Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 4. Древняя Греция



2016-09-16 963 Обсуждений (0)
Лекция 4. Древняя Греция 0.00 из 5.00 0 оценок




Античное государство, развитие права в античном мире

Античное греко-римское общество считается более высокой ступенью, нежели древние цивилизации. Оно формируется на юге Европы, достигает расцвета в 1 тыс. до н.э. Но создание протогосударств было в 3-2 тыс. до н.э., то есть практически параллельно с древними цивилизациями.

Уже во 2 тыс. до н.э. породил крето-микенская цивилизация – не единое царства, постоянно то возвышались, во падали отдельные государства, они были монархические.

Особенность развития общества и государтва в этом регионе – процесс шел прерывисто, развивалось государство по синусоиде. После высокой крито-микенской цивилизации у Греции был упадок, дарийские племена откатывают цивилизацию назад (12-8 в. до н.э). В этот архаический период откатывается к племенным образованиям.

Другая особенность: природный фактор отличался от древних цивилизаций. Если там существовала государственная и общинная собственность, т.к. благоприятно развивалось земледелие. А вот греки развивали ремесло, рано использовали орудия из железа и бронзы, это способствовало индустриализации и разделением труда. Начала развиваться и процветать торговля. Греция была центром морской торговли. Ремесло способствует развитию торговли и рыночного хозяйётва, возникновению частной собственности.

В древних цивилизациях – сельская община и общинная собственность на землю, в Греции – частная. Усиливается имущественное расслоение, возникают острые политические противоречия, начинается межклассовая борьба. Массы готовы выступать против других слоев.

Полис: все граждане принимали политическое участие в жизни полиса, и гражданское сознание и правосознание было выше.

Религия не играла в античности такую подавляющую роль, как в древних цивилизациях, хотя и была очень важна. Но эта мифология носит более светский характер, чем вечный страх перед загробной жизнью и др.

Возникает полисная система. Греция складывается не как единое централизованное государство, а как десятки городов-государств – полисов. Это уникальная черта античного мира, больше такого нет (хотя можно сравнить с Новгородом и Псковом; или Ганзейские города Европы, не входившие ни в одно государства).

У полиса было несколько черт. Прежде всего, это его замкнутость – и географически, и политически. Как правило, разделение труда зашло далеко, и каждый полис ориентировался на каком-то ремесле, поэтому была необходима торговля. Связь полиса с внешним миром осуществлялась через торговлю, прежде всего морскую. Флот, суда были очень важны для афинян. Богатые афиняне имели обязанность снарядить военный корабль. Морская торговля связывала полисы между собой, образуя цивилизацию.

Полис был замкнутой системой только для своих граждан. За бортом системы оставались рабы, жившие в полисе, и граждане других полисов. Если гражданин Микен оказывался в Афинах, он не обладал политическими правами, его права были ущемлены.

Отличитеьлная черта античной государственности – на востоке основной вид была – восточная деспотия, то в Греции – аристократия, демократия, олигархия. В основном это власть не одного, а немногих или многих.

В конце 2 тыс. до н.э. складывается идет процесс усиления царя – это был царский период, как правило, это были вожди родовых общин, которые не успели разрушитсься. Царь соединяет функции военачальника, судьи, верховного правителя и т.д. В античности черты царской власти были аналогичны чертам власти деспотов на Востоке. Весь античный мир проходит этот период, и Греция, и Рим. Единоличная власть опиралась на еще не распавшиеся общинные связи, но постепенно растет оппозиция со стороны аристократических семей. И их постпенно свергают. Торжествует республиканский строй, утверждается полисная система.

Но полис предполагает более демократические черты. Полис не знал традиции управления, и народ передавал управление кому-то, и демократия трансформируется в аристократию, правление немногих, избранных. Такой была власть в Афинах, и т.д.

Но народ был недоволен, т.к. имущие слои проводили реформы в свою пользу, обострялись противоречия. Расширяется законодательство в пользу демоса, укрепляются отдельные демократические институты.

Полисы Греции: Микены, Афины, Спарта, Троя, Крит, Эфес, Милет.

Афины и Спарта – были самые крупные, к 6-5 в. до н.э. выдвигаются на первый план, но между ними существует большая разница. Афины – пример полиса, где развитие получила частная собственность, сложилась обширная морская торговля, рабство. Там же сложилась гражданская, политическая община, где все могли учасствовать политической жизни. В Афинах идеал демократии достигает апогея, он впоследствии во многих государствах восстаздавали.

Спарта – была аристократической республикой, то есть власть немногих. Спарта жила по принципам военного лагеря, потому что небольшому количеству спартанцев приходилось подавлять большое количество рабов, количество которых в 20 раз превышало количество жителей.

В противоположность Афинам с частной собственностью спартанцы сдерживали развитие частной собственности и товарно-денежных отношений. Им запрещено было торговать, в качестве денежной единицы – очень тяжелая монета. Но все равно шло расслоение, и они были втянуты с Афинами в Пелопонескую войну, победу одерживает Спарта. Позже Афины и Спарта становятся добычей Александра Македонского.

Право в этих государствах – оно также развивалось в рамках отдельных полисов. Общие черты таковы, что право освобождается от религиозной оболочки, которая была в древних цивилизациях. Обычное право также теряет роль основного источника права. Быстро развивается писанное законодательство, закон становится основным источником права, в том числе в Риме. Закон имеет светский характер.

Вторая важная черта античного права – его кодификация. Впервые произведены кодификации, сохранившие значение и сегодня. Они начались в Риме начиная с Диаклитиана, потом – Константин, потом – Юстиниан.

В Афинах были законы Драконта (конец 7 в. до н.э.) – кодификация.

Афины как идеал демократического государства: там сложилась первая концепция правового государства. В глазах афинских граждан право ассоциировалось со справедливостью. Но сегодня правовое государство – государство для всех, то в Афинах – только для граждан Афин, а не рабов и иностранцев.

Культ права сложился в Древнем Риме. Аристотель: государство – объединение семей для лучшей, более совершенной жизни. В государстве видели идеал политической жизни гражданина.

 

Римское право – не чисто рабовладельческое право. Оно дошло прежде всего как право частное, тщательным оразом регулировало товарно-денежные, рыночные отношения. Это право способствовало быстрому развитию этих отношений, и было порождено этим развитием.

Заслуга римского права и в том, что оно дало миру ридическую профессию, там начинается деятельность выдающихся римских юристов – Ульпиана, Гая, Юстиниана и т.д.

 

Платон и Аристотель выделяли правовые и неправовые формы государства. Аристотель выделял 3 правовые: государство, фунционирующих на основе закона (власть одного – монархия (власть одного в рамках закона), власть немногих – аристократия, власть народа – политИя), и 3 неправовые: тирания, олигархия, демократия.

Демократию большинство рассматривали как неправовую форму, потому что не может большинство править, там получила развитие представительная система.

 

Афины

Афины возникают в конце 2 тыс. до н.э. на территории Атики. Тогда было 4 племени, имевшие свое народное собрание, совет старейшин и вождя – базилевса. Выделялись большие социальные слои фетов – бедняков, богатые семьи становятся собственниками рабов. Протогосударства переходят к периоду военной демократии, начинают в народном собтании преобладать знатные семьи, власть отделяется от общества. Происходит объединение 4 племен в государство, это проводит Тессей. Они завершились к 8 в. до н.э. Он объединил 4 племени в единый афинский полис. В результате был создан совет, управлявший делами всех 4 племен. Разрушены патриархальные родовые связи, пришло деление афинских граждан на 3 разряда:

эфпатриды (благородные), геоноры (земледельцы) и демиурги (ремесленники).

Это деление только свободных, рабы шли отдельно, как и торговцы и бедняки. Это деление положило начало социальному и политическому неравенству. К эфпатридам как верхушке переходит исключительное право занятия должностей, две другие слои отстранялись от участия в политической жизни, были обязаны исполнять законы. За ними сохранялось право участвовать в народном собрании, но и оно сходит на нет.

Процветает долговая кабалла, и должника могли продать в рабство даже за границу. Создаются новые общественные должности. На смену базилесцам приходят архонты – должностные лица, которые были выбраны из среды эфпатридов. поначалу должность архонта была пожизенной, потом – на 10 лет, потом, с 7 тыс. до н.э. выбирают 9 архонтов на год, они взяли функции от базилесцев и взяли все управление полисов.

Первый архонт занимался внутренним управлением, судьей, второй архонт – жрец, третий – военная власть, другие 6 – другие судебные функции.

В 8 в. до н.э. возникает новый орган – ареопаг. Он заменил совет старейшин. Если раньше архонты избирались из среды эфпатридов, теперь ареопаг стал избирать архонтов. В него входили действующие и бывшие архонты.

Одновременно с созданием новых органов продолжается процесс территориального деления. Страна делится на вкрарии, округа, жители каждого округа должны были снарядить один военный корабль.

Далее – реформы Солона и Клисфена. Потом – реформы Перикла.

Солон был избран архонтом в 6 в. до н.э., разбогател на торговле, был признан народом, его реформы носили незаконченный характер. Он провел сисахфию – долговую реформу. Фактически он аннулировал задолженность бедняков, он освободил всех, кто находился в долговом рабстве. И впредь долговое рабоство отменялось. Это уступка демосу, но Солон не выполнил главного желания демоса – не наделил их землей.

Этой реформой он разозлил аристократию. Следующая реформа – цензовая реформа. Он фактичеки уничтожил наследственные привилегии знати и заменил их привилегиями боганства. Он разделил население Афин на 4 имущественных разряда. Первый разряд – пентокасемидины. Самые богатые. Это граждане, получающие доход не менее 500 мединов зерна в год. Второй разряд – всадники, третий – зивгитты, четвертый – фетты.

Каждый разряд имел свои политические права. Только граждане первых трех могли занимать общественные должности. Должность архонта – только граждане первого разряда. Четвертый мог участвовать только в народном собрании, роль которого увеличилась. Это связано с тем, что оно стало принимать законы и избирать должностных лиц, и осуществляли контроль за ними.

Солон создал новый судебный орган – гилею. В отличию от ареопага и архонтов, в него могли быть избраны граждане любых разрядов, даже бедняки.

Создан и новый исполнительный орган – совет 400-сот. Он избирался из граждан первых трех разрядов, по 100 человек от каждого из 4 племени.

Эти реформы не удовлетворили ни бедняков, ни аристократию, и Солон сложил полномочия. Потом – тирания Писистрата.

Потом устанавливается тирания, которая была свергнута торгово-ремеленной верхушкой во главе Клисфена. Его реформы – 509 г. до н.э. Они касались территориального деления. Окончательно разрушены остатки родового строя, 4 племени, Афины были разделены на 10 фил, каждый состоял из 3 тритий – городской, прибрежной и земледельческой. Филы делились на демы. Эта реформа говорит, что на смену кровно-родственному делению приходит административно-территоритальное.

Клисфен в механизме государства упраздняет совет 400, приходит на самену совет 500, это тоже оставалось исполнительным органом. Изибалось по 50 человек от каждой фины. полномочия совета: это постоянно действующий орган, руководивший страной в перервыми между созывами народного собрания, исполнял принятые там законы. В совет 500 избирались пожизненно.

Была создана коллегия 10 стратегов, по одному человеку от филы. Первончально коллегия имела только военные функции, но постепенно оттесняет архонтов и берет руководящие функции.

При Клисфене проведена реформа: в практику народных собраний входит народная процедура – острокизма. Голосованием народное собрание определяло, нет ли лиц среди граждан, которые несут угрозу полису. Если выявлялись, каждый писал на остроконе – глиняном черепке – и кого больше написали, того изгоняли из Афин на 10 лет.

Реформа была направлена против оставшейся родовой аристократии, друг друга изгоняли.

Первая половина 5 в. до н.э. Афины превращаются в ведущий полис в античном мире. Они одерживают победы в греко-персидских войнах, укрепяется демократических строй, и в 5 в. до н.э. формируется Делосский союз, корабли от разных полисов, около 14-160 полисов под руководством Греции. Афины стали ведущей морской державой, и изменения внешнеполитического положения ведет к социально-политическим изменениям внутри Афин.

Ареопаг лишается политической власти, его функции передаются народному собранию – это расцвет демократии. За ним сохраняются только некоторые судебные и религиозные функции.

Золотой век афинской истории связан с Периклом. В это время возводится храм Порфенон.

Если вначале становления древнеафинского полиса существовало патриарахльное рабство, на смену ему идет классическое, когда в повиновении находились огромные массы рабов, говорящие орудия труда. Их делили на государствнных и частных.

В этот период обостряются противоречия между афинянами и митеками – жителями других полисов. Митеки были очень сильно ограничены во всех правах в Афинах. В сер. 5 в. до н.э. – реформы Афиальта и Перикла.

5 в. до н.э. изменения в расстановке политических сил. Афины в это время – классичпеская демократическая республика. Основной орган – демократическое народное собсрание, совет 500 и гилея.

Народное собрание становится в этот период верховным органом власти. Оно вначале собиралось 10, потом 40 раз в год, принимало все остальные решения. При особых остоятельствах – собрание ужаса и смятения, внеочередные.

Компетенция народного собрания – принятие законов и псефизмы – постановления по частным вопросам, подзаконные акты, не нормативные акты. Народное собрание избирало и контролировало должностных лиц. Решало вопросы войны и мира, ведало организационными и хозяйственными функциями. Народное собрание представляло собой парламент.

Кто мог в нем участвовать? Полноправные афинские граждане, достигшие 20 летнего возраста. Не могли участвовать женщины и митеки. Крестьяне редко участвовали в народном собрании, заняты в своих хозяйствах.

Начиная с 4 в. за посещение собрания предполагалось вознаграждение. Для решения вопросов в народном собрании требовался кворум в 6 тыс. человек, или 1/5 от афинян. Одно из собрание каждого месяца считалась главным.

Народное собрание также рассматривало жалобы граждан. Выступать на собрании формально могли все участники собрания, но практически с речами выступали профессиональные ораторы, защищавшие интересы отдельных групп населения.

Законопроекты до обсуждения вывешивалсь для публичного обсуждения, если принимали на народном собрании, он поступал в совет 500. Голосование проводилось поднятием руки. Любой участник собрания мог потребовать снятия какого-либо законопроекта с повестки дня. Законопрокет становился законом, после того, как он был принят гилеей.

Совет 500 в этот период носит название Булле, должностные лица – буллевты. Туда входило по 50 человек от каждой финны, избирались на 1 год, причем был установлен возрастной цент не менее 30 лет.

Народное собрание – законодательный орган, совет 500 – исполнительный. Он осуществлял дипотношения с другими государствами, управление финансами, регулировал торговлю, осуществлял организационно-хозяйственные функции, контролировал деятельность других должностных лиц.

Другие должностные лица могли выступать в совете, вносить предложения туда. Особо важная функция – предварительное обсуждение вопросов, внесенных в народное собрание. Для лучшего осуществления своей деятельности совет был разделен на 10 комиссий по 50 человек – притании.

Ежедневно они избирали нового председателя, и предстатель Совета был и председателем народного собрания.

Гилея была высшим судебным органом и состояла из 5 тыс. судей, 1 тыс. запасных. Избирались они от 10 территориальных фил. Избирались на 1 год из граждан, достигших 30. Гилея была разделена на 10 коллегий, в каждой было по 500 судей и по 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений никто не знал, кого призовут на какое дело, проводили на каждое дело жеребьевку.

Гилея рассматривал дела о преступлениях против государства и была апелляционной интанции по отношению к делам, рассмотренных другими инстанциями. Гилея имела и контрольные функции, могла отвергуть законопроект из народного собрания.

Было много должностных лиц и других. Основной принцип – выборность (в период демократического строя), возмездность (получали вознограждение), подотчетность (какому-либо из органов) и коллегиальность. Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно. Перед вступлением в должность они подвергались особой проверке – дагимасии, проверялась политическая благонадежность, грамотность и т.д.

Существовали принципы, что нельзя было две долности одновременно, и повторно нельзя было, кроме военных должностей. Исполнение должностей всех оплачивалось, кроме стратегов. Эти должности занимали в основном лица богатые.

Каждое должностное лицо после сложения полномочий дожно было предоставить отчет народному собранию.

Главные должностыне лица – стратеги и архонты. Коллегия стратегов – 10 членов, избирались народным собрания. Полномочия стратегов к 5 в. до н.э. расширяются, распоряжаютсяа средстами на армию и флот, налоги, переходят внешнеполитические функции – дипломатические, принимают вопросы войны и мира. Им становятся присущи и некоторые судебные фукнции – ведут следствие, воинские преступления. Могут потребовать внеочередного созыва народного собрания.

Иногда выделялся один из стратегов – автократор, который командовал армией и иногда получал полную власть. Полномочия коллегии стратегии растут, но политическое значение архонтов падает. Вместе они действуют редко.

Должностных лиц в Афинах было 800.

Отдельные лица ведали госимуществом, наблюдала за порядком на улицах, нравственностью.

Высший судебный орган – гилея, некоторые судебные функции сохранил ареопаг, куда входили все существующие и бывшие архонты. Он рассматривал дела об умышленном убийстве, мог проводить расследования дел о государственных преступлениях. Существовал суд эфетов – о неумышленных преступлениях. Существовала и коллегия 11 – имущественные преступления. Еще 2 судебныйх органа – третейский суд диэтетов (гражданско-правовые споры) и коллегия 40 (самые мелкие преступления). Иногда в качестве судебного органа выступало само народное собрание, но редко.

Армия формировалась на основе всеобщего ополчения от 18 до 50 лет, каждая фила должна была выдвинуть отряд, в мирное время граждане от 18 до 20 лет проходили обучение. В 5 веке до н.э. стали использовать постоянные наемные войска, которые начинают постоянно участвовать в боевых действиях. Внгутренние войска – таксоты, это были рабы. Это свидетельствовало о противоречиях между гражданами Афин и метеками.

К концу 5 в. возрастает расслоение граждан, равноправие утрачивает значени, ухудшается положение, и в 431 году с начала Пелопоненской войны ухудшается. Побеждает Спарта, положение населения ухудшается, бунт.

336 году Афины включили в импетию Македонского. Становятся провинцией Рима.

Афинская система права была наиболее развита для древней Греции. В 7-8 до н.э. мононормы приобретают самостоятельность. С 7 века до н.э. основным источником права становится законодательная деятельность, писанный закон, который носит светский характер. Источником права продолжает быть обычай. Но просто обычай – его исполнение обеспевается общественным мнением, правового – мерами государственного принуждения.

Законы Драконта были изданы в 621 году до нашей эры. Но многие считают, что это мифическая личность. Они санкционировали часть обычаев и ввели закание за их неисполнение. Например, смертной казнью коралось святотатство, кража овощей, праздность, убийство. Эти законы запрещали кровную месть – пережиток родового строя.

Следующие законы – законодательство Солона, 594 год до н.э. Затронут широкий круг вопросов, там были нормы и публичные, и частные. Солон провел долговую реформу, отменил долговую каббалу. Эти законы закрепили частную собсвтенность на землю. В 5-4 веках до н.э. – период демократического расцвета Афин. Народное собрание активно принимает законы и другие акты – психизмы, постановления касательно отдельных лиц. Но юр. сила этих норм не была четко ясна, иногда были нормы по отдельным лицам, иногда - по нескольким, но это также источник афинского права.

Псифизмы содержали, как правило, нормы публичного права, а гражданского небыли разработаны со всей полнотой. Уголовное право – мало норм.

Имушественные отношения. Право собственности не понималось в том смысле, как сегодня. Не было положений об абсолютных правах собственника. Различалось владение и собственность. Владение – фактическое обладание и исползование имущества без права отчуждения, собственность – владение с правом распоряжения. Частная собственность была закреплена, но абсолютных прав собственника не было.

Была и коллективная собственность: государственные имения и рудники с государственными рабами, доходы с государственной собственности (или делились между гражданами, или шли на содержание флота, армии). Государственная земля сдавалась в аренду частным лицам.

Афины разедлены на 10 фил, те – на демы, у каждой были в собственности земли. Имущество в частной собственности делилось на видимое и невидимое. Видимое имущество – дом, земля, дома, рабы. Невидимое имущество – то, что может ускользнуть от налогооблажения, конфискации – деньги, драгоценности.

Государственная и частная собственность не были разделены в нашем понимании.

Законы Солона закрепили частную собственность, но считалось, что это государство ее дает, и архонты каждый год заного говорили о сохранении частной собственности.

Права собственника корреспондировали некоторым обязанностям: устраивать пышные празднования (литургии), размер расходов на нее определялся имуществом лица. Он приглашал туда всех афинян. Раз человек собственник, у него 2 обязанности – литургии и снарядить военный корабль (триирархия).

Гражданское право различало вольные и невользые обязательства. Вольные – из договоров, невольные – из деликтов. Основание для возникновения договора – соглашение сторон, которое не требовало особых формальностей. Договоры могли заключатьяс в устной, но самые важные все-таки в писменной. Договор подписывался или обеими сторонами, либо – только обязанной стороной. Обеспечением исполнения договора служил задаток, поручительство 3х лиц и залог (до реформ Солона –в том числе себя). Если от исполнения договора отказывался покупатель, он терял задаток, продавец – возвращал двойную сумму задатка.

Уже в афинском праве была ипотека. Заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, но не мог распоряжаться, при неисполнении долга переходила к кредитору.

Важное место среди договоров – купля-продажа. Большое распространение, даже международный. Договор займа существовал, причем под большие, до 20%. Существовал имущественный найм, в частности, рабов, и найм недвижимости. Метеки не имели право покупать дома, они брали их в аренду. Сущестоввал договор и личного найма. Появляется договор товарищества – когда несколько лиц вносят средства для достижения каких-то целей. Создавались торговые, религиозные и другие товарищества, доходы, убытки распределялись между членами товарищества согласно договору.

Обязательства из деликтов (причинения вреда) возникали при причинении убытков имуществу. Обязательство из причинения вреда – возмещение ущерба. Если вред сознательный, двойная сумма.

Ответственность возникала и тогда, когда вред был нанесен подвластными лицами – детьми, рабами – ущерб возмещался хозяин. Если раб причинял вред, его самого могли передать пострадавшему.

При причинении вреда личности ответственности как за преступление. Это уже рассматривается как публично-правовая норма, лицо отвечает как за преступление. Если вред причиняло животное, отвечал хозяин.

Семейные отношения – брак был как не просто моральным долгом, а обязанностью афинянина, безбрачие осуждалось, заключался договором жениха и семьей невесты. Жених платил выкуп, приданное не всегда давалось. Многожество не допускалось. После замужества в афинах женщина оставалась и под властью отца тоже, и мужа. Положение женщины в патриаральной семье было приниженным, развод был затруднен, для мужчины сущестововало много поводов. Власть отца над детьми до реформ Солона была неограниченной, убивали, продавали, Солон запретил продавать.

Дети были обязаны повиноваться отцу, он мог лишить сына наследства, выдать дочь замуж по своему усмотрению.

Наследственное право. До Солона не было наследования по завещанию, было только по закону. Деньги и дом умершего оставались в его роде. Наследство отца равными частями делилось между сыновьями (в Спарте все переходило старшему), за исключением внебрачных. Если не было детей, претендовали боковые родственники – братья, племянники и т.д.

С реформами Солона вводится наследование по завещанию. Те, кто не имел детей, получили право передавать имущество, кому заходят – имущество не было оябазно оставаться в роду. Но солон допускал завещание не во все случаях, а когда завещатель не находился под влиянием болезни или волшебного зелья, не был в заключении или необходимости, или не подпал под влияние какой-либо женщины.

Уголовное право. Афинское право различало преступления против государства и личных интересов. Но граница нечеткая. В обеих случаях обвинение возбуждалось в частном порядке, то есть потерпевшим. Оно могло быть возбуждено причастными гражданами. Самые тяжкие преступления – государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов и безбожие, кража церковного имущества.

Серьезные преступления – убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки.

Выделялась группа имущественных преступлений – кража, поджог, взлом. Они могли рассматриваться и как преступления против гос. интересов, либо против личных интересов.

Наказание зависело от тяжести преступления. против имущественных интересов: возмещение ущерба, против личных – возмещение вреда либо штраф, против государство – конкретные нормы. За наиболее тяжкие – смертная казнь (убийство, безбожие, госизмена, обман народа). Если кража была совершена несколько раз, вора обращали в рабство. Широко были распределены штрафы и конфискация имущества – следующий этпа развития права после древних государств, где очень широко применяли смертную казнь. Телесные наказания применялись только к рабам. Из ответственность была выше.

Было наказание атимия, или бесчестие – гражданская смерь, лишение всех политических прав осужденного. Лицо отстранялось от участия в народном собрании, не могло избирать, занимать гос.должности.

За ложное донесение о госпреступлении ответчика предавали суду.

Госизмена: смертня казнь, причем виновному самому давали выбрать, как умереть, и он сам приводил наказание – яд, меч или веревка.

Взяточничество – в зависимости от решения суща смертная казнь или конфискация имущества. За это шла атимия, лишение политических прав. За оскорбление богов, присвоение имущества храмов – смертная казнь.

Убийство – серьезное преступление со смертной казнью, но преступник мог договориться с родственниками убитого и выплатить им штраф, откупившись.

Преступления против семейного уклада не выделялись, если муж застал с другим мужчиной, он мог убить виновника на месте преступления.

Судебный процесс: любой процесс возбуждался в частном порядке, право подать иск было у полноправных граждан. Не могли – женщины, метеки, рабы.

Были 2 судебных процесса, и выбор зависел от правонарушения. Первый процесс – ДИКЕ, второй – ГРАФИЯ. Процесс ДИКЕ начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя, ГРАФИЯ – любого. В ДИКЕ истец был лично заинтересован в исходе дела, добивался мат. возмещения ущерба, оно шло непосредственно ему. В процесссе ГРАФИЯ в случае положительного решения дела истец ничего не получал. В процессе ДИКЕ истец имел право прекратить производство, ГРАФИЯ – его не могли остановить. В первом случае истец платил судебную пошлину, во втором – нет.

Начав дело, истец должнен был доставить ответчика в суд. Ответчик мог выдвинуть возражения, выдвинуть встречный иск – состязательный характер процесса. Вначале предварительынй процесс, потом само разбираьельство. Если на предварительном слуашнии запечатывали улики, на судебном разбирательстве распечатывали.

Решения выносились большинством голосов судей, при равенстве их голосов подсудимый считался оправданным.

 

Спарта

Возникло государство в 8-7 в. до н.э. Спартанская община возникаает путем завоеваний близлежащих территорий, велик внешний насильственный фактор, Спарта порабощает соседнюю область Мессению, ее население становится рабами в Спарте.

Для распада первобытно-обдинного строя характерна та же организация власти. В афинах было по вожню на 4 племени, в Спарте всего было 2 царя. Спартанский народ – определение ахейских и дарийских племен. Сущетвовали советы старейшин и народное собрание.

Такой организации власти было недостаточно для удержания рабов, потребовалась другая. Выступает легендарный Ликург, которому приписыват создание централизованного государства Спарты. Оно возникло с заключением договора – ретро. Создание договора – Ликург. Время его реформ не установлено, но около 7-8 в. до н.э., ликургов строй сложился в 6-7 веках до н.э. В результате ретры сложился своеобразное рабовладельческое общество, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.

Спартианцы – господствующий слой, не было частной собственности. Каждый спартиат наделялся земельным участком – клерой. К каждой клере прикреплены рабы –этоты. Вся Спарта была разделена на 9 тыс. равных клеров. Но это не собственность, это пользования, спартиаты не могли ей распоряжаться. Ни подарить, ни завещать, ни продать, только ползоваться.

Спартиаты жили в подобии города из 5 селений, военный лагерь. Быт был строго регламентирован, главная обязанность – военная. Детей отдавали в специальные государственные школы, а не родители. Их готовили к военной службе, обучение заканчивалось в 20-летнем возрасте. Их учили подчинению старшим, силе, ловкости. Военная служба – с 20 до 60 лет. Все взрослое население объединялось в военные и иные союзы. Существовал корпус 300 всадников.

Женщины были обязаны пройти военную подготовку, владеть оружием, все домашнее хозяйство было на рабах, детей воспитывали государственные наставники.

Для спартиатов были важны обязанности к обществу. Была специфическая обазанность – участие в совместных трапезах, сеситиях, которые организовывались за счет взносов. Трапезы были нужны, чтобы поддерживать их формаьлное равенство, порции были равными для всех, только должностные лица получали почетные доли. Кроме одинаковых портий у них была одинаковая одежда, снаряжение.

Ликург установил правила против роскоши. Спартанцам запрещалось торговать, для неудобства была введена тяжелая железная монета. Эти ограничения сдерживали, но не предотвратили неравенство. Земельные наделы не могли дробиться, их наследовали старшие сыновья, остальные могли получать только выморочные наделы, если их не было, младшие сыновья автоматом переходили в разряд гипомейонов, опустившихся. Они теряли право участия в народных собраниях и сеситиях, их становилось все больше, и численность спартиатов сокращалось. В конце 4 в. до н.э. спартиатов сократилось с 9 до 4 тыс. спартиатов.

Кроме спартиатов как полноправных граждан, были переэки – жители окраин Спарты. Они занимали промежуточное положение между спартиатами и эллотами – рабами. Они были лично свободны, но не пользовались политическим правами, и находились под наздором должностных лиц. но обладали имущественной правоспособностью, могли заключать сделки. На них распространялась воинаская обязанность. Переэков могли казнить без суда высшие должностные лица Спарты.

Третий слой – эллоты. Порабощенные жители, которые были собственностью государства. Они предоставлялись распоряжение спартиатам, обрабатывали землю, половину урожая отдавали спартиатам. Кроме элотов, рабами были военноелпенные. Эллоты трудились на государственных работах, в домашнем рабстве были военнопленные. Элоты были специфическими рабами. Они близки скорее к крепостным крестьянам – они сакмостоятельно вели хозяйство, могли создавать семьи, половиной урожая распоряжались самостоятельно.

Они носили воинскую обязанность, участвовали в войнах в качестве легковооруженных воинов. могли выкупиться на свободу, в остальном были полностью бесправными. В Спарте была традиция – ежегодно объявлять эллотам войну. Массовые убийства, в любое время также могли убивать.

В 6 в. до н.э. Государственный строй Спарты – Ликурговый строй. Сложился определенный строй. Во главе государства – два архагета, царя. Но они обладали достаточно маленькой властью. Их власть со временем становится наследственной, но она непрочная. Каждые 8 лет гадали по звездам, в результате чего они могли быть преданы суду или лишены жизни. Они получали большую часть военной добычи, входили в совет старейшин, осущетвляли некоторые судебные фукнции, в дальнейшем полномочия органичены.

Совет старейшин – геруссия. В ее состав входило 28 геронтов, пожизненно избранных народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60 лет. Геруссия рассматривала вопросы, выносившиеся на народное собрание. Важное право – могли покинуть народное собрание, если не были согласны с обсуждаемым вопросом, тем самым блокировали решение. Геруссия участвовала в переговорах с другими государствами, рассматривала судебные процессы против архагетов.

В народном собрании участвовали все достигшие 30 лет спартиары. Первоначально созывалось вождями, они же председательствовали. В отличие от Афин, где мог выступить каждый участник, могли выступать только должностные лица и посланцы иностранных государств, другие могли только слушать и голосовать. Голосование в народном собрании приводилось криком. В спорных случаях расходились в разные стороны. Созыв народного собрания – раз в месяц. Компетенция: собрание принимало законы, избирало должностных лиц, решало вопросы войны и мира. Определяло, кому из вождей возглавлять войско, решало вопросы, будет ли валсть вождя наследственной.

К 4 веку до н.э. роль собрания падает, власть переходит к другим должностным лицам. С 8 в. появляются эфоры – их было 5, избирались из представителей аристократии, на 1 год. Они действовали единой коллегией, принимали решения большинством голосов. Вначале были помощниками архагетов, потом самостоятельные. Вначале рассматривали толкьо имущественные дела, с 6 в. до н.э. растет власть эфоров. Они ставят под свой контроль архагетов. Получают право созывать герусию и народное собрание, руководить деятельностью этих органов. Как и геронты, участвовали в народном собрании и могли блокировать их решения. К эфорам



2016-09-16 963 Обсуждений (0)
Лекция 4. Древняя Греция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 4. Древняя Греция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (963)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)