Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Компетенция прокурора по осуществлению надзорных функций



2016-09-16 346 Обсуждений (0)
Компетенция прокурора по осуществлению надзорных функций 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Объектом надзора прокуратуры района (города) являются, прежде всего, органы внутренних дел, поскольку именно их оперативные подразделения осуществляют подавляющее большинство оперативно-розыскных мероприятий.

Соответственно задачам оперативно-розыскной деятельности определяются и направления прокурорского надзора. К сожалению, в законодательстве отсутствует четкая регламентация полномочий прокурора в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Властно-распорядительные полномочия прокурора распространяются не на всю деятельность поднадзорных органов, а лишь на те действия, когда они выступают в качестве участников уголовного процесса - проводят неотложные следственные действия, выполняют поручения следователя, органа дознания или прокурора.

Прокурор не осуществляет надзор за исполнением органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, нормативных актов министерств и ведомств. Это является задачей ведомственного контроля.

Поэтому прокурор не вправе отменить незаконное или необоснованное решение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или отстранить сотрудника этого органа от выполнения оперативно-розыскного мероприятия. В случае выявления нарушения закона прокурор использует общие средства реагирования - вносит представление об устранении нарушения закона, направляет предостережение о недопустимости закона или выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела.

Поскольку прокурор в силу имеющихся полномочий ставит перед органами, осуществляющими ОРД, определенные задачи, постольку он вправе проверять своевременность и полноту их проведения.

Эффективность организации, методов и тактики осуществления оперативно-розыскной деятельности поднадзорных органов не является предметом прокурорского надзора. Однако в том случае, если в установленный законом срок или в срок, явно вышедший за обычные для таких действий пределы, поставленные задачи не были выполнены, прокурор должен выяснить причины задержки исполнения. Для этого он может ознакомиться с необходимыми в конкретном случае материалами дел оперативного учета, в том числе и с планами работы.

Прокурор не вправе вмешиваться в принятие решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, об использовании тех или иных оперативно-технических средств. Однако он должен в необходимых случаях указать на недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей или причиняющих ущерб окружающей среде. В случае же применения таких средств прокурор должен принять соответствующие меры реагирования.

Прокурор не вправе лично проводить оперативно-розыскные мероприятия или участвовать в их подготовке.

В компетенцию прокурора также не входит проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных сообщений, снятие информации с технических каналов связи, негласное обследование жилища.

Поступающие в прокуратуру жалобы, проверка которых относится исключительно к компетенции суда, направляются прокурором в суд. Кстати, можно отметить следующее: в том случае, если в материалах дела не имеется постановления о привлечении лица, допрашиваемого в качестве свидетеля, к уголовной ответственности, контроль его телефонных и иных переговоров признается судебной практикой нарушением конституционных прав на неприкосновенность частной жизни.

В процессе осуществления надзора прокурор вправе использовать следующие властно-распорядительные полномочия:

1) знакомиться с подлинными документами оперативно-розыскной деятельности, свидетельствующими об обоснованности, порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий и решений, принимаемых по их результатам;

2) давать письменные указания об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, расширении их комплекса;

3) требовать прекращения оперативно-розыскных мероприятий;

4) привлекать должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, к работе следственной группы;

5) отменять необоснованные постановления следователя, касающиеся вопросов оперативно-розыскной деятельности;

6) опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в том числе и о передаче результатов органу дознания, следователю, прокурору или в суд;

7) требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших нарушение закона;

8) требовать предоставления оперативно-служебных документов, дел оперативного учета, материалов о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационной документации, ведомственных нормативных актов;

9) опротестовывать противоречащие закону нормативные акты, изданные руководителями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

10) вносить представления по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

11) требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, отстранения лиц, допустивших нарушения закона, от дальнейшего ведения оперативных разработок;

12) при обнаружении признаков преступления при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводить прокурорскую проверку;

13) направлять в суд жалобы, проверка которых относится к компетенции суда.

При этом закон устанавливает ограничение на получение прокурором сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе: такие сведения предоставляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц. Исключение составляют случаи, требующие привлечения этих лиц к уголовной ответственности.

 

 

Проведение проверок.

Основным способом выявления нарушений закона в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, являются прокурорские проверки.

Согласно приказам Генерального прокурора РФ, проверки могут проводиться как на основании информации о неисполнении этими органами требований закона, так и в плановом порядке.

Проверки соблюдения законности должны проводиться систематически, с учетом конкретных обстоятельств, но не реже одного раза в месяц. При этом результаты проверки обязательно должны быть документально оформлены.

При наличии сведений о нарушении закона проверка проводится безотлагательно.

Источниками сведений о нарушении закона и ущемлении прав и свобод граждан могут служить:

обращения граждан и должностных лиц, как правило, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций;

материалы уголовных дел;

материалы проверок других подразделений органов внутренних дел;

публикации в средствах массовой информации.

В зависимости от характера и распространенности допущенных нарушений прокурор или проводит проверку по конкретному факту, или проверяет работу оперативного подразделения в целом, по какому-либо направлению деятельности.

Нарушения закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, весьма разнообразны, так что едва ли поддаются классификации, но можно выделить несколько групп наиболее распространенных нарушений.

1. Нарушения, посягающие прежде всего на права, свободы и законные интересы граждан и юридических лиц:

незаконное заведение и прекращение дел оперативного учета с целью улучшения показателей статистической отчетности;

отсутствие достаточных оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий;

проведение оперативно-розыскных мероприятий без получения предварительного разрешения суда, а также нарушение порядка и сроков последующего уведомления;

необоснованное проведение оперативно-розыскных мероприятий в порядке, установленном ч. 5 ст. 165 УПК РФ;

нарушение прав и законных интересов лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность на конфиденциальной основе: рассекречивание без их согласия данных о их личности, роли в раскрытии преступлений, внедрение в преступные группы без их согласия, поставление в условия, при которых они вынуждены участвовать в совершении преступлений.

2. Нарушение порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий:

проведение оперативно-розыскных мероприятий параллельно с расследованием уголовного дела без поручения следователя;

несвоевременное выполнение поручений следователя;

ненадлежащее оформление документов по проведению оперативно-розыскных мероприятий и закреплению их результатов;

проведение оперативно-розыскных мероприятий не уполномоченными на то лицами;

несвоевременное или неполное информирование следователя о результатах оперативно-розыскной деятельности по делам, находящимся в его производстве;

сокрытие в делах оперативного учета заявлений и сообщений о совершенных преступлениях;

приобщение к делам оперативного учета подлинных протоколов допросов и других следственных действий;

приобщение к делам оперативного учета протоколов об административных правонарушениях, требующих разрешения в установленном законом порядке;

включение в планы оперативно-розыскных мероприятий действий, не предусмотренных законом, например административного задержания разрабатываемых лиц.

Эти нарушения, как правило, не затрагивают законные интересы третьих лиц; их негативные последствия выражаются в препятствовании проведению качественного расследования уголовных дел, использованию добытых с нарушением закона доказательств в суде.

В ходе проведения проверки прокурор должен обращать внимание на следующие вопросы:

наличие предусмотренных законом оснований для принятия решений о проведении и прекращении оперативно-розыскных мероприятий;

законность использования результатов оперативно-розыскной деятельности;

регистрация всех случаев, требующих проведения оперативно-розыскных мероприятий, заведения дел оперативного учета;

законность постановки на учет и снятия с учета лиц, в отношении которых проводятся или проводились оперативно-розыскные мероприятия;

наличие соответствующих полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

соответствие проводимых оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности и соблюдение закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе порядка и сроков их проведения;

законность использования результатов оперативно-розыскных мероприятий.

Закон прямо возлагает на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, осуществление розыска лиц определенных категорий, поэтому прокурор проводит проверки также в связи с отсутствием положительных результатов при розыске лиц следующих категорий:

обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам;

совершивших преступления;

скрывающихся от следствия, дознания и суда;

совершивших побег из-под стражи или из мест лишения свободы;

уклонившихся от исправительных работ;

уклонившихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы;

иностранных граждан и лиц без гражданства, уклонившихся от регистрации в ОВР;

должников или ответчиков по делам о возмещении вреда, о взыскании алиментов, по делам о взыскании средств в пользу юридических и физических лиц;

пропавших без вести;

несовершеннолетних, ушедших из дома, школ-интернатов, детских домов, бежавших из приемников-распределителей и специальных образовательных учреждений;

психически больных;

утративших связь с близкими родственниками;

по состоянию здоровья или возрасту неспособных сообщить о себе сведения;

погибших (умерших) граждан по неопознанным трупам.

В качестве подготовки к проведению проверки необходимо изучить имеющиеся в прокуратуре сведения, полученные из статистической отчетности, собственных учетов, уголовных дел. Ответы на возникшие вопросы можно получить у следователей, а также сверяя данные из уголовных дел о времени совершения преступления и возбуждения дела, дачи следователем поручения, указаний прокурора, вынесения определения суда с представленными оперативными подразделениями сведениями о времени заведения дел оперативного учета.

Можно предложить способ проведения проверки в несколько этапов.

1. Проверка должна начинаться с ознакомления с учетными документами:

журналом учета заявлений и сообщений о преступлениях (КУП);

журналом учета жалоб и заявлений о нарушениях закона должностными лицами поднадзорного органа;

журналом учета и регистрации дел оперативного учета (ДОУ);

журналом учета сигналов, поступивших от негласных источников (АС).

2. Данные, полученные в результате изучения учетных документов, сопоставляются:

между собой - по датам, регистрационным номерам и другим показателям;

с имеющимися данными - по приостановленным делам, объявленным в розыск лицам и т.д.

3. После этого прокурор приступает к проверке дел оперативного учета.

Законность заведения дел оперативного учета выявляется путем проверки наличия материалов, устанавливающих основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий. К таким материалам относятся:

возбужденное уголовное дело;

полученная из негласных источников информация о готовящемся, совершаемом или уже совершенном преступлении и лицах, к нему причастных, если данная информация не может служить достаточным основанием для возбуждения уголовного дела в отношении этих лиц;

поступление сведений о действиях, представляющих угрозу безопасности страны - военной, экономической, экологической и т.д.;

наличие сведений о лицах, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия и суда, а также уклоняющихся от уголовного наказания, пропавших без вести;

наличие информации о неопознанных трупах.

Помимо законности заведения дел оперативного учета проверяется также своевременность их заведения, исполнение требований закона по материалам о готовящихся, совершаемых и совершенных преступлениях.

 

 



2016-09-16 346 Обсуждений (0)
Компетенция прокурора по осуществлению надзорных функций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Компетенция прокурора по осуществлению надзорных функций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (346)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)