МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ, ОБОБЩЕНИЯ И АНАЛИЗА
При обобщении собранного материала в экспедиции необходимо опираться на основные методологические принципы, принятые в этнологической науке. Методы обобщения и анализа принято разделять на: универсальные методы, то есть те методы, которые используются различными науками: общенаучный метод, описательный метод, типологический метод, картографический метод, математический метод и специфические, к которым относятся методы, используемые только в этнологии: метод «пережитков» и интерпретативный метод. Универсальные методы включают в себя: 1.Общенаучный метод,т.е. все обобщения, выводы делаются в рамках научного осмысления реальности, которое характеризуется рядом принципов: а) Историзм. Любой предмет, явление действительности можно понять и познать лишь подходя к нему с исторической точки зрения, уяснив его происхождение и развитие. Еще Морган честно пытался поднять господствовавшую в его время эволюционистскую концепцию до уровня настоящего историзма, но ему это удавалось лишь частично. Школа Боаса, доминировавшая в первые три десятилетия XX в., написала на своем знамени "историзм", но в дальнейшем свела значение этого понятия к одному лишь диффузионизму. Сменившее эту школу этнопсихологическое направление совсем вычеркнуло историзм из своего лексикона. В неполных, однобоких формах начала возрождаться историческая мысль в неоэволюционизме Стьюарда и в технологическом эволюционизме Уайта. И вот пришло время, когда все более широкие круги ученых США стали всерьез помышлять о- внедрении историзма в этнографические исследования. б) Научный метод учит рассматривать развитие как борьбу противоположностей, так как в природе в обществе всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается, отживает свой век. В жизни каждого народа имеется старое и новое во всех элементах материальной и духовной культуры, семейных и общественных отношениях. Этот метод должен быть на вооружении всех, кто занимается наукой, кто стремится выявить закономерности развития природы и общества. Научный метод требует рассмотрения окружающего мира как процесса. Явления действительности должны рассматриваться не изолированно друг от друга, а в их связи и взаимообусловленности. в) Комплексный подход. Явления действительности должны рассматриваться не изолированно друг от друга, а в их связи и взаимообусловленности. Любое явление природы и общественной жизни может быть превращено в бессмыслицу, если его рассматривать вне связи с окружающей жизнью, в отрыве от него. Употребление в настоящее время керосиновой лампы для освещения жилого помещения – признак отсталости жителей того или иного региона, а в первой половине XIX века, когда керосиновая лампа пришла на смену лучине, светцу, это было прогрессивное событие, свидетельство зажиточности жителей данного селения. г) Сохранение традиционной утвари, различных пережиточных явлений в области семейного быта нельзя рассматривать без учета структуры, численности семьи, ее профессионального, социального и культурного уровня. 2. Описательный метод. Суть данного метода заключается в том, что исследователь воссоздает картину увиденного и услышанного, стремясь к максимальной ее полноте. В результате включенного наблюдения, интервьюирования, неформальных бесед с информаторами этнолог получает достаточно большое количество данных, которые следует каким-то образом организовать, описать и проанализировать. В данном случае речь идет об умении создавать некий общий текст, интерпретирующий тексты интервью и наблюдений. Именно в процессе анализа данных и написания отчета или статьи результаты этнографического исследования приобретают значимость и валидность, т. е. становятся чем-то большим, чем совокупность сделанных наблюдений и собранных фактов. Эксперименты, массовые опросы — благодаря статистическому методу — позволяют получать результаты, которые уже являются некоторыми эмпирическими обобщениями, тогда как уникальность записей бесед и других данных, полученных в ходе наблюдения, очевидна. Возможность их дальнейшего использования прямо зависит от наличия теоретической категоризации, интерпретации и т. п. Известный культурный антрополог К. Гирц пишет: «Способность убедить читателей (большинство из которых — это люди науки и практически все участвуют хотя бы на полставки в той особой форме существования, которую мы уклончиво называем „современной") в том, что читаемый ими текст — это подлинное объяснение, данное кем-то, знающим как устроена жизнь в некотором месте, в некоторое время, в какой-то группе, — это фундамент, на котором в действительности держится все остальное, чем стремится заниматься этнография — анализировать, объяснять, развлекать, смущать, прославлять, наставлять, оправдывать, удивлять, ниспровергать». 3. Типологический метод -один из основных применяемых в современной этнологии методов анализа общего и особенного в эмпирическом многообразии этнических явлений. Суть его заключается в выделении группы сходных или одинаковых признаков, свойств и функций у изучаемых явлений, другие признаки при этом игнорируются. Цель типологического метода выявить самое главное, то, что определяет своеобразие изучаемого объекта. Кроме того, данный метод позволяет установить причинно-следственные зависимости между различными явлениями. Каждый исследователь, создающий собственную типологическую концепцию, обнаруживает такие связи, которые до него не были выявлены и вносит свой вклад в исследование. Центральное понятие типологического метода – тип - обычно как идеальная модель, отражающая некоторые существенные признаки определенного множества явлений, но заведомо игнорирующая другие признаки, рассматриваемые в данном случае как несущественные. 4. Картографический метод -исследование населения посредством построения и изучения географических карт - особых образно-знаковых пространственных моделей. Картографический метод входит в систему методов изучения народонаселения наряду со статистический и математический методами и тесно связан с ними в отношении исходной информации и способов её обработки. Географические карты - уменьшенные обобщённые изображения земной поверхности на плоскости, показывающие размещение, сочетания и связи объектов (явлений), отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением карты, используются в географии населения, этнографии и ряде др. наук, в практической деятельности благодаря их высокой информативности, наглядности и метричности (т. е. доступности для измерений). Ряд сведений о населении (главным образом его расселении) содержат так называемые общегеографические (топографические) карты. Но основную область применения картографического метода в демографии , этнографии и других науках о населении- тематические карты населении, получившие распространение с сер. 19 в. Среди них в 70-80 х гг. 20 в. наиболее важны: карты размещения и расселения нас. (численности, плотности, потенциала поля расселения, типов поселений, типов расселения и др.); карты демографических характеристик (состава и воспроизводства населения, миграций и др.); этнографические и антропологические карты (народов, нац. культур и быта, рас. антропометрические характеристики и др.); карты социально-экономического характеристик (социального положения, уровня жизни, трудовых ресурсов и их использования и др.). Впервые метод стал использоваться представителями диффузионисткого направления в этнологии в конце 19в., когда они графически хотели представить распространение того или иного элемента материальной культуры, но как один из ключевых методов анализа метод картографирования использовали представители школы Ф. Боаса, составляя этнографические атласы по культурам северо-американских индейцев. Картам свойственно использование особой знаковой системы, выступающей в виде картографических способов изображения, из которых на тематических картах населения применяются главным образом значки, картодиаграммы, картограммы, точечный способ, ареалы, качественный фон, изолинии, знаки движения, избираемые в зависимости от существа и пространств, свойств отображаемых показателей (объектов), принятых единиц картографирования, характера исходных материалов, масштаба и назначения карты.
Для создания тематических карт населения используются разнообразные источники, из которых главными являются материалы демографической статистики, поставляющие основное содержание этим картам, и общегеографические карты, обеспечивающие территориальную локализацию этого содержания, а также ряд геогр. характеристик нас. и его расселения. Наиболее полное картографическое отображение получили материалы переписей населения в 1959 и особенно 1970 в виде отд. карт СССР и его регионов (среди них особую ценность представляют детальные карты людности поселений); карт населения, комплексных географических атласов ряда республик, краёв и областей; серий тематических карт и др. Картографирование населения получило значительное распространение и в зарубежных странах (по международной программе т. н. карты населения мира в масштабе 1:1 000 000) в комплексных национальных и региональных атласах, в атласах городов, в тематических атласах населения и пр.
Возможные методы использования карт для изучения населения: визуальный анализ; графические приемы (например, построение профилей населенности территории); картометрические работы (например, измерение координат насел. пунктов по карте людности поселений, расстояний между насел. пунктами, расчет их густоты, равномерности сети поселений и др.); математико-статистический анализ (например, закономерностей распределения поселений по людности, корреляция связей нас. и расселения); математические моделирование (создание по картам пространств, математические моделей и их исследование); переработка картографические изображения с построением производных карт (например, построение на основе карты людности поселений карт плотности населения, густоты поселений и др.).
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (405)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |