Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема №4. Право как нормативный регулятор общественных отношений



2016-09-16 405 Обсуждений (0)
Тема №4. Право как нормативный регулятор общественных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок




Примерный план работы

1. Место права в системе социальных норм.

2. Основные учения о сущности права.

3. Формы (источники) права.

Методические рекомендацииОтвечая на первый вопрос, студент должен уяснить, что важным качеством любого общества является организован­ность, упорядоченность образующих социальную жизнь обще­ственных отношений, а значит, объективная необходимость их социального урегулирования. Регулировать (в социальной жизни) — значит определять поведение людей и их коллективов, давать им направление Функционирования и развития, вводить их в рамки, целенаправленно упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуются рядом закономерностей. Во-первых, каждое исторически кон­кретное общество требует строго определенной меры социально­го регулирования («не больше», «не меньше»). Эта мера зависит от требований данного экономического базиса, от этапа разви­тия общества, особенностей общественно-экономической фор­мации. Во-вторых, закономерной тенденцией развития соци­ального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных механизмов. В-третьих, по мере развития социальной жизни происходят изменения качества регулирования, усложнение и совершенствование регулятив­ных механизмов.

При характеристике вопроса о месте права в системе социальных норм следует показать его взаимодействие с другими социальными регуляторами – обычаями, религией, моралью, корпоративными нормами и пр.

Освещая второй вопрос темы, следует уяс­нить, что вопрос о понятии и определении права всегда был од­ним из центральных в юридической науке. Так, борьбу против феодализма буржуазия вела под знаменем идей естественного права. К примеру, Г. Гроций считал правом поступок челове­ка, согласованный с естественной природой и справедливый, а Ж.-Ж. Руссо писал, что свобода есть следствие человеческой природы, поэтому существует естественное право, которое дик­туется природой человека, защищает свободу и равенство лю­дей как их неотъемлемые права[1]. Естественное право неизмен­но, самостоятельно и, безусловно, в соответствии с ним должно строиться и позитивное право, создаваемое государством. Сущ­ность права — общечеловеческая справедливость, его источ­ник — природа человека, а цель — регулирование обществен­ных отношений, основанных на царстве разума.

Наряду с естественной школой права существуют и иные концепции правопонимания (или теории о сущности права), которые студенту необходимо охарактеризовать в данном разделе курсовой работы. К основным из них относятся: психологическая школа права (Л.Петражицкий), марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс), нормативизм (Г.Кельзен), социологическая школа права и др.

Право (по своему социальному назначению) — это регулирующий фактор, призванный обеспечить организованность, упо­рядоченность общественной жизни. Наряду с другими средствами регулирования общественной жизни право направлено на то, чтобы обеспечить развитие и функционирование всего социального организма в соответствии с экономическими и политическими закономерностями. С практической стороны право по своему социальному назначению выступает в качестве критерия правомерного и не' правомерного поведения людей.

Следует заметить, что в теории права различаются две тен­денции правопонимания. Во-первых, право рассматривается независимо (а иногда и в противопоставлении) относительно действующих законов и иных норм, принятых или санкциони­рованных государством: оно стоит над этим «позитивным пра­вом», служит критерием его правомерности. Во-вторых, поня­тие права ограничивается системой норм, соответствующих определенным признакам, закрепленных в законах или иных признаваемых государством формах. Соотношение права и за­кона становится, таким образом, критерием разграничения рассматриваемых тенденций. Студент (автор курсового иссле­дования) сам должен сделать свой выбор, отдавая предпочтение той или иной концепции.

В третьем вопросе курсовой работы следует охарактеризовать те официальные способы, с помощью которых право оформляется и существует в виде общеобязательных правил поведения. Прежде всего следует дать понятие форм (источников) права, а также осветить вопрос о таких основных видах источников права как нормативно-правовой акт, правовой обычай, нормативный договор, юридический прецедент и пр.

Рекомендуемая литература

Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. 1993.№ 6. С. 128-133.

Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999.

Алексеев С.С. Теория права. М., 1993. С.51-71; 86-94; 145-167.

Аннерс Э. История европейского права / Пер. со швед. М., 1994.

Бабаев В.К. Понятие права // Общая теория права. Н. Новгород, 1993. С.111-143.

Баранов В.М. Формы (источники) права // Общая теория права. Н. Новгород, 1993. С. 247-265.

Бачинин В.А. Неправо (негативное право) как категория и социальная реалия // Государство и право. 2001. № 5.

Бержелъ Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000.

Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Пер. с англ. М., 1998.

Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 1993.

Гегель Г. Философия права. М., 1990.

Давид Р. Основные правовые системы современности / Пер. с франц. М.,1988.

Зивс Л.С. Источники права. М.,1981. С. 6-22.

Кудрявцев В.Н. Право как элемент культуры // Право и власть. М.,1990. С.241-252.

Лившиц Р.З. Теория права. М.,1994.

Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001.

Матузов Н.И. Актуальные проблемы российской правовой политики // Государство и право. 2001. № 10.

Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М., 1992. С.5-12; 276-294; 341-344.

Нерсесянц В.С. Право: многообразие определений и един­ство понятия // Советское государство и право. 1983. № 10.С. 26-35.

Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.

Политико-правовые ценности: история и современность / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М., 2000. С. 5-96.

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993.

Судебная практика как источник права / Отв. ред. акад. Б.Н.Топорнин. М., 1997.

Тихомиров ЮА. Договор как регулятор общественных отношений // Правоведение. 1990. № 5. С. 27-35.

Тема №5. Норма права.

Примерный план работы

  1. Норма права как результат отражения социальной действительности.
  2. Сущность, содержание, структура юридической нормы.
  3. Классификация правовых норм.

Методические рекомендации

Приступая к анализу темы, студент должен уяснить для себя ту истину, что определенные правила поведения, созда­ваемые людьми, являются объективно обусловленными по­требностями их совместной жизни и деятельности. На изве­стной, весьма ранней ступени развития общества, отмечал Ф. Энгельс, возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределе­ния и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена.

Задача, которая ставится перед студентами, заключается в необходимости анализа юридичес­кой нормы как исходной клеточки всей системы права. В этой связи в процессе анализа студент должен обратить внимание на то, что юридические нормы должны отражать наиболее важные, зна­чимые для общества общественные отношения. Это во-первых. А, во-вторых, юридическая норма представляет государственное от­ражение регулируемых отношений. В-третьих же, научная обо­снованность — специфическое свойство норм права, связанное с процессом отражения. В-четвертых, юридическая норма— это модель регулируемых общественных отношений.

Освещая второй вопрос темы, студент должен исходить из того, что сущность правовой нормы, как наиболее глубинное ее свойство, совпадает с сущностью права в целом. При этом сле­дует иметь в виду, что сущность отдельной правовой нормы может выражаться не всегда столь очевидно, как сущность пра­ва в целом, а ее сущностные проявления ограничены определен­ным видом общественных отношений. Наконец, воплощением сущности юридической нормы являются ее содержание и структура (логическая, юридическая), а выражением и прояв­лением — функции.

Освещая вопрос о структуре правовой нормы, помимо характеристики таких ее структурных частей как гипотеза, диспозиция и санкция, следует проанализировать различные точки зрения, имеющиеся в юридической литературе по данному вопросу. Кроме того, целесообразно уделить внимание вопросу о соотношении номы права и статьи нормативного правового акта.

Завершается курсовое сочинение вопросом о видах правовых норм. Классификация норм права может быть осуществлена по различным критериям (основаниям классификации) – по времени действия, по предмету правового регулирования, по назначению в правовой системе и пр. Называя те или иные виды норм права, студенту целесообразно приводить примеры.

Рекомендуемая литература

Алексеев С.С. Теория права. М., 1993.

Бабаев В.Я. Нормы права // Общая теория права. Н. Нов­город. 1993. С.282-303.

Бержелъ Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. С. 36-37, 98-100.

4.Завадская Л.Н. Концепция закона: отрицание отрица­ния // Теория права: новые идеи. М., 1993. Вып. 3. С. 4-12.

5.Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб.,1914.

Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права. Ростов на Дону, 2002.

Поленика С.В. Федеративные договоры и структура законодательства России // Государство и право. 1993. № 1. С. 3-12.

Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1996. С.92-129.

Тихомиров Ю. А. Теория закона. М., 1982.

ШебановА.Ф. Нормы советского права. М., 1988.

Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990.



2016-09-16 405 Обсуждений (0)
Тема №4. Право как нормативный регулятор общественных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема №4. Право как нормативный регулятор общественных отношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (405)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)