Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИСТОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ



2016-09-16 577 Обсуждений (0)
ИСТОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Наука, миф и технология.

История науки – необходимость оправдания. Наука как культура и наука как процесс. Наука и технология – принципиальные различия. Универсальность технологии и уникальность науки. Мифы вокруг и внутри нас. Основные черты мифологического мышления (детерминизм, конкретность, цикличность времени, изоморфизм). Мифы в экологии и вокруг нее. Два облика современной экологии: популяционный и ее древние корни.

Предыстория экологии и ее древние корни.

Определение экологии Эрнстом Геккелем. Экология как «физиология» взаимоотношений в геккелевской системе биологических наук. Прямое влияние Гете (морфология) и Дарвина (естественный отбор).

Корни экологии: биогеография, физиология, демография, «полевая» зоология и ботаника. Естественная история – еще не наука, но уже не миф. Основные постулаты. Порядок, данный свыше. Линней и Бюффон. «Называние видимого» и динамизм природы. «Гидрогеология Ламарка».

Александр фон Гумбольдт – первый эколог s. str. Описание и объяснение. От «Физической географии» Канта к «Биосфере» Вернадского. Влияние Гумбольдта на Ч. Дарвина и других натуралистов. От путешествий к ботаническим садам. Альфонс Декандоль. Внедрение физиологического подхода для объяснения распространения растений (правило «суммы температур» и др.). Трансформация естественной истории в XIX веке. Развитие и совершенствование систематики. Смена идеи «географического распространения» эволюционного развития»

Становление классической экологии.

Организм и сообщество как объекты новой науки. «Ойкологическая география растений» Е. Варминга и «Физиологические основы географии растений» Ф. Шимпера. Идея сукцессии сообществ – первая концепция экологии как науки. Г. Каульс и зарастающие дюны. Универсализм Ф. Клементса. Влияние «новой ботаники». Практическая направленность американской экологии конца XIX - начала XX века. Растительная формация как “сверхорганизм”. Детерминизм развития организма и сообщества. Концепция климакса. Европейские школы фитосоциологии. Таксономия сообществ. Эзотермизм чистой науки. Ж. Браун-Бланке и “сигматисты”. “Индивидуалистическая” концепция Г. Глизона и “правило непрерывности растительного покрова” Л.Г. Раменского. Неприятие континуализма в 1920 – 30 х гг. Ф. Клементс и В.Н. Сукачев. Сосуществование принципиально различающихся школ в фитоценологии.

 

В поисках универсальной парадигмы. “Золотой век” экологии (1920 – 1940).

Превращение экологии в “самодостаточную” науку. Журналы, общества, книги. Взаимодействие теоретического, полевого и экспериментального подходов. Зоология, демография и физическая химия: Раймонд Перль и Альфред Лотка.

 

Рекомендуемая литература:

1. Галл Я.М. Г.Ф. Гаузе: эколог и эволюционист. 1997. - Санкт-Петербург: Альманах. - 159 с.

2. Гиляров А.М. 1992. Мифологическое в экологии//Природа, № 2, с. 3 – 10.

3. Гиляров А.М. 1992. Кто автор термина «экология» и когда возникла «экология человека»?// Вестник Российской Академии Наук. № 10, с. 64 - 70.

4. Гиляров А.М. 1994. Вернадский, дарвинизм и Гея. Критические заметки на полях «Биосферы».//Журнал общей биологии. т. 55, № 2, С. 238 – 249.

5. Гиляров А.М. 1998. Экология, обретающая статус науки// Природа. № 2, с. 89 – 99.

6. Гиляров А.М. 1998. Экология в поисках универсальной парадигмы // Природа. № 3, с. 73 – 82.

7. Гиляров А.М. 1999. «Pouvoir de la vie” – Ж.Б. Ламарк в предыстории экологии // Природа. № 4, с. 21 – 28.

8. Левин А.Е. 1977. Миф. Технология. Наука.// Природа. № 3, с. 88 – 101.

9. Новиков Г.А. Очерк истории экологии животных. 1980.- Ленинград: Наука, 1980.

10. Работнов Т.А. История фитоценологии. 1995.- Москва: Аргус. 158 с.

 

Темы рефератов

1. Из истории экологического обоснования мелиорации земель, вод и водных объектов.

2. Исторические этапы мелиораций земель в России.

3. Исторические основы мелиораций вод и водных объектов.

4. Основы терминологии и общей классификации мелиораций.

5. Основные краткосрочные и перспективные задачи агромелиораторов: российский и зарубежный опыт.

6. Проблемы истины и практики в мелиорации; исторический аспект.

7. Особенности эколого-мелиоративного сознания в ориентирах историософии.

8. Научное познание в мелиоративной науке.: исторические и теоретико-методологические проблемы.

9. Историософские и теоретико-методологические аспекты отношения “Человек – природа” в контексте глобальных проблем современности.

10. Философия и мелиорация: история и методология проблемы.

11. Проблемы истории мелиораций в контексте экологии.

12. Экологическое обоснование мелиорации земель; исторический аспект.

13. Правовая основа мелиораций земель, вод и водных объектов: исторический аспект.

14. Древняя история мелиораций земель.

15. Новая история мелиораций земель.

16. История “отечественной” мелиорации земель.

17. Особенности мелиораций земель в государствах Древнего мира.

18. Новая история мелиораций земель в странах мирового сообщества.

19. История мелиораций земель в Российской империи.

20. История мелиораций земель в СССР.

21. История мелиораций земель в современной России.

22. Мелиорация земель в Древнем Египте.

23. Мелиорация земель в государствах Двуречья.

24. Мелиорация земель в Индии и Китае.

25. Мелиорация земель в Средней Азии.

26. Мелиорация земель в античном Средиземноморье.

27. Мелиорация земель на американском континенте.

28. Мелиорация земель в Европе.

29. Мелиорация земель в азиатских странах.

30. Мелиорация земель в странах Северной Америки.

31. Мелиорация земель в странах Латинской Америки.

32. Мелиорация земель в странах Африки.

33. Возникновение экологии как науки.

34. История развития экологии в 20 веке.

35. Исторические аспекты глобальной экологии.

36. История формирования глобальных проблем экологии.

37. Историческая роль природной среды.

38. Развитие экологии и современная культура.

39. Из истории экологического обоснования мелиорации земель, вод и водных объектов.

40. Законы экологии в развитии животного мира.



2016-09-16 577 Обсуждений (0)
ИСТОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИСТОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (577)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)