Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Педагогика в системе наук о человеке



2016-09-16 368 Обсуждений (0)
Тема: Педагогика в системе наук о человеке 0.00 из 5.00 0 оценок




Семинарское занятие 1

 

Тема: Основы педагогической деятельности

Основные понятия:педагог, воспитатель, учитель, педагогическая деятельность, педагогическая компетентность, профессионализм, профессиограмма, специальность, квалификация, педагогическое мастерство, педагогическое творчество, педагогическое управление, индивидуальный стиль педагога.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность педагогической деятельности.

2. Цель педагогической деятельности.

3. Педагогическое действие и формы его проявления.

4. Сравнительный анализ основных видов педагогической деятельности: преподавания и воспитательной работы.

5. Структура педагогической деятельности

6. Учитель как субъект педагогической деятельности.

7. Профессиограмма как модель личности учителя.

8. Направленность личности педагога как системообразующая его характеристика.

 

Задания

1. Составьте профессиограмму учителя, заполнив таблицу 1.

Таблица 1. Профессиограмма учителя

Структурные компоненты
Педагогическая направленность Знания Способности Качества личности

2. Напишите сочинение на одну из тем по выбору: «Мой любимый учитель», «Мой идеал учителя», «Современный учитель - каков он? «Каким учителем я стану?». Охарактеризуйте при этом те свойства личности учителя, которые отражают его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

Литература:

1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. Глава 2.

2. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Педагогическое общество России. – 2002.

Семинарское занятие 2

Тема: Основы педагогического общения

Основные понятия: общение, коммуникация, общительность, коммуникабельность, педагогические общение, этикет, этическая защита, стиль педагогического общения.

Вопросы для обсуждения.

1. Обыденное и научное понимание общения: общее и различное.

2. Функции общения, его слагаемые.

3. Виды и стили общения: характеристики, диагностики, инструментарий.

4. Методика и техника педагогического общения.

Вопросы для размышления.

1. Надо ли улыбаться каждому ребенку или только тому, кто заслужил это?

2. Всегда ли школьники нуждаются в визуальном контакте с учителем?

3. Какие жесты педагога свидетельствуют о расположении к аудитории?

4. Надо ли учителю выражать свои чувства воспитанникам?

5. Какие поведенческие проявления учащихся свидетельствуют о том, что учителю удалось наладить с ними психологический контакт?

6. Может ли гнев учителя быть педагогически целесообразным?

Задание

1. Конспектировать: Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М.: Роспедагенство, 1995. - С. 92-108.

 

Литература:

1. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М.: Просвещение, 1990.

2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., Просвещение, 1987.

3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М.: Роспедагенство, 1995.

4. Кан-Калик В.А., Никандоров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.

 

Семинарское занятие 3

Тема: Основы педагогической культуры

 

Основные понятия: культура, педагогическая культура, ценности, ценностные ориентации, педагогическая этика, педагогическое творчество, педагогическое мастерство.

 

Вопросы для обсуждения.

1. Общая культура – условие профессионализма педагога.

2. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры.

3. Этика и эстетика педагогического труда.

4. Педагогическое творчество и мастерство. Уровни педагогического мастерства.

5. Учитель как интеллигентная личность и человек культуры.

 

Задание

Заполните таблицу, опираясь на учебник: Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000. Раздел I, Глава 3.

  Учитель Характеристика
1. Учитель-воспитатель  
2. Учитель-преподаватель  
3. Учитель-методист  
4. Учитель-исследователь  

 

Литература

1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. Глава 3.

2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000. Раздел I, Глава 3.

3. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.

4. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Педагогическое общество России. – 2002.

 

Подготовиться к тесту

по учебнику: Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. Главы 2, 3.

 

Семинарское занятие 4

Тема: Педагогика в системе наук о человеке

Основные понятия: Основные понятия: педагог,педагогика, образование, воспитание, социализация, обучение

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика понятия педагогики.

2. Объект, предмет и функции педагогики.

3. Категории педагогической науки.

4. Связь педагогики с другими науками.

5. Понятийный аппарат педагогики.

6. Структура современной педагогической науки.

7. Актуальные проблемы современной педагогической науки и практики.

Задание

Дайте определения понятий (в тетради): педагогический процесс, педагогическая система, педагогическое взаимодействие, воспитание, обучение, педагогическая технология, педагогическая деятельность, педагогическая задача.

Литература

1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. Глава 5.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2000.

3. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. – М., 2003.

4. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998.

5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2000.

 

Семинарское занятие 5

Тема: Методология и методы педагогического исследования.

Основные понятия: методология, методология педагогической науки, научная проблема, объект, предмет, гипотеза, факты, положение (суждение), понятие, категория, принцип, теория, идея, концепция, доктрина, парадигма

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.

2. Уровни методологического знания и их специфика в педагогике.

3. Сущность системного подхода как общенаучной методологии педагогики.

4. Конкретно-педагогические принципы педагогических исследований (проиллюстрировать примерами).

5. Логика организации исследования в педагогике. Характеристика этапов педагогического исследования.

6. Сущность методики педагогического исследования.

7. Методы изучения педагогического опыта.

8. Педагогический эксперимент.

9. Методы теоретического исследования.

10. Математические и статистические методы в педагогике.

11. Специфика формулировки методологических характеристик педагогического исследования.

Задание

1. Составить библиографический список по научной проблеме (проблему выбрать самостоятельно). Не менее 10 источников. Оформить источники по представленному образцу.

2. Конспектировать: Краевский В.В. Методология и методика педагогического исследования. - Самара, 1994. (Тема, актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования).

Литература

1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. Глава 6.

2. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. - М., 1988.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000.

4. Краевский В.В. Методология и методика педагогического исследования. - Самара, 1994.



2016-09-16 368 Обсуждений (0)
Тема: Педагогика в системе наук о человеке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Педагогика в системе наук о человеке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)