Тема 12 Форма правления в Российской Федерации
Форма правления – это способ организации высших органов государственной власти. При этом форма правления бывает либо монархической, либо республиканской. При этом некоторые авторы выделяют наряду с монархической и республиканской формами атипичные формы правления[13]. Монархическая форма правления – это форма правления где глава государства получает властные полномочия на неопределенный срок и передает их по наследству. Республика – это форма правления, при которой глава государства избирается народом или представителями народа на определенный срок. Этим республика отличается от монархии, где глава государства получает властные полномочия на неопределенный срок и передает их по наследству. Российская федерация – государство с республиканской формой правления, поскольку глава государства избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Система государственных органов – это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных между собой государственных органов , которые в своей совокупности осуществляют возложенные на них функции государства. В систему государственных органов входят: а) органы законодательной власти; б) органы исполнительной власти; г) органы судебной власти. Кроме того, в федеративном государстве выделяются органы государственной власти субъектов РФ и федеральные органы государственной власти. К федеральным государственным органам относятся Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ, кроме мировых судей. К органам государственной власти субъектов РФ относятся законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а также судебные органы: конституционные (уставные суды) субъектов РФ и мировые судьи.
Для заметок
Тема 13 Федеративное устройство РФ: понятие, особенности, его закрепление в конституции Федеративное устройство РФ – это институт конституционного права РФ, регулирующий взаимодействие между РФ, и ее субъектами, между центральными и региональными органами государственной власти. В развитии своего федеративного устройства РФ прошла несколько этапов. 1 – 1918 – 1922 г 2 – 1922 – 1991 3. 1991- 1993 4. 1994 – 2002. 5. 20002 – по настоящее время. Субъект РФ – это субъект конституционного права, имеющий свою территорию и население, свои органы государственной власти, свое законодательство, которые однако не обладает суверенитетом и правом выхода из состава РФ, и может осуществлять свою власть в полном объеме лишь вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения РФ и субъектов РФ. В Российской федерации существуют следующие виды субъектов РФ: а) республики в составе РФ; б) края и области как субъекты РФ, в) города федерального значения; г) автономная область; е) автономный округ. Под принципами разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ следует понимать основные начала в соответствии, с которыми осуществляется разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ. В науке конституционного права выделяют несколько принципов разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ: принцип исключительной компетенции федерации; принцип совместной компетенции федерации и ее субъектов, принцип исключительной компетенции субъектов федерации. Модель федерализма представляет собой закрепленную в нормах права систему взаимоотношений между РФ и субъектами РФ. Модель федерализма определяется исходя из того, каким образом осуществляется разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ. Выделяют несколько моделей федерализма (федеративного устройства): Модель № 1. В конституции определяются исключительные полномочия федерации, а что выходит за их пределы относится к компетенции субъектов федерации. Модель № 2. В конституции определяются исключительные полномочия федерации, а также предметы совместного ведения федерации и ее субъектов, а что выходит за их пределы, относится к исключительной компетенции субъектов федерации.
Модель № 3.
В конституции определяются исключительные полномочия субъектов федерации, а что выходит за их пределы относится к исключительной компетенции федерации. Модель № 4. В конституции определяются исключительные полномочия федерации, предметы совместного ведения и полномочия федерации и ее субъектов, а также исключительные полномочия исключительные полномочия субъектов федерации.
В Российской федерации реализована 2 модель федеративного устройства РФ, то есть в Конституции РФ закреплены предметы ведения РФ, а также предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (статьи 71 – 72) Конституции РФ.
Для заметок
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |