ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Ознакомление с историей развития науки в общем социокультурном контексте, во взаимосвязи со всеми компонентами культуры, осмысление истории науки, понимание как естественноисторического процесса.
Осмысление истории науки не только как познавательной, но
и поучительной, в переплетении истины и заблуждений, удач и неудач.
Обучение будущего учёного методологии научного исследования
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
В соответствии со структурой учебного плана по направлению подготовки 033000 Культурология и профилю подготовки Прикладная культурология, «История науки » входит в состав обязательных дисциплин части гуманитарного цикла.
Дисциплины, необходимые для освоения данной учебной дисциплины:
– История;
– Философия;
– Культурология;
– Философия культуры.
В начале освоения дисциплины «История науки» студент должен:
1) Знать:
| историю культуры, философию, философию культуры в пределах университетской программ.
|
2) Уметь:
| составлять конспекты изучаемого материала, связно и последовательно излагать его
|
3) Владеть:
| навыками работы с компьютером, поиска материала в интернете
|
Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
|
ОК-1
| способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
|
ОК-2
| способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;
|
ОК-6
| способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;
|
ПК-1
| способность использовать знание фундаментальных наук в своей научно-исследовательской и научно-практической деятельности;
|
ПК-4
| способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований (в соответствии с целями ООП магистратуры) и решать их с помощью свободно выбираемых теорий и методов, информационных технологий с использованием мирового опыта;
|
ПК-5
| способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; свободным владением методами обработки, анализа и синтеза информации;
|
ПК-6
| готовность представлять результаты исследования в формах научных отчетов, рефератов, обзоров, аналитических карт, докладов, статей; составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (в соответствии с целями ООП магистратуры);
|
ПК-7
| готовность к использованию современного знания о культуре в организационно-управленческой работе;
|
ПК-8
| способность строить межличностные и межкультурные коммуникации; владением навыками и приемами профессионального общения;
|
ПК-10
| способность рассчитывать и оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;
|
ПК-12
| способностью строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений; формулировать проектно-технические задания; готовность пользоваться нормативными документами, определяющими параметры проведения работ в сферах социокультурной деятельности (в соответствии с целями ООП магистратуры);
|
ПК-13
| готовность к экспертно-консультационной работе (в соответствии с целями ООП магистратуры);
|
ПК-14
| способность применять в практической производственной деятельности профессиональные знания теории и методов социокультурных исследований;
|
ПК-15
| способность свободно пользоваться современными методами обработки и интерпретации комплексной информации (в соответствии с профилем ООП магистратуры) для решения научных и практических задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности;
|
ПК-16
| способность использовать современные компьютерные сети, программные продукты и ресурсы Интернет для решения задач профессиональной деятельности;
|
ПК-17
| способность выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (в соответствии с целями ООП магистратуры);
|
ПК-18
| способность к реализации направлений государственной культурной политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия;
|
ПК-22
| готовность к педагогической и воспитательной деятельности в государственных и негосударственных образовательных учреждениях и организациях;
|
ПК-24
| способность к педагогическому и учебно-методическому осуществлению учебного процесса, к разработке и использованию новых методик и инновационных форм учебной работы;
|
ПК-25
| готовность к планированию и реализации образовательно-воспитательной работы; владеет навыками разработки образовательных программ - стремление к саморазвитию, повышение своей квалифи– способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;– способность представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры.
|
В результате изучения дисциплины студент должен:
1) Знать:
| · место науки в общественном развитии;
· взаимосвязь науки с компонентами культуры, материальной и духовной;
· взаимосвязь и взаимообусловленность фундаментальной и прикладной науки;
· закономерности научного познания;
· основные вехи научного познания и понимать преемственность в его развитии;
· особенности, тенденции и противоречия современного научного познания и отношения к науке;
· роль личности в развитии научного познания;
|
2) Уметь:
| · производить анализ (case-studies) конкретных ситуаций в истории науки;
· использовать средства логического анализа при решении исследовательских и прикладных задач;
· критически осмысливать историю науки и делать из неё выводы;
· формулировать выводы мировоззренческого характера, обобщать наблюдаемые явления в области развития науки и управления наукой;
· гуманитарно, толерантно воспринимать различия в парадигмах научного исследования, понимать их социокультурную обусловленность;
· выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития;
· квалифицированно использовать методы эмпирических исследований.
· применять теорию и методический инструментарий к анализу проблем и процессов социокультурного, психологического и духовно-антропологического содержания;
|
3) Владеть:
| · способами прогнозирования социокультурных процессов применительно к развитию науки;
· способами воздействия на социокультурные процессы, прежде всего через формирование научного мышления и научного мировоззрения молодёжи;
· развитым внутренним чувством контроля, чувством социальной и нравственной ответственности человека перед собой и обществом; уважением к историческому наследию и культурным традициям. Развитым когнитивным, метакогнитивным, интенциональным контролем, нравственным, духовным контролем и мировоззренческой рефлексией;
· теоретическими, методологическими и общефилософскими основами научного исследования, его методикой и техникой;
· когнитивными качествами: рассудительностью, критичностью, идейностью, убежденностью, категориальным анализом, социальной зрелостью, общекультурными и профессиональными взглядами, социопрофессиональными ценностями, интеллектуальной, коммуникативной и социально-психологической и духовной компетентностью;
· культурой коммуникации с научно-исследовательскими учреждениями и информационно-аналитическими службами по обмену информацией в анализе духовной сферы общества. Профессионально-личностными особенностями: общекультурными и профессиональными взглядами на основы духовной жизни человека и общества;
· культурой коммуникации с научно-исследовательскими учреждениями и учёными;
· знаниями передовых научных достижений в целом и в избранной специальности;
· педагогическими способностями, навыками педагогической деятельности, этикой педагогической работы. Идейностью, убежденностью, системностью мышления, категориальным анализом, социальной зрелостью личности.
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. Тематический план дисциплины..................................................4
2. Лекционные занятия......................................................................5
3. Семинарские занятия...................................................................13
4. Вопросы к экзамену.....................................................................20
5. Вопросы для проверки знаний....................................................22
6. Список литературы......................................................................24
7. Приложение..................................................................................26
ПРОГРАММА
по курсу «История науки»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
№
| Название
| Часы
|
Лекционные занятия
|
| ТЕМА 1. Основы теории науки.
|
|
| Лекция №1. Сущность, основные функции и предмет науки.
|
|
| Лекция №2. Методология и методы науки.
|
|
| ТЕМА 2. Наука древнего Востока.
|
|
| Лекция №3. Научные знания в Древнем Египте и Вавилоне.
|
|
| Лекция №4. Развитие науки в Индии и Китае.
|
|
| ТЕМА 3. Зарождение и развитие античной науки.
|
|
| Лекция №5. Наука в Древней Греции.
|
|
| Лекция №6. Наука в Древнем Риме.
|
|
| ТЕМА 4. Научные основы средневековья.
|
|
| Лекция №7. Западно-европейская схоластика и христианство.
|
|
| Лекция №8. Наука в странах Арабского Востока (VII -X вв.).
|
|
| ТЕМА 5. Наука Нового времени.
|
|
| Лекция №9. Наука Эпохи Провсвещения.
|
|
| Лекция №10. Классическая наука XIX века.
|
|
| ТЕМА 6. Наука ХХ века.
|
|
| Лекция №11. Достижения европейской науки ХХ века.
|
|
| Лекция №12. Развитие науки в Америке и Азии.
|
|
| ТЕМА 7. Развитие русской науки.
|
|
| Лекция №13. Михаил Ломоносов и Российская наука.
|
|
| Лекция №14. Наука в России XVIII и XIX веках.
|
|
| Лекция №15. Наука советского периода: становление и развитие.
|
|
Семинарские занятия
|
| Методы научных исследований и их использование в современной науке.
|
|
| Наука древнего мира и традиционного Востока.
|
|
| Средневековая наука.
|
|
| Наука Нового времени.
|
|
| Наука Новейшего времени.
|
|
| Развитие русской науки.
|
|
| Наука и техника: взаимообусовленность развития.
|
|
| Наука и религия.
|
|
| Современная наука: основные направления развития.
|
|
| Наука в контексте культуры.
|
|
Итого:лекций – 30 часов, семинаров – 20 часов
|
ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА 1. Основы теории науки
Лекция № 1. Сущность, основные функции и предмет науки.
Наука как форма общественного сознания, способ освоения мира. Научная картина мира. Познавательная, информационная и воспитательная функции науки. Истина как высшая ценность науки. Естественные, общественные и технические науки. Фундаментальные науки, цель прикладных наук. Основные этапы развития научного знания.
Литература:
Бурмистров С.К. Радость познания. Тверь, НГПТ «ГЕРС», 1993, 191с.
Маркова А.Н. Культурология. - М., 1995.
Багдасарьян Н.Г. Культурология. - М., 1998.