Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Распределение доходов, социальная помощь и бедность



2016-09-16 1262 Обсуждений (0)
Распределение доходов, социальная помощь и бедность 0.00 из 5.00 0 оценок




Виды и принципы распределения в рыночной экономике. Неравенство доходов. Способы измерения неравенства (кривая О. М. Лоренца). Соотношение между равенством доходов и эффективностью. Проблема бедности. Границы и формы участия государства в перераспределении доходов. Средства и механизм социальной защиты.

Конечной целью функционирования рыночной экономики является достижение определенного уровня жизни, который создает нормальные условия для достойной жизни человека.

В. Леонтьев писал, что если бы все члены общества имели равные возможности выбора и принятия решений, если бы все были одновременно наемными работниками и нанимателями, сберегателями и инвесторами, фермерами и горожанами, проблема распределения могла бы не возникать.

Распределение доходов происходит на двух уровнях:

1) функциональное распределение доходов, т. е. плата за труд, рента, дивиденд, процент, торговая прибыль, предпринимательский доход;

2) личное распределение дохода, т. е. весь денежный доход общества делится между отдельными домохозяйствами, исходя из вклада каждого в создание этого дохода. Отсюда - распределение дохода между отдельными группами населения происходит неравномерно.

Рассмотрим некоторые узловые понятия.

Уровень жизни - это обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, степень удовлетворения людей физиологическими, социальными и духовными потребностями.

Уровень жизни - это характеристика благополучия и бедности людей в системе рыночных отношений.

Для характеристики уровня жизни используются показатели: уровень реальной заработной платы; располагаемый доход; уровень бедности, который отражает уровень дохода, находящегося ниже прожиточного минимума населения; реальное потребление продуктов питания в расчете на душу населения; объем продаж во всех формах торговли в расчете на душу населения; объем всех видов платных услуг (бытовых, транспортных, жилищно-коммунальных и т. д.) в расчете надушу населения; жилищные условия, прежде всего жилая площадь надушу населения или на одну среднестатистическую семью; уровень и качество образования, возможности доступа к культуре: библиотекам, клубам, музеям, театрам и т. д., уровень и качество медицинского обслуживания, оказываемого всей системой здравоохранения, система и качество отдыха, бытового и сервисного обслуживания, экологические условия, защищенность населения от криминала и т. д.

В мировой практике используется агрегированный показатель уровня жизни.

ИЧР - индекс человеческого развития, который включает в себя:

а) доход на душу населения;

б) уровень образования;

в) продолжительность жизни.

Для характеристики реального уровня жизни используется показатель потребительская корзина, т.е. набор благ и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека, выраженный в реальных ценах. Потребительская корзина является основой расчета минимального потребительского бюджета.

Уровень потребления различается на:

1) минимальный уровень потребления (прожиточный минимум) - уровень потребления благ, уменьшение которого не будет обеспечивать воспроизводство рабочей силы, т. е. это уровень бедности, за пределами которого наступает вырождение нации как физическое, так и интеллектуальное (деградация);

2) рациональный уровень потребления, т.е. уровень потребления, который в количестве и сбалансированности наиболее благоприятен для человека в данных условиях.

Уровень жизни можно рассматривать как для всего населения в целом, так и для отдельно взятых групп.

В мировой практике показателем уровня жизни являются ВВП на душу населения.

В условиях свободного рынка система распределения доходов происходит без вмешательства государства.

Есть понятие «справедливые доходы», т. е. полученные в результате конкуренции на основе спроса и предложения, а также в результате предельной производительности факторов.

Экономическая система рынка не дает гарантированного уровня благосостояния каждому, все зависит от индивида. Люди с низкой квалификацией, спрос на которую невелик, имеют низкий доход, люди с высокой квалификацией и образованием имеют высокие доходы.

В условиях современного общества государство не может не реагировать на появление бедности в стране. Государственная политика в доходах заключается в перераспределении доходов между слоями населения через государственный бюджет. В данном случае не стоит вопрос в уравнивании всех граждан в используемых доходах - это было бы социально несправедливо. Главное для государства - ослабление социальной напряженности, создание условий для нормального воспроизводства рабочей силы. Основными инструментами государства в этом вопросе выступают:

1) дифференцированное налогообложение различных групп - получателей дохода;

2) социальные выплаты и бесплатные услуги, оказываемые малоимущему населению за счет центрального и местного бюджетов.

Но возможности государства в перераспределении доходов ограничены бюджетом.

Увеличение социальных расходов, выходящих за рамки бюджета может привести к росту бюджетного дефицита и инфляции в стране.

Основным источником дохода для многих граждан является заработная плата. Государство, вмешиваясь в первичное распределение денежных доходов, по согласованию с профсоюзами устанавливает нижний и верхний пределы номинальной заработной платы. Определение предела заработной платы влияет на совокупный спрос (< >) и на изменение издержек производства (< >). Снижение издержек производства сказывается на конкурентоспособности продукции, на увеличении инвестирования и т. д. Контроль за заработной платой является мощным сдерживающим фактором инфляции.

Пределы в заработной плате особо жестко соблюдаются в государственных бюджетных организациях, что дает возможность бороться с бюджетным дефицитом.

В частном секторе особенно крупные корпорации нередко не считаются с правительственными ограничениями и устанавливают свои ставки оплаты труда.

В современном мире одним из эффективных методов влияния государства на величину заработной платы является гарантированная минимальная ставка.

Минимальная ставка является отправным моментом для формирования заработной платы рабочих и служащих, особенно это важно для малоквалифицированных работников, молодежи, женщин, иммигрантов.

В условиях инфляции государство берет на себя обязательство через определенный срок увеличивать номинальную заработную плату на процент инфляции, таким образом, делается попытка сохранить реальную зарплату, пенсии, стипендии и др. пособия.

В своем большинстве индексация распространяется на работников бюджетной сферы. В частном секторе работники предпочитают увеличивать свою заработную плату при пересмотре коллективных договоров.

В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, на пенсии, стипендии и пособия.

Заработная плата работников частного сектора должна регулироваться через изменение минимальной заработной платы.

Индексация доходов имеет не только позитивное, но и негативное значение. Уменьшение разрывов в доходах низко- и высокооплачиваемых работников отрицательно сказывается на напряженности труда. Кроме того, во время инфляции денег в обращении и так много, и Увеличение денежной массы, как правило, ведет к росту цен и, следовательно, к росту инфляции.

В силу этого многие государства Западной Европы отказываются от постоянной индексации, переходят на эпизодическую, т. е. только в том случае, если цены перешли определенный правительственный

Порог.

Для определения неравенства в доходах между различными группами населения используется кривая Лоренца («лук Лоренца»). На рис. 33 по горизонтали отложены группы населения в процентах, по вертикали - проценты дохода, получаемые этими группами. При этом условии 20 % населения получали бы 20 % доходов, 40 % населения - 40 % дохода и т. д,

Рис. 33. Кривая Лоренца («лук Лоренца»).

 

При равном распределении зависимость выглядела бы в виде биссектрисы. При абсолютном неравенстве в распределении доходов все 100% доходов получил бы один человек (0Е). Но в реальной жизни нет ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства; настоящая картина распределения доходов в обществе отражена на кривой линии, прогнутой вниз. Точки А, В, С, D, Е показывают величину отклонения этой кривой от биссектрисы, т.е. степень неравенства в распределении доходов.

Если кривая будет выравниваться и приближаться к биссектрисе, то общество приближается к равенству в доходах и, как следствие, произойдет сокращение стимулов к труду и предпринимательству.

Если кривая уходит от биссектрисы очень далеко, то социальная справедливость нарушена, начинает возрастать социальная напряженность.

Мировая практика показывает, что предельно критическое соотношение дохода 10 % самых богатых и 10 % самых бедных групп населения не должно превышать 10 : 1. В России это отношение в 2004 г. составило 15: 1, т. е. на пять пунктов выше мирового стандарта. Сегодня независимые эксперты считают, что на самом деле разрыв еще больше - в 18-20 раз. Высокий уровень неравенства доходов крайне негативно отражается на экономическом развитии страны. В сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем и т. п. многие граждане России сталкиваются со значительными трудностями, и это, вне всякого сомнения, ухудшает социальную атмосферу. Сравнительно большая доля населения (22 %) находится за чертой бедности, что отрицательно сказывается на общественном поведении людей, вызывает рост преступности. Высокий уровень неравенства доходов, расслоение на богатых и бедных, малая доля населения со средним достатком могут угрожать политической стабильности в стране. Политическая нестабильность отрицательно влияет на внешнеэкономические связи. Так, в 2009 г. по сравнению с 2008г. поступление иностранных инвестиций сократилось на 21%. Наблюдается рост вывоза денег за границу, вложение их в зарубежную экономику и иностранные объекты недвижимости. Сегодня страна решает огромное количество сложных и очень важных экономических задач, таких как выход из экономического кризиса и подъем жизненного уровня.

Вопросы для повторения

1. Основные виды и принципы распределения в рыночной экономике.

2. Неравенство доходов и способы изменения неравенства.

3. Проблемы бедности и роль государства в перераспределении доходов.

4. Социальная защита, средства и механизмы.



2016-09-16 1262 Обсуждений (0)
Распределение доходов, социальная помощь и бедность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Распределение доходов, социальная помощь и бедность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)