Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»



2016-09-16 482 Обсуждений (0)
специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы

Для подготовки к экзамену по дисциплине «История» для студентов 2-го курса

специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

  1. Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе. Назовите существующие точки зрения по данному вопросу. К какой из них склоняетесь Вы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на факторы, которые сближают и разделяют Россию с Западной Европой.
  2. Принципы научного познания исторического процесса. Раскройте содержание основных из них. Проиллюстрируйте на конкретном историческом примере применение принципа историзма.
  3. Методы научного познания исторического процесса. Раскройте содержание основных из них. Проиллюстрируйте на конкретном историческом примере применение проблемно-хронологического метода.
  4. Ключевые регионы на политической карте мира и характерные признаки их развития на рубеже ХХ-ХХI вв. Можно ли выделить из них главный (основной, ведущий) регион. Если да, назовите его и обоснуйте свой выбор. Если нет, приведите аргументы в защиту своей точки зрения.
  5. Особенности экономического развития ведущих регионов и государств на рубеже ХХ-ХХI вв. Назовите основные процессы, которые характеризуют изменения в экономике этих регионов и государств. На основании чего, на Ваш взгляд, происходит сегодня размывание экономических границ между отдельными государствами. Обоснуйте свой ответ при помощи конкретных примеров.
  6. Процессы, характеризующие изменения в современном международном экономическом пространстве. Назовите и охарактеризуйте их. Приведите примеры интеграционных процессов в мире. Объясните причину их роста.
  7. Европейский Союз – цель и история создания, состав, основные направления его деятельности, вызовы времени, перспективы развития на современном этапе.
  8. АТЭС – время и цель создания, состав, основные направления деятельности. Место и роль России в АТЭС.
  9. Особенности экономического и политического развития Африканского континента на рубеже ХХ-ХХI вв. Чем объясняется экономическая отсталость большинства африканских стран? Каковы перспективы развития этого региона?
  10. Особенности экономического и политического развития стран Азии на рубеже ХХ-ХХI вв. Назовите интеграционные объединения, существующие в регионе. Охарактеризуйте роль Китая и Японии в экономическом развитии региона, их место в мировом экономическом пространстве.
  11. Особенности социального развития ведущих регионов и государств мира на рубеже ХХ-ХХI вв. Покажите перемены, которые произошли с человеческим фактором, а также в социальной структуре западного общества, укажите тенденцию, которая доминирует в социальной структуре ведущих стран Западной Европы и США.
  12. Особенности современного миграционного процесса рабочей силы, характеризующие мировое сообщество на рубеже ХХ-ХХI вв. Укажите, чем были вызваны демографические сдвиги и миграционные процессы, какой характер носит сегодняшняя миграция, какие потоки можно выделить из нынешнего миграционного процесса и каковы их последствия для развития западной цивилизации мы наблюдаем?
  13. Особенности политического развития ключевых стран на рубеже ХХ-ХХI вв. Назовите спектр политических сил, который сложился в последние десятилетия в западном обществе. Почему, на Ваш взгляд, в ряде стран на место левых пришли неоконсервативные силы? Обоснуйте свое видение проблемы, опираясь на конкретные исторические примеры.
  14. ООН. Назовите время и цель создания, задачи, решаемые данной организацией, основные структуры, направления деятельности на современном этапе, тенденции в развитии данной организации на современном этапе.
  15. НАТО – время создания, назначение, состав в разные исторические периоды, направления деятельности, трансформация организации и особенности функционирования на рубеже ХХ – ХХI вв. Дайте характеристику отношениям НАТО и России на современном этапе.
  16. Советское государство в середине 1970-х - середине 1980-х гг. Что на Ваш взгляд препятствовало динамичному развитию страны в это время? В ряде учебников встречаем высказывания о том, что «в самой системе были заложены мощные силы самораспада». Как Вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с таким мнением? Аргументируйте свой ответ, опираясь на факты из истории СССР.
  17. Кризисные явления в экономике СССР во второй половине 70-х – первой половине 80-х гг. ХХ века. На Ваш взгляд, в чем они стали проявляться? Чем характеризовалось социально-экономическое развитие государства? Почему нарастание негативных тенденций в социально-экономическом развитии страны не удалось остановить? Аргументируйте свой ответ.
  18. Основные направления, этапы и итоги внешней политики СССР в период с середины 1970-х до середины 1980-х гг. Почему, на Ваш взгляд, на рубеже 70-80-х годов произошло обострение отношений между двумя системами, между СССР и США? В чем это проявилось? Как развивались отношения со странами мировой системы социализма и «социалистической ориентации» в это время?
  19. Причины реформ М.С. Горбачева. Докажите назревшую необходимость перестройки социально-экономической и политической жизни страны. Охарактеризуйте меры «косметического ремонта здания социализма», предпринятые советским руководством в 1985-1987 гг.
  20. Основные направления внешней политики СССР во второй половине 80-х гг. ХХ века. Назовите причины возникновения политики «нового мышления», основные события, связанные с ее проявлением. Выскажите свое мнение по поводу дискуссии в исторической литературе вокруг вопроса об окончании «холодной войны».
  21. Концепция «нового политического мышления». Что понимается в период перестройки под «новым политическим мышлением». Как новый политический курс советского руководства повлиял на систему международных отношений? Какие внешнеполитические задачи вытекали из данной концепции? Какие принципы легли в основу концепции «нового политического» мышления? Как «новое политическое мышление» отразилось на внешней политике СССР?
  22. Преобразования в области экономики в период «перестройки» и их последствия для развития СССР. Назовите этапы, основные преобразования, характеризующие перемены в экономической области в 1987-1991 гг. Укажите программы и их авторов, которые предусматривали переход советской экономики к рынку. Что, на Ваш взгляд, явилось препятствием на пути их реализации?
  23. Законы СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О государственном предприятии (объединении)», «О кооперации»: какова их роль, на Ваш взгляд, в создании предпосылок перехода советской экономики к рынку. Аргументируйте свой ответ, опираясь на знания содержания данных законов.
  24. Реформа советской политической системы (1985 – 1991 гг.). Назовите основные политические силы, сложившие в это время, их взгляды на перестройку. Какие цели «архитекторы перестройки» ставили перед собой в реформировании политической системы СССР? Совпали ли эти цели с результатами политической реформы? Аргументируйте свой ответ.
  25. Политический процесс 1990 – 1991 гг.: борьба союзных республик за суверенитет. Чем, на Ваш взгляд, объяснялась эскалация национализма и сепаратизма в союзных и автономных республиках в конце 80-х – начале 90-хт гг. ХХ в.? Приведите примеры их проявления. Почему руководство СССР не смогло найти эффективного ответа на вызовы сепаратизма? Аргументируйте свой ответ.
  26. Причины «парада суверенитетов» в СССР, который наблюдался в 1990 году. В чем он проявлялся? Объясните, почему одни политики, политологи, историки процесс отделения национальных республик называют сепаратизмом, а другие — «парадом суверенитетов». Какую роль сыграло оформившееся национальное самосознание у народов, входивших в состав СССР, в создании ими собственных независимых государств?
  27. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. ХХ века. Как, на Ваш взгляд, дезинтеграционные процессы в СССР отразились на развитии событий в странах Восточной Европы? В чем схожесть и различие перемен, которые произошли во второй половине 80- начале 90-х гг. ХХ века в СССР и странах Восточной Европы?
  28. Распад СССР: причины, последствия. Почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров, дошел до распада государства? Какая из известных точек зрения по вопросу о причинах распада СССР, представляется Вам, более предпочтительной и почему? Аргументируйте свой ответ.
  29. Экономические преобразования в России в первой половине 90-х гг. и их социальные последствия. «Шоковая терапия». С какой целью предпринималась либерализация цен? В чем вы видите своеобразие российского пути перехода к рынку?
  30. Указы Президента РФ от 3.12.1991 г. №297 «О мерах по либерализации цен» и от 29.01. 1992 г. №914 «О свободе торговли». Опираясь на содержание перечисленных документов, укажите цели, которые преследовало российское правительство, принимая эти указы, методы, которые оно выбрало для решения экономических и социальных проблем. Докажите, что экономическая реформа методом «шоковой терапии» была действительно радикальной.
  31. В чем проявлялась спонтанность действий правительства в решении острых социально-экономических проблем в стране в начале 90-х гг. ХХ в.? Каким образом в государственной политике на протяжении 90-х гг. проявлялись признаки «дикого» капитализма. Объясните, как повлияли на экономическое положение России интеграция, вхождение РФ в мировое сообщество. Аргументируйте свой ответ, опираясь на конкретные исторические примеры.
  32. Кризис 1992-1993 гг. в России и его последствия для развития политической системы. Поясните, в чем главная суть существовавшего противостояния в верхах власти, какие противоречия явились причиной политического кризиса октября 1993 года? Какие нравственные уроки из политических событий осени 1993 г. можно извлечь?
  33. Указы Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21.09. 1993 г., «О поддержке мер Правительства Москвы и Московского областного Совета Народных депутатов по реформе органов государственной власти и местного самоуправления в г. Москве и Московской области» от 24.10 1993 г.; «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от 26.10. 1993 г. Опираясь на содержание перечисленных документов, укажите цели, которые преследовал Президент РФ, методы, которые он выбрал для решения политических проблем.
  34. Принятие Конституции РФ 1993 г. Какой Основной закон существовал в Российской Федерации до принятия новой Конституции? Почему нельзя было дальше откладывать ее принятие? Приведите аргументы. Какие надежды связывали с новой Конституцией? Какие принципы государственного устройства России были закреплены в Конституции 1993 г.
  35. Социальные перемены (1991 – 2012 гг.). Эволюция социальной структуры постсоветского общества. Приведите примеры социального расслоения российского общества. Назовите причины, последствия этого расслоения. Охарактеризуйте основные социальные группы российского общества, которые образовались в результате социально-экономических преобразований.
  36. Общественно-политические преобразования в начале 90-х годов ХХ в. В жизни страны в этот период обозначились, по крайней мере, три силы: консерваторы, центристы, радикалы. Какие деятели были лидерами названных трех течений. Каковы их идейно-политические платформы. Почему, на Ваш взгляд, в это время стала возможной победа радикальных демократов (сформулируйте не менее трех положений).
  37. Парламентаризм и многопартийность в России в 90-е годы ХХ века. Охарактеризуйте развитие российского парламентаризма в это время. Определите этапы и назовите особенности развития процесса многопартийности в России. Почему становление нового Российского государства было столь трудным? Аргументируйте свой ответ, опираясь на конкретные исторические факты.
  38. Приватизация в России. Назовите ее основные этапы, содержание принимаемых шагов в рамках каждого из них. Охарактеризуйте особенности российской приватизации, укажите ее значение для развития рыночных отношений в российской экономике. На Ваш взгляд, возможно ли было, избежать резкой социальной дифференциации в процессе приватизации в условиях перехода от государственного способа хозяйствования к рыночному? Аргументируйте свой ответ.
  39. Достижения и причины просчетов экономической политики 1990-х гг. в РФ. Перечислите реальные успехи, которые имели место в экономической области. Укажите, в чем состояла противоречивость экономической политики в это время? Что, на Ваш взгляд, послужило причиной такого (противоречивого) состояния российской экономики, которое сложилось на протяжении 90-х гг.
  40. Духовное развитие российского общества на протяжении 90-х гг. ХХ в. Оцените изменения в духовной жизни российского народа, назовите основные процессы, характеризующие его духовную жизнь на протяжении 90-х гг., ценности, которые в это время стали доминирующими среди россиян.
  41. Особенности политического развития РФ в 2000-2012 гг. Охарактеризуйте состояние политической системы в начале 2000-х гг. Укажите первоочередные задачи, которые предстояло решить новому руководству страны в области укрепления государства. Выделите основные этапы в их решении. Опираясь на конкретные факты, которые предпринимались для реформирования политической системы, раскройте содержание выражения «укрепление позиций государства в обществе».
  42. Административная реформа (2000 – 2012 гг.). Укажите шаги, которые были направлены в ходе ее проведения на «укрепление вертикали власти». Как на Ваш взгляд, стало ли крепче от принятых мер наше государство? Обоснуйте свое видение, опираясь на конкретные исторические факты. Расскажите, насколько продвинулась и в чем выразилась реформа судебной системы в последние годы.
  43. Формирование новой Федерации в России на протяжении 90-х гг. ХХ века. Назовите основные этапы, тенденции в федеративном устройстве в это время. Укажите правовые способы, предпринимаемые федеральными органами по предотвращению процесса суверенизации в РФ. В чем, на Ваш взгляд, заключалась противоречивость в развитии федеративных отношений в период с 1994 по 1999 гг.? Аргументируйте свой ответ.
  44. Развитие российского федерализма в 2000-2012 гг. Перечислите основные направления, которые были определены в новой программе по выстраиванию федеративных отношений в начале 2000-х гг., задачи, которые предстояло решать в ходе их реализации. Какие, на Ваш взгляд, шаги руководства страны способствовали выстраиванию новой системы федерализма. Что представляет собой российский федерализм сегодня и каковы его особенности?
  45. Локальные национальные и религиозные конфликты на постсоветском пространстве, в том числе и Российской Федерации, в 90-е годы ХХ в. Назовите критерии, по которым Вы классифицируете, перечисленные конфликты. Какие причины привели к их возникновению? Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков в Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ? Ответ аргументируйте.
  46. Особенности социально-экономического развития РФ 2000-2012 гг. Отметьте достижения, трудности в этой области, вызовы, с которыми столкнулась Российская Федерация. Отличается ли, на Ваш взгляд, экономическая система современной России от советской экономической системы? Аргументируйте свой ответ.
  47. Религия и церковь в духовной и культурной жизни россиян. Чем, на Ваш взгляд, определяется место религии в культурно-духовном пространстве? Какова роль Конституции Российской Федерации (1993 г.), Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) в обеспечении свободы совести в современной России? Какие изменения произошли в религиозной жизни россиян за последние 20 лет? В чем это нашло проявление?
  48. Всемирные и региональные межправительственные организации. Перечислите их, назовите функции, которые на них возложены, приведите примеры их деятельности по сохранению мира на рубеже ХХ-ХХI вв. Укажите место и роль в них Российской Федерации.
  49. Всемирные и региональные неправительственные организации. Назовите их, укажите их предназначение, покажите на конкретных примерах их роль в урегулировании и предотвращении межгосударственных конфликтов и сохранении мира на рубеже ХХ-ХХI вв.
  50. НАТО и другие военно-политические организации. Укажите время и цель, которая преследовалась при создании НАТО, назначение Северо-Атлантического блока, других военно-политических организаций, основные направления их деятельности на современном этапе. Какие тенденции в развитии НАТО наблюдались на протяжении последних 25 лет? Как, на Ваш взгляд, складываются сегодня отношения между НАТО и Россией? Аргументируйте свой ответ.
  51. ЕС и другие экономические и финансовые структуры. Укажите их назначение и основные направления деятельности. Раскройте сложившиеся тенденции экономического сотрудничества России со странами СНГ. Приведите конкретные примеры интеграции РФ со странами Европы, Азии. Назовите проблемы, с которыми сталкивается Россия на сегодняшний день в области экономической интеграции.
  52. Россия в системе международных отношений на рубеже ХХ-ХХI вв. Какие факторы, оказали влияние на геополитическое положение России? Какие задачи в связи с этим стоят перед РФ в области внешней политики? Назовите этапы российской внешней политики в период с 1991 по 2012 гг. Можно ли выделить приоритетные направления во внешней политике за последние 20 лет? Какие достижения и просчеты России в области внешней политики Вы могли бы отметить?
  53. Место Российской Федерации в современном мировом сообществе. Назовите геополитический характер вызовов, с которыми столкнулась Россия на рубеже ХХ-ХХI вв. Какое место, на Ваш взгляд, занимает современная Россия в цивилизационном пространстве? Чем определяется место и роль России в современном мире? По какому пути должна идти Россия сегодня? Каковы ценностные ориентиры развития современной России?
  54. Роль отечественной современной науки в укреплении национальных и государственных традиций. Укажите трудности, с которыми столкнулась отечественная наука на современном этапе развития, основные процессы, характеризующие ее развитие, достижения научной мысли, приумножающие славу российской науки.
  55. Культурные и духовно-нравственные ориентиры современной России. Какова, на Ваш взгляд, роль культуры в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций? Аргументируйте свой ответ.

 



2016-09-16 482 Обсуждений (0)
специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)