Компетенция прокурора по осуществлению надзорных функций
Объектом надзора прокуратуры района (города) являются, прежде всего, органы внутренних дел, поскольку именно их оперативные подразделения осуществляют подавляющее большинство оперативно-розыскных мероприятий. Соответственно задачам оперативно-розыскной деятельности определяются и направления прокурорского надзора. К сожалению, в законодательстве отсутствует четкая регламентация полномочий прокурора в сфере оперативно-розыскной деятельности. Властно-распорядительные полномочия прокурора распространяются не на всю деятельность поднадзорных органов, а лишь на те действия, когда они выступают в качестве участников уголовного процесса - проводят неотложные следственные действия, выполняют поручения следователя, органа дознания или прокурора. Прокурор не осуществляет надзор за исполнением органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, нормативных актов министерств и ведомств. Это является задачей ведомственного контроля. Поэтому прокурор не вправе отменить незаконное или необоснованное решение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или отстранить сотрудника этого органа от выполнения оперативно-розыскного мероприятия. В случае выявления нарушения закона прокурор использует общие средства реагирования - вносит представление об устранении нарушения закона, направляет предостережение о недопустимости закона или выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела. Поскольку прокурор в силу имеющихся полномочий ставит перед органами, осуществляющими ОРД, определенные задачи, постольку он вправе проверять своевременность и полноту их проведения. Эффективность организации, методов и тактики осуществления оперативно-розыскной деятельности поднадзорных органов не является предметом прокурорского надзора. Однако в том случае, если в установленный законом срок или в срок, явно вышедший за обычные для таких действий пределы, поставленные задачи не были выполнены, прокурор должен выяснить причины задержки исполнения. Для этого он может ознакомиться с необходимыми в конкретном случае материалами дел оперативного учета, в том числе и с планами работы. Прокурор не вправе вмешиваться в принятие решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, об использовании тех или иных оперативно-технических средств. Однако он должен в необходимых случаях указать на недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей или причиняющих ущерб окружающей среде. В случае же применения таких средств прокурор должен принять соответствующие меры реагирования. Прокурор не вправе лично проводить оперативно-розыскные мероприятия или участвовать в их подготовке. В компетенцию прокурора также не входит проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных сообщений, снятие информации с технических каналов связи, негласное обследование жилища. Поступающие в прокуратуру жалобы, проверка которых относится исключительно к компетенции суда, направляются прокурором в суд. Кстати, можно отметить следующее: в том случае, если в материалах дела не имеется постановления о привлечении лица, допрашиваемого в качестве свидетеля, к уголовной ответственности, контроль его телефонных и иных переговоров признается судебной практикой нарушением конституционных прав на неприкосновенность частной жизни. В процессе осуществления надзора прокурор вправе использовать следующие властно-распорядительные полномочия: 1) знакомиться с подлинными документами оперативно-розыскной деятельности, свидетельствующими об обоснованности, порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий и решений, принимаемых по их результатам; 2) давать письменные указания об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, расширении их комплекса; 3) требовать прекращения оперативно-розыскных мероприятий; 4) привлекать должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, к работе следственной группы; 5) отменять необоснованные постановления следователя, касающиеся вопросов оперативно-розыскной деятельности; 6) опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в том числе и о передаче результатов органу дознания, следователю, прокурору или в суд; 7) требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших нарушение закона; 8) требовать предоставления оперативно-служебных документов, дел оперативного учета, материалов о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационной документации, ведомственных нормативных актов; 9) опротестовывать противоречащие закону нормативные акты, изданные руководителями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; 10) вносить представления по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; 11) требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, отстранения лиц, допустивших нарушения закона, от дальнейшего ведения оперативных разработок; 12) при обнаружении признаков преступления при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводить прокурорскую проверку; 13) направлять в суд жалобы, проверка которых относится к компетенции суда. При этом закон устанавливает ограничение на получение прокурором сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе: такие сведения предоставляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц. Исключение составляют случаи, требующие привлечения этих лиц к уголовной ответственности.
Проведение проверок. Основным способом выявления нарушений закона в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, являются прокурорские проверки. Согласно приказам Генерального прокурора РФ, проверки могут проводиться как на основании информации о неисполнении этими органами требований закона, так и в плановом порядке. Проверки соблюдения законности должны проводиться систематически, с учетом конкретных обстоятельств, но не реже одного раза в месяц. При этом результаты проверки обязательно должны быть документально оформлены. При наличии сведений о нарушении закона проверка проводится безотлагательно. Источниками сведений о нарушении закона и ущемлении прав и свобод граждан могут служить: обращения граждан и должностных лиц, как правило, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций; материалы уголовных дел; материалы проверок других подразделений органов внутренних дел; публикации в средствах массовой информации. В зависимости от характера и распространенности допущенных нарушений прокурор или проводит проверку по конкретному факту, или проверяет работу оперативного подразделения в целом, по какому-либо направлению деятельности. Нарушения закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, весьма разнообразны, так что едва ли поддаются классификации, но можно выделить несколько групп наиболее распространенных нарушений. 1. Нарушения, посягающие прежде всего на права, свободы и законные интересы граждан и юридических лиц: незаконное заведение и прекращение дел оперативного учета с целью улучшения показателей статистической отчетности; отсутствие достаточных оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий; проведение оперативно-розыскных мероприятий без получения предварительного разрешения суда, а также нарушение порядка и сроков последующего уведомления; необоснованное проведение оперативно-розыскных мероприятий в порядке, установленном ч. 5 ст. 165 УПК РФ; нарушение прав и законных интересов лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность на конфиденциальной основе: рассекречивание без их согласия данных о их личности, роли в раскрытии преступлений, внедрение в преступные группы без их согласия, поставление в условия, при которых они вынуждены участвовать в совершении преступлений. 2. Нарушение порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий: проведение оперативно-розыскных мероприятий параллельно с расследованием уголовного дела без поручения следователя; несвоевременное выполнение поручений следователя; ненадлежащее оформление документов по проведению оперативно-розыскных мероприятий и закреплению их результатов; проведение оперативно-розыскных мероприятий не уполномоченными на то лицами; несвоевременное или неполное информирование следователя о результатах оперативно-розыскной деятельности по делам, находящимся в его производстве; сокрытие в делах оперативного учета заявлений и сообщений о совершенных преступлениях; приобщение к делам оперативного учета подлинных протоколов допросов и других следственных действий; приобщение к делам оперативного учета протоколов об административных правонарушениях, требующих разрешения в установленном законом порядке; включение в планы оперативно-розыскных мероприятий действий, не предусмотренных законом, например административного задержания разрабатываемых лиц. Эти нарушения, как правило, не затрагивают законные интересы третьих лиц; их негативные последствия выражаются в препятствовании проведению качественного расследования уголовных дел, использованию добытых с нарушением закона доказательств в суде. В ходе проведения проверки прокурор должен обращать внимание на следующие вопросы: наличие предусмотренных законом оснований для принятия решений о проведении и прекращении оперативно-розыскных мероприятий; законность использования результатов оперативно-розыскной деятельности; регистрация всех случаев, требующих проведения оперативно-розыскных мероприятий, заведения дел оперативного учета; законность постановки на учет и снятия с учета лиц, в отношении которых проводятся или проводились оперативно-розыскные мероприятия; наличие соответствующих полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; соответствие проводимых оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности и соблюдение закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе порядка и сроков их проведения; законность использования результатов оперативно-розыскных мероприятий. Закон прямо возлагает на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, осуществление розыска лиц определенных категорий, поэтому прокурор проводит проверки также в связи с отсутствием положительных результатов при розыске лиц следующих категорий: обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам; совершивших преступления; скрывающихся от следствия, дознания и суда; совершивших побег из-под стражи или из мест лишения свободы; уклонившихся от исправительных работ; уклонившихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы; иностранных граждан и лиц без гражданства, уклонившихся от регистрации в ОВР; должников или ответчиков по делам о возмещении вреда, о взыскании алиментов, по делам о взыскании средств в пользу юридических и физических лиц; пропавших без вести; несовершеннолетних, ушедших из дома, школ-интернатов, детских домов, бежавших из приемников-распределителей и специальных образовательных учреждений; психически больных; утративших связь с близкими родственниками; по состоянию здоровья или возрасту неспособных сообщить о себе сведения; погибших (умерших) граждан по неопознанным трупам. В качестве подготовки к проведению проверки необходимо изучить имеющиеся в прокуратуре сведения, полученные из статистической отчетности, собственных учетов, уголовных дел. Ответы на возникшие вопросы можно получить у следователей, а также сверяя данные из уголовных дел о времени совершения преступления и возбуждения дела, дачи следователем поручения, указаний прокурора, вынесения определения суда с представленными оперативными подразделениями сведениями о времени заведения дел оперативного учета. Можно предложить способ проведения проверки в несколько этапов. 1. Проверка должна начинаться с ознакомления с учетными документами: журналом учета заявлений и сообщений о преступлениях (КУП); журналом учета жалоб и заявлений о нарушениях закона должностными лицами поднадзорного органа; журналом учета и регистрации дел оперативного учета (ДОУ); журналом учета сигналов, поступивших от негласных источников (АС). 2. Данные, полученные в результате изучения учетных документов, сопоставляются: между собой - по датам, регистрационным номерам и другим показателям; с имеющимися данными - по приостановленным делам, объявленным в розыск лицам и т.д. 3. После этого прокурор приступает к проверке дел оперативного учета. Законность заведения дел оперативного учета выявляется путем проверки наличия материалов, устанавливающих основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий. К таким материалам относятся: возбужденное уголовное дело; полученная из негласных источников информация о готовящемся, совершаемом или уже совершенном преступлении и лицах, к нему причастных, если данная информация не может служить достаточным основанием для возбуждения уголовного дела в отношении этих лиц; поступление сведений о действиях, представляющих угрозу безопасности страны - военной, экономической, экологической и т.д.; наличие сведений о лицах, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия и суда, а также уклоняющихся от уголовного наказания, пропавших без вести; наличие информации о неопознанных трупах. Помимо законности заведения дел оперативного учета проверяется также своевременность их заведения, исполнение требований закона по материалам о готовящихся, совершаемых и совершенных преступлениях.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (346)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |