Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


США. Образование государства



2016-09-16 362 Обсуждений (0)
США. Образование государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Начало – с 1607 года, когда был основан первый европейский форт в США. С 1619 года появляются первые рабы, растет волна диссидентов, беглых, каторжников, искателей сокровищ и т.д.

Правовой режим территорий. Можно выделить несколько типов колонний, которые были в 17 веке. Это колонии, которые получили права самоуправления, избирать органы местного самоуправления: Род-Айленд и Коннектикут. Управление в них строилось на основании Хартий, фактически они представляли собой республики, т.к. все органы избирались.

Вторая группа колоний – земли, принадлежащие частным лицам или компаниям. Это Пенсильвания, Делавер, Мериленд. Частные владельцы сами решали, как будут управляться колонии.

Третья, самая большая группа – владения Британской коронии. Джорджия, Нью-Йорк, Нью-Джерски. Там управление осуществлялось назначаемыми монархами губернаторами. Создавались двухпалатные заксы, решения которых могли быть отменены британской короной или губернаторами, как представителями короля – обладали правом абсолютного вето.

Определенные права и свободы были у жителей этих колоний, но либо нарушались, либо только декларировались.

В 17 веке начинается постепенное противостояние между британской короной и колониями, которые стремятся к независимости и суверенитету. Потому что английский парламент принимал законы, действовавшие в колониях, и эти законы не учитывали интересы населения, навязывали свои феодальные порядки, не давали развиваться промышленности.

Можно говорить о существовании американской революции. Она происходила в форме нац – освободительной войны. Какие особенности этой революции?

Прежде всего, исторический контекст революции: территория США никогда не знала феодализма, отношений земельной собственности феодалов и крестьян, не знала наследственных титулов. Не было крепостного крестьянства. Поэтому революция была нац – осв войной, а не свершжением старых порядков.

Вторая особенность – это была борьба колоний с колониальным гнетом, борьба за независимость. Начавшись как нац – осв война, она перерастает в гражданскую, потому что были противоречия между владельцами колоний. Так, движение роялистов открыто перешло на сторону британской короны.

Другая важная особенность – американская революция не решила и не затронула вопрос о рабстве, и еще век оно на юге существовало.

Революция создает независимое государство, первую в история конституционную форму правления, и достаточно широкую базу прав и свобод.

5 сентября 74 года в Филадельфии собирается Конгресс, где представители всех колоний, кроме Джорджии, принял решение о бойкоте ввоза английских товаров и экспорта из колоний. 75 год – происходит первое сражение, которое положило начало войне. Собирается второй Континентальный конгресс. Он принял декларацию причин и необходимости взяться за оружие – и главнокомандующим был избран Вашингтон.

76 год – принимается важный документ, Декларация прав Вирджинии, которая легла в основу декларации независимости. Впервые там провозглашается, что все люди от природы одинаково свободны и независимы, обладают неотчуждяемыми правами: наслаждение жизнью и свободой путем овладения частной собственности, свободный выбор религии и способов ее исповедания и т.д. Закреплялось также право народа на свершение неугодного правителя, суверенитет народа, что правители несут ответственность перед народом.

Особенность декларации – закрепление, что свобода печати является одним из оплотов свободы вообще, и она не может быть ограничена никем. Это традиционно для американского демократизма.

Декларация независимости 4 июля 1776 года, написанная Томасом Джефферсоном, принята на 3-м Континентальном конгрессе. Она юридически положила конец колониальному владению британской короны в США, провозглашалось 13 свободных и независимых государств. Но единого государства пока не было.

Декларация закрепляла, что люди созданы равными и наделены творцом неотъемлемыми правами. Но в декларации нет ни строчки о рабстве. Она закрепляет принцип равенства, но распространяет его только на белых свободных людей, обходя вниманием негров и индейцев. Важнейшие права – на свободу, жизнь и стремление к счастью. Право частной собственности обходится. Джефферсон считал, что от рождения человек такого права не имеет.

Там сказано, что для обеспечения естественных прав люди создают правительство. Это положение выражает, что декларация отходит от теологической теории происхождения государства. Многие считают, что США – пример государства, основанного на договорной теории: что люди создают государства для обеспечения всеобщей справедливости.

В декларацию перешло право из декларации прав Вирджинии право народа на свержение неугодного правительства, это закрпеляется не только как право, а как обязанность.

Но Декларация независимости –не юридический документ, это провозглашение основных прав и свобод человека, основ конституционного строя.

76 году Конгресс принял решение, что бывшие колонии могут принимать собственные конституции и создавать правительства. Одной из первых принята конституция Вирджинии. Они начилались чаще всего с Билля о правах: освобождение из-под стражи под необременительный залог, запрет жестоких наказаний, свобода выбора религии и т.д. Закреплялись и права, не закрепленные в английском праве: свобода собраний, петиций, право на неприкосновенность жилища, запрет закона, имеющего обратную силу, право на ношение оружие. В некоторых запрещалось изъятие собственности без компенсации и т.д.

Все конституции исходили из теории разделения властей, предпочтение отдавалось Локковской модели, в которой верховенство в государственной жизни занимал парламент. Почти во всех штатах исполнительная власть была слабее, только в 2 штатах губернатор был наделен правом вето. Только с Рузвельта исполнительная стала наравне.

Был провозглашен принцип народного суверенитета, но избирательными правами наделялилсь только белые свободные собственники. Для занятия выборных должностей вводился высокий имущественный ценз. Были ограничения и по религиозному признаку.

Констиутции штатов принимались не парламентами, как правило, а конвентами –спец. органами. В июне 76 года начали готовить документ о конфедерации, одобрен в следующем году, но Статьи конфедерации вступили в силу в 81 году, что юридически оформило создание союза между штатами. При этом каждый штат сохранял свой суверенитет, свободу и независимость.

Название конфедерации – США, но это не государство, а союз независимых государств. Они объединялись для решения внешних задач – война против Британии.

Конфедерация – союз суверенных государств, Статьи конфедерации- это международно-правовой договор, между государствами.

Признаки этой конфедерации: Статьи конфедерации не установили единого гражданства, оставалось гражданство штатов; учреждался 1 совместных орган – Конгресс, в состав которого входило от 2 до 7 делегатов от каждого штата, назначаемые каждым штатом. Каждый штат имел 1 голос, если мнения делегатов от штата разделялись, штат терял право голоса.

Конгресс не был органом государства. Это было больше собрание дипломатов. Делегаты были не чиновниками, а скорее международными представителями государства.

Формально конгресс обладал внешнеполитическими полномочиями: объявлять войну и назначать мир, заключать международные боговоры. Во внутренней сфере полномочий практически не было, потому что не было собственной финансовой базы, казны. Все мероприятия конгресса финансировалась из казны штатов.

Для принятия решения надо было согласие 9 из 13 штатов. В чем его заслуга? Он принял Северозападные ордонансы, 3 штуки. Они фактически создали юридичекую базу для территориальной экспансии США.

Разработка Конситуции – в феврале 87 года Конгресс принимает решение о созыве специального конвента из делегатов от штатов, чтобы пересмотреть статьи Конфедерации. Это собрание вошло в историю как Филадельфийский конвент из 59 делегатов.

Была разработана и принята Конституция 87 года. Там отсутствуют многие положения о правах и свобод граждан, суверенитете штатов и т.д. Это краткий документ, 7 статей, потом добавлено 27 поправок.

Конституция провозглашает американский вариант приципа разделения властей, который учитывал собственный опыт. Три ветви власти должны быть максимально разграничены друг от друга, не влиять друг на друга.

Кроме этого, Конституция дополнялась принципом системы сдержек и противовесок, в рамках которой каждая из ветвей власти может сдерживать другую в рамках законности. Все 3 ветви имеют разные источники финансирования. Формируются они по-разному. Конгресс из 2 палат, которые формируются на разные сроки: палата представителей на 2 года, сенат – на 6 лет. Сенат изберался легислатурами штатов, палата представителей – народом. Президент был единственным носителем исполнительной власти, избирался коллегией выборщиков, избираемых народом штатов. Носитель судебной власти – Верховный суд. Он формируется Президентом и Сенатом. Судьи назначаются пожизненно.

Система сдержек и противовесов предусмотрело создание механизма, когда каждая ветвь имеют рычаги влияния на другую. Конгресс может инициировать процедуру импичмента, обвинив в госизмене, взяточничестве и ином тяжком преступлении или правонарушении. Конгресс может привлечь к импичменту и судей. Было 9 или 10.

А Президент может влиять на конгресс, обладая правом отлагательного вето, которое может быть преодолено только 2 / 3 в обеих ветвях парламента.

Послание президента Конгрессу, предлагает свою программу.

Президент уже по конституции не наделялся правом законодательной инициативы, в отличие от стран Европы.

Но есть у Президента возможность через своих депутатов в парламенте проводить законопроекты. Это т.н. «инициативные билли».

Исполнительная власть автономна, правительство формируется президентом только из членов своей партии и несет ответственность только перед президентом, а парламент повлиять никак не может.

Президент же не может распустить парламент.

ВС вначале не получил права конституционного контроля, но потом присвоил себе эти полномочия сам после одного из дел. ВС признал, что Конституция – такой же закон, Он тоже подлежит толкованию, и остальные законы должны ей соответствовать.

В основу Конституции был положен принцип федеративного устройства государства, причем дуалистический федерализм, достаточно редко встречающийся. Он исходит из того, что предметы ведения между федерацией и субъектами очень четко разграничены, не существует сферы совместных полномочий.

В ст. 1 Конституции исключительные полномочия федерации; штатов – по остаточному принципу.

Ст. 6 закрепила принцип верховенства федерального права по отношению к праву штатов. В случае коллизии законов судьи штатов должны отдавать предпочтение федеральному праву («преимущественные полномочия конгресса»).

Далее была сформулирована доктрина подразумеваемых полномочий конгресса, которая говорит, что вновь появляющиеся полномочия будут относится к компетенции конгресса.

Конст оставила открытым вопрос о правах и свободах, потому что их не закреплиа. Это вызвало недовольство, ее долго ратифицировали, и в 89 году первый Конгресс внес первые 10 поправок, которые приняты и вступил в силу в 91 году. Это – Билль о правах.

10 поправка закрепляет остаточную конференцию штатов. 9 поправка устанавливала концепцию естетсвенных прав и свобод. 1: свобобда вероисповедания, совести, печати. 2: гарантировала права ношения оружия. 4: неприкосновенность личности, жилища, бумаг. 3: запрет постоя солдат в жилище в мирное время. 5: закрпеление права на рассмотрение дела судом присяжным. 6.7,8 – процессуаальные гарантии.

Суду присяжных подлежали все уголовные и гражданские дела, если сумма иска выше 20 долларов. Запрещались чрезмерные налоги и штрафы. наказания.

Вашингтон вступил в должность, создается в 89 году аппарат исполнительной власти. Принимается закон о судоустройтве, который закладывает базу для судебной системы. ВС состоял из 6 судей: главного и 6 ассоциированных. Сейчас – 9 судей.

Вся территория была разделена на 13 судебных районов, разделенных на 3 округа. В каждом штате была своя судебная система.

Потом приняли еще 2 поправки: 12 ввела раздельное голосование за През и вице-През. 11 уст иммунитет штатов со стороны судебного преследования других штатов и иностранцев.

Конституция не закрепила институт партий, первые выборы носили непартийный характер, но уже в конце 18 века можно было выделить 2 направления: федералисты (Гаммельтон), представляли интересы Севера, деморатические республиканцы. Позже выборы стали носить партийный характер. Второй президент – Адамс, был федералистом, в 1800 Джефферсон – первый республиканец.

Такая система существовала до 1824 года потом партии поменялись. 28 год – создана Демпартия. В 30 годах – партия вигов (из феденралистов). Такая система существовала несколько десятилетий, партии не могли добиться решающего большинства в парламенте.

Остро встал вопрос о рабстве, партии не могли прийти к согласию. Перестает существовать партия вигов. 54 год – создается Республиканская партия как партия, выступающая за отмену рабства. Формируется сегодяшняя партийная система, хотя сильно изменились программы партий.

Территория США увеличиваетя. 1803 году – присоединили Луизиану, купленную у Наполеона. Техас, Невада, Нью-Мексико. Далее – Аляска. В конце века они захватывают южные территории.

Гражданская война 61-65 годов. США обрастали новыми штатами, как теми, где было рабство, так и теми, где не было. в 1820 году Конгресс принимает закон, по которому в составе США должно быть равное количество рабовладельческих и нерабовладельческих штатов. Потом принят первый Миссурисйский компромисс, установивший границы рабства территориально. Потом – второй, согласно которым население само должно решать, будет рабовладельческим или нет.

1860 – президентом становится Авраам Линкольн, резкий противник рабства, 13 южных штатов пошли на выход из государства – сецессию. В 61 году они провозглашают Конфедеративные штаты Америки. Война, победил север, вопрос о рабстве был решен, в конституцию была внесена 13 поправка, запрещающая рабство (65 год).

Потом поправки создают предпосылки для уравнения белых и цветных. 14 поправка запретила штатам США принимать законы, дающие привилегии отедльным гражданам. Но ВС признает неконституционным раздельные, но равные возможности для белых и черных. 15 поправка запрещала дискриминацию на выборах по признаку расы.

Но эти поправки фактически не работали для рабов. На практике они были лишены всех прав.

76 год – самое большое изменение партийной системы, создана Социалистическая рабочая партия, которая пыталась занять место в двухпартийной системе, но так и не смогла это сделать.

В СшА сформировалось такое понятие, как «живая Конституция». Она не отражает всех реалий жизни, и есть реальная конституция, отличающаяся от писанных – это совокупность судебных прецедентов, конституционных обычаев, толкований ВС, резолюций конгресса и т.д.

Потом поправки конституции были приняты уже в ХХ веке. Были расширены налоговые полномочия конгрессы, введены прямые выборы сената.

Последняя важная поправка – 27. Она уникальная в истории Конституции. Ее ратифицировали более 200 лет, до 1993 году. Решили, что срок давности на ратификацию теперь не превышает 10 лет. 27 поправка говорит, что члены конгресса не могут себе повысить вознограждение, только – следующей сессии.

Поправка в Конституцию ратифицируется 3 / 4 легислатур штатов.

 

Франция

Великая французкая революция длилась 5 лет, у нее были свои причины и особенности. Первая – абсолютная монархия, которая зашло очень далеко. Людовик 14: «Государство – это я». Абсолютная монархия. Раздутый бюрократический аппарат, королевский двор, налоги. Плюс экономический и политический кризис.

Особенность французской революции – борьба между феодализмом и каталической церкви и новым дворянством приняла наиболее острые формы.

Французские просветители еще при абсолютизме в своих произведениях критиковали его: Вольтер, Монтескье, Руссо. Они продвигали идеи естетсвенного права, ограничения королевской влатси.

Англ и амер прошли к тому времени, и фр опиралась на их опыт. Были взяты лозунги ам «свобода, равенство, братсво». Особую роль сыграло 3 сословие: буржуазия, городское население, все, кто разделял прогрессивные взгляды.

С ростом революци. настроений в обществе король идет на уступки, созыв Генеральных штатов. В итоге он разрешает увеличить представительство от 3 сословия до 600 членов. Духовенство и дворянство посылали по 300 (раньше и у 3-го было 300). Но т.к. голосовать они должны были по сословиям, как раньше, и заседать раздельно, король надеялся, что реформистских решиний принято не удет. Но уже в 89 году предсатвители 3-го сословия потребовали совметных заседаний и принятие решения большинством голосов.

Депутаты получали наказы от населения, один из основных – принятие конституции. Потсепенно Ген штаты перерастают в учредительное собрание, которое должно разрабатывать Конституцию.

Людовик 16 хотел разограть учредительное собрание, в 89 году в Париже произошло восстание, которое ознаменовало начало революции. Она перекинулась на все районы страны. Государство получает название «революционная монархия». Власть на первом этапе оказывается в руках конституционалистов. Всего же 3 этапа:

Конституционалисты – самое спокойное течение. Отражали интересы крупной буржуазии и либерального дворянства. Выступали за конституционную монархию. Хотели компромисса с королевской властью. Принятие Декларации прав человека и гражданина. Человек рассматривался как существо с естественными и неотчуждаемыми правами, в том числе собственность. Свобода: возможность делать то, что не приносит вреда другому. Она становится центральной идеей этой декларации. Здесь понимание свободы в субъективном смысле слова – верописповедания и т.д. Право собственности объявлялось неприкосновенным и священным. Незыблемость частной собственности. Запрещались незаконные королевские налоги, общие приниципы налоговой системы. Отход от монаршего принципа в пользу принципа народного суверенитета. Источник суверенитета – в нации. Любая другая власть, в том числе королевская, может проистекать только от этого источника – это впервые. А значит, обществом моет требовать отчета от каждого должностного лица. Закон рассматривался как выражение общей воли, все граждане могли участвовать лично или через представителей в его образование. Там же был обозначен доступ к государственным должностям – отказ от принципа закрытости госслужбы.

Жирандисты

Якобинцы.

Лекция 2 – УШЕЛ.

 

16 ноября – семинар

Вопросы:

Феодализм.

1. Правовое понятие феодализма

2. Земельные владения при феодализме: виды, правовые режимы собственности

3. Состояние государства при феодализме.

 

Англия и США периода буржуазных революций.

  1. Формирование институтов парламентаризма в Англии (почитать Акты: Великая хартия вольностей 1215 года, Хавиус корпус акт, Билль о правах, Акт о престолонаследнии).
  2. Как складывались институты парламентаризма, ответственность правительства, институт кабинета, правовой статус премьера.
  3. Формирование федеративного государства в США. Декларация о независимости, Конституция 1787 г., Статьи Конфедерации, Билль о правах.

 

7 декабря – семинар

14 декабря 19:00 – ЭКЗАМЕН

 

Дата лекции: 23.11.2009

Остановились на Франции.

Конституция 1799 года – переход власти в руки трех консулов. Несмотря на то, что конституция 1799 года была принята на плебисците и вроде бы выражала волю народа, она была фактически недемократической и закрепляла власть за первым консулом. Со временем происходит его только большее укрепление.

В результате другого плебисцита Наполеон объявляется пожизненным консулом, потом ему присвоили титул императора Наполеона 1.

Конституция 1799 отличалась недемократизмом. Она не вводила понятия местного самоуправления – выборной администрации не было ни на уровне комунн, ни на уровне департаментом. Их назначали централизованно.

Местные советы сохранялись только на уровне комунн и общин имели только совещательные функции.

Эта конституция оставила след тем, что она ввела новый институт – административной юстиции. При прифектах были учреждены советы префектур, которые положили ее начало. Система административных судов Франции стала образцом для многих стран.

Конституция 1799 года во многом отразила честолюбивые желания Наполеона и во многом определяла непосредственно правовой статус его как главы государства, его семьи, вопросы престолонасления, вопросы принесения ему присяги и т.д. – то, что свойсвтенно монархии. В частности, появилась процедура венчания на трон.

Франция формально называлась республикой, но стала империей, монархический режим. Последовало восстановление императорского двора – его соратники получают титулы князей, графов, принцев. Устанавливается режим личной власти Наполеона.

Вместе с тем начинает активно действовать цензура. Пресекались попытки свободы слова, печати.

Основной орган управления при Наполеоне – Министерства. Их было 12, были основаны на принципе жесткого единоначалия, вертикали власти.

Наполеон включил в систему госаппарата и католическую церковь. Наполеон подписал конкордат с Папой Римским – договор Ватикана с государствами, где основная вера – католичество. Регулирует правовой режим церкви в этом государстве. По конкордату 1801 католицизм объявлялся религией большинства французского народа, священников – на государственное содержание (и они стали приносить присягу императору).

Изменения коснулись и армии. Она становится профессиональной и кастовой. Ее состав увеличивается, значительная часть средств шла на нее. С 1800 действует правило, что богатые семьи могут выставить вместо своего отпрыска его заместителя.

Наполеон организует в армии привилегированные подразделения (драгуны, гренадеры), которые получали больше, больше привилегий.

Особое внимание он уделял развитию полицейской системы, жандармерии, ссыскной полиции. Разветвленная система политического ссыска. Полицейские подчинялись префектам – назначенным из центра чиновникам. Существовало и полицейское министерство.

 

В 1814 году с поражением Наполеона по всей Европе его империя терпит поражение. С 1814 – реставрация монархии.

На престол вступает Людовик 18 в 1814 году. Конституцию не стали принимать новую, принята Королевская хартия 1814 года. Там форма правления – «легитимная монархия», в историю вошел как режим реставрации монархии. Отличие этого документа от предшествующих – источником этого документа считалась королевская власть. А значит, восстанавливался принцип монаршего суверенитета.

То есть завоевания французской революции ушли в прошлое. Этот документ был принят королем и спущен сверху. Тем не менее, по этой Хартии создавался законодательный орган – парламент из двух палат – палаты пэров и депутатов. Палата пэров назначалась королем, депутатов – избиралась на 5 лет. Там были существенные имущественные и возрастные цензы, в том числе для активного избирательного права.

После 1814 года следующий документ – Хартия 1830 года. Происходит июльская революция, потому что народ был недоволен ограничением прав и свобод. Революцию подавили, но приняли новую хартию. Она не изменила положений предыдущей, это фактически была видоизмененная первая.

Но с момента ее принятия устанавливается июльская монархия.

Следующая революция – 1848 году, это буржуазная революция, свергается монарх, устанавливается вторая республика. Принимается конституция. Конституция 1848 года исходила из принципа разделения властей, устанавливала республиканскую форму правления, пост президента, который избирался народом на 4 года (первым и единственным стал Луи Бонапарт). Парламент – национальное собрание – избирался народом на 3 года, был слабым органов.

Учреждался впервые орган, который действует до сих пор – Государственный совет, который назначался национальным собранием на 6 лет. В его полномочиях – предварительное рассмотрение законопроектов, а также функции администранитвной юстиции. Сегодня он возглавляет систему административных судов Франции.

 

Вторая республика существовала до 1852 года. В этом году принимается следующая конституция, похожая на Конституцию Наполеона 1799 года. В ней сохраняется республиканская форма правления, но расширяются полномочия президента – ему стала принадлежать почти вся власть. Его стали избирать на 10 лет.

Законодательный процесс был под контролем президента. Парламент предполагался двухпалатный. Законодательный корпус – нижняя палата, выборная, и верхняя – сенат, который назначался президентом.

Продолжал существовать Государственный совет, но отныне он также назначался президентом. Как и в конституции 1799 года были внешние признаки демократизма, закреплялась неограниченная власть консула, так и здесь – первого президента.

 

Но в том же году – 1852 году – провозглашена вторая империя, приходит к власти наполеон 3. Она просуществовала до 1870 года, в этот год она рушится, потому что Пруссия победила Францию в войне. Из-за войны император пленен, а в Париже поднимается восстание. Наполеон отстранен от власти, провозглашена республика.

 

Следующий год вошел в историю как год, когда была образована Парижская комунна (1871), в результате переворота. Это было гсоударство в государство. Она управлялась выборным органом – Советом, аналогичный представительному органу. Он избирал из своего состава 10 комиссий, осуществлявших исполнительную власть. Программный документ – Декларация Комунны к народу. Там закреплялись демократические основы республики. Правовые акты почти не принимали.

Существенную роль сыграл Комитет Общественного спасения, который был возращен.

 

Парижскую комунну быстро разгромили, и в 1871 году устанавливается Третья республика, которая существовала с 71 (75) (71 фактически установлена, 75 – принята конституция), просуществовала до гитлеровской оккупации. Это была республика без республиканцев, у власти стояли монархисты. 75 год – принимается конституция. Это были 3 органических закона, а не 1 документ. Органические законы – законы, которые принимаются в развитие Конституции. Это был закон об организации сената, закон об организации государственной власти и об отношениях между государственными властями.

Этими законами был установлен республиканский срой, но сделаны многие уступки консерваторам.

Во главе государства – президент, избиравшийся на 7 лет и обладавший широкими полномочиями. У него было право законодательной инициативы, мог распустить парламент, назначал на все государственные и военные должности и не нес политической ответственности. Все его акты, соответственно, подлежали контрассигнатуре.

Парламент – из 2 палат, сената и палаты депутатов. Сенат: 75 пожизненных сенаторов (назначал президент) и 225 избираемых косвенными выборами по департаментам на 9 лет. Раз в три года замещалась треть из этих 225 сенаторов.

Палата депутатов избиралась на 4 года избирателями.

Эта система действовала до 1940 года. Но в 1884 году были внесены существенные поправки в Конституцию о том, что республиканская форма правления не может стать предметом пересмотра. Был также ликвидирован институт пожизненных сенаторов, все стали выборными.

По Конституции существовал институт парламентской ответственности правительства – Совет Министров нес ответственность перед нижней палатой. Но премьера назначал президент.

В третьей республике были много кризисов. Ни одна партия не обладала большинством в парламенте и не могла сформировать правительство самостоятельно, формировали коалиции, и очень часты были правительственные кризисы.

Важную роль играл Государственный совет, который назначался Президентом с согласия Совета министров. Он также исполнял функции административной юстиции, а также совещательным органом по законодательным делам.

За это время, пока была Третья республика, во Франции укрепляется парламентская форма правления.

Третья республика: в начале ХХ века повышается активность и вес исполнительной власти. Это было свойственно практически всем государствам. Это выразилось в становлении доктрины «регламентарной власти». Она сложилась в 19 веке и исходит из того, что правительство может издавать нормативно-правовые акты на основе собственных прерогатив, без делегирования функций парламента.

Зачем это нужно? Парламент принимает законы долго, а надо быстро регламентировать все сферы общественной жизни. Правительство присвоило полномочия по изданию нормативных правовых актов.

Получает развитие делегированное заокнодательство – законодательные акты, котоыре издаются исполнительной власти на основе полномочий, делегированных парламентов. Конечно, это не закон (во Франции это органанс, в Испании – декрет). Парламент делегирует только конкретное полномочие, по регулированию конкретной сферы общественной жизни и на конкретный срок. Как правило, существуют также требование, что этот акт должен быть впоследствии одобрен парламентом.

Обычные же подзаконные акты во Франции – декреты.

В период 3 республики утвердилась докртина регламентарной власти, и правительство зачастую принимало доккументы, имеющие силу закона.

Сложилась практика в ХХ веке, что парламент периодически предоставлял правительству чрезвычайные полномочия по изданию нормативных актов. Но после 2 мировой войны эта практика не применяется.

В начале ХХ века за 3 республикой закрепилось название режима собраний, или абсолютного парламентаризма. Роль правительства стала расти в тех условиях, когда господствовал парламент. Наличие большого числа патийных группировок в парламенте (20-30), жесткий контроль над правительством – оно менялось каждые несколько месяцев. Возвышается роль правительства.

В начале 30х годов растет активность партий фашистского толка, в 34 году подавлен фашистский путч в силу того, что антифашистские силы сплотились, объединившись в Народный фронт. Он опубликовал свою программу антифашистской направленности, за разоружение и роспуск фашистских организаций, повышение жизненного уровня. На выборах в парламент 36 года Народный фронт одерживает победу. Это социал-демократы, социалисты. Они сократили безработицу, рабочую неделю до 40 часов, повысили заработную плату.

В 1940 году – фашистская оккупация. Неоккупированной была южная зона Франции, где власть перешла правительству во главе с маршаллом Петеном, это «правительство Виши» - по названию городка, где они располагались. Формально конституция не была отменена, но фактически республика перестала существовать. Маршалл Петен возложил на себя функции главы государства. Это был авторитарный режим, но это правительство не было самостоятельным, подчинялось Гитлеру.

Во Франции существовало 2 центра борьбы с фашистской оккупаций. Внутри страны борьбу возглавили коммунисты, сформировавшие Национальный совет сопротивления. Второй центр – в иммиграции. Его сформировал генерал Шарль де Голль «Сражающаяся Франция».

В конце войны был в Алжире учрежден единый Комитет национального освобождения, который должен был привести Францию к республике, демократии.

 

Колониальная империя Франции. Возникновения – еще в эпоху абсолютизма, когда Франция захватила Канаду, Луизиану, владения в Индии и Вест-Индии. Потом присоединяется ряд территорий в Африке (Сенегал, Гвинея), в Индокитае (Камбоджа). Принципы отношений с колонниями. Еще конституция 1799 года установила, что строй француз колонний устанавливается спец законами – построение управление на жесткой командтной системе. Управление – генерал-губернаторами, назначаемыми напрямую из Франции. Конституция 1848 года отменило рабство в колониях, установила, что все колонии – часть территории Франции.

В конце 19 века Франция захватила огромные территории, империя становится второй в мире, и создается особое министерство колонний. Система парвлений стала различатся в зависимости от правового статуса – старые колоннии (Сенегал), политика насительственной ассимиляции, считались территорией Франции, там распространялись законы, входили суды, входившие в общую систему. Верхушка участвовала в выборах во французский парламент. Даже адм-терр деление было как во Франции.

Новые колонии – система управления была лишена внешних признаков представительства, демократии. Они управлялись губернаторами, которые сосредотачивали в своих руках военную и гражданскую власть. Некоторые колонии объединялись в одно генерал-губернаторство (например, в Африке).

Эти колонии распадались на округа, во главе которых чиновники, назначаемые из метрополии. Только в низшие системы могли назначать местных.

Это была система прямого колониального управления, в отличие от английской косвенной.

К концу 19 века появляется новая форма – протекторат. Ими стали Марокко, Тунис. Особенность – в них сохранялась традиционная система управления, которая была. Главными оставались свои правители.

Правовой статус жителей колоний. Выделяли 3 группы жителей. Первая – самая немногочисленные, это французские граждане, то есть уроженцы метрополии. Из них формировалась верхушка колониального общества, им принадлежала власть и земли. Вторая группа – развивающиеся именитые жители колонии, верхушка колониального общества. Они находились в сфере действия своего местного права. Но их личные и имущественные права признавались метрополией. Третья группа – французские подданные. Их было большинство. Это все остальные. Колониальные власти исходили из того, что эта группа еще не подготовлена для получения французского гражданства и привилегий, и их имущественные права попирались. Так, колониальные власти могли без суда и следствия подвергать аресту, штрафовать.

Губернаторы могли заключать в тюрьму подозрительных лиц, в том числе тех, кто отказался продать свою землю.

 

Континентальная система права. Она связана с Францией. Термин вошел в оборот в конце 19 века. В ней воплотился общий дух римского права. Это Франция, Бельгия, Испания, Германия – но там сильное влияние оказало и варварское право, и это – романо-германская правовая система.

Это право было удобным для рецепирования и вышло за рамки контенента – его восприняли, в частности, латиноамериканские государтсва, африканские.

Заметно влияние романо-германской системы и в Японии, Турции, Египте.

Особенности этой системы:

Если в Англии решающую роль в формировании норм права играла судебная практика, в этой системе – нормативный акт (как веление монарха, позже – парламента). Растет авторитет закона как писаного источника права. Закон выступил системообразующим фактором. А законы проще кодифицировать, а значит – такая черта, как кодификация. В англо-саксонской кодификации нет.

В континентаролной системе сложились конструкции, которые установили верховенство закона. Только закон может устанавливать нормы, имеющие высшую юридическую силу. Конституция имеет высшую юридическую силу, каждый последующий берет силу от вышестоящего.

Решения суда должны основываться на законе, а не на основе прошлых судебных решениях. Суды не создают нормы права, они только его применяют.

Судебный прецедент и доктриальные работы – вспомогательные, а не основные источники, а у нас, например, вообще даже не признаются.

По юридической технике, внутренней структуре романо-германская система отличается. Для них характерно деление права на публичное и частное, в англосаксонсокй <



2016-09-16 362 Обсуждений (0)
США. Образование государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: США. Образование государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)