения (базу других лагерей, гостиницы, отдели или базы отдыха) в разных местах.

По виду деятельности детские лагеря подразделяются на:

- летний лагерь — контролируемая программа для детей и/или подростков, проводимых (обычно) в течение летних месяцев;

- детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) - располагается за городом как на базе стационарных построек, так и на условии походного туристского лагеря;

- лагерь отдыха (школьный лагерь дневного пребывания) - располагается на базе школ и учреждений дополнительного образования. Напоминает детский сад для взрослых детей. Функционирует только в дневное время (как вариант — с утра и только до обеда) В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях, гуляют на школьной площадке, ездят на экскурсии;

- лагерь санаторного типа - располагается на базе медицинских центров или школ, расположенных вблизи поликлиник. Условия пребывания в таких лагерях направлены в основном на общее оздоровление детей и профилактику различных заболеваний. Для оформления ребёнка в лагерь санаторного типа необходимо принести из поликлиники выписку из медицинской карты и справку от участкового врача или профильного специалиста (если ребёнок стоит у него на учёте). В начале смены в лагере ребёнка, как правило, осматривает врач и составляет для него индивидуальную программу оздоровления;

- трудовой лагерь - для подростков от 12 до 17 лет. До обеда для детей предусмотрена трудовая деятельность (не более четырёх часов в сутки), после обеда — досуг (культурно-развлекательная программа). Некоторые лагеря заключают договора с различными организациями, испытывающими необходимость в сезонной (летней) работе. По итогам работы (еженедельно или в конце смены) дети получают зарплату, как правило, небольшую, которая, как правило, идёт на частичное покрытие оплаты путёвки в лагерь;

- лагерь выходного дня - функционирует с вечера в пятницу до вечера воскресенья. Чаще программа начинается со второй половины субботы, так как многие дети учатся по субботам. Лагеря обычно проводятся с выездом за город;

- обучающий лагерь - бывает трёх видов: для неуспевающих по школьной программе учеников; для ребят, желающих получить дополнительные знания (языковые, исторические, математические); и для старшеклассников, которым предстоит определяться с выбором ВУЗа и будущей специальности. В обучающих лагерях у детей в день проходит 2-3 урока, но атмосфера на них достаточно расслабленная и неформальная. После обеда, как правило, у детей культурно-развлекательная программа;

- спортивный лагерь - основное направление деятельности — спортивное развитие. Спортивные лагеря условно делятся на две группы: для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ), и направленные на общее физическое развитие (ОФП) детей (на базе обычных школ). При зачислении в лагерь детей делят на группы не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички);

- лагерь актива - формируется на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. Работает по планам, утверждённым в данной детской организации. Часто реализуется на базе загородного лагеря;

- семейный лагерь - формируется на базе какой-либо общины или свободного объединения нескольких семей по интересам, вероисповеданию, территориальному или иному признаку. Часто реализуется за счет того, что родители «в складчину» осуществляют аренду помещения, питание и развлечения для своих детей;

- профильный лагерь - подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных секций и досуговых центров (художественный, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, фото, химический, экологический, натуристский, экстрим лагеря и др.). Как вариант может быть выезд профильной группы в загородный лагерь. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Ребёнок в течение года посещающий какой-то кружок за время каникул может закрепить полученные знания в профильном лагере и не прекращать заниматься любимым делом. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная профильная смена или профильный отряд в лагере.

По данным Федеральной службы государственной статистики за 2010 год в Российской Федерации существовало 51 000 детских оздоровительных учреждений, из них[11]:

- 2 300 загородных стационарных лагерей,

- 40 600 оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей в период каникул,

- 100 детских санаториев,

- 300 санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного действия,

- 5 500 лагерей труда и отдыха,

- 1 900 палаточных лагерей,

- 500 прочих лагерей.

Всего отдохнуло в 2010 году в летних лагерях 4 864 000 детей, из них:

- 1 212 100 в загородных стационарных лагерях,

- 2 859 300 в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей в период каникул,

- 102 900 в детских санаториях,

- 237 900 в санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия,

- 250 700 в лагерях труда и отдыха,

- 101 400 в палаточных лагерях,

- 99 600 в прочих лагерях.

По данным Федеральной службы государственной статистики за 2010 год за летний период предприятиями и организациями Новосибирской области для летнего отдыха школьников было развернуто 1019 оздоровительных учреждений (лагерей), в них отдохнуло 103,8 тыс. детей.

Из общего числа лагерей:

- 48 (4,7%) – загородных стационарных,

- 10 (1%) – санаторно-оздоровительных круглогодичного действия,

- 930 (91,3%) – оздоровительных с дневным пребыванием детей в период каникул,

- 4 (0,4%) – труда и отдыха,

- 2 (0,2%) – детских санатория,

- 2 (0,2%) – палаточных,

- 22 (2,2%) – профильных.

Из общего числа отдохнувших:

- 1,7 тыс. (1,6%) – учащиеся 10-11 (12) классов,

- 4,8 тыс. (4,6%) – дети-сироты,

- 0,8 тыс. (0,8%) – дети-инвалиды,

- 23,2 тыс. (22,4%) – дети из многодетных и неполных семей,

- 0,2 тыс. (0,2%) – дети беженцев и вынужденных переселенцев,

- 5,6 тыс. (5,4%) – дети безработных,

- 0,8 тыс. (0,8%) – дети, состоящие на учете в органах внутренних дел.

Численность работников лагерей составила 15,1 тыс., из них:

- 9,1 тыс. – педагоги-воспитатели, вожатые,

- 1 тыс. – медицинские работники.

Из общего числа лагерей:

- 1017 (99,8%) имеют столовую,

- 147 (14,4 %) - киноконцертный зал,

- 936 (91,9%) – библиотеку,

- 59 (5,8%) – бассейн,

- 270 (26,5%) – стадион,

- 960 (94,2%) – спортивную площадку.



2016-09-16 1441 Обсуждений (0)
Детский лагерь как форма отдыха 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Детский лагерь как форма отдыха

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1441)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)