Виды госорганов и их краткая характеристика
Марченко Михаил Николаевич Теория государства и права Предмет ТГП – общие закономерности возникновения, становления, развития ТГП. Общество первично, а государство вторично. Возможно нарушение баланса ценностей. Государство утрачивает экономические функции. Общие закономерности: 1) Понятия, формы, функции государства; 2) Понятие, признаки, источники, аналогия права; 3) Соотношение государства и права. Любое государство является официальным представителем общества. Черчилль: политический деятель думает только о выборах, государственный – о народе.
I. государство и его основные признаки Признаки государства: А. Сопоставление с догосударственной организацией: 1) Публичная власть – обязательные для других решения, опирается на правоохранительные органы, особый слой людей – управленцы; 2) Суверенитет: внутренний (верховенство гос. власти (законов) в государстве) и внешний (независимость государства); полный и ограниченный (в федерациях/ ЕС, принудительный в колониях); формальный (диктат расходования средств) и реальный; 3) Территориальная организация населения; 4) Налоги, сборы; 5) Формальные атрибуты (гимн); Б. Негосударственные организаций – организации общества.
II. Формы государства Социальная сущность государства: 1) Чьи интересы преимущественно защищает? 2) Чьи интересы государство не воспринимает? 3) Чьи интересы государству безразличны? Содержание государства – функции, основные направления деятельности государства; проявление сущности. Формы организации публичной власти государства
Форма правления – способ организации и распределения публичной власти между различными органами (прежде всего высшими); способ взаимоотношении органов власти с населением. Формы государственного устройства – территориальная организация власти. Государственный режим – способ реализации госвласти. Соотношение государства и общества. Философия жизни.
III. государственный аппарат Понятие и структура госаппарата Госаппарат – система госорганов, осуществляющих функции государства, направленные на решение стоящих перед государством задач, достижения целей. Любая организация имеет свой аппарат. Отличительный признак – наличие у госорганов властных полномочий: 1) Полномочия на принятие юридических актов, имеющих общеобязательный характер; 2) Полномочия/возможности, направленные на гарантии реализации этих актов; 3) Применять принудительные меры по отношению к лицам, не выполняющих требования, содержащихся в актах. Любой партийный аппарат имеет полномочия, но не такие как у госорганов (т.е. общественное, партийное или политическое воздействие, но не юридическое воздействие). Различать разные сферы деятельности, их компетентность, их полномочия. Госаппарат рассматривается как общая система, в рамках ее существуют частные подсистемы: законодательные, исполнительно-распорядительные и судебные органы. Виды госорганов и их краткая характеристика Законодательные органы. Критерий – вид гос. деятельности. 1ое место – законодательные органы госвласти, занимающиеся правотворческой деятельностью. Парламент – высший законодательный орган. На уровне субъектов они называются по разному. Основная деятельность – принятие актов, обладающих высшей юридической властью. Парламент – представительный орган. Ниже на уровне субъектов есть местные органы госвласти (по территориальному делению). Органы исполнительной власти – исполнительно-распорядительные органы: правительство, министерства, местные органы исполнительной власти. Исполнительная власть действует только на основе и во исполнение законов. Распорядительная власть действует на основе законов и может издавать акты, имеющие общий административный характер. Президент – орган исполнительной власти. Имеет право на издание указов, имеющих силу закона, но в системе исполнительно-распорядительных органов. Конституция (раздел «Президент»): Президент действует в рамках конституции и законов®он под законами и является органом исполнительной власти. Структура исполнительно-распорядительных органов такая же как и законодательной власти: правительство, министерства, местные органы исполнительной власти. Органы общей и специальной компетенции исполнительной власти. Орган общей компетенции может решать все вопросы. Органы специальной компетенции специализируются в определенной области. Исполнительно-распорядительные органы самые динамичные, т.к. это управление. Чаще от исполнительной власти исходили перевороты, т.к. она лучше информирована. Судебные органы. Прокуратура стоит особняком.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (401)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |