Исследование динамики развития и формирования композиционного мышления детей экспериментальных групп. Контрольный эксперимент
Данный экспериментальный этап проходил в постоянном сравнении результатов обучения детей экспериментальной группы по программе формирующего эксперимента с обычным, традиционным обучением изобразительному и декоративно-прикладному искусству в параллельной группе (контрольной группе). Одновременно сравнивались и педагогические пути, методы и средства, применяемые в экспериментальных и контрольных группах, а также результаты, полученные в ходе проведения эксперимента. В экспериментальных группах занятия велись по разработанной нами методической системе с использованием разработанных поурочных разработок, системы оригинальных упражнений, пособий. Оцениванию детских рисунков уделено внимание во многих методических пособиях по изобразительному искусству. Важен аналитический подход к оцениванию детского рисунка с учетом критериальности. Критериями оценки успеваемости ученика можно назвать такие качества работы: композиционную организацию рисунка, характер формы и передачу пропорций предметов, качество конструктивного построения, правильность перспективы, владение техникой и общее впечатление от работы. В творческих работах детей также учитываются оригинальность, степень завершенности работы, сохранение традиции (например, в декоративно-прикладном творчестве). Методики оценивания работ предполагают многосторонность. Например, считается целесообразным оценивать изобразительную деятельность ребенка по художественной грамотности (владение формой, цветом, передачей) и по умению применять изобразительные средства. Оценка таких способностей учащегося в этом случае производится на основе критериев вариативности (манипуляция способом изображения предметов по своему усмотрению); динамичности (изображение предмета в движении); активности или пассивности (работа самостоятельная или под воздействием стимула). Помимо художественной грамотности эти критерии отражают качества личности ребенка и образ его действий. В конкретном опыте работы с детьми по теме орнаментальной композиции, были разработаны следующие критерии оценки результатов знаний и умений полученных в результате проведения данного педагогического эксперимента. Критерии оценки детских работ. Таблица 3.
Рекомендуется оценивать работы по традиционно сложившейся пятибалльной шкале: 5 — «отлично» — уровень художественной грамотности вполне соответствует этапу обучения и критериям оценки детских работ, учебная задача полностью выполнена; 4 — «хорошо» — уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения и критериям оценки детских работ (допускаются незначительные отклонения), учебная задача выполнена; 3 — «удовлетворительно» — уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения и частично соответствует критериям оценки детских работ, учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью); 2 — «неудовлетворительно» — уровень художественной грамотности не соответствует этапу обучения и критериям оценки детских работ, учебная задача не выполнена; 1 — «крайне неудовлетворительно» — уровень художественной грамотности не может быть оценен, поскольку учебная задача сознательно не выполнялась. Таблица 4.
I – экспериментальная группа (12 детей) II – контрольная группа (12 детей)
В связи с тем, что в обеих группах не обучаются дети, чей уровень художественной грамотности абсолютно не соответствовал бы двум низшим баллам, в таблицу занесены сведения по первым трем оценкам, что соответствует низкому, среднему и высокому уровням знаний, умений и навыков изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Ознакомительные уроки-беседы не оценивались.
Результаты показателей I группы Рис. 2 Результаты показателей II группы
Рис. 3
В ходе проведения эксперимента нами выявлены причины затруднения, испытываемые детьми в ходе создания работ на уроках изобразительного искусства, определено содержание методической работы по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие композиционного мышления детей. Исходя из полученных результатов эксперимента, можно сделать следующие выводы: детям рассматриваемого нами возраста необходимо развивать композиционное мышление, пополнять свои знания в области композиции, методами более подробного изучения композиционных понятий и структур, на примерах орнаментальной композиции, которая, в свою очередь, является наиболее удобным и гибким решением поставленных задач. Исходя из наблюдений и результатов работ экспериментальной группы, в целом, следует отметить такие положительные стороны эксперимента, как: повышение интереса учащихся к усвоению теоретического материала об орнаментальном искусстве, качественное улучшение их творческих работ, что говорит об успешном влиянии нашей методики на развитие художественно-образного и композиционного мышления детей, а также активизация их творческой деятельности – незаменимый компонент в обучении детей изобразительному искусству. В качестве доказательства эффективности разработанной нами методики были подвергнуты сравнению четыре основных компонента художественной и творческой деятельности учащихся, непосредственно применимой к результатам экспериментальной и контрольной групп и являющиеся критериями оценок детских работ.
1. композиция; 2. графика; 3. колористика; 4. техника исполнения. Показатели изменений в экспериментальных и контрольных группах. Таблица 5.
Рис. 4 На основе полученных данных, нами была составлена диаграмма, отражающая рост изобразительного качества детских работ, с учетом полученных данных за время проведения эксперимента. Сравнивались показатели оценок детских работ первого и последнего уроков.
Рис. 5
Рост качественного улучшения детских работ, а также отражение в них значительно, более развитого уровня композиционного, художественно-образного мышления составил: в экспериментальной группе 96,8 %, в контрольной группе – 83 %. Таким образом, разница показателей содержательно-образного уровня экспериментального и контрольного класса составила 13,8 %. В итоге сравнительного эксперимента в обеих группах учащихся было итоговое задание, на ту же тему, что и 2-е тестовое задание констатирующего эксперимента, показывающее разницу развитости композиционного мышления детей. Нами был составлен график, отражающий данные, которые оценивались исходя из критериев оценки детских работ, в частности, выполнения композиционных задач. (см. 2.1.) Рис. 6 Сравнивая, полученные данные с результатами констатирующего эксперимента позволили нам обнаружить значительные качественные изменения в процессе обучения учащихся ИЗО-студии экспериментальной группы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Анализ работ показал, что уровень развитости композиционного мышления детей обучавшихся по экспериментальной программе значительно выше. В рамках исследовательской работы были изучены художественно-творческие способности детей в возрасте от 10 до 12 лет - это воображение, конструктивное, композиционное, объемно-пространственное мышление, зрительная память, эмоциональная направленность, активная работа фантазии. Материал, излагаемый детям экспериментальной группы, а также иные способы подачи основ композиции, на примере орнаментальной композиции, пробудили интерес к выбранной тематике орнамента, работам великих художников, наследию русского народного творчества, индивидуальный, творческий подход к выполнению заданий. В своих работах ребятам удалось отразить и свое эмоциональное состояние.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (501)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |