Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребительское равновесие



2016-09-16 2479 Обсуждений (0)
Потребительское равновесие 4.33 из 5.00 3 оценки




Каждый потребитель живет в рамках определенного бюджета и стремится так распоряжаться деньгами, чтобы иметь максимальное удовлетворение от любого набора товаров. Рассмотрим пример[4].

В ресторане кусок пиццы стоит 20 руб., а стакан содовой воды - 10 руб. Мы можем позволить себе потратить на завтрак 100 руб. Что заказать? Необходимо получить максимальную полезность. Можно потратить все деньги только на 5 кусков пиццы или только на 10 стаканов содовой. Возможно, огромного удовлетворения от пятого куска пиццы мы не получим и откажемся от него в пользу двух стаканов содовой, чтобы запить первые четыре куска. Поступив так, мы увеличим полученную общую полезность: первые два стакана содовой принесут немалое удовлетворение, тогда как последний кусок пиццы - лишь небольшое. Но если отказаться и от четвертого куска пиццы в пользу содовой, предельная полезность пиццы будет возрастать, а содовой - падать.

В конце концов, мы находим количество пиццы и содовой, которое позволяет получить максимальное удовлетворение в рамках ограниченного бюджета, т.е. определяем точку потребительского равновесия, или максимальной полезности.

Потребительское равновесие (максимальная полезность) - точка в потреблении в рамках заданного бюджета, когда общую полезность нельзя увеличить и потребитель перестает создавать новые комбинации в своем потреблении.

Точка потребительского равновесия достигнута тогда, когда предельная полезность, получаемая потребителем в расчете на каждый рубль стоимости одного блага, стала равна предельной полезности, получаемой потребителем на каждый рубль стоимости другого блага. Иначе такую точку можно определить как отношение предельной полезности к цене, которое должно быть одинаковым для всех благ. Данное определение можно описать формулой

Предельная полезность блага А / Цена блага А =

- Предельная полезность блага В / Цена блага В =

= Предельная полезность блага С / Цена блага С.

В таком равенстве проявляется действие закона равных предельных полезностей: товар пользуется особым спросом, пока предельная полезность, приходящаяся на одну денежную единицу, не станет равной предельной полезности других товаров на одну затраченную денежную единицу.

Бюджетные ограничения

Бюджетное ограничение - рамки, ограничивающие потребителя: только в их пределах потребитель может создавать комбинации благ, которые он может купить, исходя из своего дохода.

Пример.Студент колледжа получает стипендию 1000 руб. Допустим, что он собирается потратить ее на обеды в буфете и на дискотеку. Обед в буфете стоит 40 руб., а вход на дискотеку- 100руб. Если студент потратит деньги только на обеды, он сможет обедать 25 дней, а если только на дискотеку, ему хватит стипендии на 10 посещений. Альтернативная стоимость одного посещения дискотеки равна 2,5 обеда.

Кривые безразличия

Предпочтения потребителя на рынке меняются постоянно, но все Равно в его поведении часто встречаются повторяющиеся моменты. Такие повторения связаны с выбором товаров. Главное для нас - Удовлетворить потребности. На рынке существует великое множество товаров, а бюджет потребителя всегда имеет пределы. Мы часто пользуемся различными наборами товаров, удовлетворяющими наши потребности с одинаковым уровнем полезности.

В зависимости от обстоятельств мы можем приобрести 7 пирожков и 4 стакана сока или 4 пирожка и 6 стаканов сока, но оба набора при потреблении будут обладать одинаковой полезностью.

Потребительские предпочтения можно численно измерить, а следовательно, изобразить графически.

Кривые безразличия показывают множество потребительских пар товаров, выбор среди которых для потребителя безразличен. Иначе говоря, кривая безразличия описывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающих одинаковый уровень полезности.

Используя пример с пирожками и соком, составим таблицу наборов.

Набор Сок, стаканов Пирожки, шт.
А
В
С
D

 

На основании таблицы построим кривую безразличия (рис. 17).

Рис. 17.Кривая безразличия

 

На кривой обозначены четыре равно полезные комбинации двух благ в точках А, В, С, D. Данные комбинации дают потребителю одинаковое общее удовлетворение, и он может легко поменять наборы. Полезность, которую он теряет (7 пирожков и 4 стакана сока или 4 пирожка и 6 стаканов сока) от сокращения потребления пирожков (с 7 до 4), компенсируется пользой от дополнительного потребления другого продукта (сока).

Следовательно, любая точка, находящаяся на кривой безразличия, дает определенные комбинации товаров с равной полезностью в рамках бюджета потребителя.

Набор кривых безразличия и одной пары благ для одного потребителя образует карту безразличия (рис. 18).

Рис. 18.Карта безразличия

 

Любая точка на кривой U4 по сравнению с U1 - U3 обеспечивает потребителю большую полезность. Перемещение точки из А1 в А2 и далее в А3 и А4 возможно только при условии определенного материального подкрепления, т. е. возможности увеличить потребление тех или иных продуктов. На рис. 18 товар Y остается неизменным по количеству, но происходит увеличение в потреблении товара X. При движении условной точки А на кривых U1, U2, U3 и U4 полезность останется без изменения, но меняется структура потребления (Y< Х или Х< Y) и спрос.

Переход с U1 в U2, U3 и U4 возможен при росте дохода или снижении цен.

Для оценки возможности потребителя вводится бюджетная линия. Она показывает возможности потребителя в различных комбинациях двух товаров, которые он может приобрести с учетом своего дохода и уровня рыночных цен (рис. 19).

Совместим в одной системе координат кривые безразличия и бюджетную линию (рис. 20). Двигаясь от U1 к U2 и U3, потребитель стремится увеличить потребление и, следовательно, увеличить полезность. Но потратить больше бюджета он не может. Следовательно, Наиболее рациональный набор товаров - в точке А, где бюджетная линия касается кривой безразличия.

Рис. 19.Бюджетная линия

Рис. 20.Совмещение кривых безразличия и бюджетной линии

В точках С и D, где бюджетная линия пересекается с кривой U1, набор продуктов для потребителя менее рациональный.

Равновесие потребителя - оптимальная комбинация из двух товаров, создаваемая потребителем при заданных ценах и уровне дохода. Любой отход от равновесия означает потерю полезности.

Рассматривая кривые безразличия и линию дохода, мы выходим на понятия «эффект дохода» и «эффект замены».

Эффект дохода. Если произошло снижение цен на один из парных товаров, то происходит увеличение реального дохода и потребитель имеет возможность приобрести прежний оптимальный набор товаров, но за меньшую сумму денег, а на сэкономленные средства увеличить закупки обоих видов (либо иных) благ.

При повышении цены на один из парных товаров покупатель снизит его потребление, но увеличит потребление другого, поскольку первый относительно подорожал, а второй относительно подешевел. Такое явление называют эффектом замещения.

Вопросы для повторения

1. Что такое полезность? Какова взаимосвязь полезности, спроса и предложения?

2. Опишите потребительское равновесие как основу поведения потребителя.

3. Расскажите о кривых безразличия.

4. Что такое бюджетное ограничение? Эффект дохода и эффект замещения?



2016-09-16 2479 Обсуждений (0)
Потребительское равновесие 4.33 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Потребительское равновесие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2479)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)