Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Осуществлении уголовного преследования



2016-09-16 349 Обсуждений (0)
Осуществлении уголовного преследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Преследования на стадии досудебного производства.

Надзор прокурора за следствием и дознанием при

осуществлении уголовного преследования.

 

 

Эта деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования чрезвычайно важна, поскольку она является залогом будущего успешного рассмотрения уголовного дела в суде, привлечения к уголовной ответственности виновных лиц и достижению конечной цели уголовного преследования - назначения виновным в совершении преступления справедливого и законного наказания. В этом отношении прокуратура является лишь частью единой системы, в которую входят правоохранительные органы и подразделения различных министерств и ведомств, действующих в пределах компетенции, установленной соответствующими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. На прокурора Федеральным законом "О прокуратуре РФ" и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации возложена обязанность уголовного преследования от имени государства виновных лиц. Особенность положения прокурора состоит в том, что это преследование осуществляется в течение всего времени существования конкретных уголовно-правовых отношений начиная с момента их возникновения вследствие преступного деяния.

Задачи, стоящие перед прокурором, и способы осуществления предоставленных прокурору полномочий так разнообразны (от дачи поручений органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, до возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств), что практически являются предметом различных видов надзора. Соответственно этому и функция уголовного преследования оказывается разделенной между различными прокурорскими работниками.

Положение прокурора в уголовном судопроизводстве имеет еще и ту особенность, что выполнение задач по осуществлению уголовного преследования не освобождает его от обязанностей по надзору за исполнением законов и соблюдению прав и законных интересов граждан в процессе судопроизводства. Иногда оба направления деятельности осуществляются независимо друг от друга. В некоторых случаях уголовное преследование и восстановление нарушенных прав гражданина совпадают, например при отмене необоснованного постановления органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела. Бывают и такие ситуации, когда реагирование на нарушение закона означает тем самым отказ от уголовного преследования конкретного лица. Это говорит о надлежащем выполнении прокурором своих надзорных обязанностей и одновременно свидетельствует о недостатках в деятельности по установлению и привлечению к уголовной ответственности виновных лиц. Типичным примером может служить несовпадение позиций прокурора, направившего дело с обвинительным заключением в суд, и государственного обвинителя, отказавшегося от обвинения. Хотя при должной организации руководителем прокуратуры деятельности подчиненных ему сотрудников конфликта между функциями надзора и уголовного преследования быть не должно.

Как было сказано, возложенные на прокурора обязанности в рассматриваемой области требуют весьма разнообразной по своему содержанию деятельности, которую можно разделить на две группы.

 

1. Работа прокурора в досудебных стадиях судопроизводства:

надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела;

собственно надзор за следствием и дознанием;

действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

 

2. Участие прокурора в судебных стадиях судопроизводства, или, иными словами, уголовно-судебный надзор:

поддержание государственного обвинения в суде первой инстанции;

деятельность в стадии пересмотра судебных постановлений.

 

Такая структура позволяет познакомиться с деятельностью прокурора поэтапно; однако она вовсе не означает отсутствие связи между главами, поскольку некоторые вопросы, рассматриваемые в одной главе, имеют отношение и к другим, как, например, вопрос о допустимости доказательств.

 

Прокурор участвует в уголовном судопроизводстве на основании полномочий, предоставленных Федеральным законом Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" <*>. В задачи прокуратуры на данном направлении деятельности входит осуществление надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, надзор за соблюдением прав человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также осуществление уголовного преследования и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

--------------------------------

<*> Статья 129 Конституции Российской Федерации в отношении определения полномочий, организации и порядка деятельности прокуратуры Российской Федерации отсылает к Федеральному закону.

 

Уголовное судопроизводство включает в себя стадии досудебного и судебного производства по уголовному делу. Соответственно этому и работу прокурора можно условно разделить на две относительно самостоятельные части. Самостоятельными они являются в силу различного процессуального положения прокурора в каждой из стадий судопроизводства: если в досудебной стадии прокурор обладает определенными властно-распорядительными полномочиями, предоставленными ему уголовно-процессуальным законодательством, то в стадии судебного разбирательства полномочия прокурора определяются его положением стороны в процессе и во многом сходны с правами других участников судопроизводства.

Относительность же проявляется в том, что даже после того, как уголовное дело расследованием закончено и направлено в суд для рассмотрения по существу, прокурор продолжает уголовное преследование, только теперь его процессуальная деятельность осуществляется путем поддержания государственного обвинения и опротестования неправосудных судебных постановлений.

Если более внимательно рассмотреть процесс судопроизводства, то мы увидим несколько явно выраженных этапов:

возбуждение уголовного дела;

предварительное расследование;

производство в суде до начала судебного разбирательства: предварительное слушание и назначение судебного заседания;

производство в суде первой инстанции;

производство в суде апелляционной инстанции;

производство в суде кассационной инстанции;

производство в суде надзорной инстанции;

возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

 

Соответственно этим этапам или стадиям происходит и участие прокурора в судопроизводстве, причем задачи прокуратуры на каждом этапе имеют некоторые отличия, так же как и разнятся используемые средства и методы.

 

Досудебное производство - это уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу. Если говорить о деятельности прокуратуры в целом, то она помимо собственно надзора за следствием и дознанием включает и расследование уголовных дел, и надзор за соблюдением законов в стадии возбуждения уголовного дела, и направление оконченного дела в суд. Кроме того, в определенной степени - и надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Вместе с тем основное внимание данная глава уделяет именно надзору за следствием и дознанием как важнейшему этапу осуществления прокуратурой уголовного преследования.

 

Кроме того, надо сказать следующее: рассматривая вопросы следствия и дознания, мы, прежде всего, имеем в виду следствие и дознание, проводимые органами внутренних дел, поскольку ими рассматривается подавляющее большинство уголовных дел и ими же допускается наибольшее количество нарушений закона. Так что настоящая глава предназначена прежде всего для заместителей прокуроров "по полиции".

 

Деятельность правоохранительных органов, связанная с раскрытием преступлений или предупреждением готовящихся правонарушений, во многих случаях предполагает некоторые ограничения прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации. В частности, применяемые в уголовном производстве нормы права предусматривают различные меры процессуального принуждения; именно такие меры, существенно затрагивающие интересы лиц, в отношении которых они применяются, служат причиной многочисленных жалоб и заявлений граждан. Поэтому не представляется удивительным то, что большая часть дисциплинарных взысканий, налагаемых на работников прокуратуры, связана с таким видом прокурорского надзора, как надзор за следствием и дознанием.

 

Коротко говоря, ненадлежащим образом осуществляемый надзор за законностью дознания, предварительного следствия, а также оперативно-розыскной и иной деятельностью органов внутренних дел может иметь для работника прокуратуры различные нежелательные последствия. При этом иногда просто добросовестного выполнения своих служебных обязанностей может оказаться недостаточно. Для того чтобы работа была эффективной, прокурору необходимо по меньшей мере знать, какие нарушения чаще всего допускаются поднадзорными органами и каким образом эти нарушения могут быть выявлены.

 

Полномочия прокурора.

 

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

 

При этом прокурор вправе согласно ст. 37 УПК РФ :

 

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;

8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 05.06.2012 N 53-ФЗ)

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

(п. 12 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

 

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

(часть вторая.1 введена Федеральным законом от 02.12.2008 N 226-ФЗ)/

 

При осуществлении своих полномочий прокурор вправе истребовать от органов предварительного следствия и дознания уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о преступлениях, информацию о ходе расследования.

 

Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в пределах своей компетенции, являются обязательными. Вместе с тем следует помнить, что указания прокурора и принятые им решения могут быть обжалованы следователем и дознавателем вышестоящему прокурору, что, впрочем, не приостанавливает их исполнения.

 

Однако следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением возражений в случае несогласия с решениями и указаниями прокурора по следующим вопросам:

о привлечении лица в качестве обвиняемого;

о квалификации преступления;

об объеме обвинения;

об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого;

об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий;

о направлении уголовного дела в суд или его прекращении;

об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия.

 

В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

 

Обжалованы могут быть решения и указания прокурора по важнейшим вопросам, разрешаемым в ходе предварительного расследования.

 

Для того чтобы указания прокурора выполнялись максимально эффективно, они должны даваться исключительно в предусмотренной законом письменной форме. В самих указаниях должен устанавливаться срок исполнения, а при необходимости - и порядок уведомления об исполнении.

 

Прокурор должен держать на контроле исполнение даваемых им указаний. Во избежание утраты контроля при передаче надзора за расследуемыми делами от одного сотрудника другому в канцелярии прокуратуры должен быть налажен учет исходящих указаний и поступающей информации об их исполнении.

 

Принимая во внимание, что при большом количестве расследуемых дел прокурор не может обеспечить надлежащий надзор за каждым из них, необходимо обращать особое внимание по крайней мере на следующие дела:

находящиеся на контроле прокурора района (города) или вышестоящего прокурора; как правило, это дела, по которым продлевался срок предварительного следствия, тем более - срок содержания под стражей;

по которым прокурору или в суд поступили обоснованные жалобы подозреваемого, обвиняемого или его защитника, а также иных участников судопроизводства, либо иным путем было установлено нарушение закона при их расследовании;

возвращенные для производства дополнительного расследования;

по обвинению несовершеннолетних;

по которым имеются арестованные лица.

 

Особого внимания требуют также дела, расследуемые следователями или дознавателями, ранее допускавшими нарушения законодательства, и дела, сам повод возбуждения которых вызывает сомнения в силу нарушений норм права на ранних стадиях уголовного преследования и при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

 

Постановления прокурора могут быть обжалованы в суд в порядке ст. 125 УПК РФ.

 

Генеральный прокурор требует от руководителей прокуратур обеспечения участия прокурора при рассмотрении судом жалоб на постановления дознавателя, следователя, прокурора в порядке ст. 125 УПК РФ.

 

Согласно ст. 124 УПК РФ прокурор рассматривает жалобы участников уголовного судопроизводства и других лиц, чьи интересы затрагивают действия (бездействие) органа дознания, дознавателя, следователя или нижестоящего прокурора. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять дополнительные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем должен быть извещен заявитель. По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. О принятом решении должен быть немедленно уведомлен заявитель.

 



2016-09-16 349 Обсуждений (0)
Осуществлении уголовного преследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Осуществлении уголовного преследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)