Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (XIV-XVI вв.)



2016-09-16 606 Обсуждений (0)
СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (XIV-XVI вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок




ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

планы и методические указания к семинарским занятиям и СРС

 

 

Для студентов I курса

всех направлений и специальностей

 

 

Омск

Издательство ОмГТУ

 

Составители: В.В. Гермизеева, канд. ист. наук, доцент; А.Ф. Букин, канд. ист. наук, доцент; Т.В. Глазунова, ст. преп.; М.Т. Когут, канд. ист. наук, доцент; М.И. Машкарин, канд. ист. наук, доцент; Л.Д. Прохорова, канд. ист. наук, доцент; А.В. Рычков, канд. ист. наук, доцент; Н.И. Хроменкова, канд. ист. наук, доцент.

Методические указания содержат планы семинарских занятий, темы рефератов, проверочные тесты, предназначенные для самостоятельной работы студентов 1 курса всех направлений и специальностей.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета

Введение

Дисциплина «История России» («История», «Отечественная история» – в соответствии с Основной образовательной программой конкретного направления бакалавриата или специалитета) входит в обязательный минимум содержания федерального компонента по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» ФГОС ВПО. Ее основная цель состоит в том, чтобы показать место истории в обществе, дать представление об истории как науке, рассмотреть основные этапы и содержание истории России с древнейших времен и до наших дней, воспитать и развить чувства патриотизма и любви к своей Родине.

К темам семинаров даны подробные методические указания и вопросы проблемного характера, которые помогут подготовиться к занятиям, научат работать с источниками и литературой.

В процессе освоения дисциплины большое значение имеет самостоятельная работа студентов, которая связана с написанием рефератов, подготовкой к семинарским занятиям и проработкой лекций. Это дает возможность выработать и закрепить навыки самостоятельного изложения материала, способствует углубленному изучению отдельных исторических событий.

Тестирование является эффективной формой самопроверки знаний. Отвечая на вопросы, можно оценить степень готовности к семинарскому занятию, рубежному или семестровому контролю в форме зачета или экзамена.

Текст методического пособия составлен авторским коллективом: В.В. Гермизеева (семинары 4,8); Т.В. Глазунова (семинары 2,3); М.Т. Когут (семинары 5,7); М.И. Машкарин (семинары 6,9 – в соавторстве с М.Т. Когут); Л.Д. Прохорова (семинар 1); А.В. Рычков (семинар 10,11); Н.И. Хроменкова (семинар 12); А.Ф. Букин, В.В. Гермизеева (тестовые задания для самоконтроля)

 

Семинар 1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

План

1. «Повесть временных лет» о создании Древнерусского государства. Норманнская теория происхождения Древнерусского государства.

2. Российские историки (Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский) об основных предпосылках и становлении Древнерусского государства.

3. Древнерусское государство: территория, органы публичной власти, налоговая система. Крещение Руси.

4. Феодальные отношения в Древней Руси (по «Русской правде»).

Основная литература

История России в документах и материалах (IХ-ХIХ вв.): учеб. пособие / Сост. М.Т. Когут, Л.Д. Прохорова, И.Ф. Пузикова, Л.В. Рачек, Н.Е. Тимонина, Н.И. Хроменкова. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 1993 – Кн. 1. – С. 4-8, 16-24, 37-43, 48, 62-74.

Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. – М., 1992. –

С. 3-8, 12-27.

История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 5-6, 14-33.

Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / Авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2009. – С. 13-23, 45-55.

Прохорова Л.Д. История исторической науки: конспект лекций. / Л.Д. Прохорова – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – С. 47-49.

Прохорова Л.Д. История средних веков: учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – С. 7-10.

 

Дополнительная литература

Историографияистории России до 1917 г.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. М.Ю. Лачаевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Т. 1. – С. 130-159.

История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. – 5-е изд., испр. – М.: Издательство Юрайт, 2011. С. 32-60, 63-68.

Когут М.Т. История России (с древнейших времен до конца XVIII в.): конспект лекций / М. Т. Когут. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – С. 12-29.

Темы рефератов

1. Роль природно-географического фактора в истории Руси.

2. «Повесть временных лет» как исторический источник.

3. Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский – выдающиеся российские историки.

4. Норманнская теория происхождения Древнерусского государства.

5. Л.Н. Гумилев о взаимоотношениях Древней Руси и степных народов. (Русь и Степь).

6. Древняя Русь и Византия.

7. Политическое устройство Древнерусского государства.

8. Культура Древней Руси.

9. Крещение Руси.

10. Православная церковь и ее роль в жизни Древней Руси.

11. Экономическая жизнь Древней Руси.

12. «Русская правда» как исторический и юридический источник.

13. Община в системе социальных отношений на Руси.

14. Древнерусский город в системе социальных отношений.

 

Методические указания

Цель семинара – определить закономерности и специфику образования Древнерусского государства и формирования феодальных отношений на Руси.

Первый вопрос. Прочтите отрывок из древнейшего письменного источника по истории нашего государства – летописи «Повесть временных лет». При знакомстве с источником обратите внимание на даты событий. Учтите, что расхождение между современным календарем и календарем летописца составляет 5508 лет. Обратите внимание на описание автором жизни восточных славян и их ближайших соседей. Установите по тексту отношение летописца к факту призвания варягов в Новгород, его трактовку термина «русь».

Переходя ко второй части вопроса, целесообразно познакомиться с деятельностью немецких историков XVIII в. Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлецера, приглашенных для работы в Академию наук России. (См.: Прохорова Л. Д. История исторической науки: конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. С. 47-49.) Каков, по вашему мнению, смысл созданной ими норманнской теории возникновения Древнерусского государства? Сопоставьте их точку зрения с позицией М.В. Ломоносова.

Второй вопрос. Изучите отрывки из работ российских историков о происхождении Древнерусского государства. Определите отношение каждого из них к норманнской теории (цель призвания варягов, происхождение термина «русь», степень влияния варягов на ход русской истории).

Видел ли Н.М. Карамзин предпосылки образования Древнерусского государства? Какие два объединенных центра он выделял, и с каким событием связывал завершение образования государства?

Какие предпосылки образования государства выделял С.М.Соловьев? Обратите внимание на описание им роли географического фактора в истории России, как шла борьба государственного и родового начала после призвания варягов. Каковы были взаимоотношения внутри великокняжеского рода? Какое событие, по мнению С.М. Соловьева, знаменовало победу государственного начала над родовым?

Соглашался ли с норманнской теорией В. О. Ключевский? Какие предпосылки образования государства называет он? Охарактеризуйте основные стадии становления государства, выделяемые В. О. Ключевским: городовая область – варяжское княжество – Киевская Русь.

Третий вопрос следует рассмотреть на основе карты, «Повести временных лет», учебной литературы. Проследите, как складывались основные признаки государства: 1) территория, 2) органы публичной власти, 3) налоговая система, 4) законодательтво.

Какую роль в истории государства сыграло принятие христианства по греческому образцу?

Четвертый вопрос. Прежде всего, вспомните, что такое феодализм и как шло складывание системы феодальных отношений в Западной Европе и мире (краткая характеристика генезиса и развития феодального строя дана в учебнике, а также в работе: Прохорова Л. Д. История средних веков: учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. С. 7-10.).

Проанализируйте «Русскую Правду» как источник по истории социально – экономических отношений Древней Руси. Дайте характеристику хозяйственного строя восточных славян, используя ст. 9, 15, 42, 43, 45, 54, 57, 81 Пространной редакции.

Какие статьи данного документа говорят о формах собственности на землю? Дайте характеристику княжеского домениального владения (ст. 1, 19-28, 34, 38 Краткой редакции). Обратите внимание на ст. 46 Пространной редакции, в которой названы основные формы земельной собственности в Киевской Руси.

Изучите ст. 13, 19, 20 и 38 Краткой «Правды» и ст. 3–8 , 34, 40 Пространной. Как зарождалось общинное мировоззрение, складывался менталитет русского общинника?

Какие группы населения называют обе редакции «Русской Правды»? О чем свидетельствуют различные размеры штрафа за убийство в Краткой и Пространной редакциях?

Какое заключение о характере общественного строя Древней Руси можно сделать на основании «Русской Правды»? Дает ли содержание этого источника основание говорить об особом варианте русского феодализма и если да, то в чем его отличительные черты?

 

Контрольные вопросы

1. Когда и кем была составлена летопись «Повесть временных лет»? Каково историческое значение этого памятника древнерусской литературы?

2. Определите политический смысл норманнской теории.

3. Какие аргументы использует М.В. Ломоносов в своей критике норманнской теории?

4. Каковы взгляды Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского на природу древнерусского государства? Определите отношение каждого из них к норманнской теории.

5. Дайте характеристику сущности феодализма и назовите его основные черты.

6. На основании текста «Русской правды» охарактеризуйте основные категории населения Древней Руси.

7. Какие можно выделить особенности исторического процесса в период существования Древнерусского государства?

 

Семинар 2

СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (XIV-XVI вв.)

 

План

1. Предпосылки и особенности образования централизованного государства на Руси. Объединительные центры и альтернативы развития.

2. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы.

3. Завершение централизации страны. Реформы Ивана IV.

Основная литература

История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 69-85.

История России в документах и материалах (IX-XIX): учеб. пособие / Сост. М.Т. Когут, Л.Д. Прохорова, И.Ф. Пузикова, Л.В. Рачек, Н.Е. Тимонина, Н.И. Хроменкова – Омск: ОмГТУ, 1993. – Кн. 1. – С. 25-31, 43-49.

История России в контексте мировой цивилизации: учеб. пособие /Сост.: М. Т. Когут и др. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 1997. – С. 16-17, 19-20.

Хрестоматия по истории России : учеб. пособие / Авт-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – М.: Проспект, 2009. – С. 83-84, 99-108, 101-105, 110-131.

 

Дополнительная литература

Борисов Н.С. Иван III / Николай Борисов – 2-е изд., испр. – М. : Молодая гвардия, 2003. – С. 5-50.

Карамзин Н.М. История Государства Российского: в 12 т., в 3 кн. / Н.М. Карамзин – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005 – Кн. 1. Т. I-IV. – 2005. – С. 555-599.

Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории / В.О. Ключевский – М. : Рассвет - 1992. – С. 58-66, 79-96.

Когут М.Т. История России (с древнейших времен до конца XVIII в.): конспект лекций / М. Т. Когут – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2009. – С. 36-56.

Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года [Текст] : учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров ; под ред. Н.И. Павленко. – 5-е изд. – М. : Юрайт, 2011. – С.114-178, 181-187, 195-200.

Пчелов Е.В. Правители России от Юрия Долгорукого до наших дней: история династии / Е.В. Пчелов и др. – 3-е изд., испр. и доп. М. : Грантъ, 1999. – С. 22-41.

Царь Иван IV Грозный. Самодержавный и самовластный. Свидетельства прижизненные. Да ведают потомки… / Изд. подг. С.В. Перевезенцев. – М. : Русский мир, 2005. – 720 с.

 

Темы рефератов

1. Политический портрет московского князя (по выбору студента).

2. Церковь во второй половине XII–XV вв.

3. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

4. Церковь и государство во второй половине XV – начале XVI в.

5. Деятели Избранной Рады и их судьба: А. Адашев, А. Курбский, митрополит Макарий (по выбору студентов).

6. Русская культура в XV-XVI вв.

7. Внешняя политика Московского государства.

 

Методические указания

Цель семинара – рассмотреть особенности процесса объединения русских земель, раскрыть факторы, способствовавшие возвышению Москвы и проследить территориальные изменения в результате объединительного процесса и методы, которыми осуществлялся вышеназванный процесс.

Первый вопрос. В первую очередь свой ответ необходимо начать с раскрытия предпосылок к объединению русских земель. Особое внимание следует обратить на рассмотрение влияния внешнеполитического фактора на объединение земель на Руси.

Раскройте сущность политической системы Владимирского княжения на рубеже XIII–XIV вв. Важно понимать, как протекал объединительный процесс в Северо-восточной Руси, какую роль в нем играла борьба за обладание ярлыком на великое княжение Владимирское, и почему именно Москва и Тверь стали основными соперниками. Определите факторы, повлиявшие на возвышение Москвы, способствовавшие превращению ее в лидера объединительного процесса, усилению ее политического и экономического могущества. Необходимо объяснить принципы политики первых московских князей и причины возвышения Москвы, опираясь на сочинения В.О. Ключевского. Кроме того, процесс объединения русских земель следует рассматривать в неразрывной связи с борьбой русского народа против Золотой орды – особое внимание при этом нужно обратить на Куликовскую битву, ее военное и политическое значение. Какие возможные пути развития государства существовали в данный период?

Второй вопрос. Отвечая на данный вопрос важно помнить, что объединение самостоятельных русских княжеств в единое государство заняло почти два века.

Следует обратить внимание, что во внешней политике Московского государства в рассматриваемый период можно выделить три основных направления: 1) борьба с Ордой с целью свержения ига; 2) борьба за возвращение русских земель, вошедших в состав Великого княжества Литовского, и воссоединение с украинскими и белорусскими землями; 3) борьба с Ливонским орденом.

Наиболее важной из внешнеполитических задач для Руси было избавление от ига Орды. При этом необходимо вспомнить, что в первой половине XV в. золотоордынское государство распалось на ряд самостоятельных ханств. Эти ханства и орды враждовали между собой, чем и воспользовался Иван III. Необходимо знать, как развивались дальнейшие события, вошедшие в историю под названием «Стояния на реке Угре» и явившиеся символическим завершением монголо-татарского ига.

В период правления Ивана III на Руси происходит очень важное событие: вследствие объединения большинства русских земель вокруг Москвы образуется единое русское государство, получившее название Московского государства. В связи с этим необходимо проследить, как протекал процесс собирания земель при Иване III. Следует обратить внимание на то, как проходило присоединение к Москве Новгородской земли, закончившееся в 1478 г., и Тверской земли (1485 г.).

Как шел процесс присоединения северо-восточных и северо-западных русских земель при Василии III? Именно при нем к Москве были присоединены Псков и Рязанское княжество, а на карте Европы появилось новое мощное государство – Россия.

Обращаясь к характеристике формирования общероссийских органов управления и особой формы государственности, нужно отметить концентрацию власти, выразившуюся, в частности, в служебно-подданических отношениях (византийское наследство); создании общероссийской системы управления (Боярская дума, Казна, Войско, Судебник).

Покажите, чем было предопределено и как шло утверждение самодержавной тенденции, какие факторы повлияли на ее становление. Проиллюстрируйте отношения церкви и власти в этот период.

Третий вопрос. Эпоха Ивана IV Грозного была временем сложным и противоречивым. Тем не менее, в этот период началось осуществление крупных преобразований, проведенных в масштабах единого Российского государства.

Десятилетие реформ было связано с деятельностью Избранной рады. Вспомните, кто входил в ее состав, и откуда происходит такое название? Покажите, как реформы, проводимые Избранной радой, способствовали оформлению централизованного государства? Как складывалась самодержавная монархия? Каковы, на Ваш взгляд, причины падения правительства Избранной рады?

Период с 1565 г. по 1572 г. именуется опричниной Ивана Грозного. Что означает это понятие? Подумайте над сущностью опричнины. Сравните точки зрения историков XIX в., 1920-30-х годов и современных исследователей на роль, смысл и значение опричнины. Выскажите свое суждение. В заключение подведите итоги внутренней политики Ивана IV.

 

Контрольные вопросы

1. Какие существовали предпосылки для объединения русских земель?

2. Как проходила борьба русского народа против Золотой Орды?

3. Как протекал процесс собирания земель?

4. Охарактеризуйте сформировавшиеся общероссийские органы управления, систему управления.

5. Как происходило формирование государства Российского при Иване III и Василии III?

6. Раскройте, как реформы Избранной Рады способствовали оформлению централизованного государства?

7. Раскройте понятие «ополчение». Объясните его значение.

 

Семинар 3

 



2016-09-16 606 Обсуждений (0)
СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (XIV-XVI вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (XIV-XVI вв.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (606)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)