Методические рекомендации по практической части
Учебного модуля «Философия Древнего Востока» Рекомендуемые формы практических занятий Проблемный семинар Проведение семинаров с использованием проблемной ситуации ставит целью увеличить способы активного постижения учебного материала, что позволяет в итоге повысить мотивацию обучения студентов. Проблемный семинар рекомендуется при освоении следующих тем учебного модуля «Философия Древнего Востока»:
Тема 3. «Восток – Запад»: история и суть проблемы Вопросы для обсуждения: 1. Понятия «Восток» и «Запад». 2. Многомерность проблемы соотношения Востока – Запада; ее различные аспекты и измерения: территориально-географический, экономический, политический, культурологический, религиозный. 3. Отражение данной проблемы в истории философии и культуры: в русской философии, в контексте христианства, в западной философии ХIХ-ХХ вв. 4. Современное состояние проблемы «Восток – Запад» в условиях глобализации. 5. Компаративистская философия в поисках преодоления оппозиции «Восток-Запад».
Литература:
Тема 5. Специфика процессов возникновения философского знания в древних культурах Востока и Запада Вопросы для обсуждения: 1. Особенности цивилизаций Древнего Востока. 2. Экономические, социальные и политические условия возникновения предфилософии в полосе древних цивилизаций. 3. Особенности генезиса философии на Востоке и на Западе. 4. Специфика древневосточной философии – традиционализм, тесная связь с мифологическим сознанием, неразвитость рационально- логической компоненты.
Литература
3.1.2. Анализ источника Семинарское занятие, проведенные с использованием технологии анализа источника, позволяет студентам тренироваться на практике решать поставленные задачи, формировать необходимые навыки и умения. Студенты в рамках освоения модуля «Философия Древнего Востока» учатся рассматривать и оценивать конкретную информацию, научный текст, анализировать его, обобщать научную информацию, обрабатывать и представлять итоги этой работы перед аудиторией, развивая навыки преподавательской деятельности. Группа студентов (4-5 чел) заранее выбирает для каждого занятия один из предложенных источников и готовит сообщение. Литературу используют все участники семинарского занятия, вне зависимости от выбранного источника. Тема модуля 4. Философия Древнего Китая. Занятие 1. Вопросы для обсуждения: 1. Особенности истории и культуры Древнего Китая и их отражение в древнекитайской философии. 2. Специфика древнекитайской предфилософии. 3. Китайская натурфилософия. Учение об инь и ян, концепция ци, теория пяти «первоэлементов».
Источники:
Литература:
Занятие 2. Вопросы для обсуждения: 1. Конфуцианство. Конфуций и образ мудреца в китайской традиции. 2. Основополагающие «категории» конфуцианского учения – гуманность, человеколюбие (жэнь) и благопристойность, соблюдение ритуала (ли). 3. Концепция «исправления имен» (чжэнмин). 4. Учение о «благородном муже» (цзюньцзы) и принципах управления государством в трактатах «Лунь юй» и «Лицзи».
Источники:
Литература:
Занятие 3.
Вопросы для обсуждения: 1. Легисты («законники») и их учение о приоритете принципа фа (закон). Легисты об управлении обществом и государством. 2. Мо цзы и моисты. Основные направления критики конфуцианства в моизме. 3. Учение моистов о воле и значении Неба. 4. Теория познания и логика моистов. Источники: Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. М., 1972- 1973.
Литература:
Занятие 4.
Вопросы для обсуждения: 1. Философский даосизм, его место в даосской традиции. 2. Конфуцианское и даосское понимание Дао: сравнительный анализ. Дао и дэ. 2. Принцип «недеяния» (у-вэй) в даосизме
Источники:
1973.
Литература:
СПб., 1993.
Тема модуля 5 Философия Древней Индии Занятие 1. Вопросы для обсуждения:
1.Особенности истории и культуры Древней Индии и их отражение в древнеиндийской философии. 2. Древнеиндийская мифология и ее ключевые представления. 3.Веды и их состав. Переход от мифологии к философии. 4. Формирование категориально-понятийного аппарата древнеиндийской философии в Упанишадах.
Источники:
Литература:
Занятие 2.
Вопросы для обсуждения: 1. Основные школы индийской философии: астика и настика. 2. Джайнизм: предыстория и основы мировоззрения. 3. Критика Вед и ведийских авторитетов в школе чарвака (локаята). 4. Буддизм: религиозная доктрина и философия. Возникновение буддизма. Сиддхартха Гаутама. 5. Первоначальный буддизм. Главный закон жизни и четыре «благородных истины». 6. «Восьмеричный путь» освобождения от страданий и нирвана в буддизме. 7. Ведущие философские школы Хинаяны и Махаяны.
Источники: Буддизм в переводах: Альманах. Вып. 2. СПб.,1993. Восток-Запад: Исследования. Переводы. Публикации. Вып. 4, М., 1989.
Литература:
Занятие 3.
Вопросы для обсуждения: 1. Традиция «Упанишад» и формирование на ее базе онтологической и грамматической концепций школы веданта. 2. Классификация категорий и космологическая доктрина школы санкхья. 3. Специфика индийской философии.
Источники: Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч.1-2. М., 1987.
Литература:
· Семенов Н.С. Философские традиции Востока. Минск, 2004.__
Доклад-презентация. При проведении ряда семинаров рекомендуется использовать итоги углубленной работы студентов над отдельными темами, в общем виде освещенными на лекциях. При организации учебного процесса для освоения модуля «Философия Древнего Востока» этот тип образовательной технологии рекомендуется использовать для преподавания тем, имеющих важное значение для глубокого философского осмысления ключевых проблем философии. Доклады рекомендуется представлять в виде презентации, сделанной с помощью программы POWER POINT. Семинар такого рода состоит из двух основных этапов: доклад с презентацией и затем последующее обсуждение докладов с преподавателем и студенческой аудиторией. В процессе обсуждения выявляются наиболее сильные и слабые стороны подготовленных докладов, общим мнением выбираются самые результативные из представленных презентаций. Для доклада студенту предоставляется 10-15 минут. Рекомендуемый размер презентации: 10-15 слайдов.
Данную форму семинарского занятия рекомендуется использовать в рамках освоения Темы № 6. Сравнительный анализ основных парадигмальных установок древневосточной и античной философии. Темы для докладов: 1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада. 2. Актуальность изучения философии Древнего Востока в современном социокультурном контексте. 3. Особенности развития философии древнего мира Запада и Востока. Различия в проблематике. 4. Древний Восток как парадигма мышления. Интегративные характеристики древневосточных культур. 5. Религиозно-философские учения Древнего Востока. Общая характеристика. 6. Этическая компонента философии Древнего Востока. Добро и зло как смыслополагающие категории мировоззрения. 7. Понятие древности и его интерпретации в философии Востока. 8. Проблема передачи философских знаний в древнем мире. Восточная специфика. 9. Взаимоотношения элиты и массы как одна из социально-философских проблем Древнего Востока. 10. Космогонические мифы и их роль в философии Древнего Востока. 11. Философские воззрения древних египтян. Общая характеристика. 12. Философская мысль древнего Египта о материальной первооснове мира. 13. Философский скептицизм древнего Египта. 14. Смерть и бессмертие как основные философские проблемы древних Египта и Месопотамии. 15. «Книга мёртвых» как философский источник. Аналогия египетской и тибетской версий. 16. Философские взгляды жителей древней Месопотамии. 17. Религиозно-философские особенности зороастризма. 18. Религиозно-философские течения древней Индии. 19. Ведийская мифология как протофилософия. 20. «Веды» как религиозно-философский источник. Обзор основных книг. 21. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории (неортодоксальные системы: буддизм и джайнизм; шесть наиболее влиятельных классических ортодоксальных систем это – нъяйя и вайшешика, санкхъя и йога, веданта и миманса). 22. Философские искания Сиддхартхи Гаутамы. Выбор «срединного пути». 23. Буддизм как диалектика традиционализма и критического подхода к социальной реальности. 24. Учение о 4-х «благородных истинах» буддизма. 25. Буддийская концепция нирваны. 26. Понятия «кармы» и «сансары» в буддизме. 27. «Три учения» (сань цзяо) древнего Китая, их общие и специфические черты (буддизм, даосизм, конфуцианство). 28. Шесть основных философских школ Древнего Китая (конфуцианство, моизм, школа Закона (легизм), даосизм, школа «Инь-Ян» (натурфилософы), школа имён). 29. Не-деяние (у-вэй) как философская категория даосов. 30. «Книга Пути и Благодати» («Дао Дэ Цзин»). Анализ источника. 31. «Философия Пути» в китайском искусстве. 32. Взаимодействие начал Инь и Ян. Идея Великого Предела – Тайцзи. 33. Концепция бессмертия у даосов. 34. Философское значение древнекитайской «И-цзин» (Книги Перемен). 35. Этическая проблематика Конфуция. Общая характеристика. 36. «Беседы и суждения» («Лунь юй») Конфуция как памятник древнекитайской философии. Структура, основные темы и идеи произведения. 37. Идеологическая полемика конфуцианства и легизма. 38. Специфика идеологических построений Школы Закона. Общая характеристика. 39. Идеи основных представителей легизма: Шэнь Бухай, Гуань Чжун, Шан Ян, Вэй Ляо-цзы. Общие и специфические черты. 40. Роль и значение неоконфуцианства в китайской культуре. Идеи «пятерых учителей эпохи Сун» (Чжоу Дуньи, Шао Юн, Чжан Цзай, Чэн Хао и Чэн И) и их дальнейшее развитие. 41. Влияние древнекитайской философии на культуры Кореи, Вьетнама и Японии. 42. Личность Бодхидхармы и её значение для восточной философии. 43. Дзэн как практическая философия духа. Основные характеристики Учения. 44. Культурная преемственность философских идей в странах Юго-Восточной Азии. 45. Влияние дзэн-буддизма на традиционные культуры Востока и инновационные культуры Запада. 46. Философские идеи японского синтоизма. 47. «Кодзики» и «Нихонги» как философско-мифологические источники. 48. «Общество и личность» как социально-философская проблема древневосточных культур. «Политика забивания гвоздей». 49. Проблема восточного этноцентризма. Анализ на основе первоисточников. 50. Диалектика религии и философии на Востоке. Союз интуиции и логики.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (395)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |