Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предпосылки присоединения Украины к России



2016-09-16 423 Обсуждений (0)
Предпосылки присоединения Украины к России 0.00 из 5.00 0 оценок




После многочисленных и ожесточенных крестьянских восстаний первой трети XVII в. польские феодалы начали сдавать свои земли в аренду или на откуп евреям, не имевшим право получать землю в соб­ственность. По законам Речи Посполитой человек, проживавший на земле, пожалованной королем в частное владение, попадал в полную зависимость владельца, по сути, становился его рабом. «Посполитым», т.е. феодально-зависи­мым, было запрещено даже жаловаться на своих господ. Иезуит Скарга, нигде в мире помещики не обходятся более бесчеловечно со своими крестья­нами, чем в Польше.

На Украине, как и в Литве, распространяется фольварочная сис­тема хозяйства. Усиливается феодальный гнет: вдвое возрастает бар­щина, ставшая основной формой эксплуатации. В XVII в. она дости­гает порой четырех-пяти дней, а к 40-м гг. — шести дней в неделю. Кроме барщины крестьяне обязаны были нести денежные и нату­ральные повинности: поставляли яйца, птицу, мед, лен и проч., ис­полняли подводную повинность.

Между тем, как и на южной окраине России, в нижнем течении Днепра складывается своеобразная социальная группа — казачество. С середины XVI в. оно имело и свой центр — Запорожскую Сечь. Это был остров на днепровских порогах, откуда казаки совершали свои походы в Крым, отражали турецкие вторжения, не брезгуя и разбоем.

Казачество было неоднородным. В 1572 г. польское правительство с целью разделения казачества и его подчинения принимает решение о зачислении части казаков на службу с выплатой им жалованья. Польша использовала реестр в качестве способа раскола казачества. После восстания Наливайко-Лободы 1594—1597 гг. казаки были наказаны ликвидацией реестра. Однако поход на Москву 1606 г. заставил польские власти не только восста­новить реестр, куда было вписано более 4 тыс. казаков, но и пообе­щать казацкой старшине так называемую нобилитацию, т.е. возведе­ние в шляхетское достоинство.

Реестровое казачество стремилось к закреплению за ним тех же привилегий и уравнения в правах со шляхтой. К середине XVII в. казачья старшина по своему материальному достатку не уступала мелкому и среднему дворянству. Дети ее получали, как правило, образование в католиче­ских учебных заведениях.

Городское население на Украине, именовавшееся мещанами, за­нималось ремеслами и мелкой торговлей, частично землепашеством.

Города могли принадлежать королю, а могли находиться и в собст­венности частных лиц. В соответствии с западноевропейскими по­рядками ремесленники были объединены в цехи. Це­ховые порядки способствовали появлению в городах братств, объеди­нений на религиозной почве.

Попав в состав католического государства, украинское население подверглось религиозному гнету. Предоставление льгот и преимуществ католикам и поощрение перехода в униатст­во, всяческое притеснение православных.

По инициа­тиве иезуитов в 1596 г. в Бресте была провозглашена уния украинской и белорусской православной церкви с римско-католической (Брест­ская уния). Польское правительство признало единственно законной униатскую церковь. Получив в это время удар в центре Европы от сторонников протестантизма, поняв, что надеяться на возвращение в лоно католицизма сторонников Мартина Лютера и Кальвина бес­смысленно, паписты решили удвоить усилия для обращения в «ис­тинную» веру православных «еретиков». Русская знать, желая сделать карьеру, принимала сразу католичество. Общность классовых интересов оказалась сильнее интересов духовных. Однако замыслам униатов противостояли эксплуатируемые классы, прежде всего крестьяне, рядовые казаки, городские низы и низшее, приход­ское духовенство. Православная вера выступала в качестве идеоло­гии, сплачивающей массы в борьбе за свои права.

После Брестской унии к униатам перешли все высшие иерархи украинской православной церкви во главе с киевским митрополитом. Постепенно украинская православная церковь, лишившись высшего духовенства, стала полулегальной. Начались гонения на православ­ных.

Польскому правительству пришлось изменить отношение к пра­вославному духовенству в связи с подготовкой нового похода на Мо­скву, когда в 1618 г. Сейм торжественно объявил о запрещении рели­гиозного преследования православных, что, конечно же, не исполня­лось на практике. В 1621 и 1623 гг. сеймы вновь подтверждали отказ от преследований православия, но решения эти оставались невыпол­ненными.

Приход к власти в 1633 г. короля Владислава ознаменовался обна­родованием так называемой Примирительной грамоты, или «Статей для успокоения русского народа», которой уравнивались в правах православные и униаты, устанавливались две митрополичьи кафед­ры; православным возвращалась часть отобранных у них монастырей. Однако эти нормы не соблюдались, по­скольку все, что происходило на местах, зависело от желания круп­ных землевладельцев-магнатов. Дейст­вовал принцип, закрепленный на соборе в Аугсбурге в 1555 г.: «cujis region, ejus religio» (чье правление — того и вера).

Территория Речи Посполитой делилась на воеводства, а воеводст­ва — на поветы.

Классовое, национальное и религиозное угнетение украинского народа породило всеобщее недовольство владычеством поляков. Если крупные православные украинские магнаты бывали оскорблены пренебрежительным к ним отношением при дворе короля в связи с тем, что они были православными, то казацкая старшина желала уравнения в правах с польской шляхтой. Украин­цы в целом подвергались насильственной полонизации и католицизации. Важным фактором в борьбе украинского народа за свои права было наличие казачества, являвшегося хорошо организованной воен­ной силой. Сегодня он — крестьянин, завтра — бежал в Запорожскую Сечь и стал казаком. 1638—1648 гг. характеризуются как время «золотого покоя» для польских феодалов. После подавления казацкого восстания в 1638 г. принимается «Ординация», по которой реестр в 6 тыс. казаков рассматривается как «полушляхта», подчиненная в военном и административном отношении полякам. Высшее православное духовенство во главе с Петром Могилой всячески поддерживало польское правительство. В то же время период «золотого покоя» характеризуется безудержной социальной эксплуатацией, польской национальной и католической религиозной экспансией, тройной гнет.

Богдан Хмельницкий в конце 40-х — первой половине 50-х гг. XVII в. на Украине — между католиками (и выкормышами иезуитов — униатами) и православными, но в обоих случаях она носила антифеодальную направленность. Все, кто так или иначе был связан с Польшей, покидали Украину: магнаты, шляхта, евреи-арендаторы, католики, униаты.

Начиная с 1648 г., когда Украина еще находилась под властью Речи Посполитой, происходит формирование ее общественного и политического строя. С изгнанием поляков исчез и их государственный аппарат, стала использоваться казачья система управления. Вся администрация была выборной и сменяемой. Выборы проходили на общевойсковых собраниях — радах. Высшим должностным лицом был гетман, которому принадлежала военная, судебная и административная власть. Однако в письме к Алексею Михайловичу 1648 г. Хмельницкий именует себя «гетманом его королевской милости. При гетмане действовал совещательный орган — Рада генеральной старшины, состоявшая из высших казацких должностных лиц.

Основной воинской единицей являлся полк, который делился на сотни. Полком управлял выборный казаками полковник. К военному командованию переходят и функции гражданского управления и суда.

В городах сохранялась старая система городского самоуправления: горожане избирали ратуши и магистраты, а от казацкой администрации — выборный городовой атаман.

В селах самоуправление осуществлялось таким образом, что казаки и крестьяне избирали каждый своего старосту.

Эта система сохранилась и после присоединения Украины к России.

 



2016-09-16 423 Обсуждений (0)
Предпосылки присоединения Украины к России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предпосылки присоединения Украины к России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (423)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)