Задержание подозреваемого
Положение лица, задержанного в качестве подозреваемого и помещенного в условия изоляции, претерпевающего в связи с этим ущемления свободы по своему правовому режиму, степени применяемых ограничений тождественно положению лица, в отношении которого содержание под стражей избрано в качестве меры пресечения. Поэтому задачей прокурора является проверка соблюдения всех требований закона, касающихся задержания граждан.
Часть 1 ст. 91 УПК РФ содержит перечень оснований, при наличии которых орган дознания, следователь вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления: 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При этом условием применения данной нормы должно быть подозрение лица в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
Вместе с тем ч. 2 указанной статьи предоставляет возможность задержать лицо и при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, в следующих случаях: 1) если это лицо пыталось скрыться; 2) это лицо не имеет постоянного места жительства; 3) не установлена его личность; 4) прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Одним из главных показателей эффективности работы прокуратуры является не только правильное, но и своевременное применение предусмотренных законом мер реагирования. Естественно, чем меньше срок, установленный законом для совершения тех или иных процессуальных действий, тем сложнее органам прокуратуры вовремя выявлять допущенные нарушения и принимать необходимые меры для их устранения.
Согласно требованиям УПК РФ о произведенном задержании орган дознания или следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания. Получив сообщение о задержании, прокурор должен принять одно из следующих решений:
освободить подозреваемого из-под стражи; дать указания следователю о возбуждении перед судом ходатайства об избрании подозреваемому в качестве меры пресечения заключение под стражу или утвердить постановление следователя, дознавателя о возбуждении такого ходатайства.
Подозреваемый подлежит освобождению из-под стражи в следующих случаях: 1) не подтвердилось подозрение в совершении этим лицом преступления; 2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу; 3) задержание было произведено без достаточных на то оснований.
Иногда органы внутренних дел вместо направления прокурору письменных уведомлений о задержании практикуют устные сообщения, в том числе сообщения по телефону. Такая ситуация не может быть признана допустимой. Она не соответствует требованиям закона, не обеспечивает в должной мере реализацию полномочий прокурора и свидетельствует о плохой организации руководителем прокуратуры взаимодействия с поднадзорными правоохранительными органами.
Заслуживает внимания сложившаяся в ряде районов практика, когда вопрос оперативного получения прокурором необходимой информации решается по согласованию с руководством органов внутренних дел следующим образом: утром вместе со сводкой происшествий предоставляются также сведения обо всех произведенных за сутки задержаниях, о которых ранее не направлялись письменные уведомления. Этот порядок способствует своевременной проверке законности задержаний и при необходимости - быстрому реагированию на допущенные нарушения.
В протоколе, составляемом после задержания и доставления лица, подозреваемого в совершении преступления, должно указываться не только время составления протокола, но и время фактического задержания.
Прокурор должен следить за тем, чтобы дознавателями и следователями соблюдались требования закона об уведомлении родственников подозреваемого о его задержании. Несмотря на то что нарушение данной нормы не влияет на дальнейшее производство по делу, оно может свидетельствовать о возможном применении незаконных методов расследования. Поэтому при выявлении таких фактов прокурор должен принять соответствующие меры реагирования.
Надзор за соблюдением порядка и условия содержания задержанных лиц в изоляторах временного содержания и других местах содержания подозреваемых является предметом прокурорского надзора. Однако надо иметь в виду, что если задержание и арест произведены законно и обоснованно, то нарушение условий содержания подозреваемого под стражей не может являться основанием для отмены или изменения меры пресечения.
Захват лица на месте преступления до возбуждения уголовного дела, осуществленный не сотрудниками правоохранительных органов, а какими-либо посторонними лицами, не подпадает под процессуальное понятие задержания, несмотря на то что связан с ограничением свободы.
Вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры лицу, задержанному в качестве подозреваемого, должен возмещаться государством в полном объеме независимо от вины соответствующих должностных лиц. Проверка заявления задержанного о применении незаконных методов следствия проводится незамедлительно. Получив заявление о применении к задержанному незаконных методов расследования, прокурор должен безотлагательно опросить задержанного и, в случае необходимости, направить его на медицинское освидетельствование.
Если прокурорской проверкой установлены факты применения к задержанному незаконных методов расследования, прокурор, выявивший нарушение, должен поставить в известность прокурора, надзирающего за расследованием данного дела. Материалы дела должны быть тщательно проверены на предмет обнаружения других нарушений при производстве расследования и допустимости собранных доказательств.
Часть 2 ст. 91 УПК РФ предусматривает задержание подозреваемого в том случае, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления.
В качестве оснований для задержания может быть использована и непроцессуальная информация, например оперативно-розыскные данные. Однако использовать ее стоит только в том случае, когда она содержит указания на то, что в дальнейшем сможет явиться источником процессуальных доказательств, т.е. может быть проверена. Если же источник неизвестен или по каким-либо соображениям не может быть раскрыт либо информация не может быть использована из-за того, что она получена с нарушением закона, прокурору стоит осторожно подходить к принятию решения.
Случается, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, используют задержание лиц, заподозренных в совершении конкретных преступлений или в осуществлении преступной деятельности, для того чтобы иметь возможность добиваться от них необходимых показаний, зачастую с нарушением порядка их получения.
Одним из способов контроля над соблюдением законности при задержании подозреваемых является проверка содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел.
Проверять изоляторы временного содержания следует ежедневно. Прокурор имеет право посещать изоляторы в любое время. Генеральный прокурор предписывает прокурорам проверять законность содержания лиц в изоляторах временного содержания в нерабочее время.
При этом по возможности необходимо контролировать соблюдение права задержанных обращаться с просьбой о личном приеме к прокурору и другим лицам, контролирующим деятельность мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых во время нахождения на территории данного учреждения. Меры по жалобам на незаконное задержание должны приниматься незамедлительно.
Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или в органы государственной власти, имеющие право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня должны быть направлены адресату в запечатанном конверте.
Предложения, заявления или жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные объединения, а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией места содержания под стражей и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента подачи.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |