Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Цивилизации древнего мира



2016-09-16 410 Обсуждений (0)
Тема 2. Цивилизации древнего мира 0.00 из 5.00 0 оценок




Древний Восток – культурологическое, историческое понятие. Почему Восток выделяют от Запада? Там не сложилась частная собственность, ее практически не существовало долгое время, не сложились и отношения товарного производства, ориентированного на рынок. С точки зрения социальных отношений: они были очень консервативными, медленно развивались. Совершенно не могли сформироваться в этом замкнутом обществе ценности гражданского общества – индивидуализм, дух свободы – это чуждо восточному сознанию. Единицей общества, ячейкой до конца 19 в. была сельская община. Все сознание человека было ориентированно на нее, он не мыслил себя без общины, как первобытной – без общины.

Сельская община носила патриархальные черты. Фактически сельская община была следующим этапом после родовой общины. Родовая – это группа людей, объединенных кровными связями. Далее была территориальная – группа людей, объединенных метом жительства, это и есть сельская община.

Это тормозило формирование классов – они на Востоке так и не сформировались. Не сложилась и частная собственность, т.к. сельская община была главным собственником земли, наделяла ею, отнимала и т.д.

В Древних цивилизациях были и земли, принадлежащие государству. Верховным сосбвтенником возникал царь либо храмы. И если на терр. общинных земель сами крестьяне обрабатывали, в царско-храмовых хозяйствах стал рано использоваться труд рабов, пленных, захваченных в результате войн.

Древнее восточное общество делят на 3 больших социально-классновых образования:

Различные категории людей, лишенных собственности, наемный труд которых использовался в общинном хозяйстве или царско-храмовом, сюда же относили и рабов – там не было различия между рабом и свободным работником, не имеющих средств к существования. У них не было личных прав, это подневольные работники.

Свободные мелкие производители. Они не работали подневольно. Они производили товар или жили своим трудом. Это ремесленники, или крестьяне-общинники со своим наделом.

Обладал богатствами, занимал привелигированное положение в обществе. Придворная и служилая аристократия, военачальники, дружины.

Особенность деления общества на Востоке – не было четкости в делении социальных границ, и свободный ремесленник мог быстро стать рабом.

Другая отличительная черта древневосточного общества – его традиционность. Оно очень медленно изменялось, было консервативным, и во многих странах организация общества существовала до 19 века. Но были и особенности в рамках отдельных государств. В Древнем Вавилоне, например, царско-храмовое хозяйство было очень большое сосуществовало с общинным хозяйством, и поэтому, так как оно было сильно развито, это ослабляло налоги, и ремесленники платили меньше налогов. Древний Вавилон вообще был самым светским, демократичным.

В Древнем Египте даже не было разницы между рабом и подневольным работником, это была страна поголовного рабства. Были четко регламентированы общественные работы: строительство пирамид, оросительных каналов – в этом было задействованы все.

Древняя Индия: деление на 4 варны.

Древний Китай – самое консервативное общество. Организация общества была разрушена только в 19 веке. Государство эксплуатировало крестьян-землевладельцев, которые платили подати.

Древневосточные государства называют 1 понятием – восточной деспотии, это понятие употреблял еще Геродот. Это крайняя форма абсолютной монархии, с неограниченной властью правителя (власть передается по наследству и считается божественной), монарх выступает высшим законодателем и судом. Централизованный, тоталитарный характер государства с полным контролем за всеми сферами общественной жизни, полный надзор за подданными, особенно это было сильно в Египте и Китае, меньше в Индии.

В разных государствах были разные политические структуры. Император в Китае обожествлялся, носил титул сына бога. Там существовал очень развитый бюрократический аппарат.

Наряду с деспотиями на Востоке существовали и республики. В истории востока известны города-государства – Финикия и Месопотамия в определенный период. Существовало и в 4-2 веках до н.э. на территории древней Индии существовала империя Марьиф (Мауриф???) – была федеративным государством, куда входили разные территории. В Индии было много народов, и централизовывать было сложно.

Другая черта древневосточного общества – мистическое отношение к правителю и власти. Царило признание верхней божественной власти монарха, это оправдывало его неограниченные полномочия, и оправдывало беспрекословное подчинение правителю, его слово было законом.

Впоследствии именно эта особенность – мистическое отношение к власти – было положено в основу восточной духовной культуры, многих религиозных верований. Цари везде возвеличивались.

В Древнем Китае царь воспринимался как отец всего народа. Там, вообще, появилась патриархальная теория возникновения государства, которую приписывают Аристотеля – что государство произошло из патриархальной семьи. Эту теорию выдвинул Шан Ян – основатель легизма. Правитель, соответственно, был отцом всего народа, его власть – производная от власти отца семейства. Глава государства стоял во главе административного аппарата, осуществляющего полный контроль за всеми сферами общества. Поэтому право не могло сформироваться в области частного, оно с самого начала было уголовным, публичным правом, только с начала 19 века начинает формироваться частное.

В Древней Индии господствовала концепция богоугодного царя, который должен выполнить дхарму, определенные обязанности, главная из них – забота о подданных. Потому часты указы об ограничении ростовщических процентов, ограничении долгового рабства тремя годами и т.д.

Древнему Вавилону также свойственны такие приказы, которые облегчали жизнь подданных.

Параллелльно правители боролись с народом (были восстания, рабы восставали, были неудачные войны и т.д.) и часть – со знатью, которая хотела захватить власть, особенно со жреческими кругами или отдельными частями, в которых были сераратистские тенденции. Основной формой борьбы с такими тендециями было правотворчество. До нас дошли сборники решений, законов. Очень много норм издавали цари.

Право Древнего востока характеризуется общими чертами. Прежде всего, оно закрепляло социальное неравенство. В древних цивилизациях – за убийство смерда 40 гривен, боярина 80 гривен, боярина не могли казнить. Социальное неравенство закреплялось во всех древних источниках права. Привилегий было много у знати, обязанностей – у неимущих.

В некоторых обществах раб мог иметь семью, хотя считался вещью, где-то нет. Если женщина выходила замуж за раба, где-то ее убивали, где-то оба становились рабами и т.д.

Другая отличительная черта – связь права с религиозной нормой и моралью. На этот период времени невозможно отделить чисто правовую норму, это пережиток мононорм. Нормы в памятниках изложены так, что там есть и правовая суть, но хорошо это или плохо, рассматривается с позиции нравственности. Претуплением является то, что является грехом – различия нет.

Третья особенность древневосточного права – долгий период времени основным источником был обычай. При этом это было устное право, они не записывались, передавались друг от друга. Первоначально обычаи не были прикреплены принудительной силой. Он исполнялся на авторитете прежних поколений, вождя. Только потом обычай эволюционирует и становится правовым, то есть обеспечивается принудительной силой государства. Военная верхушка пытается обычаи в обществе, сложившиеся как устные правила, записать как свою волю – только то, что удобно им. Они записывают обычаи и издают в качестве своей воли.

Обычаи эволюционируют в правовой обычай, он становится основным источником права.

Кроме обычая, важным источником становится судебная практика. Первые памятники права закрепляют нормы не так, как сейчас, сейчас они общие и принимаются к разным ситуациям. Так нормы имели казуистичный характер, правовая норма не в виде абстрктном, а в виде конкретного случая. Если строитель построил дом, а он обвалился и убил сына хозяина дома, нужно было убить сына строителя – было в одном кодексе.

Во всех первых правовых памятниках закрепляются обычаи, которые пришли из родового строя – око за око и т.д. Они потом будут долго искореняться, с трудом. В первых памятниках права око за око считалось справедливым правом, как и другие.

Хотя право было казуистичным, появляются первые тенденции к разделению отраслей. В памятниках есть нормы, относящиеся к гражданскому, уголовному, семейному и даже трудовому праву – появляются зачатки разделения.

Вроде бы отсутсвует логика в изложении норм – имущество, отношения внутри семьи, преступления и т.д. – на самом деле, в каждом источнике есть логика, но она не правовая, определяется либо тяжестью деяния, либо религиозными концепциями.

Правовой статус личности. Исходя из восточной концепции прав, личность проживает эту жизнь как обязанностей, и прав особых не было. В Древнем Египте не было даже условий, чтобы говорить о правоспособности личности, права в принципе не существовали. В Китае господствовало конфуцианство, которое в принципе отвергает равенство людей. Люди рождены неравными, в чем и состоит гармония общества, каждый рожден на свое место, чтобы что-то сделать, кто-то бедный, кто-то богатый и т.д. Этому тоже чужды права. Господствовало конфуцианство, позже – легизм, не было создано предпосылок для формирования частного статуса личности, не было частного права. Все право было уголовным, любой проступок вел к уголовному наказанию, очень жестокому.

Особенность Индии – цивилизация носит ярко выраженный религиозный характер. Конфуцианство – этико-политическое учение. А в Индии верования очень сильны, это носило значимый характер. Традиционные правила поведения строжайше соблюдались. Было 4 варты – касты. Особую роль занимали брахманы – как жрецы и учителя, которые учили в душе подчинения релизиозным и этическим нормам. Это предопределило набор источников права Древней Индии – одним из источников права были Хармашастры – поучительные произведения брахманов, содержащие правовые, религиозные и этические нормы.

 

Древний Египет

Располагается в долине реки Нил. Возникает цивилизация в конце 4 тысячелетия до нашей эры возникает первое прогосударственное образование.

Для этой территории характерно строительство ирригационных сооружений, впервые начинают использовать труд рабов – военнопленных. Египет был достаточно сильно отделен от других, и сформировалось однородное население – древние египтяне. С 4 тыс. до нашей эры появляются номы – первые государственные образования. Это было объединением сельских общин вокруг храма для ведения совместных ирригационных работ. Появлялись, соответственно, вдоль реки.

Между номами шли войны, борьба за власть. Происходит объединение большой территории под господством Верхнего, или Южного Египта, к концу 3 тыс. до н.э. цари Дневнего Египта завоевывают весь Египет.

Историю Египта делят на периоды:

· Раннего царства (3100-2800 года до н.э.)

· Древнего, или раннего царства (2800-2500 года до н.э.)

· Среднего царства (2500-1700 года до н.э)

· Нового царства (1575-1087 года до н.э.)

 

Периоды между царства – упадок, раздробленность.

Период Нового царства – период самого большого расцвета, это фактически первая в мире многоэтническая империя. В состав вошли Ливия, Силия, Палестина и т.д. В конце Нового царства Египет приходит в упадок, его завоевывают вначале персы, потом римляне. В 30 г. до н.э. Еипет включают в состав Римской Империи.

Социальная структура Древнего Египта была очень консервативна, медленно эволюционировала. Сельская община не была развита, не было общинного земледелия почти, все производство – в рамках царско-храмового комплекса. Отдельные категории населения почти не имели различия в правовом статусе. Раб не отличался от свободного, работающего по найму. Это были мереды, простолюдины. Это размытая группа, это человек, который должен работать, подневольный.

Также существовала другая категория – слуги царя, причем эта прослойка просуществовала на протяжении всей истории Египта, всех тысячелетий. Это уже полусвободный-полузависимый работник, у него была какая-то свобода.

Сельская община хоть и не была развита, была основной ячейкой общества.

Формируется верхушка общества, зажиточные крестьяне, в каждом номе – номовая аристократия – правитель, жрецы, дружины. Они стали взимать с крестьян ренту налогов.

Особенность Египта – все население в принудительном порядке привлекалось к строительству дорог, каналов, пирамид и другим общественным работам.

Периодически происходили переписи населения, на их основе устанавливались налоги.

Практически вся земля принадлежала фараону – правителю всего Египта. Они обладали огромным земельным фондом. Развивается царско-храмовое хозяйтсво, и община как самостоятельная единица практически исчезает.

С древнего времени известны царские указы (дошли фрагменты), которые устанавливали права и привилегии храмов, жаловали участки земли племенной и родо-племенной аристократии.

Храмы тоже были богатыми землевладельцами.

В храмовых и царских хозяйствах работали и мереты, и слуги царя.

В Среднем царстве происходят изменения в социальной структуре, из общей массы выделяются слуги царя – неджесы, из них выделяются сильные неджесы. Это, фактически, чиновники, потому что с развитием бюрократического аппарата появлятся не только армия и жрецы, но и чиновничество.

Наряду с неджис появляется другая категория – немху. Сюда включались земледельцы, ремесленники, воины, мелкие чиновники. Они должны были по призыву царя явиться на службу, не обязательно военную.

В Среднем Церстве формируется уникальная система перераспределения рабочей силы. Переписи служили не только для распределения налогов, население разделяли по возрастным, половым критериям, доходам. Своеобразие деления также заключалось в том, что выделялись особые группы – в частности, жрецы, воины, чиновники, мастера и простые люди.

То есть государство проводило перепись, определяло сколько кого возрастов, потом устанавливало, скольк им нужно чиновников, жрецоев и т.д., и исходя из этого людей записывали в ту или иную группу, и люди через некоторое время могли попасть в другую категорию.

Категория «простые люди» также различалась. Они могли получить от государства наряд на выполнение квалифицированной работы (построить дом, например), и тогда переходил в категорию мастера.

 

Государственный строй. Он был централизованный, кроме периодов упадка. Постоянно происходит усиление роли, могущества фараона. Начиная с периода Среднего Царства он приравнивается к богам, его власть божественная. Исходя из этого – поклонение ему в лице бога, строительство гигантских пирами. Геродот писал, что пирамида Хеопса строилось 20 лет, еще 20 лет – подготовка. В строительстве участвовало все население Египта, ежегодно по 10 тыс. новых человек.

Наибольшее могущество фараона – в Новом царстве, основывается на военной силе, богатстве, бюрократическом аппарате. Он назначал всех высших чиновников, от него зависели урожай и т.д. Преступления против него – преступление против религии. Он распределялся и земельным фондом. Власть была наследственной, но династии менялись – не мирным путем.

Но власть фараона нельзя рассматривать как произвольную. Она была ограничена множеством стереотипом, представлением о том, какой должен быть царь. Единство Древнего Египта зависело от того, насколько фараон учитывал интересы правящих верхушек разных номов, разных семей. Власть фараона сдерживалась и религиозно-моральными нормами о справедливости – маат. Царь, по представлению древних египтян, обязан следовать этим нормам.

То есть фараон вроде и бог, но обязан следовать этим нормам. Если не следует этим нормам при жизни, он умирает грешным и приходит на суд вечности.

Та же двойственность – в управленческом аппарате. Он не был дифференцирован. Воин мог быть чиновником, чиновник – воином. Не делились воины и светская верхушка. Аппарат не делился по отраслям, чиновник мог заниматься и хозяйственной, и военной, и судебной деятельностью, и даже выполняли религиозную функцию (только впоследствии жрецы узурпируют это, в Новом царстве образуют замкнутую касту, которая противопоставляет себя чиновникам).

Особая роль на всех этапах принадлежала царскому двору. Там был главный чиновник – джати, первый помощник фараона. Его полномочия и его роль на протяжении истории Египта растет. Первоначально он был жрецом города, где жил правитель, был начальником двора, назначал придворных, ведал церемониалом и канцелярией. Изначально управлял царским хозяйством, позже стал осуществлять контроль за управлением по всей стране – назначал и контролировал чиновников на местах, решал земельные вопросы и т.д. В его руках находилась и высшая военная власть. Он контролировал набор войска, ведал строительством крепостей, командовал флотом и армией. Были у него и судебные функции – он рассматривал жалобы, которые поступали к фараону. А фараону он докладывал о событиях в государстве и получал от него наказы.

Постепенно выделяется также в придворном такая категория, как послушные призыву. Это не одна социальная группа, это не постоянная группа. Фараон давал задание кому-то выполнить что-то, и он обязан был явиться на службу. Это напоминало систему сюзеренитета и вассалитета. Послушные призыву фараона – чиновники, у тех – мастера, у тех – рабы. Послушный призыву более высшего давал команду более низшему.

Послушные призыву – люди, выслушивавшие наказ и делавшие его. В этой группе выделялась группа больших послушных призыву – приближенные к фараону.

 

Местное самоуправление. Каждый ном состоял из сельских общин. Их возглавляли общинные старосты. Существовали и общинные советы. В них не диференцировались функции, они выполняли и хозяйственные, и административные. Но это в период, когда номы были относительно самостоятельными, потом они ее потеряли, и общинные советы перестали существовать, а старосты становятся чиновниками. Соответственно, со временем правители номов также становятся чиновниками царя.

В административно-командном аппарате центральная фигура – писца-канцеляриста, который составлял переписи (они велись переодически). Их готовили в спец. школах, они ведали также приходно-расходными книгами, составляли кадастр всех земель по всей стране.

Кроме номов, из которых исторически возник Египет, Египет делился на 2 больших области – Южный и Северный Египет. Это соответствовало историческому делению на Верхнее и нижнее царство. Во главе Южного и Северного стояли царские наместники. поэтому сохранилось наименование фараона как владыки двух царств.

 

Армия. В Египте не было регулярной армии, ее созывали для конкретных операций и войн. Туда стремились попасть многие, участие в грабительских походах было прибыльным делом. Воины участвовали в распределении добычи, хотя большая часть отдавалась фараонам. В мирное время войны занимались с/х. Во главе армии – сам фараон или джати.

Во времена Среднего царства регулярной армии не было, потом появилась.

В 18 в. до н.э. в Египте появляются лошади, с этого времени армия включает не только пехоту, но и лошадей.

Это как раз период упадка между Средним и Новым царством, и гиксосы завоевывают Египет. После их разгрома Египет становится процветающим царством, часты военные походы, и появляется регулярная армия. Она формировалась из земледельцев и полностью находились на попечении фараона, финансировались им.

В Новом Царстве происходит расширение границ, растет численный состав армии постоянно, строятся крепости. Т.к. не хватает египтян для войск, то армия египетская пополняется наемниками, которые были в основном убийцами, и социальный статус войнов увеличивается. Они награждаются земельными наделами, помимо части добычи.

Первоначально армия выполняла и полицейские функции, внутренних сил не было. Но в этоху Нового царства появились специальные полицейские отряды.

 

Судебные органы. Суд никогда не был отделен от администрации. В Древнем царстве функции местного суда сосредотачиваются в местных органах самоуправления – общинных советах. Позже – в номах судьями выступали наместники царя намарки. Высшие наздорные функции осуществлял фараон и джати, они могли пересмотреть любое решение любого намарка. Джати выполнял функции административной юстиции – мог возбудить дело против должностного лица. Обычный человек на должностное лицо жаловаться не мог, только джати.

Была такая фигура, как Начальник 6 великих домов – возглавлял судебное ведомство, возглавлял судопроизводство по всей чстране, подчинялся Джати.

В Новом царстве возникает новый орган – Верхованя судебная коллегия из 30 судей, судила или более привилегированные слои, или была апелляционной инстанцией. Также фараон иногда назначал чрезвычайную коллегию из доверенных лиц.

Кроме администрации, судебную функцию осуществляли храмы. Причем решение жреца имело очень большой авторитет, и не могло быть оспорено чиновниками – даже джати. В отличие от других древних цивилизаций, где не существовало наказание «заключение» и не было тюрем, в Египте были – своеобразные поселения преступников, которые работали на фараона. Как правило, осуществлялись тяжелые принудительные работы.

 

Правовые источники. Если говорить по правовым источникам Древнего Египта, то это единственная древняя цивилизация, в которой их нет. Есть сборник только «Книга мертвых», это произведение, которое скрупулезно закрепляет ритуал погребения фараонов. Она клалась и в гробницу фараона. Дошли и некоторые литературные источники. «Поучение Пхататепа» содержало разные нормы, которые можно назвать и правовыми источниками.

 

Право Древнего Египта

Источники правовые почти не дошли. Источниками были прежде всего обычаи, а также законы царей – например, Рамзеса Второго, кодекс Бахолиса. Но они либо не дошли, либо дошли в отрывках. В основном это были судебники. Также усточниками права являлись роаспоряжения джати – перввого визиря фараона. Источниками права также считались судебные решени, т.к. влатсь не была отделена от адинистрации.

Имущественные отношения: чатная собственность не существовала, вся земля принадлежала фараону. Он мог передавать ее во владение храму. Также земля передавалась во владение чиновникам, воинам и жрецам за свою службу вместо вознаграждения (также получали рабов). Земля находилась также во владении сельских общин. Хотя многие ученые считают, что хотя вся земля признавалась государственной, на деле она была частной – или общин, или храмов. В частной собственности могли быть только, например, движественное имущество.

Договоры известны Египту, но она была очень формализованный, для заключения договора надо было произнести клятву в присутствии жрецов. Было 2 возможности заключения: торжественная клятва при жрецах, либо, в более позднее время – в письменной форме. Первоначально правом купли-продажи земли пользовались представители высших слоев, но после 7 в. до н.э. право продажи получили некоторые группы крестьян. Они могли распоряжаться землей, значит, фактически была частная собственность.

Заключение договора купли-продажи было сильно формализованно. Вначале сторооны заключали акт о деньгах – соглашение, что состоится купля-продажа, в ней указывались обязанности продавца. Затем продавец публично призносил клятву и вводил покупателя в землевладение. После покупатель обязан был зарегистрироваться в земельной службе. Кроме того, был распространен договор займа. Здесь законы Бахориса являются переломной точкой. До этого за неуплата долга можно было обратить в рабство всю семью должника. Причем в Древнем Египте своеобразным залоговым обеспечением обязательства служила мумия отца должника.

После кредитору запретили самовольно захватывать имущество должника в качестве залога, запретили захватывать должников и морить их голодом. Часты были случаи самоуправства кредиторов над должниками, они их доводили до смерти. Кроме того, законы установили максимальный размер процентов, только если кредитором выступало частное лицо (а не храм или государственной орган). Правила также ввели, что проценты не начислсяются на проценты.

Была ареднда. С/х угодия сдавались только на один год. Обработка земли была не только правом арендателя, но и обязанностью. В этом случае наградой арендодателю были, как правило, не деньги, а часть урожая.

Известен и договор хранения, причем он являлся безвозмездной сделкой – считалось, что такой договор находится под особым покровительством религии, и за него нельзя брать плату.

Семейные отношения и наследования. В Египте были распространены браки родственников – сестер и братьев, отцов и дочерей. На ранних этапах развития Египта долго сохранялись пережитки матриархата, и дальше женщина занимала высокое положение в семье. Но права мужчин постепенно расширялись. Брак в Египте оформлялся посредством заключения дорогора, причем он заключался со стороны женщины от имени женщины, а не отца, как в других цивилизациях. После вступления в брак женщина сохраняла за собой принадлежащее ей имущество. Развод в Египте можно было осуществить, причем была возможность развестись и со стороны женщины.

Существовала общая норма древних цивилизаций

Дети наследовали имущество умерших родителей, причем и отца, и матери (во многих других цивилизациях матери не наследовалось), причем поровну – и сыновья, и дочери. На старшем наследнике лежали обязанности за раздел наследства и за это полагалось вознаграждение.

При отсутствии детей – в Древней Руси у смерда все имущество шло государству, то в Древнем Египте наследовали братья и сестры покойного.

Кроме того, в праве древнего Египта было наследование по завещанию, причем его могли составлять не только мужчины, но и женщины. Ввиду особой почитаемости загробной жизни обычно в богатых семьях из поколения в поколение передавалось особое неотчуждаемое имущество, доходы от которого покрывали расходы от похоронных расходов.

Уголовное право. Выделяются только отедеьные виды преступлений и наказании за них. Выделялись преступления против госудуртсва: измена, заговор, разглашение государственной тайны. Наказания: смертная казнь в форме сожжения или прожжения мечом. Причем казни подвергался не только виновный, но и его семья, и его тело не погребали, а его бросали в воду – ввиду представления египтян перед загробной жизнью это было для египтян ужасно. Избарнным преступникам из высших слоев общества разрешали покончить жизнь самоубийством.

Позже смертную казнь заменили возможностью рабства.

Существовали такие виды преступлений, как чародейство, умышленное убийство священного животного (кошки и совы), раскапывание могил – смертное казнь. Тяжким преступлением было и отцеубийство, за это преступнику вырывали мясо кусками, потом на шипы, потом сжигали.

Несоблюдение правил лечебного искусства – если врач совершал ошибку. Изобретение нового танца или сочинение новой песни – за это тоже следовала смертная казнь. Ложный донос, нарушение клятвы, данной в суде – также смертная казнь. Кража или подлог вещи – отрубание руки. Подделка монеты – отрубание отдельных рук (обычно во всех цивилизациях фальшивомонетчики подвергались смертной казни).

Прелюбодеяние: отрезание носа у женщины или кастрация у мужчин.

Месопотамия

Тоже 4 тыс. до нашей эры, возникает в двуречье, где пересекаются Тигр и Ефрат. Проводятся ирригационные работы с древности, развивается земледелие и возникаются государства. То же самое – разросшиеся храмовые комплексы и сельские общины. Функции управления выполняли жрецы.

В Месопотамии наравне с земледелием активно развивается ремесло, и наравне с храмовыми комплексами растут города. В Месопотамии изначально складываются не государства, а города – города-протогосударства. Самые известные – Урук, Киш, Ур, Лагаш. Население этих городов достигало нескольких тысяч человек.

В этих городах четко формируются социальные различия, выделяется аристократия. Все больше применяется рабский труд.

Позже складывается царско-храмовое хозяйство. С этих пор общнинные землевладельны не участвуют в обработке царско-храмовой земли, ее обрабатывают рабы.

Растет административный аппарат, который становится аппаратом города-государства. Занимается общественными работами, переписью земель, храмовыми хозяйствами.

В двуречье складываются 2 племенные группы – шумеры и аккадяне. К концу 3 тыс. до н.э. они сливаются в одну, но историческое название остается.

Но эти города – еще не месопотамские цивилизации.

В конце 27-28 в. до н.э. возвышается город Киш, правители этого города принимают титул Лугаля – большого человека, или господина. Постепенно в процессе истории главенствующее положение переходит между разными городами, но титул Лугаль – практически титул царя, то есть появляются зачатки государственности в регионе.

Самой крупный и важный по политическому влиянию было Древневавилонское царство, древний Вавилон. Возник в конце 19 в. до н.э., просущестовало с 1894-1595 года до н.э. Вавилон был самым могущественным царством, стал центром Двуречья.

Особенный расцет – при царстве Хамурапи (до 1750), он объединил полностью Двуречье в рамках древневавилонского царства. Вавилон достигает огромных размеров – территория от Персидского залива до Сирии. Расширение – не только за счет военных походов, но и за счет того, что проповедовали культ единого бога – Мардука.

Вавилон неоднократно разрушался до основания и отстраиивался заново, но в 3 в. до н.э. прекращает существование и не возраждается

В это же время на территории двуречья есть и другое гос-во – Ассирия, которое было могущественным гос-вом, располагавшемся на торговых путях. Она заимствовала у Вавилона письменность, религию.

Основной правовой источник Вавилона – законы царя Хамурапи, созданные предположительно в 18 в. до н.э. В Ассирии – законы Среднеассирийского царства, 12 в. до н.э. Их интересно сравнивать, выявлять отличия и сходства.

 

Правовой статус населения по законам царя Хамурапи.

Наиболее четкая граница – между свободными и несвободными, рабовладельцами и рабами. Рабский труд в Месопотамии никогда не преобладал, был одной из разновидностей эксплуатируемого труда. Больше всего подневольных было среди тех, кто лишился собственности и должен был отрабатывать.

Противопоставление «свободный-раб» противопоставлялось «господин-раб». Господин был полноправным членом древневавилонского общества, мог обладать семьей, иметь в собственности вещи или землю. Если кто-то наносил вред, возмещение полагалось лично ему. Если кто-то наносил вред рабу, возмещение – господину.

Господствующая верхушка не принимала участие ни в каком производстве, не было занято ни на каких работах. Она состояла из религиозных и светских чиновников (было четкое распределение), а также купцов и ростовщиков. Вавилон – одно из первых государств, где появились деньги, рынки, банки, существовала ипотека, было развито банковское право. Туда же попадали общинники-землевладельцы, обладавшие большим количеством земли.

Следующая категория – мелкие землевладецльцы, которые не эксплуатировали рабов и работали сами. Это самая большая категория населения.

 

В Месопотамии складывается право. Оно знает множество форм личной зависимости. Например, зависимость раба от господина отличалась от зависимости незамужней дочери от отца по некоторым характеристикам, но по совокупности обязанностей было примерно одинаково. Сын сильно зависил от отца, но в Вавилоне в меньшей степени, чем в других цивилизациях. Отец не мог продать сына в рабство и даже лишить его наследства, даже если сын нанесет сильную обиду отцу (мог лишить, только если дважды). То есть формируется первый правовой статус личность, правоспособность.

Распространенная форма зависимости – долговая кабала, в нее попадали свободные. При определенных условиях экономическая зависимость приводила к рабству – например, если человек не мог расплатиться, или передавался храму, или если его продавали за границу как раба.

В Вавилоне было четкое разграничение между личной и экономической зависимостью, между рабом и должником. Указы царей ограничивали долговое рабство тремя годами – по истечению 3 лет должник освобоздался из дома кредитора, даже если не оплатил долг. Также если лицо отдавало своего сына за долги в услужение и тот от плохого обращения умирал, смерти подлежал сын этого человека тоже.

Среднеассирийские законы: тоже были ограничения по долговой кабале. Например, лицо, у которого в долговом рабстве была девушка, не могло продать ее замуж без разрешения ее отца – то есть гарантии сохранения правоспособности, несмотря на кабалу. Не мог подвергать ее и телесным наказаниям без разрешения отца. Возможно было это, только если за неуплату долга должник становился рабом.

В Среднеасирийских законах существовал институт оживления. Разорившийся крестьянин мог отдать девушку отрабатывать долг кому-то, она находилась в долговой кабале, или человек мог отдать девушку в институт оживления – девушку отдавали в обеспеченную семью, они ее кормили, она работала на них, и потом ее отдавали замуж, она выполняла работу как жена в патриархальной семье. Она как бы уходила в эту семью, это была распространенная форма, когда родители так отдавали своих детей.

 

Право Месопотамии

В древней Месопотамии происходило разграничение раб-господин, а не раб – свободный; тем не менее раб в М у раба были ограничения в правах, но у них были и права. Например дворцовый раб мог взять в жены свободную женщину, и дети были бы свободными. В Новом Вавилоне появляются также землевладения рабов – они могут обладать землей. Он мог брать ссуды и выступать участником товарно-денежных отношений – давать ссуды свободным. Раб мог иметь рабов и мог нанимать рабов, а также нанимать свободного человека. Появились рабы, владевшие огромными состояниями. Но они оставались рабами, должны ежемесячно платить оброк господину. Авелун (сын человека) и мошкинумы (падающий ниц). М не имели корней в общине, в которой проживали. Со временм появляется еще одна группа – торговые агенты тамкары, купцы, ростовщики и царские агенты. Выоплняли поручения – выкуприть из плена воина, который должен был потом возместить расходы. Пользовались большой свободой в финансовой деятельности, что имело высокий уровень развития в В. Ремесленное развитие в В шло большими темпами образование профессиональных обеъдинений по ремеслам. Особенностью было также то, что жречество не сложилось в отдельное сословие и царские чиновники могли стать жрецами, должности жрецов даже продавались.

 



2016-09-16 410 Обсуждений (0)
Тема 2. Цивилизации древнего мира 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Цивилизации древнего мира

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (410)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)