Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Бюджетно-налоговая политика и финансовая система. Бюджетный дефицит



2016-09-16 1274 Обсуждений (0)
Бюджетно-налоговая политика и финансовая система. Бюджетный дефицит 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственный бюджет, функции, составные части (доход, расход). Бюджетный дефицит. Финансы, функции финансов. Финансовая система. Налоги. Формы налоговых ставок. Прямые и косвенные налоги. Кривая Лаффера.

Государственный бюджет - часть национального дохода, подлежащая распределению, или денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами. Юридические и физические лица, выплачивая ежегодные налоги, создают доходную часть бюджета. Расходная часть бюджета распределяется на финансирование хозяйства, управление страной, оборону, культуру, образование, развитие науки и осуществление социальной политики.

Перераспределение бюджета зависит от потребностей общества на данном этапе развития. Бюджет составляет основу государственной финансовой системы.

Функции государственного бюджета:

распределительная: государство концентрирует в своих руках основные денежные доходы и распределяет их для удовлетворения потребностей общества;

контрольная: через систему формирования и использования денежных средств объективно отображаются все экономические процессы, происходящие в различных звеньях народного хозяйства.

Бюджет состоит из доходной и расходной частей.

Доходная часть формируется из налогов, государственных займов и целевых фондов.

Расходная часть распределяет бюджетные средства на выполнение государством его функций и на развитие экономики. Выделяются расходы на социальные нужды: социальные пособия, здравоохранение образование и т.д. Другие важные статьи расходов: на вооружение материальное обеспечение внешней политики, погашение внутреннего долга, субсидии и кредиты отдельным предприятиям промышленности, создание и реконструкцию объектов инфраструктуры и т. д.

Расходы государства влияют на спрос и предложение, инвестиции, конкурентоспособность отечественных товаров.

Государство расходует бюджетные средства исходя из ряда принципов.

1. Безвозвратные расходования не обязательно должны быть возвращены, но обязательно должны дать экономический эффект.

2. Целевое направление средств означает, что они направлены на конкретные цели: на конкретную коммерческую деятельность, в бюджетные организации (на заработную плату, текущее содержание организаций), на инвестиции.

3. Режим экономии предполагает затраты меньшие, чем результат, т.е. целесообразные расходы.

Государственные расходы дают мультипликационный эффект: первичное вложение в одну отрасль ведет к увеличению производства в других отраслях - срабатывает «принцип домино». Если государство увеличило инвестиции в жилищное строительство, последнее растет, стимулируя производство железобетонных панелей, в результате увеличивается производство бетона и металлической арматуры, для чего наращивают добычу минерального сырья и т.д. Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВВП вследствие приращения государственных расходов.

Мультипликатор исчисляется по формуле

где MKg - мультипликатор госрасходов.

 

Государственные расходы через мультипликационный эффект могут способствовать как увеличению, так и сокращению ВВП.

На ВВП влияют налоги. При росте налогов происходит сокращение располагаемого дохода юридических и физических лиц, что приводит к сокращению потребительских расходов, а следовательно, и спроса, что выражается в уменьшении ВВП.

Стремясь увеличить свои доходы, государство может проводить дискреционную фискальную политику, т. е. зависящую от решений правительства. Она приводит к частым изменениям в налогообложении, требующим корректировать правительственные программы расходов. Как правило, это отрицательно сказывается на занятости и социальных затратах, т. е. пенсиях, помощи малоимущим, расходах на медицину, образование и т. д.

К наиболее радикальным формам вывода экономики из кризиса относится политика встроенных стабилизаторов. К последним относится прогрессивная налоговая шкала, которая увеличивает или уменьшает налоги по мере изменения доходов. При росте ВВП растут доходы физических и юридических лиц, и вместе с ними растут налоги. В период высокой занятости рост налогов позволяет создать резервный фонд для выплаты пенсий в случае спада производства и увеличения безработицы. В дальнейшем выплачиваемые пособия способствуют поддержанию спроса, так же действуют и пособия малоимущим. Все, вместе взятое, не позволяет резко сократиться совокупному спросу.

Еще одно очень важное экономическое явление - бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит - сумма, на которую государственные расходы превосходят доходы. С середины прошлого века возрастает роль государства в различных сферах жизни. Правительства увеличивают расходы для покупки новой, более современной и более дорогой военной техники. Одновременно, чтобы снять социальную напряженность, растут затраты на содержание безработных, инвалидов, на образование, здравоохранение и т.д. Увеличение государственных расходов не компенсируется увеличением налоговых поступлений. Бюджетный дефицит стал хронической болезнью многих стран.

Накоплен определенный опыт борьбы с дефицитом бюджета, разработаны методы такой борьбы.

1. Займы. Государство выступает заемщиком финансовых ресурсов, для чего выпускает государственные займы (ценные бумаги). В ходе их размещения оно привлекает временно свободные денежные средства физических и юридических лиц. Но чтобы заинтересовать кредиторов, государство вынуждено платить по займам высокий процент, обслуживание государственного долга становится важной расходной статьей и увеличивает расходную часть бюджета.

2. Монетизация государственного долга. Центральный банк берет на учет казначейские обязательства и под них выпускает в обращение Дополнительную массу неотоваренных денег. Такой способ провоцирует инфляцию.

3. Эффект вытеснения. Когда государство начинает брать займы под высокие проценты, потенциальные инвесторы сокращают капитальные вложения и передают средства в ссуду государству, что вызывает их уход («вытеснение») с денежного рынка.

Государственные займы выпускают на различные сроки: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (3-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

При значительной инфляции возрастают краткосрочные задолженности. Если деньги очень быстро обесцениваются, инвесторы вкладывают деньги только на короткий срок, уменьшая риск их обесценивания.

Чтобы отложить время выплаты задолженности, применяется конверсия государственных займов, т. е. государство переводит свои краткосрочные обязательства в средне- и долгосрочные. Например, государство выкупает краткосрочные обязательства, одновременно предлагая долгосрочные под более высокий процент. Такие действия не способствуют экономической стабилизации, поскольку растут финансовые ставки - а следовательно, и долги, - но на какое-то время государство получает передышку. Возможно и другое решение: государство с согласия инвесторов обменивает свои краткосрочные обязательства на средне- и долгосрочные бумаги. Имея в руках весь аппарат управления долгом, казначейства имеют возможность привлекать огромные финансовые ресурсы.

Изучение бюджетного дефицита привело некоторых зарубежных экономистов к очень интересному выводу: борьба за бездефицитный бюджет бессмысленна. Они предлагают смириться с дефицитом, поскольку через 10-15 лет в процессе развития экономики расходная часть бюджета сравняется с доходной, а далее цикл повторится.

Государственная задолженность напрямую связана с денежным обращением и бюджетной политикой. Задолженность влияет на экономическую активность общества и, как следствие, на другие социальные процессы.

Рассматривая проблемы бюджета и государственного долга, мы говорим о внутреннем долге. Интернационализация хозяйственной деятельности привела к значительному развитию международного кредита. Государства получают кредиты от международных фондов, иностранных банков и отдельных компаний или других государств. Международный кредит дает возможность быстро привлечь финансовые ресурсы для развития частного сектора или покрытия внутреннего долга.

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Финансы - система отношений по поводу распределения и использования денежных средств. Смысл финансов - в организации движения денежных ресурсов и экономических связей между различными субъектами рыночной экономики (государство, юридические и физические лица).

Денежные отношения относят к финансовым только тогда, когда в процессе создания и реализации товаров создаются и реализуются денежные доходы: в таком случае движение денег приобретает некоторую самостоятельность.

Финансы проявляются в свойственных им функциях. Распределительная функция. Все распределение и перераспределение ВНП и НД между всеми участниками общественного производства, отраслями хозяйства, сферами материального производства и социально-культурной сферы, между отдельными регионами происходит через финансовую систему.

Данная функция проявляется в первичном распределении экономического блага и формировании первичных доходов различных сфер народного хозяйства после реализации блага. Распределительная функция охватывает все физические и юридические лица и действует на всех уровнях: от федерального до местного. После первичного распределения может возникнуть вторичное перераспределение, когда государство, получив какой-то доход, перераспределяет его через различные статьи бюджета. Подобное перераспределение может повторяться несколько раз, поскольку в процессе движения денег финансовые ресурсы меняют своих хозяев.

Контрольная функция проявляется в контроле над производством, распределением и обращением экономического продукта. Сюда входит контроль над своевременным поступлением финансовых ресурсов адресату.

Финансовая система - совокупность всех финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его политических и экономических функций. Это система форм и методов, влияющих на создание, распределение и реализацию денежных фондов как государства в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий, учреждений, организаций и домашних хозяйств). Финансовая система включает в себя:

государственные финансы - государственный бюджет, государственный кредит и внебюджетные фонды, региональные бюджеты всех уровней;

• финансы предприятий, учреждений и организаций - финансы предприятий, работающих на коммерческой основе, а также учреждений и организаций, занимающихся некоммерческой деятельностью;

• финансы системы кредитования - финансы банковской системы;

• финансы страховых компаний, включая финансы систем личного, социального и имущественного страхования.

После развала Советского Союза Россия строит финансовую систему на принципах фискального федерализма. Они предполагают следующее.

1. Бюджеты всех уровней экономически самостоятельны. Формирование бюджетов раздельное, но на общей нормативной базе. На каждом уровне власть утверждает и исполняет свой бюджет.

2. На основе государственного соглашения бюджеты различных уровней взаимодействуют между собой.

3. В каждом региональном бюджете для выполнения общих межрегиональных программ создаются целевые бюджетные фонды.

4. Каждый регион самостоятельно решает задачи по укреплению доходной части своего бюджета.

5. Ввиду неравномерности развития регионов действует система субвенций, компенсирующих недополученные доходы. Все субвенции носят строго целевой характер.

Такая финансовая система воспроизводит все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода, служит одним из важнейших регуляторов развития экономики России.

Важнейшее место среди источников поступлений в госбюджет занимают налоги.

Налоги - обязательные сборы с юридических и физических лии, взимаемые государством или местными органами власти на основе специального законодательства. Налоги образуют основу для перераспределения НД.

К элементам налога относятся:

субъект налога (налогоплательщик) - лицо, которое по закону обязано платить налоги;

носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

объект налога - доход или имущество (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимость и т. д.), с которых фактически начисляется налог;

источник налога - доход, из которого налогоплательщик уплачивает налог;

ставка налога - величина налога на единицу обложения (денежная единица, единица земельной площади, измерения товара и т. д.).

Адам Смит изложил принципы налогообложения в книге «Богатство народов»:

• люди должны платить такой налог, какой посилен для их бюджета;

• налог должен быть понятен для плательщика;

• метод и время сбора должны быть удобны для плательщика;

• издержки сбора налога должны быть невелики по сравнению с налоговыми поступлениями.

Сегодня требования к налогам расширились.

1. Налог должен приносить реальный доход, издержки на сбор налогов должны быть минимальны. Лучше собирать один крупный налог, чем множество мелких.

2. Каждый налог должен быть понятен плательщику. Плательщик должен точно знать: сколько, где и когда он должен заплатить.

3. Сбор налогов должен быть удобен для плательщика, т. е. связан с получением дохода или покупками.

4. Люди, относящиеся к одной группе по доходу, должны платить равные налоги.

5. Правительство должно иметь возможность быстро менять налоговые ставки в зависимости от экономической ситуации.

6. Налоги должны автоматически стабилизировать экономику. Ставка налогообложения влияет на спрос со стороны населения: ее увеличение или снижение повлечет за собой снижение или увеличение спроса. При росте денежных доходов повышается подоходный налог, что сдерживает развитие инфляции.

7. Налоговые ставки должны стимулировать экономическую деятельность, а не тормозить.

8. Налоги должны быть стабильны и заранее известны плательщикам.

Для равномерного распределения налогового бремени используют разные формы налогообложения (рис. 41).

Пропорциональная форма налогообложения означает, что независимо от дохода налог взимается как твердая ставка процента.

Прогрессивная форма налогообложения предполагает: чем больше Доход, тем выше ставка.

Рис. 41.Формы налогообложения

Регрессивная форма налогообложения означает снижение ставки налога по мере роста дохода. Такая шкала выгодна лицам с большими доходами и невыгодна лицам с малыми доходами. Она может сыграть положительную роль во время становления отрасли (предприятия): увеличивая доходы за счет льготного налогообложения, фирма имеет возможность наращивать производство.

Налоги бывают прямые и косвенные.

Прямые налоги взимают непосредственно с субъекта налога: подоходный налог, налог на прибыль корпораций, земельный налог, налог на ценные бумаги и т. д.

Косвенные налоги взимаются через надбавку в цене - как налоги на некоторые товары и услуги: акцизные сборы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги на соль, спички, спирт, табак и т. д.

Налоги могут способствовать и увеличению, и снижению НД.

Американский экономист Артур Лаффер установил, что желание поднять налоги для увеличения бюджетных доходов, если налоги растут сверх некоторого предела, приводит к сокращению производства и, следовательно, к сокращению поступлений в бюджет. Лаффер показал: одни и те же по величине поступления можно получить и при высокой, и при низкой налоговых ставках (рис. 42).

Рис. 42.Кривая Лаффера

 

Согласно графику, в процессе повышения ставки налога от 0 до 100 % налоговые поступления вначале растут, но, дойдя до максимального уровня (М), начинают снижаться. Если сравнить точки Н и В, то поступление налогов одинаково, однако затраты разные. Точка Н показывает, что налоги удобны для товаропроизводителя, создают стимул для развития производства. Точка В показывает обратное: налоги, разорительные для предпринимателей, сокращение числа работающих и сокращение предложения.

Вопросы для повторения

1. Какова связь между ВНП и формированием бюджета?

2. Как влияют на формирование бюджета налоги?

3. Какие причины приводят к дефициту государственного бюджета?

4. Покажите способы покрыть бюджетный дефицит.

5. Возможен ли сегодня сбалансированный бюджет?

6. Почему монетизация бюджетного дефицита приводит к инфляции? Можно ли уйти от инфляции?

7. Дайте определение налогов, раскройте их значение.

8. На кривой Лаффера покажите, как налоги влияют на предложение.

9. Какие изменения происходят в налоговой системе России?



2016-09-16 1274 Обсуждений (0)
Бюджетно-налоговая политика и финансовая система. Бюджетный дефицит 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Бюджетно-налоговая политика и финансовая система. Бюджетный дефицит

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1274)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)