Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государство и право Казахстана (15-середина19вв.)



2016-09-16 455 Обсуждений (0)
Государство и право Казахстана (15-середина19вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок




  1. Образование казахских ханств

Монголистан, заинтересованный в ослаблении узбеков, оказал покровительство Казахстану. 1454г. султаны Джанибек и Гирей – потомки Джучи – откочевали с подвластными им племенами из пределов Узбекского ханства на территорию Семиречья и вступили в вассальные отношения с Монголистанским ханством. Положено основание Казахстанского ханства. Хан Касым (1511-1523) порвал вассальные связи. К концу 16в. окончательное территориальное и племенное отмежевание Казахского ханства от Узбекского и Ногайской Орды.

Казахское ханство никогда не представляло собой единого экономического и политического целого. В ½ 17в. распалось на три самостоятельные части: Старшую, Среднюю и Младшую орды, в основе которых жузы (отдельный обширный район, по которому в течение всего года могли кочевать, сменяя по сезонам свои пастбища и стоянки, сразу несколько больших племенных объединений). При хане Тауке (1680-1718) почти вся территория и все казахские племена и роды были собраны под его властью из-за военно-политических причин. В 18в. Младший, Средний и меньшая часть Большого жуза добровольно присоединились к России. 2/2 19в. – весь Казахстан. Ускорилось развитие производственных сил, были ликвидированы феодальные междоусобицы, переход к оседлому образу жизни, возникновение промышленности, формирование рабочего класса.

  1. Общественный строй

Феодалы – собственность на средства производства (землю и скот), политическая власть. Ханы и султаны: потомки Джучи, старались не вступать в браки с другими феодалами. Бии – родовая феодальная знать (родовые старейшины и племенные вожди), «дворянство черной кости», превращались в наследственную аристократию. Байство – богатые скотовладельцы незнатного происхождения, беспощадное эксплуатирование родовых и аульных общин, влияние на политику биев, султанов, ханов; наиболее богатые баи добивались звания бия, переходили в состав аристократии. Батыры – военная знать, на службе ханов и влиятельных султанов. Мусульманское духовенство: ходжи (основатели ислямской религии), ишаны и муллы – священнослужители, подготовленные в религиозных учебных заведениях Средней Азии.

Шаруа – крестьяне-скотоводы, прикреплены к своей родовой общине фактором рождения, совместным пользованием пастбищными угодьями, водопоями, обычаем мести за члена рода, обычаями. Несли повинности перед феодалом, уплачивали хану ежегодно зякет 1/20 часть скота, в земледельческих районах – ушур 1/10 часть урожая. Неоднородные по составу. Кулы – рабы для домашнего хозяйства.

  1. Государственный строй

Раннефеодальная монархия: полное отсутствие организации населения по территориальному признаку, сохранилась родовая организация до 19в. (классовые противоречия, не основана на строгом кровном принципе); распределение пастбищ и организация кочевого скотоводческого хозяйства.

Хан. Преемники власти Чингисхана (чингизиды), выбирался съездом феодальной знати (султанов, биев), его власть не регламентировалась законом, обладал правом высшего распоряжения кочевьями, глава войска, предводитель феодальных ополчений во время войны, могли содержать значительные отряды для оказания давления и усмирения, верховный судья.

Совет биев – новые законы, военные и судебные дела; постоянный совещательный орган при хане. Съезды казахской знати – распределение кочевий и зимовок, о войне и мире; редко (май и октябрь) в присутствии больших толп народа. Султаны – прямые вассалы хана, от него получали свои владения с подчиненными им родами, имели свои вооруженные отряды. Биистаршины родов (избирались биями аулов) и аулов (избирались аксакалами – главами наиболее зажиточных и авторитетных семей аула): руководил кочевьями, возглавлял ополчение, судил, собирал поборы, принуждал исполнять решения суда, султанов и ханов, послы в иностранные государства. Со временем Тауке-хана некоторые бии отошли от управления родами и аулами и стали исполнять исключительно судейские функции.

Организация правосудия. Ханы и султаны: важные уголовные и гражданские дела. Бии – все остальные.

  1. Право

Обычное право. Устный обычай – адат. Кочевой образ жизни при почти сплошной неграмотности населения. При Тауке-хане Жеты-Жаргы (Семь уложений) – собрание устных пословиц и изречений, которые обязан знать каждый бий-судья. Судебные приговоры и решения наиболее авторитетных биев приобретали значение обязательного судебного прецедента. Положения нескольких биев (эреже) о том, какими нормами обычного права они будут руководствоваться при рассмотрении судебных дел.

Гражданское и семейное право. Право собственности. Частная собственность до 19в. отсутствовала. Пастбища по обычному праву – общая собственность. Вся земля – собственность хана и султанов. Кочующих интересовало лишь право распоряжения кочевьями-пастбищами и право захвата свободных/незанятых кочевий-пастбищ, водопоев. Все эти права принадлежали монопольному классу феодалов. Хан, члены ханского рода – носители права распоряжаться кочевьями населения. На остальные средства производства (скот) и средства потребления с незапамятных времен существовала частная собственность, ограниченная патриархальными нормами. Сын у отца, племянник у дяди имел право брать трижды без разрешения любую вещь из его имущества и делать ее своей собственностью.

Обязательственное право. Обычай родовой взаимопомощи в условиях классового расслоения общества стал односторонне выгодным для феодалов. Мена на меновых базарах и дворах: обмен скота на орудия труда и предметы потребления у русских (топоры, ножи, оружие), ед.изм. – скот. Займ скота не более года при поручителе: возврат долга с приплодом. Саун – договор передачи кредитором дойных животных во временное пользование под обработки; мог в любой момент отобрать скот. Аманат-мал – оказание богатым помощи скотом обедневшему сородичу под отработки (выращивание скота). Обычай жылу – обязанность членов общины оказывать помощь родичу скотом в случае стихийного бедствия. Родич, отказавший в такой помощи, терял право на ее получение сам. Обычай журтшылык – обязанность кровных родственников несостоятельного должника оказать помощь в уплате долга путем раскладки его между ними. Обычай асар – обязанность членов общины помощь родичу в сенокошении, рытье колодцев (тот обязан им хорошим угощением).

Семья – ячейка аула, состоявшего из нескольких родственных семей и зависимых пастухов, обедневших сородичей и семей рабов. Принцип экзогамии до седьмого колена родства: семьи экзогамного круга родства сохраняли хозяйственное и общественное единство. При жизни мужа наравне с ним могла распоряжаться имуществом и жена, но в ущерб семьи. Старшая жена – байбише при наличии веских оснований с разрешения суда аксакалов могла оставить мужа. Не ущемлялись имущественные права второй жены и ее детей. Незамужней дочери причиталась половина наследственной части, полагающаяся сына, замужней – ничего. Младший сын получал все оставшееся имущество отца после выделения старших сыновей. Усыновленные дети приравнивались к родным. Дети, родившиеся у засватанной девушки от ее жениха или у рабыни от хозяина, у вдовы от братьев покойного мужа, считались «членами семьи своего отца». Права внуков: от сыновей имели статус членов отцовского рода, от дочерей не могли претендовать на имущество отца.

Институт тамырства – люди из равных родов заключали договор и становились друзьями-братьями, обязывались взаимно помогать. Не установлен брачный возраст. Брак юридически состоялся, если уплачен калым (выкуп за невесту: 77, 47 или 17 лошадей), смерть жениха/невесты не освобождает от обязательств. Расторжение брака возможно по воле мужа при неверности жены или ее «непочтительности», если развод без вины жены – муж должен отпустить ее вместе с детьми, возвратив приданное. Институт аменгерства – вдова по истечении года после смерти мужа могла выйти замуж за его старшего брата, но если она предпочитала младшего, то последний платил выкуп брату. Дети, имущество переходили к аменгеру. Если вдова выходила за постороннего – лишалась родительских прав. Вдова, имевшая детей и не пожелавшая выйти замуж, распоряжалась имуществом до совершеннолетия детей.

Наследования по завещанию не было. Вдова могла получить 1/8 часть, незамужние дочери – половину от доли сыновей. Ата-мурасы – имущество, приобретенное по наследству считалось самой надежной формой собственности.

Уголовное право. До 19в. вместо «преступления» употребляли «дурное дело/поведение» - нанесение преступником материального и морального ущерба потерпевшему, вред экономическим и политическим интересам феодалов, нарушение установленного порядка.

Виды преступлений. В законах Тауке: убийство, похищение и изнасилование женщины, изобличенное прелюбодеяние жены, повторная кража скота. До середины 19в. не признавалось преступным – убийство господином раба, мужем жены-прелюбодейки, побои и насилия старшин и биев в отношении членов общины.

Наказания: смертная казнь, выкуп за убийство (при неуплате – умерщвление убийцы и шестерых родственников; разным скотом), штраф, отдача в рабство (осужденному и его родичам нечем платить). Классовый характер. Взыскание скотом (9 голов скота) за кражу скота или имущества, за телесные повреждения, как замена более тяжких наказаний.

Процессуальное право. Состязательный, устный, по инициативе жалобщика. Доказательства – показания свидетелей, клятвы на свщенном месте – кладбище или на Коране, вещдоки. Бий-судья получал часть суммы, взысканной с проигравшей стороны, в пользу хана от 1/10 до 1/3 части взыскания. Судья бии – любое лицо, обладавшее авторитетом, властью, знанием обычаев. По инициативе истца обращались с посредниками к избранному бию (не мог отказаться даже если это его родственники). Исполнение решения суда возлагалось на истца, но потом институт барымты – угон скота виновного, его влиятельного родственника или аула с ведома родоправителя «соизмерно иску» до удовлетворения претензии, ликвидирован после Октябрьской революции.

***

«Кочевой феодализм». Народные обычай, порожденные веками борьбы с природой, целесообразные в своей основе, были использованы богатыми в корыстных целях, став нормами обычного права.

Татищев: без письма «ничего на долгое время сохранить невозможно».

 

 

Глава 14



2016-09-16 455 Обсуждений (0)
Государство и право Казахстана (15-середина19вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государство и право Казахстана (15-середина19вв.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (455)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)