Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модуль 2 «Политология»



2016-09-16 820 Обсуждений (0)
Модуль 2 «Политология» 0.00 из 5.00 0 оценок




Планы семинарских занятий

По курсу «Социология и Политология»

Тема 1. Общество

Как целостная система

1. Понятие общества как единства различных подсистем. Основные теории.

a. Что такое социальная система?

b. Что такое общество? Почему человек не может существовать вне общества?

2. Функции общества как системы и его качественные характеристики.

a. Подход К. Маркса к анализу общественных явлений.

b. Теории происхождения общества. О. Конт о трёх стадиях эволюции общества.

3. Исторические типы, системы и особенности современных обществ.

a. Общество как социокультурная система. Какие исторические типы общества вы знаете?

b. Какова сущность информационного общества? Когда оно появляется?

 

Тема 2. Социальная структура общества.

Социальная стратификация.

1. Социальные общности и группы: понятие, разновидности и характерные черты.

a. Что такое социальная общность? Какие общности вам известны?

b. Какие типы социальных групп существуют в обществе?

c. Классические теории социальной структуры М. Вебера и К. Маркса.

1. Социальная структура общества.

a. Что представляет собой общественный класс? Каковы причины разделения общества на классы (основные и неосновные), социальные слои?

b. Какое определение классов дал В.И. Ленин? Насколько оно, на ваш взгляд, верно и полно?

c. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рыночные отношения?

3. Социальная стратификация и социальная мобильность. Бедность и неравенство.

a. Концепция социальной стратификации П. Сорокина.

b. Современные формы социального неравенства.

c. Социальная стратификация как модель социального неравенства.

Тема 3. Социальные институты

И организации

1. Социальные институты: понятие, структура, типология и иерархия.

a. Что такое социальный институт? Опишите элементы конкретного социального института.

b. В чём причина необычайного разнообразия социальных институтов в современном обществе?

2. Роль и функции социальных институтов, источники их развития.

a. Какие типы функций социальных институтов можно выделить? Как они соотносятся друг с другом?

b. Как можно объяснить иерархию институтов?

c. Почему институт семьи называют базовым, приоритетным в любом обществе?

3. Социальные организации: сущность, виды, внутренняя структура и функции.

a. Что заставляет людей объединяться в социальные организации? Какие виды организаций вы знаете?

b. Какие социальные отношения становятся основой социальных институтов?

c. Что такое социальная группа? В чём особенность статусной группы (класса, слоя, касты)?

 

Тема 4. Политико-правовая мысль

Античности, Средневековья и Эпохи Возрождения

1. Общая характеристика политических и правовых учений Древней Греции и Древнего Рима

a. Политические и правовые учения Платона и Аристотеля.

b. Политико-правовая мысль периода Эллинизма. Эпикур, Стоики, Полибий.

c.Общая характеристика политических и правовых учений Древнего Рима. Политические идеи Цицерона. Римские стоики: СенекаиМарк Аврелий.

2. Основные черты политико-правовой мысли западно-европейского средневекового общества.

a. Августин Аврелий и Фома Аквинский (Аквинат) о взаимоотношениях государства и церкви.

b. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского.

3. Политические и правовые идеи Реформации.

a. Новая наука о политике Николо Макиавелли.

b. Теория государственного суверенитета Ж. Бодена.

4. Политико-правовыеидеи европейского социализмаXVI–XVIIвв.

a. Томас Мор

b. Томмазо Кампанелла

Тема 5. Политические учения Нового и Новейшего времени

1. Основные направления английской политической и правовой мысли вXVII в.

a. Политико-правовое учение Томаса Гоббса.

b. Учение Джона Локка о государстве и праве.

2. Политические и правовые идеи европейского Просвещения

a. Политико-правовое учение Шарля Луи Монтескье

b.Политико-правовое учение Жан-Жака Руссо

3. Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость

a. Т. Пейн о государстве и праве

b. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона

c. Взгляды А. Гамильтона на государство и право

d. Конституция США: механизм формирования и разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

4. Социалистическая политико-правовая идеология в Западной Европе.

a. Политико-правовые идеи коммунистов первой половины XIX в. Ш.Фурье, К.Сен-Симон и Р. Оуэн.

b. Политико-правовое учение марксизма К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И.Ульянова (Ленина).

c. Политико-правовая идеология анархизма: П-Ж., Прудон, М.Штирнер, М.А. Бакунин.

Тема 6. Современные политические

И правовые учения

1. Неолиберализм (Дж. Кейнс, А. Хансен, Дж. Гэлбрейт).

2. Современные консерваторы (Ф. фон Хайек, И. Кристол, М. Фридман).

3. Концепции плюралистической демократии (Г.Ласки, М. Ориу)

4. Концепция социального государства и политика всеобщего благоденствия (К. Мюрдаль).

5. Теория элит, бюрократии и технократии (В.Парето, Г. Моска, А. Бентли).


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ»

Модуль 1. «Социология»

Задание 1.

Определите, могут ли приведенные ниже, статусные наборы принадлежать одному человеку. Ответ аргументируйте.

‒ Директор коммерческого банка, научный сотрудник, полицейский, рабочий на промышленном предприятии.

‒ Председатель профкома, мужчина, полицейский, член общества филателистов, спортсмен-любитель, англичанин.

Задание 2.

Можно ли по употребляемым словам судить о том:

‒ из какого социального слоя происходит говорящий,

‒ где именно он жил (город, село, область),

‒ в каких условиях происходила социализация (кто и как на него влиял),

‒ какие книги он читал,

‒ с кем дружил.

Задание 3.

Охарактеризуйте группы (банда, пионерский отряд, клуб любителей пива) по следующим пунктам: способ взаимодействия, членство, идентичность группы.

Задание 4.

Л. Калхаун (социальный мыслитель 19 в.) утверждал: бедность – это источник процветания общества. Трудится лишь тот, кто не имеет богатства и собственности. Чем больше бедных, тем больше рабочей силы в стране, значит, шире производства, выше рост богатства. Таким образом, без бедности нет труда, без труда нет богатства, без богатства нет цивилизованного общества. Попробуйте аргументированно опровергнуть Л. Калхауна.

Задание 5.

К какому уровню (макро или микро) социологического знания относятся следующие явления:Развод; Забастовка; Межнациональный конфликт; Ссора друзей; Революция; Выборы президента страны; Сокращение числа поступающих в вуз; Борьба классов; Семейный конфликт; Инфляция; Монетизация льгот.

Задание 6.

Определите, к какому типу культур (народная, элитарная, массовая, контркультура, субкультура) относятся следующие явления: культура национальных меньшинств, террористическая группировка, музыка Шопена, популярная, эстрадная музыка, фольклор, профсоюзное движение, китч, живопись Пикассо, молодежное движение хиппи, карнавальное шествие.

Задание 7.

Исходя из классификации социальных групп, определите, к какому виду относятся следующие группы: Прохожие; Беженцы; Заключенные; Проститутки; Наркоманы; Татары; Православные; Посетители ресторана.

Задание 8.

К каким из основных социальных институтов (семья, производство, государство, религия, образование) относятся неосновные институты, перечисленные ниже: деньги, целибат, престолонаследие, обмен, адвокатура, побратимство, банки, наставничество, цензура.

 

Модуль 2 «Политология»

Задание 9.

Мыслители античности считали, что политическая наука изучает государство. Современные авторы в качестве предмета политологии рассматривают власть. Как вы думаете, чем обусловлены различия в понимании предмета политологии?

Задание 10.

Несмотря на негативное отношение к политике значительной части населения в различных странах, без политики не может обойтись ни одно общество. Как вы думаете, с чем это связано?

Задание 11.

Для поддержания правопорядка в обществе власть часто использует принуждение. Как использование насилия властью согласуется с ее легитимностью?

Задание 12.

Одно из наиболее лаконичных определений демократии было дано президентом США Авраамом Линкольном (1809–1865): «Демократия есть правление народа, избранное народом и для народа». Соотнеся данное определение с современной политической практикой, можно ли утверждать, что это действительно так? Нет ли противоречия в самой формуле А. Линкольна?

Задание 13. Чем на ваш взгляд, различаются закрытая и открытая политические системы? Назовите страны, системы которых могли бы быть отнесены к тому и другому типу.

Задание 14.

Как вы думаете, справедливо ли следующее утверждение О. Тоффлера о власти: «Многочисленные злоупотребления властью придали этому понятию несколько негативный оттенок, хотя власть как таковая совершенно нейтральна. Она представляет собой неизбежный атрибут человеческих взаимоотношений, повсеместно обнаруживая свое влияние: в трудовой деятельности, при передвижениях по городу, просмотре телепередач и, даже, в планах и мечтах»? В чем, на ваш взгляд, прав, а в чем не прав социолог?

Задание 15.

Как вы думаете, существует ли взаимосвязь между уровнем материального положения и типом политической культуры? Известный американский политолог С. Липсет отстаивает тезис о естественной приверженности малоимущих слоев населения к политическому экстремизму: склонности к немедленному решению социальных проблем насильственными методами.

Задание 16.

Подумайте и определите, что объединяет политические системы Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Испании, Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Иордании, Марокко. К какому типу политических систем их можно отнести?



2016-09-16 820 Обсуждений (0)
Модуль 2 «Политология» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модуль 2 «Политология»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (820)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)