ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СТРАНАХ ВОСТОКА
Одним из крупнейших феодальных государств средневековья был Арабский Халифат. Образованный в результате арабских завоеваний, он охватывал огромные территории Ближнего и Среднего Востока, Северную Африку и часть Европы. Особенностью государственного строя было то, что глава государства -халифобъединял в своих руках духовную(имамат) и светскую (эмират) власть. Одновременно с возникновением Халифата формировалось и его право- шариат. Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками сталиКоран - священная книга ислама, содержащая предписания, носящие характер морально-нравственных установок; сунна -сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, содержащий предписания семейно-наследственного и судебного права;иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами, по вопросам, не отраженным в Коране и сунне;фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни. Согласно мусульманскому праву действия каждого лица определяются как: 1) строго обязательные, 2) желательные, 3) разрешаемые, 4) нежелательные, но ненаказуемые, 5) запрещенные и строго наказуемые. Ислам выделил ряд главных защищаемых ценностей: религия, жизнь, разум, продолжение потомства и собственность. В соответствии с посягательством на эти ценности и характером наказаний преступления делятся на: 1) преступления против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания; 2) преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные наказания; 3) преступления и правонарушения, наказания по которым строго не установлены и право выбора наказания предоставляется суду. Другой системой традиционного права, которое получило широкое признание, былоиндусское право. Так же, как ислам, индуизм обязывает своих последователей к определенному пониманию мира. Это понимание предполагает особую общественную структуру и особый образ жизни. Согласно индуизму, все люди с момента рождения разделены на социальные иерархические категории (касты, варны), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей. Нормы, говорящие о поведении людей, изложены в книгах, именуемых шастры. Согласно индуизму поведение людей определяется тремя движущими силами: добродетелью, интересом и удовольствием. Соответственно выделяется и 3 вида шастр:дхарма - учит людей, как вести себя, чтобы быть угодными Богу;артха - учит, как разбогатеть, и специальному искусству руководить; 3) кама - учит удовольствиям. Индуизм признает за дхармой ее стержень - комплекс обязанностей, соблюдение которых обязательно для всех, кто не хочет покрыть себя позором. Дхармы изложены в специальных трактатах- дхармашастрах. От дхармашастр неотделимы инибандхазы, которые являются как бы комментариями дхармашастр. Цель нибандхаз - разъяснить часто неясный смысл дхармашастр, сделать их понятными, разрешить явные противоречия между ними. Развитие средневекового Китая, его государственное и правовое устройство в значительной мере определялись господствующей идеологией конфуцианства. Ячейка общества - это семья с иерархической организацией и почти абсолютной властью главы семьи. Община и само государство должны соответствовать этой модели семьи и избегать сколько-нибудь значительного вмешательства в отведенный ей широкий круг дел. Обязанностью жителей было строгое исполнение норм, соответствующих статусу. Суд не был отделен от администрации. Попытка преодолеть идеологию конфуцианства связана со школой легистов, возникшей еще в II! в. до н.э. Согласно их представлениям власть должна основываться не столько на добродетели правящих (правлении людей), сколько на подчинении закону (правлении законов). Легисты настаивали на необходимости постоянно действующих законов, которые правитель должен знать, а подданные исполнять. Но их идеи остались чуждыми большинству населения Китая. Китайские кодексы фесдалы-юго периода содержали лишь административные предписания или нормы, относящиеся к уголовному праву; гражданско-правовые правила попадали в них лишь тогда, когда нарушение норм обычая влекло уголовные санкции. Развитие государства и права средневековой Японии носило в значительной степени самобытный характер, хотя и испытало определенное влияние материкового Китая. Первые памятники японского права появились в эпоху Тайка, начавшуюся в 646 г. В этот период было введено периодическое распределение принадлежащих государству рисовых полей в зависимости от числа едоков и строгое деление общества на "ранги". Обязанности каждого "ранга" уточнялись в юридических сборниках"рицу-ре". Эти сборники включали репрессивные нормы (рицу) и административные нормы (ре). С IX в. в Японии начинает развиватьсясистема сеньории (се) -неприкосновенного владения, освобожденного от налогов. Она превращается в крупное феодальное владение с суверенной судебной властью. Развитие системы сеньории привело к появлению в конце XII в. нового феодального режима. Император был лишен реальной власти, она перешла в рукивоенной касты (букэ, самураи). Непосредственное управление осуществлялсегун - представитель наиболее сильного феодального рода. Нормы рицу-ре постепенно перестали применяться, продолжало действовать лишь личное право букэ. В XIV в. была введена единообразная структура населения, основанная на строгой иерархии, исключавшей даже мысль о правах низших в отношении высших. Между представителями класса рыцарей отрицалась возможность заключения договоров и установления правовых обязательств; тем более она отрицалась во взаимоотношениях между помещиками и земледельцами. Существовал целый комплекс норм(гири), регулировавших поведение людей во всех случаях жизни, которые заменили право, а часто и мораль. Неисполнение какого-либо гири считалось для японцев позором.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (396)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |