Детский лагерь как форма отдыха
Летние каникулы для школьников – это и восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Одна из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества являются детские оздоровительные лагеря. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического и социального творчества ребенка. Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы[8]. Прежде всего они в том, что обстановка сильно отличается от привычной домашней обстановки. Это выражается, во-первых, в совместном проживании детей. Во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия». В-третьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни – в естественных условиях социальной и природной среды. В-четвертых, ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры. В-пятых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом. Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей личности. Ориентация на интересы ребенка - сегодня одна из важных черт детского оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности. Для организации деятельности детских оздоровительных лагерей приоритетны следующие положения[9]: - детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации; - в основе деятельности детского оздоровительного лагеря лежат принципы массовости и общедоступности мероприятий по интересам; развития творчества и самодеятельности, социально значимой направленности деятельности; единства оздоровительной и воспитательной работы с детьми; взаимосвязи с семьей и социальной средой; - детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно-практическую деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребенка, выстроить отношения между детьми, детьми и взрослыми. Характер развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят от уровня профессионализма и специальной компетентности взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня. Таким образом, детский оздоровительный лагерь на сегодняшний день является учреждением, которое не только осуществляет оздоровление и отдых детей, но и выполняет образовательную и воспитательную функцию. На сегодняшний день существует большое разнообразие лагерей, обеспечивающие каждому право выбора собственной стратегии дополнительного образования. Наличие достаточно большого числа видов деятельности, возможность их свободного выбора и составление индивидуальной программы в сочетании с четким определением количества обязательных занятий и распорядка их посещения создают удачную комбинацию индивидуального и коллективного подхода в организации образовательно-воспитательного процесса. По времени деятельности детские лагеря бывают[10]: - круглогодичные — работают в течение круглого года; - сезонные — работают во время летних, осенних, зимних и/или весенних школьных каникул. По месту проведения детские лагеря бывают: - стационарные — расположенные на одном и том же месте, в капитальных строениях – корпусах; - палаточные — могут располагаться в любом месте, где можно разбить несколько больших палаток; - выездные — лагеря, которые каждый раз арендуют помещения для проведения смены — одно и то же, или разные помещения (базу других лагерей, гостиницы, отдели или базы отдыха) в разных местах. По виду деятельности детские лагеря подразделяются на: - летний лагерь — контролируемая программа для детей и/или подростков, проводимых (обычно) в течение летних месяцев; - детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) - располагается за городом как на базе стационарных построек, так и на условии походного туристского лагеря; - лагерь отдыха (школьный лагерь дневного пребывания) - располагается на базе школ и учреждений дополнительного образования. Напоминает детский сад для взрослых детей. Функционирует только в дневное время (как вариант — с утра и только до обеда) В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях, гуляют на школьной площадке, ездят на экскурсии; - лагерь санаторного типа - располагается на базе медицинских центров или школ, расположенных вблизи поликлиник. Условия пребывания в таких лагерях направлены в основном на общее оздоровление детей и профилактику различных заболеваний. Для оформления ребёнка в лагерь санаторного типа необходимо принести из поликлиники выписку из медицинской карты и справку от участкового врача или профильного специалиста (если ребёнок стоит у него на учёте). В начале смены в лагере ребёнка, как правило, осматривает врач и составляет для него индивидуальную программу оздоровления; - трудовой лагерь - для подростков от 12 до 17 лет. До обеда для детей предусмотрена трудовая деятельность (не более четырёх часов в сутки), после обеда — досуг (культурно-развлекательная программа). Некоторые лагеря заключают договора с различными организациями, испытывающими необходимость в сезонной (летней) работе. По итогам работы (еженедельно или в конце смены) дети получают зарплату, как правило, небольшую, которая, как правило, идёт на частичное покрытие оплаты путёвки в лагерь; - лагерь выходного дня - функционирует с вечера в пятницу до вечера воскресенья. Чаще программа начинается со второй половины субботы, так как многие дети учатся по субботам. Лагеря обычно проводятся с выездом за город; - обучающий лагерь - бывает трёх видов: для неуспевающих по школьной программе учеников; для ребят, желающих получить дополнительные знания (языковые, исторические, математические); и для старшеклассников, которым предстоит определяться с выбором ВУЗа и будущей специальности. В обучающих лагерях у детей в день проходит 2-3 урока, но атмосфера на них достаточно расслабленная и неформальная. После обеда, как правило, у детей культурно-развлекательная программа; - спортивный лагерь - основное направление деятельности — спортивное развитие. Спортивные лагеря условно делятся на две группы: для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ), и направленные на общее физическое развитие (ОФП) детей (на базе обычных школ). При зачислении в лагерь детей делят на группы не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички); - лагерь актива - формируется на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. Работает по планам, утверждённым в данной детской организации. Часто реализуется на базе загородного лагеря; - семейный лагерь - формируется на базе какой-либо общины или свободного объединения нескольких семей по интересам, вероисповеданию, территориальному или иному признаку. Часто реализуется за счет того, что родители «в складчину» осуществляют аренду помещения, питание и развлечения для своих детей; - профильный лагерь - подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных секций и досуговых центров (художественный, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, фото, химический, экологический, натуристский, экстрим лагеря и др.). Как вариант может быть выезд профильной группы в загородный лагерь. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Ребёнок в течение года посещающий какой-то кружок за время каникул может закрепить полученные знания в профильном лагере и не прекращать заниматься любимым делом. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная профильная смена или профильный отряд в лагере. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2010 год в Российской Федерации существовало 51 000 детских оздоровительных учреждений, из них[11]: - 2 300 загородных стационарных лагерей, - 40 600 оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей в период каникул, - 100 детских санаториев, - 300 санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного действия, - 5 500 лагерей труда и отдыха, - 1 900 палаточных лагерей, - 500 прочих лагерей. Всего отдохнуло в 2010 году в летних лагерях 4 864 000 детей, из них: - 1 212 100 в загородных стационарных лагерях, - 2 859 300 в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей в период каникул, - 102 900 в детских санаториях, - 237 900 в санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия, - 250 700 в лагерях труда и отдыха, - 101 400 в палаточных лагерях, - 99 600 в прочих лагерях. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2010 год за летний период предприятиями и организациями Новосибирской области для летнего отдыха школьников было развернуто 1019 оздоровительных учреждений (лагерей), в них отдохнуло 103,8 тыс. детей. Из общего числа лагерей: - 48 (4,7%) – загородных стационарных, - 10 (1%) – санаторно-оздоровительных круглогодичного действия, - 930 (91,3%) – оздоровительных с дневным пребыванием детей в период каникул, - 4 (0,4%) – труда и отдыха, - 2 (0,2%) – детских санатория, - 2 (0,2%) – палаточных, - 22 (2,2%) – профильных. Из общего числа отдохнувших: - 1,7 тыс. (1,6%) – учащиеся 10-11 (12) классов, - 4,8 тыс. (4,6%) – дети-сироты, - 0,8 тыс. (0,8%) – дети-инвалиды, - 23,2 тыс. (22,4%) – дети из многодетных и неполных семей, - 0,2 тыс. (0,2%) – дети беженцев и вынужденных переселенцев, - 5,6 тыс. (5,4%) – дети безработных, - 0,8 тыс. (0,8%) – дети, состоящие на учете в органах внутренних дел. Численность работников лагерей составила 15,1 тыс., из них: - 9,1 тыс. – педагоги-воспитатели, вожатые, - 1 тыс. – медицинские работники. Из общего числа лагерей: - 1017 (99,8%) имеют столовую, - 147 (14,4 %) - киноконцертный зал, - 936 (91,9%) – библиотеку, - 59 (5,8%) – бассейн, - 270 (26,5%) – стадион, - 960 (94,2%) – спортивную площадку.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1441)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |