Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взрывотехническое исследование



2016-09-16 371 Обсуждений (0)
Взрывотехническое исследование 0.00 из 5.00 0 оценок




(Проводили эксперты Караваев М.В. и Гусев С.Е. )

1. Осмотр места происшествия.

При дополнительном осмотре места происшествия (08.08.2003 г.), а также изучении протокола первичного осмотра места происшествия и фототаблицы к нему установлено следующее:

- на месте происшествия имеют место разрушения прочных строительных конструкций гаражей, включая несущую стену с толщиной кирпичной кладки 0,26м;

- на месте происшествия имел место разброс фрагментов строительных конструкций на расстояние до 20м с повреждением окружающих объектов (стекла и обшивка автомобиля ВАЗ 2104, г/н о159тс 35рег (см. фототаблицу, л.д. 22, 23), створки ворот гаража №92, расположенного напротив гаража № 96 (см. фототаблицу, л.д. 26), а также выброс створок ворот гаража № 96.

- Направление разброса указанных фрагментов и элементов конструкции – в периферийных направлениях от гаража № 96.

- разрушения строительных контрукций на месте происшествия в совокупности с разлетом фрагментов характерны для динамического нагружения поражающими факторами взрыва (ударной волной и избыточным давлением).

Совокупность указанных признаков дает основания для вывода о том, что во внутреннем объеме гаража № 96 произошел взрыв.

2. Оценка мощности взрыва (проводил эксперт Караваев М.В.).

Расчеты мощности взрыва в тротиловом эквиваленте проводились по методике, изложенной в [11]., (п. 2.2.4. Расчет массы заряда взрывчатого вещества, взорванного внутри помещения, по разрушению стен, стр. 17) с использованием полуэмпирической формулы:

М = К х В,

где: М - масса заряда в тротиловом эквиваленте, кг;

В - внутренний объем помещения, м3;

К – коэффициент, зависящий от толщины и материала стен помещения [11, рис. 3, стр. 17].

В рассматриваемом случае в качестве расчетного параметра В принимался полный объем гаража № 96 с подвалом. Суммарный объем помещения гаража (1 этаж) В = 72м3 .

Расчет проводился из условия разрушения фрагмента несущей стены фасада гаража №158 (кладка в кирпич, толщина стены 0,26м, К = 0,08), откуда:

М = 0,08 х 72 = 5,76 кг ( экв. ТНТ).

Расчетная мощность, взрыва произошедшего в гараже №96 составила приблизительно 5,8 кг в тротиловом эквиваленте.

Характеристики кладки стены взяты из фототаблицы (л.д. 24-27).

3. Установление природы взрыва.

При повторном осмотре места происшествия и на основании изучения протокола первичного осмотра места происшествия с прилагаемой фототаблицей установлено следующее:

- на месте происшествия отсутствует выраженный центр взрыва, характерный для взрыва заряда конденсированного взрывчатого вещества, а именно, отсутствует воронка в горизонтальном перекрытии гаража № 96;

- не имеет места деформации низкопрочных объектов-свидетелей (обжим обшивки автомобиля БМВ);

- отсутствуют признаки бризантного действия на окружающие объекты (минус материала и локальные интенсивные пластические деформации в обшивке автомобиля БМВ);

- отсутствуют признаки высокоскоростного метания (дальний разлет осколков и фрагментов, точечные повреждения окружающих объектов (корпуса автомобиля БМВ, створок ворот, сохранившихся стен и горизонтальных перекрытий и строительных конструкций разлетающимися осколками;

- разрушение остекления в зданиях и сооружениях, окружающих место происшествия наблюдается только в ближней зоне (на расстояниях до 10м, причем разрушения остекления частично характерны для высокотемпературного воздействия (пожара) - растрескивание без выброса фрагментов стекла, что указывает на относительно низкий уровень ударно-волнового действия взрыва и избыточного давления, что характерно для взрыва топливо-воздушных смесей («объемного взрыва»).

На основании совокупности указанных признаков и принимая во внимание значительные разрушения на месте происшествия и рачетный тротиловый эквивалент взрыва (5,8кг, см выше), сделаны следующие выводы:

- сочетание значительных разрушений строительных конструкций и отсутствия характерных признаков взрыва сосредоточенного заряда взрывчатого вещества указывает на то, что, на месте происшествия произошел взрыв топливо-воздушной смеси.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- вероятный состав смеси – пары бензина (находившегося, в частности, в бензобаке автомобиля БМВ в гараже № 96;

- вероятная причина взрыва – прогрев емкости с углеводородным грючим, источником огня;

- вероятная последовательность событий на месте происшествия – возгорание, развитие очага возгорания с прогревом емкости с углеводородным горючим, разрушение емкости с горючим, формирование горючей топливо-воздушной смеси из паров углеводородного горючего, взрывное горение (дефлаграция) образовавшейся топливо-воздушной смеси.

4. Потребное количество углеводородного горючего (бензина) для производства взрыва рассчитанной мощности.

На основании данных специальной литературы [12] тротиловый эквивалент при взрывном горении (дефлаграции) топливо-воздушной смеси может достигать значений Этнт = 5 (по горючему), т.е. при взрыве 1 кг паров горючего в смеси с кислородом воздуха мощности взрыва равна мощности взрыва 5кг бризантного взрывчатого вещества - тротила.

Таким образом, для производства взрыва расчетной мощностью 5,8кг в тротиловом эквиваленте (см. выше) при определенных условиях достаточно 1,16кг бензиновх паров.

________________ Караваев М.В.

________________ Гусев С.Е.

 

При дополнительном осмотре (протокол дополнительного осмотра от 8.08.03) установлено следующее.

При осмотре места пожара обнаружены створки ворот гаража №96, на которых имеются следы механических повреждений (фототаблица, фото № 1). С внутренней стороны данные створки ворот обшиты деревянной вагонкой и утеплены пенопластом. На момент осмотра видимых следов термических повреждений и закопчений на данных створках не обнаружено. Таким образом, с местонахождением в районе ворот предшествующему взрыву пожара не было.

На основании данных (л.д. 36) в гараже №96 никаких емкостей с легковоспламеняющимеся жидкостями и смесями не хранилось.

Таким образом, единственной легковоспламеняющейся жидкостью в гараже №96 явившейся составляющей взрывоопасной смеси явилось топливо (бензин) из бензобака системы питания автомобиля «БМВ-Х5». Согласно материалов дела (л.д. 36) в бензобеке автомобиля «БМВ-Х5» находилось около 92 литров бензина.

При осмотре термически поврежденного автомобиля «БМВ-Х5» (протокол дополнительного осмотра от 8.08.03) установлено следующее.
При внешнем осмотре автомашины установлено, что наибольшие термические повреждения имеет правая (по ходу движения) сторона автомашины в районе места пассажира, которые выражаются в виде выгорания краски и расплавления алюминиевых деталей (фототаблица, фото №№ 7, 11). Боковая поверхность правого порога под задней правой дверью имеет следы максимально выраженных термических повреждений (отожжение металла). Правая сторона передней части а/м имеет следы термических повреждений, по сравнению с левой стороной, более выраженные (полное выгорание ЛКП, отожжение металла). На левой стороне а/м частично сохранилось ЛКП, имеются следы закопчения (фототаблица, фото №№ 8, 12). Правый передний колесный диск из легкосплавного материала расплавлен, шина отсутствует. Левый диск имеет следы термического воздействия, частично сохранен фрагмент колеса. Задние колеса автомобиля отсутствуют полностью (сгорели). Бензобак на автомашине отсутствует (фототаблица, фото №№ 10, 14). Следов расплавлений его конструкции не обнаружено. Элементы топливной системы (бензонасос, фильтры), обнаруженные в районе расположения бензобака имеют следы повреждений (термических). При осмотре днища а/м установлено следующее. Левая часть днища автомобиля имеет следы термических повреждений менее выраженные чем правая часть (наличие копоти, частичное сохранение ЛКП) (фототаблица, фото № 10). Передняя часть днища в районе двигателя и коробки передач имеет термические повреждения в виде обгорания ЛКП, расплавления алюминиевых деталей. Задняя часть днища в районе расположения моста имеет следы наиболее выраженных термических повреждений: расплавление алюминиевых деталей, обгорание ЛКП, выгорание резино-технических изделий (фототаблица, фото №№ 10, 13, 15, 16). Далее при осмотре установлено, что крыша а/м вдавлена внутрь салона механическим способом, стойки крыши и рамки дверей деформированы механическим способом. При осмотре задней правой двери обнаружено, что в нижней части имеется полное выгорание ЛКП, сильное отожжение металла, внутренняя часть двери имеет следы значительных термических повреждений: следы побежалости металла, его отожжение (фототаблица, фото № 18). На внутренней поверхности задней левой двери, следы термических повреждений менее выражены, чем на правой (фототаблица, фото № 19). При осмотре капота автомашины установлено, что крышка капота имеет следы равномерных термических повреждений в виде выгорания ЛКП и следов закопчения (фототаблица, фото № 5). Внутренняя часть крышки капота, имеет следы термического воздействия в виде практически полного выгорания ЛКП. Наибольшие термические повреждения в моторном отсеке находятся в районе задней стенке по центру, в месте нахождения технологических отверстий (фототаблица, фото №6). Следов аварийных режимов работы электооборудования в моторном отсеке не обнаружено. В районе расположения лобового стекла а/м, обнаружены фрагменты стекла, которые имеют термические повреждения в виде оплавления, внутренняя поверхность фрагментов стекла имеет следы окопчение.

Таким образом, наибольшие термические повреждения автомобиля «БМВ -Х5» сосредоточены в районе задней правой (по ходу движения автомобиля) колесной арки внутри салона в месте расположения заднего сиденья. На это указывают характерные термические повреждения внутренней поверхности правой задней двери в виде значительного отожжения металла, полного выгорания ЛКП. Анализируя горючую нагрузку автомобиля и учитывая вышеизложенное, выявленные термические повреждения указывают на очаговую зону пожара. По мере удаления от зоны с характерными для очага пожара термическими повреждениями следовая картина становится менее выраженной (наблюдаются следы закопчения, частично сохранилось ЛКП) (фототаблица, фото №№ 7, 8, 10).

Анализируя вышеизложенное с учетом результатов взрывотехнического исследования можно сделать вывод, что очагом пожара является внутренняя часть салона автомобиля «БМВ-Х5» находящегося в гараже №96 в районе его задней правой колесной арки, в месте расположения заднего сидения.



2016-09-16 371 Обсуждений (0)
Взрывотехническое исследование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взрывотехническое исследование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (371)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)