Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 09 Основы экономики, маркетинга, менеджмента в рамках реализации программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих для профессии среднего профессионального образования технического19.02.10 Технология продукции общественного питания (на базе основного общего образования)
Сыктывкар, 2016 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 19.02.10 Технология продукции общественного питания 19.00.00 Промышленная экология и биотехнеология
Организация-разработчик: ГПОУ СПО «Сыктывкарский торгово-технологический техникум»
Разработчики: Карауш.Н.С, преподаватель общепрофессиональных дисциплин, высшая категория
СОДЕРЖАНИЕ
| СТР.
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания 19.00.00 Промышленная экология биотехнеология
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по программе повышения квалификации при наличии начального профессионального образования по профессии повар, кондитер. Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения экономической теории;
- принципы рыночной экономики;
- современное состояние и перспективы развития общественного питания;
- роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
- формы оплаты труда;
- стили управления, виды коммуникации;
- принципы делового общения в коллективе;
- управленческий цикл;
- особенности менеджмента в области технологии общественного питания;
- сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
- формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студентов -120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов -80 часов;
самостоятельной работы студентов -40 часов;
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 120
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 80
|
в том числе:
|
|
практические занятия
| 56
|
контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа студента (всего)
| 40
|
в том числе:
|
|
Подготовка к практическим работам по методическим указаниям
|
|
Написание рефератов
|
|
Составление портфолио
|
|
Проработка конспектов
|
|
Итоговая аттестация в форме – дифференцированный зачет
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины: Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
|
Раздел 1 Основы экономики
|
|
|
Тема 1.1. Сущность экономики и история ее развития
| Содержание учебного материала:
|
|
|
1. Понятие об экономике и экономической деятельности людей.
Основные положения экономической теории. История развития экономики.
|
|
|
2. Методы и функции экономической теории. Составная часть экономики: микро- и макроэкономика. Современное состояние и перспективы развития общественного питания.
|
|
|
Самостоятельная работа студента:
- написание рефератов;
- подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций;
- оформление практической работы, отчета по практической работе, подготовка к защите;
- проработка конспекта.
|
|
|
Тема. 1.2. Принципы рыночной экономики
| Содержание учебного материала
|
|
|
1. Понятие рынка, условия его возникновения. Виды рынков. Основные функции рынка.
|
|
|
2. Законы спроса и неценовые факторы рыночного спроса. Закон предложения и неценовые рыночные предложения. Кривая спроса и предложения.
|
|
|
Практическое занятие
| 8
|
|
1. Составление кривой спроса и предложения
|
|
|
2. Характеристики рынков развитых стран
|
|
3. Механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
|
|
4. Решение экономических задач
|
|
Самостоятельная работа студента:
- подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций;
- оформление практической работы, отчета по практической работе, подготовка к защите;
- проработка конспекта;
- написание рефератов:
Спрос, отличие спроса от потребностей. Закон спроса. Свойства кривой спроса.
Предложение, закон предложения. Свойства кривой предложения.
Механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие. Рыночное ценообразование. Равновесная цена. Цены «пола» и «потолка».
|
|
|
Тема 1.3. Роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
| Содержание учебного материала
|
|
|
1. Понятие юридического лица. Цели деятельности юридического лица. Порядок государственной регистрации юридических лиц и прекращения деятельности. Учредительные документы и их содержание.
|
|
|
2. Сущность и отличительные особенности организационно-правовых форм коммерческих организаций: хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий.
|
|
|
| Практическое занятие
|
|
|
1. Задания на определение организационно-правовых форм организаций.
|
|
|
2. Работа с уставом предприятия
|
|
| Самостоятельная работа студента:
- составление бизнес – плана (определение коммерческих рисков предприятия);
- составление бизнес – плана (определение с формой предприятия);
- составление бизнес – плана (составление устава предприятия);
- написание рефератов;
- изучение биографии выдающих предпринимателей;
- подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций;
- оформление практической работы, отчета по практической работе, подготовка к защите;
- проработка конспекта.
|
|
|
Тема.1.4. Оплата труда в общественном питании.
| Содержание учебного материала
|
|
|
1. Понятие оплаты труда, сущность и функции заработной платы. Организация оплаты труда. Принципы формирования, регулирование заработной платы.
|
|
|
2. Формы оплаты труда.
|
|
|
Практическое занятие
|
|
|
1. Расчет оплаты труда.
|
|
Самостоятельная работа студента:
- подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций;
- оформление практической работы, отчета по практической работе, подготовка к защите;
- проработка конспекта.
|
|
|
| Контрольная работа
|
|
|
Раздел 2 Основы менеджмента
|
|
|
Тема 2.1. Сущность современного менеджмента
| Содержание учебного материала:
|
|
|
1. Современные подходы в менеджменте. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления.
|
|
|
2. История развития менеджмента. Школы менеджмента
|
|
Практические занятия
|
|
1. Американский и японский менеджмент: преимущества и недостатки.
|
|
|
Самостоятельная работа студента:
- изучение школ менеджмента, написание рефератов;
- подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций;
- оформление практической работы, отчета по практической работе, подготовка к защите;
- проработка конспекта.
|
|
|
Тема 2.2. Типы структур управления
| Содержание учебного материала:
|
|
|
1. Понятие «организация». Законы организации
|
|
|
2.Организационные структуры по принципу: функциональные, дивизионные, линейные, линейно-функциональная, линейно-масштабная и др.
|
|
Практические занятия
| 2
|
|
1. Составление структур управления предприятием.
|
|
|
Самостоятельная работа студента:
- определение преимущества и недостатки каждого типа структур, написание рефератов;
- подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций;
- оформление практической работы, отчета по практической работе, подготовка к защите;
- проработка конспекта.
|
|
|
Тема 2.3. Методы и стили руководства.
| Содержание учебного материала:
|
|
|
1. Система методов управления
|
|
|
2. Стили управления
|
|
Практические занятия
|
|
|
Проведение деловой игры «Я – руководитель».
|
|
|
Самостоятельная работа студента:
- подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций;
- оформление практической работы, отчета по практической работе, подготовка к защите;
- проработка конспекта.
- подготовка сообщений на заданную тему:
1. Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические, социологические измерения.
2. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; законная власть (влияние через традиции); власть примера (влияние с помощью харизмы); экспертная власть.
|
|
|
Тема 2.4 Процесс принятия и реализации управленческих решений.
| Содержание учебного материала:
|
|
|
1. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.
|
|
|
2. Этапы рационального решения проблем.
|
|
Практические занятия
|
|
|
Принятие управленческих решений.
|
|
|
Самостоятельная работа студента:
- подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций;
- оформление практической работы, отчета по практической работе, подготовка к защите;
- проработка конспекта.
|
|
|
Тема 2.5 Коммуникации и деловое общение
| Содержание учебного материала:
|
|
|
1.Коммуникативность и общение в сфере управления.
|
|
|
2. Деловое общение.
|
|
3. Управление конфликтами и стрессами
|
|
Практические занятия
|
|
|
1. Решение конфликтных ситуаций
|
|
|
2. Деловые переговоры.
|
|
3. Деловая беседа по телефону.
|
|
4. Составление планов и проведения совещаний
|
|
Контрольная работа
|
|
|
Самостоятельная работа студента:
- подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций;
- оформление практической работы, отчета по практической работе, подготовка к защите;
- проработка конспекта.
- подготовка сообщений на заданную тему:
1. Преграды в коммуникациях.
2. Виды конфликтов.
|
|
|
Раздел 3. Основы маркетинга
|
|
|
Тема 3.1. Сущность маркетинга
| Содержание учебного материала:
|
|
|
1. Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга. История развития маркетинга и концепции рыночной экономики.
|
|
|
2. Основные принципы и функции маркетинга и его связь с менеджментом. Особенности маркетинга в общественном питании
|
|
Самостоятельная работа студента:
- подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций;
- оформление практической работы, отчета по практической работе, подготовка к защите;
- проработка конспекта.
- решение профессиональных кейс – ситуаций;
|
|
|
Тема 3.2. Основные стратегии маркетинга
| Содержание учебного материала:
|
|
|
| 1. Понятие и роль сегментов рынка. Понятие целевого маркетинга. Основные критерии и принципы сегментирования.
|
|
|
2. Формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры
|
|
| Практические занятия
|
|
|
| 1. Типы рынков в зависимости от ценообразования.
|
|
|
2. SWOT – анализ
|
|
3. Методы ценообразования
|
|
4. Сегментирование рынка
|
|
4. Жизненный цикл продукции
|
|
5. Типология покупателей
|
|
6. Информация о товаре на упаковке.
|
|
| Контрольная работа
|
|
|
| Самостоятельная работа студента:
- подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций;
- оформление практической работы, отчета по практической работе, подготовка к защите;
- проработка конспекта.
- маркетинговый анализ предприятий общественного питания.
|
|
|
| ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ
|
|
|
Условия реализации учебной дисциплины.