Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема №10. Правовое сознание



2016-09-16 407 Обсуждений (0)
Тема №10. Правовое сознание 0.00 из 5.00 0 оценок




Примерный план работы

1. Понятие, структура и функции правосознания.

2. Виды правосознания.

3. Правосознание как фактор демократизации общества и
укрепления законности.

Методические рекомендации

Приступая к анализу темы курсового сочинения, студент должен иметь в виду, что формирование гражданского обще­ства и правового государства, необходимость радикального по­вышения роли права в жизни общества нуждаются в соответ­ствующих духовных предпосылках, важнейшей из которых является уровень правосознания субъектов общественных отношений.

Сегодня значение и роль правового сознания заметно возрос­ли, оно становится одной из основных движущих сил обнов­ления нашего общества. В то же время характерным для него является переосмысление прошлого, отказ от догм и стерео­типов. Формирование правового сознания — необходимое ус­ловие дальнейшего совершенствования общественных отно­шений в политической, социально-экономической и духов­ной сферах.

Освещение первого вопроса темы предполагает необходи­мость выяснения понятия, структуры и функций правосо­знания. В этой связи в работе следует проследить эволюцию взглядов ученых-юристов на понимание правосознания, его тесную связь с правом, так как право выступает своеобразной основой формирования правосознания. На базе действующего права, законодательства, в основном, вырабатываются идеи, те­ории, представления о его соответствии либо несоответствии уровню развития общественных отношений.

Анализируя функции правосознания, студенту следует об­ратить внимание на то, что в современных условиях они напол­няются новым содержанием в соответствии с потребностями со­вершенствования политических и социально-экономических институтов. В частности, следует рассмотреть следующие фун­кции правосознания: правообразующую, правоприменитель­ную, правового воспитания, формирования общественного со­знания. Полагаем, что в курсовом сочинении следует обратить внимание на анализ такой функции правосознания, как преодо­ление правового нигилизма. Правовой нигилизм — это состоя­ние общественного сознания, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений.

Рассматривая вопрос о видах правосознания, студенту сле­дует иметь в виду, что правосознание является сложным соци­альным образованием. С точки зрения субъектов (носителей) правосознание подразделяется на общественное (массовое, об­щесоциальное), групповое и индивидуальное. С позиций соци­ального уровня правосознание, как правило, подразделяется на обыденное, научное и профессиональное.

При освещении третьего вопроса темы студенту следует об­ратить внимание на то, что правосознание представляет собой важную духовную предпосылку совершенствования демокра­тических институтов, так как без необходимых правовых зна­ний, ориентации, убеждений невозможно говорить о компетен­тном участии в преобразованиях, проводимых в стране. В этой связи студенту следует обратить внимание на роль правового сознания в развитии демократии и укреплении законности. Дело в том, что режим законности может существовать лишь в условиях реальной демократии, свободного выражения воли личности и различных социальных групп, их активного учас­тия в процессе правотворчества и применения права. Заверша­ется курсовое сочинение анализом системы мер правового вос­питания для повышения уровня правовой культуры и правово­го сознания.

Рекомендуемая литература

Баранов П. П. Правосознание и правовое воспитание масс // Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С. 474-495.

Бегинин В.И. Общественное правосознание и государственность. Саратов, 1994.

Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение // Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С. 513-540.

Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996.

ГречинА.С. Социология правового сознания. М., 2001.

Трошев А.В. Правосознание и правотворчество (уголовно-правовой аспект). Екатеринбург, 1996.

Демидов А.И. Политический радикализм как источник пра­вового нигилизма // Государство и право. 1992. № 4. С. 73-78.

Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 146-!59; 168-180; 190-202.

Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М., 93

Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И. В. Теория государства и права. Ростов на Дону, 2002.

Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994. № 2.

Молчанов АЛ. Правовая культура в социальной жизни // Правоведение. 1991. № 1.

Мордовцев А.Ю. Юридическая ментальность и исторические традиции генезиса Российского государства // Проблемы теории и практики социально-экономических, политических, правовых преобразований на рубеже столетия: Материалы научно-практической конференции. Ставрополь, 2000. С. 84-88.

Певцова Е.Л. Проблемы правового образования в России // Основы государства и права. 1999. № 9.

Семитко Л.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. 1992. № 10.

Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988.

Туманов В.Н. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8. С. 52-58.

Щегорцов В.А. Социология правосознания. М., 1981.

 

 


[1] Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Спб, 1907. С.196.



2016-09-16 407 Обсуждений (0)
Тема №10. Правовое сознание 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема №10. Правовое сознание

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)