Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Список рекомендуемых учебников и учебных пособий



2016-09-16 255 Обсуждений (0)
Список рекомендуемых учебников и учебных пособий 0.00 из 5.00 0 оценок




История зарубежного искусства

 

 

Учебное пособие

Предисловие

Курс истории зарубежного искусства является актуальным для студентов всех специальностей и форм обучения. Данная учебная дисциплина дает студентам научное представление о понятиях «культура» и «искусство», а также знакомит их с основными концепциями в их изучении. Важность курса истории зарубежного искусства в системе гуманитарных знаний и профессиональной подготовке будущих специалистов определяется тем, что курс способствует выработке умений и навыков использования и охраны культурного наследия, закладывает основы профессиональной культуры, эстетики, этики и нравственности. На основе изучения выдающихся памятников мирового культурного наследия студенты учатся анализировать и оценивать современную культурную ситуацию и их роль в жизни современного общества.

 

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (раздел «Общепрофессиональные дисциплины», федеральный компонент).

 

Содержание курса направлено на достижение следующих целей:

Образовательные цели:

- удовлетворение образовательных потребностей и создание широких возможностей для расширения культурного кругозора студентов;

 

- овладения ими достижениями зарубежной культуры и искусства;

 

- формирование представлений о важности, уникальности отдельных эпох в истории зарубежного искусства;

 

Воспитательные цели:

-содействие выбору духовных ценностей, самоопределению личности;

- создание условий для реализации личностного начала, права студентов на свободу выбора взглядов и убеждений, взаимопонимания и продуктивного общения представителей различных культур;

Развивающие цели:

- формирование мышления, умение ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способным участвовать в диалоге культур;

 

- развитие способности воображения и реконструирования образа жизни и поведения людей различных эпох, отдельных представителей зарубежного искусства, их морали и нравственности, бытового этикета, моды и иных интересов, потребностей, притязаний;

 

- развитие собственных творческих способностей и свободного самоопределения в современном динамическом мире.

Для успешной реализации курса выдвигаются следующие задачи:

Общеучебные

- умение излагать основные факты и события;

- выявлять общее и особенное в развитии художественных процессов и явлений;

- осмысливать влияние условий жизни на их потребности, систему ценностей, психологию людей;

-осознавать изменения образа жизни, материальной культуры человека, объяснять причины роста материальных и духовных потребностей;

- находить причинно-следственные связи в событиях и явлениях;

- характеризовать жизнь и деятельность творцов искусства в разные эпохи;

- формировать структуру и содержание устного и письменного высказывания, быть готовым к диалогу и адекватной оценке собственных возможностей;

- выбирать материал для раскрытия общих положений;

- раскрывать процесс или явление в динамике развития;

- формулировать основную идею;

 

Специальные

 

- оценивать роль искусства в развитии личности;

- владеть элементами искусствоведческого анализа;

- понимать специфику зарубежного искусства в целом и отдельных исторических периодов в частности;

- знать выдающиеся памятники и имена наиболее важных деятелей зарубежного искусства;

- иметь опыт участия в научной дискуссии по актуальным проблемам искусствознания;

- применять к оценке памятников и представителей зарубежного искусства теоретические знания;

- оценивать достижения зарубежного искусства на основе знания исторического контекста их создания;

- понимать своеобразие, ценность и уникальность искусства отдельных стран и народов;

- использовать и охранять культурное наследие в профессиональной деятельности, общественной и личной жизни.

 

Своеобразием содержания курса является подход к изучению истории зарубежного искусства с позиций популярного в отечественной педагогике принципа европоцентризма. Это означает, что студенты будут ориентированы прежде всего на изучение искусства Западной Европы, которое во многом послужило образцом для русского классического искусства. Структура и содержание предложенных тем обусловлена ходом историко-культурного развития стран Европы, а также жанрово-стилистическим разнообразием искусства отдельных эпох, стран и регионов. Драматургия данного учебного пособия базируется на принципе цепляемости предыдущих и последующих глав, характеризующих эпохи в истории искусства, что прослеживается в серии содержащихся в каждой главе выводов. Структура пособия включает, помимо текста глав также вопросы для самоконтроля, список литературы, контролирующие материалы, представленные в приложении и словарь искусствоведческих терминов. Данное учебное пособие призвано оказать помощь студентам в изучении курса: «История зарубежного искусства» в качестве дополнительной подготовки к лекциям и семинарским занятиям, а также для сдачи зачета по предмету.

 

 

Глава 1 Искусство как форма культуры

В истории культуры сложилось две трактовки термина «искусство».

В широком смысле, искусство понимается как нечто присущее человеку вообще, как некая составляющая человеческой деятельности, любое умение, ремесло. Такая трактовка искусства присуща взглядам эпохи позднего Средневековья и раннего Возрождения в связи с всевозрастающей популярностью термина homo faber.

Homo faber (в пер. с лат.) – человек умеющий, мастеровой. В 17 столетии, когда правила и нормы стиля классицизм позволили beaux arts (в пер. с франц. – изящные искусства) занять отдельную нишу в культуре, значение искусства заметно сузилось и стало выражать синоним художественного творчества. Изящные искусства – понятие, широко используемое в искусстве 17 – 19 вв. для обозначения специфической сферы художественного творчества, в которой принцип прекрасного играет структурообразующую роль и отделяет ее предметы от продуктов практической и научной деятельности (Ш. Батё, И. Кант, У.Моррис, Н.Чернышевский). На этом основании к изящным искусствам относят все виды изобразительного искусства, музыку, театр, киноискусство, художественную фотографию, а также литературу. Итак, на основании второй, более узкой, специфически художественной трактовки искусства можно представить следующее определение данного феномена:

Искусство – эмоционально-чувственная форма познания мира, основным средством которого является художественный образ. Можно выделить четыре способа человеческого познания: рациональный, волевой, чувственный и иррациональный. В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, в блоке социально значимого знания присутствуют все четыре, но каждая из сфер имеет свои доминанты: наука – рациональную, мораль и право – волевую, искусство – чувственную, религия – интуитивную.

Художественный образ – это специфическая для искусства форма отображения действительн6ости и выражения мыслей и чувств художника. Художественный образ рождается в воображении автора и воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жесто-мимической, словесной) и воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, читателя, слушателя. Художественный образ имеет разные масштабы. Самый малый его масштаб называется «микрообраз», - это мельчайшая единица художественной ткани произведения искусства (например: метафоры в поэзии, мелодические попевки в музыке). Более крупный масштаб художественного образа называется «макрообраз» - это персонаж в романе, пьесе, кинокартине, музыкальная тема в симфонии или образ действия – сюжетный ход, композиционно- ритмическая структура произведения. Еще более крупный масштаб представляет собой образ произведения искусства в целом – описываемого события в повести, в театральном спектакле, образ природы в пейзажной картине. Наконец, иногда все творчество художника можно рассматривать как единый «мегаобраз» мира и человека в мире. Таковы, например, целостный образ творчества Достоевского, отличающийся от образа мира в произведениях Чехова и т.д. Художественный образ – обязательный компонент любого произведения искусства, основанный на диалектическом единстве типического (общего) и индивидуального (частного). Успех у зрителей, слушателей при восприятии конкретного произведения искусства напрямую зависит от данного сочетания.

Объектом изучения в искусстве является человек и окружающий его мир. Предметом изучения – мысли, чувства, переживания человека, а также исторические события, картины природы, бытовые сцены и т.п. Но, несмотря на то, что содержательный спектр произведений искусства необычайно широк, в философском смысле, в любом произведении искусства присутствуют субъектно (человек) – объектные (окружающий мир) отношения.

Искусство полифункционально: все его функции, как и функции культуры, взаимосвязаны. Перечислим их:

1.Преобразующая функция (искусство как деятельность и преобразование реальности:

-через идейно-художественное воздействие на людей;

- через включение человека в ценностно-ориентированную деятельность

- через преобразование в процессе художественного творчества с помощью воображения впечатлений от действительности;

-через обработку мастером природного материала в процессе творчества);

2.Компенсаторная функция (искусство как утешение, расслабление, проявляющаяся в двух видах:

-отвлекающий, гедонистически-игровой и развлекательный;

-утешающий и успокаивающий);

3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение);

4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира и создание художественной концепции);

5.Функция предвосхищения (искусство как предсказание и прогнозирование будущего, так называемое «кассандровское начало»);

6. Коммуникативная функция (искусство как средство художественного общения, знаково-семиотическая система);

7.Воспитательная функция (искусство как средство формирования личностных качеств человека);

8.Суггестивная функция (искусство как внушение определенного строя мыслей, чувств, средство воздействия на подсознание и человеческую психику);

9.Эстетическая функция (искусство как средство формирования художественного отношения, вкуса, ценностной оценки, чувства прекрасного);

10. Гедонистическая функция (искусство как наслаждение).

 

В теории искусства имеют место следующие категории ( в пер. с греч. – высказывание, признак) – предельно общие, фундаментальные понятия, в которых получила отражения ее история развития искусства в различных его модификациях:

 

- вид искусства;

- стиль;

- жанр;

- выразительные средства.

Виды искусства – формы художественно-творческой деятельности по созданию произведений искусства. Согласно эстетике Г.Ф. Гегеля, в искусствознании принята следующая классификация видов искусств:

- временные виды искусства (литература, музыка), произведения которых разворачиваются во времени, как процессы. Такие искусства называют также динамическими.

Литература – письменная форма искусства слова. Она, при помощи слов создает реальное живое бытие. Литературные произведения делятся на три рода: эпос, лирика, драма. К эпической литературе относятся жанры романа, повести, рассказа, очерка. К лирическим произведениям относятся стихотворные жанры: элегия, сонет, ода, мадригал, стихотворение. Драма предназначена для сценического воплощения. К драматическим жанрам относятся: драма, трагедия, комедия, фарс, трагикомедия и др. В этих произведениях раскрытие сюжета идет через диалоги и монологи. Основным выразительным и изобразительным средством литературы является слово. Слово – выразительное средство и мыслительная форма литературы, знаковая основа ее образности. Образность заложена в самой основе языка, который создается народом, вбирает в себя весь его опыт и становится формой мышления.

Музыка – искусство, закрепляющее и развивающее возможности невербального звукового общения, связанного с человеческой речью. Музыка на основе обобщения и обработки интонаций человеческой речи вырабатывает свой язык.

Основа музыки – интонация. Структура музыки – ритм и гармония, в своем соединении дающие мелодию. Знаковую, смыслообразующую роль в музыке играют также громкость, тембр, темп, ритм и другие элементы. Из этих знаков складывается музыкальная фраза, музыкальный образ, а их система образует музыкальный текст. Язык музыки – иерархия уровней: отдельных

звуков, звукосочетаний, аккордов. Важнейшие элементы и выразительные средства музыкального языка – мелодико-интонационный строй, композиция, гармония, оркестровка, ритм, тембр, динамика.

Музыкальный образ лишен непосредственной видимости живописи и конкретности слова. Он не передает точных понятий, не создает зрительно ощутимых картин, не пересказывает событий. Музыка близка архитектуре и огромной в ней значимостью ритма, и формой, далекой от форм самой жизни, а также высокой степенью художественного абстрагирования от конкретного жизненного материала, входящего в образ в «снятом» виде, и возможностями отражения не столько отдельных сторон и частностей жизни, сколько именно ее сердцевины и духа.

- пространственные виды искусства: живопись. графика, скульптура, архитектура, художественная фотография, произведения которых имеют пространственную характеристику (размер, масштаб, объем) и большую, по сравнению с временными искусствами, статичность образов.

Архитектура – формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребности человека в жилье и общественных помещениях. Архитектура создает замкнутый и утилитарно-художественный освоенный мир, отграниченный от природы, противостоящий стихийной среде и позволяющий людям использовать очеловеченное пространство в соответствии с их материальными и духовными потребностями. Архитектурный образ выражает назначение здания и художественную концепцию мира и личности, представление человека о себе самом и о сути своей эпохи. Архитектура – это вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности людей. Она выполняет в жизни людей не только эстетическую функцию, но и практическую. Архитектура как вид искусства статична, пространственна. Художественный образ здесь создается неизобразительным способом. Он отображает определенные идеи, настроения и желания при помощи соотношения масштабов, масс, форм, цвета, связи с окружающим пейзажем, то есть при помощи специфически выразительных средств. Как сфера деятельности архитектура зародилась в глубокой древности.

Живопись – изображение на плоскости картин реального мира, преобразованных творческим воображением художника: выделение элементарного и наиболее популярного эстетического чувства – чувства цвета в особую сферу и превращение его в одно из средств художественного освоения мира.

Живопись – это произведения, которые создаются на плоскости с помощью красок и цветных материалов. Основным выразительным средством является система цветовых сочетаний. Живопись разделяют на монументальную и станковую. Основными жанрами являются: пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематические картины, портрет, миниатюра и т.д.

Графикаоснована на однотонном рисунке и использует в качестве основного средства контурную линию: точку, штрих, пятно. В зависимости от назначения она делится на станковую и прикладную печатную: гравюра, литография, офорт, карикатура и т.д.

Скульптура – пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений. Скульптура воспроизводит действительность в объемно-пространственных формах. Основными материалами являются: камень, дерево, мрамор, бронза, гранит. По своему содержанию делится на монументальную, станковую, скульптуру малых форм. По форме изображения различают: объемную трехмерную скульптуру, рельефно-выпуклые изображения на плоскости. В основном все жанры скульптуры сложились в период античности. В наше время расширилось количество материалов, пригодных для скульптуры: возникли произведения из стали, алюминия, пластмассы и т.д.

Фотоискусство – создание химико-техническими и оптическими средствами зрительного образа документального значения, художественно- выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности. Документальность - «золотое обеспечение» фото, запечатлевающего навечно факт жизни. Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки переносятся из сферы действительности в сферу художественности. С развитием техники и мастерства фотообраз стал передавать и активное отношение художника к объекту (через ракурс съемки, распределение света и теней, через передачу «своеобразного фотопленера», то есть воздуха и рефлексов, отбрасываемых предметами, через умение выбрать момент съемки). Ныне фотография обрела цвет и стоит на пороге объемного, голографического изображения мира, что расширяет ее информативно-изобразительные и художественно-выразительные возможности.

- пространственно-временные виды искусства (театр, кино, анимация), произведения которых имеют синтетическую природу, т.е. основаны на сочетании свойств двух предыдущих групп.

Театр – вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое актерами на глазах у зрителей. Театр – особый вид коллективного творчества, синтезирующий усилия драматурга, режиссера, художников-декораторов, композитора, актеров. Через актера воплощается замысел спектакля. Актер включает в действие и придает театральность всему, что находится на сцене. Декорации создают на сцене интерьер комнаты, пейзаж, вид городской улицы, но все это останется мертвой бутафорией, если актер не одухотворит вещи сценическим поведением. Актерское мастерство требует особого таланта – наблюдательности, внимания, умения отбирать и обобщать жизненный материал, фантазии, памяти, темперамента, средств выразительности

(дикция, интонационное разнообразие, мимика, пластика, жест). В театре акт творчества (создание образа актером) протекает на глазах у зрителя, что углубляет духовное воздействие на него.

Танец - мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающим характеры людей, их чувства и мысли о мире.

Эмоциональное состояние человека выражается не только в голосе, но и в жестикуляции, характере движений. Даже походка человека может быть стремительна, радостна, печальна. Танец национален, он в обобщенной форме выражает характер народа. На основе изучения технических возможностей танца возникла наука хореография. Хореографический образ рождается из музыкально-ритмических выразительных движений, дополняемых пантомимой, иногда специальным костюмом и предметами бытового, трудового или военного предназначения (оружие, платки, посуда

и т.п.).

Кино – искусство зрительных подвижных образов, создаваемых на основе достижений современной химии и оптики, искусство, обретшее свой язык, широко охватывающее жизнь во всем ее многообразии и синтетически вбирающее в себя опыт других видов искусств. В кинообраз, как его составляющие входят: литература (сценарий, текст песен); живопись

(анимация, декорации в обычном фильме, а главное – колористический и композиционный опыт изобразительного искусства); театр( игра киноактеров). Кино непосредственно опирается на возможности техники (кино- и звукооператорство). Сама специфика кино подвижна и меняется с открытием и развитием новых технических и художественных средств.

Цирк – в прямом смысле зрелищное искусство, объединяющее акробатику, эквилибристику, гимнастику, пантомиму, жонглирование, фокусы, клоунаду, музыкальную эксцентрику, конную езду, дрессировку животных. Артист цирка решает сверхзадачу, добивается сверхъестественных результатов – находит в вещи ее сверхмеру и творит по закону эксцентричности. Благодаря этому возникает номер – художественное произведение циркового искусства, обладающее ритмической и композиционной организацией, продуманным чередованием трюков, реприз, украшенное артистическим общением партнеров. Только обретя образную силу, трюк становится художественно выразительным. Следовательно, у арены и сцены есть общее – образность, артистизм.

Стиль – (в пер. с греч.) – палочка для письма. Стиль в искусстве как понятие употребляется обычно в трех значениях. Расположим их по критерию «от общего к частному»:

- характеристика особенностей художественного творчества целой эпохи. Например: стиль античного искусства, стиль средневекового искусства и т.п.;

- характеристика особенностей внутри отдельного художественного направления, национальной школы в рамках целой эпохи. Например: романский и готический стили средневекового искусства, стиль ампир в искусстве 19 в. и т.п.;

- характеристика индивидуальной манеры отдельного автора внутри художественного направления целой эпохи. Например: стиль Л.Н.Толстого, стиль Л.В.Бетховена, стиль С.Дали и т.п.

Жанр – (в пер. с франц. - род, порода) подразделение каждого вида искусства, объединяющее отдельные произведения по принципу использования в них определенных выразительных средств. Сложившись в период античного искусства, жанры оказались более устойчивыми к времени, чем стили. Кроме того, имеют место так называемые «кочующие жанры», которые перемещаются из одного вида искусства в другой. Например: существует средневековая баллада в литературе и музыкальная рок-баллада и т.п.

Выразительные средства – приемы, способы конструирования художественных образов, которые являются критериями для объединения произведений искусства различных видов в отдельные жанровые группы. Например, для жанра романа в литературе характерно обилие сюжетных линий, масштабность общего замысла, охватывающая значительные временные рамки описываемых событий; для жанра марша в музыке характерен двухдольный метр, ровное ритмическое движение, неторопливый темп; для жанра пейзажа в живописи характерно использование яркой цветовой палитры, светотени, широкого мазка и т.п.

Немаловажен вопрос о причинах возникновения искусства. Среди них можно подчеркнуть по меньшей мере три позиции:

1. марксистко-дарвинистская (основана на убеждении, что именно человеческий труд способствовал зарождению и развитию искусства);

2. психологическая (в ней искусство рассматривается как средство эмоциональной разрядки и способ вытеснения эмоции страха);

3. социологическая (объясняет причину появления искусства наличием свободного времени).

Все три позиции имеют право на существование и популярность. Несомненно одно: в искусстве первобытный человек видел реальную возможность управления при родными силами, тем самым реализовывал свой родовой инстинкт самосохранения.

Искусство, наряду с мифологией и религией является наиболее ранней формой культуры (30-3тыс. до н.э. первобытного общества). Первобытному искусству был свойственен характер синкретизма. Это означало, что слово, музыка, танец, скульптура, живопись объединялись рамками единого ритуала. Ритуал представлял собой некое массовое действо, объединяющее его участников одной идеей, целью. В качестве целей, как можно предположить по результатам археологических раскопок, выступали: удачная охота, рыбная ловля, земледелие, брак, излечение от болезни и т.п.

В античном рабовладельческом обществе (3 тыс. до н.э.- 4 в.н.э.) искусство было уделом аристократической элиты (правители, ученые, воины). Основные категории искусства были разработаны величайшими деятелями века Перикла: Платоном и Аристотелем. Вот некоторые из них:

Мимесис - (в пер. с греч.- подражание, воспроизведение) – основной принцип творческой деятельности в античности, целью которого является приобретение знаний и возбуждение чувства удовольствия от воспроизведения, созерцания и познавания предмета.

Катарсис– (в. пер.с греч. – очищение) – один из принципов воздействия искусства на человека в античности, способствующий укреплению телесного и душевного здоровья человека, зависящего от гармонического сочетания всех элементов.

Канон – (в пер. с греч.- норма, правило) – система правил, норм в искусстве, являющаяся господствующей в какой-либо период или в каком-либо художественном направлении.

В процессе эволюции человеческого общества, усиливаются социальные составляющие искусства. Социология искусства как отдельная область гуманитарного знания начала развиваться с середины 19 столетия, и заслуга в этом принадлежит несомненно культовой фигуре всей западной философии – немецкому мыслителю Ф.Ницше. ( )Он является автором аполлонически- дионисийской концепции искусства. На последующей схеме видно, что по сути дела, из этой концепции вырастает теория массового и элитарного в культуре.

Аполлон - Дионис

классика - фольклор

авторство - анонимность

профессионализм - народность

уникальность - стереотипность

массовость - элитарность

Свой вклад в развитие данной теории в последующем внесли: М. Вебер (1864 – 1920), Т.Адорно(1903 – 1963), и А.Тойнби(1883 – 1975).

Характер и уровень развития искусства определяется в конечном счете социально-экономическим развитием общества. Известные различия в стиле творчества Рафаэля, Леонардо да Винчи и Тициана были обусловлены разделением труда, сложившемся в Риме, Флоренции и Венеции того времени. Вместе с тем, можно говорить об относительной самостоятельности развития искусства и даже о несоответствии определенных периодов ее расцвет, а с прогрессом общества в целом (например, греки в сравнении с современными народами, творчество У.Шекспира). В антагонистических обществах собственно художественная ориентация находится в сложном переплетении с социально-классовой и религиозной, что придает современному искусству весьма противоречивый характер. Для того, чтобы искусство было функциональным по отношению к обществу, оно должно обладать известной автономией для накопления и совершенствования собственного творческого потенциала. Для художественной культуры сегодня характерны либо абсолютизация автономии искусства, элитарность (Ортега-и-Гассет), либо ее широкое распространение в повседневной жизни, массовость ( О.Тоффлер «Столкновение с будущим»). В конечном счете, кажущееся обособление этих «двух искусств» на деле приводит к стиранию различий между ними и обозначает кризисную ситуацию в современном искусстве. По убеждению П.Сорокина, «… тщательное изучение ситуации показывает, что настоящий кризис представляет собой лишь разрушение чувственной формы западного общества и культуры, за которым последует новая интеграция, столь же достойная внимания, каковой была чувственная форма в дни своей славы и расцвета»

(Сорокин П.А. «Человек.Цивилизация.Общество». – М.:Политиздат,199. – с433).

В истории человечества искусство на протяжении многих веков служило не только художественным фоном эпохи, оно отражало ее дух, ментальность каждого народа. Однако роль искусства состоит не только в том, чтобы комментировать уже случившийся исторический факт, но и в том, что гораздо важнее, чтобы прогнозировать будущее, формировать мировоззрение, воспитывать нравы. Искусство в современном обществе должно выполнять роль своего рода катализатора, смягчая нравы, сглаживать конфликт между поколениями, нациями, конфессиями. Если искусство сохранится, то подлинные ценности его в необозримом будущем будут процветать – богатство воображения, изобретательность выдумки, сила и ясность выражения, соответствие пропорций, - все, что составляет внутреннюю и внешнюю основу мастерства, в конечном счете будет по-прежнему преобладать.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какие две трактовки термина «искусство» сложились в искусствознании?

2. Что представляет собой понятие «художественный образ»?

3. Какие существуют категории искусства?

4. В чем причина происхождения искусства?

Литература

1. Вийранд Т. Молодёжи об искусстве. – Таллинн, 1990. – 199 с.

2. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М., 1969, 1991, 1993. – Вып. 1–3.

3. Ильина Т. В. История искусств. Западно-европейское искусство. – М., 2000. – 366 с.

4. Лихачёва В. Д., Лихачёв Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. – Л., 1971. – 148 с.

5. Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура. – Минск, 2000. – 285 с.

6. Хёйзинга Й. Homo ludens. – М., 1992. – 458 с.

 

 

Глава 2 Первобытное искусство

 

Первобытное искусство - это искусство эпохи первобытнообщинного строя. Древнейшие его памятники, известные науке, найдены в Западной Европе (главным образом на территории Франции и Испании). Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа (около 33-го тысячелетия до н. э.). Первоначально не обособленное в специальный вид деятельности и связанное с трудовым процессом, охотничьей магией и др., первобытное искусство закрепляло коллективный жизненный опыт общины, отражая постепенное познание человеком действительности, сложение его первых представлений об окружающем мире. Изображение явилось незаменимым средством фиксации, моделирования и передачи из рода в род синкретическогонерасчленимого комплекса духовной культуры, заключавшего в себе многие будущие самостоятельные формы и виды человеческой деятельности. Возникновение искусства означало огромный шаг вперёд в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений. Тесно связанное с первобытными мифологическими воззрениями, оно основывалось на анимизме(наделении природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культе животного - прародителя рода). Характерной чертой палеолитического искусства, воплощавшего свои представления в живых, персонифицированных образах, является яркий, стихийный реализм. Поразительная жизненность многих палеолитических изображений обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека. Меткость и острота его жизненных наблюдений определялись повседневными трудовыми навыками охотников, жизнь и благосостояние которых зависели от знания животных и их повадок, от умения выследить их.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства появились в зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тысячелетие до н. э.). С этого времени на обширных пространствах от Сибири до Западной Европы широко распространились женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые Венеры, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные "Венеры" найдены в Леспюге (Франция), Савиньяно (Италия), Виллендорфе (Австрия), Дольни-Вестонице (Чехия), селе Костёнки близ Воронежа (РСФСР) и во многих других местах. Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных (статуэтки из камня, кости и глины: гравированные фигуры или головы на кости, камне, роге), воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др. К ориньякской же эпохе относятся первые настенные пещерные изображения (рельефные, гравированные и живописные), чаще всего воспроизводящие грубо обобщёнными линиями голову или переднюю часть туловища зверя.

Наскальные, в том числе пещерные, изображения эпохи палеолита переживают расцвет в солютрейскую и мадленскую эпоху(20-11-е тысячелетие до н. э.) - главным образом на юге Франции (росписи в пещерах Монтиньяк, Нио, Ласко, "Три брата" и др.) и северо-западе Испании (росписи пещеры Альтамира близ Сантандера и др.), но встречаются и в Италии (в окрестностях Рима, в районе Отранто и в Палермо), а также на Урале (так называемая Капова пещера на р. Белая в Башкирской АССР). Главными мотивами изображений, часто покрывающих обширные плоскости, являются полные жизни и движения отдельные фигуры крупных животных, являвшихся объектами охоты (зубры, мамонты, лошади, олени, хищные звери). Реже встречаются схематичные изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, условные знаки, частично расшифровывающиеся как воспроизведения жилищ или охотничьих ловушек. Техника пещерной живописи со временем совершенствуется. Точные, лёгкие контуры линии начинают играть подчинённую роль, на первый план выступают смело и точно положенные обобщенные цветовые пятна, нанесённые охристой, красной, коричневой, чёрной и жёлтой минеральными красками. Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объёма, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщённости палеолитическое искусство остаётся интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нём отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.В позднем палеолите получает развитие архитектура. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными в землю примерно на треть куполообразными постройками (округлыми или прямоугольными в плане), иногда с длинными тоннелеобразными входами. В качестве строительного материала иногда использовались кости крупных животных. Многочисленные палеолитические стоянки обнаружены во многих районах Европы и Азии, в том числе на территории бывшего СССР (на Украине и в Белоруссии, на Кавказе и Дону, в Сибири и др.).

Культура мезолита (переходного периода от палеолита к неолиту; примерно с 10-8-го тысячелетия до н. э.) отражает существенные экологические изменения (окончание ледникового периода), повлиявшие на многие стороны жизни первобытного человека: распространение стоянок под открытым небом, интенсивное развитие рыболовства и охоты, создание новых орудий, изобретение лука, начало одомашнивания животных, переход к более активной производительной деятельности. Мезолитические наскальные изображения (открытые главным образом в Восточной Испании) резко отличаются от палеолитических. Важное место в них занимают изображение человека в действии, многофигурные композиции: сцены сражений, охоты и т. п. Выделяется несколько стилистических групп изображений. Первая, к которой, в частности, относятся рисунки из Аддоры (Сицилия), отличается относительным реализмом. Пропорциональные и в меру детализированные фигуры людей и животных изображаются во взаимодействии. Группы фигур образуют ясно читающиеся сцены. Затем изображения стилизуются, становятся всё более условными, причём фигуры животных - в меньшей степени, чем человеческие. В дальнейшем тенденция к обобщению усиливается. Мезолитичес



2016-09-16 255 Обсуждений (0)
Список рекомендуемых учебников и учебных пособий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Список рекомендуемых учебников и учебных пособий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)