Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подготовительный период



2016-09-16 410 Обсуждений (0)
Подготовительный период 0.00 из 5.00 0 оценок




- В подготовительный период необходимо использовать исторический метод, предполагающий изучение археологических материалов и письменных источников. Собираясь в экспедицию, все ее участники обязаны:

- изучить имеющийся материал по изучаемому народу (проблеме, теме) насколько это возможно;.

- подготовить программу, которая включает в себя – цель, задачи, методы, выборку и т.д. По данной программе будет проводиться сбор полевого материала;

- подготовить Инструментарий – анкета, топик-гайд интервью, топик-гайд (сценарий) для фокус-групп и т.д.;

- распределить обязанности;

- детально разработать маршрут экспедиции;

- уделить особое внимание безопасности экспедиции;

- решить материально-техническое обеспечение экспедиции.

Руководит подготовкой экспедиции и ее дальнейшим проведением – начальник экспедиции.

2. Полевой этап. Помимо вышеизложенных при сборе полевого материала в экспедиции используются следующие методы:

Сбор иллюстративного материала. Фиксация вещественных материалов. Основное требование к этому виду работ - точность передачи встречающихся явлений и объектов и их основных особенностей. Фиксация вещественных материалов включает в себя:

1) Описание предметов или явлений. При описании полезно придерживаться определенного порядка, определенной последовательности. Так, если описывается жилище, то начинают с описания устройства фундамента, затем стен, кровли, потом переходят к описанию деталей (дверей, окон) и т. д. Последовательность и порядок каждый раз зависят от целей исследования и от характера изучаемых явлений. Так, при описании обрядов составляют, если это известно заранее, "сценарий" обряда, его схему и распределяют обязанности наблюдателей за отдельными этапами обряда. Начинающему полевому исследователю лучше всего описывать такие сложные действия, как процессы труда, обряды и т. п. в том порядке, в каком они производятся.

2) Графические приемы: рисование, черчение, копирование.
Рисование (полевое этнографическое) не требует особых способностей. Каждый человек может освоить простейшие приемы этнографического рисования, Рисование (масштабное, по координатной сетке и др.) позволяет графически изобразить устройство сложных орудий труда, показать принцип взаимодействия их частей и характер рабочих операций. На рисунках-схемах легко и удобно проставить наименования фиксируемого, предмета и его частей. Рисование дает возможность более точно, чем цветная фотография, фиксировать цветовые соотношения узоров, росписей, орнаментов и т.п.

К этнографическому рисованию по своим приемам тесно примыкает черчение. С помощью масштабного черчения составляют планы построек, чертежи орудий труда, чертежи-выкройки одежды, чертежи, утвари и т. д.

Копирование часто применяется для снятия копий, с тканей и вышивок, росписи и т. п. Наиболее употребительны копирование через кальку или на обычную тонкую бумагу "на просвет" и копирование методом прямого или обратного эстампажа. При прямом эстампаже на выпуклый или резной узор наносится краска, затем этот узор отпечатывают на бумаге. При обратном эстампаже на узор накладывается бумага или калька и мягким карандашом или куском графита бумага притирается по узору.

3) Фотографирование, кроме умелого пользования наличной аппаратурой, требует знания основных правил и приемов фотографии различных предметов и объектов.

4.) Съемка планов поселений требует овладения топографическими навыками. (Громов Г. Методика этнографических экспедиций. - Москва: Изд-во Московского университета, 1966.)

 

Сбор этнографических коллекций. Никакие описание, фотография или рисунок не в состоянии заменить собой саму вещь, сам предмет. Особенно важно собирать те предметы народной культуры, которые выходят или уже вышли из массового употребления. Современная эпоха с ее развитыми экономическими связями и массовым промышленным производством предметов быта характерна в частности тем, что многие особенности местной культуры, сохранявшиеся долгое время быстро и порой бесследно исчезают. Этнографы, изучающие народную традиционную культуру, призваны собрать и сохранить в музеях все, что возможно. Сбор этнографических коллекций нельзя вести бессистемно. Главная задача при собирании коллекций - выделить наиболее типичные элементы культуры, характерные для данного населения и определенного периода его жизни. При сборах стремятся не столько к приобретению каких-то "выдающихся", уникальных экспонатов, сколько к систематическому подбору наиболее типовых предметов. Таким образом, первое требование к этнографической коллекции - требование типичности собираемых экспонатов.

Определяя типичность тех или иных вещей, следует иметь в виду и изменчивость культуры во времени. То, что типично для одного, исторического периода, становится нетипичным для другого. Поэтому, если возможно, стараются выделить разные "пласты", комплексы предметов, типичные для каждого периода. Этнограф обязан стремиться к тому, чтобы в его коллекциях были представлены комплексы, вещей. Комплекс вещей - такое собрание предметов, которое наиболее полно отражает определенный раздел народной культуры, определенную сторону жизни населения. Такие комплексы могут быть широкими или узкими. Так, можно собирать все, что относится к хозяйству населения данного региона (населенного пункта) , а можно сузить задачу и собирать лишь вещи, характеризующие какую-нибудь одну отрасль хозяйства или прочих занятий. При сборе коллекции одежды важно получить по – возможности больше элементов одежды, от головных уборов до обуви, одежду будничную и праздничную, летнюю, зимнюю, межсезонную и т.д. Собирая вещи, нужно стремиться к тому, чтобы они были из одного региона. Ни в коем случае нельзя составлять смешанные комплексы из разных по культурным особенностям мест.

Собирая вещи, этнограф обязан составить к каждой вещи; к каждому экспонату и к комплексу в целом подробное описание, "легенду". В этой легенде указывается:

1) время и место приобретения вещи;

2) полное имя владельца вещи;

3) имя, возраст и место жительства тех, кто пользовался этими вещами;

4) имя, возраст (или дату изготовления вещи) и место жительства тех, кто делал эту вещь;

5) название вещи местное и общепринятое;

6) назначение вещи и способ ее употребления (возможно подробнее);

7) краткое описание вещи с указанием ее особенностей и характерных признаков (чтобы не спутать с другими, подобными экспонатами).

Такая легенда должна быть собрана и записана со всеми возможными подробностями. Она служит основанием для составления музейного паспорта вещи. Без такого паспорта невозможно научное использование коллекции, какие бы ценные экспонаты она не содержала.

Для фиксации собираемых коллекций в экспедиции заводят особую тетрадь или выделяют страницы в дневнике, полевой тетради. Каждая вновь приобретенная вещь записывается в порядке приобретения под отдельным номером.

Далеко не всегда работникам экспедиции удается приобрести интересные экспонаты. По разным причинам (из-за нежелания владельцев уступить вещь, нехватки средств на приобретение, трудностей транспортировки и т. п.) многие возможные экспонаты остаются на месте. В таком случае необходимо записать, точное местонахождение вещи, имя владельца и передать эти сведения в музей или другую научно – исследовательскую организацию для взятия на учет.

Материалы, собираемые в ходе полевых исследований, фиксируются в различных полевых документах. Записи бесед с информаторами, анкеты, описания различных явлений, рисунки, чертежи, выкройки, планы - все это исторические документы, ценность которых со временем возрастает все более. Поэтому правильное оформление и составление полевых документов имеют первостепенное значение. К числу основных полевых документов относятся: полевые тетради, экспедиционные дневники, анкеты, графические материалы, фотоматериалы и видеоматериалы, аудиозаписи и пр.

Полевые тетради нумеруются (каждый лист). Вырывать листы из полевой тетради, особенно исписанные, ни в коем случае нельзя. На первой или последней странице тетради указывается количество пронумерованных листов. Каждый участник делает записи только в своей личной полевой тетради. В дневнике записываются также предварительные выводы, сделанные во время полевой работы, заносятся сведения о передвижениях экспедиции и ее отрядов и многое другое. Систематическое ведение дневника особенно, полезно для начинающих полевых работников, так как оно развивает наблюдательность, помогает систематизировать наблюдения, приучает делать обобщения.

Общее требование к фиксации любого полевого материала – исключительная точность. Никаких фантазий. Все записывать как есть. Свои сомнения, предположения, замечания, вопросы и т.д. записывать на полях полевого дневника. Чтобы получить от информатора более достоверный материал, при опросе следует соблюдать необходимые методические требования. Без разрешения информатора нельзя производить какие-либо записи. Их можно делать лишь после того, как вы познакомились, и когда информатор узнает, зачем вам нужен спрашиваемый материал. Необходимо выяснить возраст, социальное положение информатора и давно ли он живет в данном населенном пункте. Последнее важно потому, что информатор, всю жизнь проживший в другом районе, будет рассказывать о фактах и явлениях, имевших место и проходивших в той местности, в какой он жил ранее. Представители различных социальных групп дадут различные оценки одному и тому же явлению или событию. При расспросе необходимо самому знать то, о чем вы расспрашиваете. Также при выяснении того или иного вопроса необходимо расспрашивать нескольких информаторов. Только тогда можно получить объективные данные.

Опрос необходимо вести тактично, помня, что перед вами человек, который, быть может, первый раз в жизни дает интервью. Поэтому нельзя задавать непонятные вопросы и пользоваться научными терминами. Опрос необходимо вести минимальным количеством человек: один расспрашивает, другой пишет, снимает на камеру и т.д. Необходимо также принимать приглашения местных жителей на различные семейные мероприятия от обеда до свадьбы. Это даст возможность увидеть некоторые детали семейного быта, местной культуры, попробовать национальные блюда и напитки и т.д. и установить таким образом более тесные контакты с местными жителями. При ведении полевых заметок важную роль играет также фиксация невербального поведения. Мимика, позы, жесты часто обнажают коммуникативные намерения участников взаимодействия даже лучше, чем слова. Во многих культурах значимым и подлежащим интерпретации является пространственное расположение участников взаимодействия. Речь здесь идет не только о том, что, например, для большинства традиционных культур порядок расположения гостей за столом отражает социальный статус последних. Пространственная организация взаимодействия также встроена во многие институты и культурные коды современных обществ.

 

В ходе полевого этапа экспедиции очень важно такое качество исследователя как наблюдательность. Наблюдательность по сути необходимое качество этнолога (антрополога, этнографа). Результаты наблюдений нужно записывать очень подробно. Необходимо фиксировать все детали, каждую мелочь. Все это пригодится при последующей обработке материала. Рекомендуется записывать отдельные события, даже не имеющие, на первый взгляд, отношения к исследованию. При обработке материала они помогут восстановить в памяти многое другое, связанное с исследованием, отделить данный населенный пункт от остальных, вспомнить многие интересные детали. При появлении в новом населенном пункте не рекомендуется сразу же производить записи. Это может вызвать не нужные подозрения местных жителей и задержать установление с ними деловых контактов. Поэтому необходимо развивать зрительную память, запоминать все увиденное и услышанное, а при благоприятных обстоятельствах производить подробную запись. "Мало глядеть, надо видеть" – таков девиз полевика - исследователя. А умение видеть зависит, в первую очередь, от объема знаний исследователя, от его опыта и старания. Поэтому еще раз следует подчеркнуть важность предэкспедиционной подготовки этнолога (антрополога). Хорошая качественная подготовка значительно увеличивает «зоркость» исследователя в полевых условиях.

. Камеральная обработка – заключительный этап экспедиции. Проводится сразу после приезда из экспедиции. В этот период необходимо:

- привести в порядок дневники;

- систематизировать иллюстративный материал;

- привести в порядок статистические материалы, сделать суммарные подсчеты с помощью компьютерных программ.

 

Материалы, собранные во время экспедиционной работы, являются и одним из видов исторических источников и подлежат длительному хранению. Поэтому их подвергают особой обработке с тем, чтобы ими было удобно пользоваться, чтобы они содержали все необходимые данные, подтверждающие их достоверность, и т. д.

Основные требования к полевым материалам таковы: 1) должны быть указаны необходимые исходные данные: место сбора, время сбора, полная характеристика источника, откуда получены материалы; 2) полевые материалы должны быть обработаны таким образом, чтобы их легко могли использовать в научной работе не только участники экспедиции, но и любой другой исследователь; 3) материалы должны быть так обработаны, чтобы они не подверглись порче при длительном хранении. Первое требование обеспечивается тем, что каждая экспедиция представляет точный маршрут своей работы, сопровождая его картой. Указывается время работ в каждом пункте. Все черновые полевые материалы перед сдачей на хранение обрабатываются. Полевые записи в тетрадях переписываются или печатаются на компьютере, причем требуется, чтобы к местным терминам и выражениям давались специальные пояснения. Графические материалы экспедиций прежде всего обрабатываются так, чтобы их можно было длительно хранить. Все рисунки, чертежи, схемы, если они сделаны в поле карандашом, перечерчиваются или перерисовываются тушью. Уточняются и все исходные данные, необходимые для точной локализации данного чертежа или рисунка, исполнитель, время исполнения. Графические материалы собираются в специальные папки по тематическому признаку. К каждой папке составляется указатель-опись содержащихся в ней рисунков и чертежей. О каждом листе даются необходимые сведения: содержание листа (план, чертеж, рисунок), краткая характеристика изображенного предмета или явления (время бытования, главные особенности, название и т. п.), время фиксации и исполнитель. Если к данному рисунку или чертежу имеются пояснения или дополнения в других полевых документах (описание, запись информации, фотоснимок), в описи указываются и исходные данные этих дополнительных сведений. При пользовании графическими материалами экспедиций вначале даются описи и по ним отбираются нужные листы. Описи составляются в двух экземплярах - один вкладывается в папку, второй прилагается к отчету экспедиции. Фотографические материалы и кинопленки должны быть правильно и тщательно обработаны. Фотографии группируются по тематическому признаку. Клеить в альбомы или на паспарту их не обязательно. Если фотографии дублируют материалы, фиксированные другим способом, один экземпляр фотоснимка хорошо приложить к соответствующему плану или рисунку. ( Громов Г. Методика этнографических экспедиций. - Москва: Изд-во Московского университета, 1966.)

С появлением компьютера кино и фотоматериалы систематизируются и хранятся на компьютере и на нескольких флеш-носителях. Все коллекции вещей и экспонатов передаются на хранение в музей с соблюдением всех правил их музейной обработки. В материалах экспедиции остается опись вещей и их легенды (копии легенд передаются в музей). Заключительным этапом работы экспедиции является составление отчета экспедиции. Отчет составляется в соответствии с программой работы экспедиции с необходимыми уточнениями и изменениями. В отчете указывается: время и место работы; основные темы и разделы работы; маршрут экспедиции и время работы по пунктам маршрута; количество и характер собранных материалов; сводка полученных данных по темам работы экспедиции (такие сводки по каждой теме составляет участник экспедиции, которому поручена данная тема); краткие научные выводы и обобщения, которые можно сделать на основании проведенной работы. Для большей наглядности сведения, полученные в экспедиции, наносятся на специальную карту.

 

 

Глава 7



2016-09-16 410 Обсуждений (0)
Подготовительный период 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подготовительный период

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (410)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)