Тема №10. Правовое сознание
Примерный план работы 1. Понятие, структура и функции правосознания. 2. Виды правосознания. 3. Правосознание как фактор демократизации общества и Методические рекомендации Приступая к анализу темы курсового сочинения, студент должен иметь в виду, что формирование гражданского общества и правового государства, необходимость радикального повышения роли права в жизни общества нуждаются в соответствующих духовных предпосылках, важнейшей из которых является уровень правосознания субъектов общественных отношений. Сегодня значение и роль правового сознания заметно возросли, оно становится одной из основных движущих сил обновления нашего общества. В то же время характерным для него является переосмысление прошлого, отказ от догм и стереотипов. Формирование правового сознания — необходимое условие дальнейшего совершенствования общественных отношений в политической, социально-экономической и духовной сферах. Освещение первого вопроса темы предполагает необходимость выяснения понятия, структуры и функций правосознания. В этой связи в работе следует проследить эволюцию взглядов ученых-юристов на понимание правосознания, его тесную связь с правом, так как право выступает своеобразной основой формирования правосознания. На базе действующего права, законодательства, в основном, вырабатываются идеи, теории, представления о его соответствии либо несоответствии уровню развития общественных отношений. Анализируя функции правосознания, студенту следует обратить внимание на то, что в современных условиях они наполняются новым содержанием в соответствии с потребностями совершенствования политических и социально-экономических институтов. В частности, следует рассмотреть следующие функции правосознания: правообразующую, правоприменительную, правового воспитания, формирования общественного сознания. Полагаем, что в курсовом сочинении следует обратить внимание на анализ такой функции правосознания, как преодоление правового нигилизма. Правовой нигилизм — это состояние общественного сознания, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Рассматривая вопрос о видах правосознания, студенту следует иметь в виду, что правосознание является сложным социальным образованием. С точки зрения субъектов (носителей) правосознание подразделяется на общественное (массовое, общесоциальное), групповое и индивидуальное. С позиций социального уровня правосознание, как правило, подразделяется на обыденное, научное и профессиональное. При освещении третьего вопроса темы студенту следует обратить внимание на то, что правосознание представляет собой важную духовную предпосылку совершенствования демократических институтов, так как без необходимых правовых знаний, ориентации, убеждений невозможно говорить о компетентном участии в преобразованиях, проводимых в стране. В этой связи студенту следует обратить внимание на роль правового сознания в развитии демократии и укреплении законности. Дело в том, что режим законности может существовать лишь в условиях реальной демократии, свободного выражения воли личности и различных социальных групп, их активного участия в процессе правотворчества и применения права. Завершается курсовое сочинение анализом системы мер правового воспитания для повышения уровня правовой культуры и правового сознания. Рекомендуемая литература Баранов П. П. Правосознание и правовое воспитание масс // Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С. 474-495. Бегинин В.И. Общественное правосознание и государственность. Саратов, 1994. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение // Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С. 513-540. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996. ГречинА.С. Социология правового сознания. М., 2001. Трошев А.В. Правосознание и правотворчество (уголовно-правовой аспект). Екатеринбург, 1996. Демидов А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право. 1992. № 4. С. 73-78. Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 146-!59; 168-180; 190-202. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М., 93 Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И. В. Теория государства и права. Ростов на Дону, 2002. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994. № 2. Молчанов АЛ. Правовая культура в социальной жизни // Правоведение. 1991. № 1. Мордовцев А.Ю. Юридическая ментальность и исторические традиции генезиса Российского государства // Проблемы теории и практики социально-экономических, политических, правовых преобразований на рубеже столетия: Материалы научно-практической конференции. Ставрополь, 2000. С. 84-88. Певцова Е.Л. Проблемы правового образования в России // Основы государства и права. 1999. № 9. Семитко Л.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. 1992. № 10. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988. Туманов В.Н. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8. С. 52-58. Щегорцов В.А. Социология правосознания. М., 1981.
[1] Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Спб, 1907. С.196.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |