Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинар (практическое занятие) 18. Тема19 Законодательный подстиль. Тексты-правоприменительные акты как носители юридически значимой информации



2016-09-16 743 Обсуждений (0)
Семинар (практическое занятие) 18. Тема19 Законодательный подстиль. Тексты-правоприменительные акты как носители юридически значимой информации 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы для обсуждения:

1. Композиционные и тематические традиции, используемые в законодательной деятельности.

2.Иные типы текстов правовой направленности, сопровождающие законодательный процесс.

3. Текстовые нормы документов личного происхождения.

4. Текстовые нормы управленческих документов.

Рекомендуемая литература

1. Киянова, О. Н. Основы построения текстов административно-правового характера [Электронный ресурс]: учебник / О. Н. Киянова. – М. : РПА МЮ РФ , 2-12. – 117 с. Режим доступа : http://liber/rpa-mjust/ru/action.php?kt_path_info=ktcore/SecViewPlugin.actions.document&FDocumentId=631

2. Балкина, Н.В. Русский язык для юристов [Электронный ресурс]: учеб. пособие/ Н.В. Балкина, М.Л. Новикова - М.: РУДН, 2010. - 228 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11402. - ЭБС «IPRbooks».

3. Иванова Г.А. Культура письменной речи в профессиональной деятельности юриста [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г.А. Иванова.- СПб.: СЗФ РПА Минюста России, 2014.- 165 с. Режим доступа http://liber.rpa-mjust.ru/action.php?kt_path_info=ktcore.SecViewPlugin.actions.document&fDocumentId=6583

 

Семинар (практическое занятие) 19. Тема 20. Типичные лексические ошибки в документах

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности употребления лексики в юридическом языке.

2. Типичные лексические ошибки, допускаемые при составлении делового текста.

3. Употребление строчных и прописных букв в наименованиях-официальных названиях.

Рекомендуемая литература

1. Киянова, О. Н. Основы построения текстов административно-правового характера [Электронный ресурс]: учебник / О. Н. Киянова. – М. : РПА МЮ РФ , 2-12. – 117 с. Режим доступа : http://liber/rpa-mjust/ru/action.php?kt_path_info=ktcore/SecViewPlugin.actions.document&FDocumentId=631

2. Балкина, Н.В. Русский язык для юристов [Электронный ресурс]: учеб. пособие/ Н.В. Балкина, М.Л. Новикова - М.: РУДН, 2010. - 228 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11402. - ЭБС «IPRbooks».

3. Иванова Г.А. Культура письменной речи в профессиональной деятельности юриста [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г.А. Иванова.- СПб.: СЗФ РПА Минюста России, 2014.- 165 с. Режим доступа http://liber.rpa-mjust.ru/action.php?kt_path_info=ktcore.SecViewPlugin.actions.document&fDocumentId=6583

Семинар (практическое занятие) 20. Тема 21. Сложные вопросы употребления и написания частей речи в документах

Вопросы для обсуждения:

1. Сложные вопросы употребления и написания частей речи.

Рекомендуемая литература

Рекомендуемая литература

1. Киянова, О. Н. Основы построения текстов административно-правового характера [Электронный ресурс]: учебник / О. Н. Киянова. – М. : РПА МЮ РФ , 2-12. – 117 с. Режим доступа : http://liber/rpa-mjust/ru/action.php?kt_path_info=ktcore/SecViewPlugin.actions.document&FDocumentId=631

2. Балкина, Н.В. Русский язык для юристов [Электронный ресурс]: учеб. пособие/ Н.В. Балкина, М.Л. Новикова - М.: РУДН, 2010. - 228 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11402. - ЭБС «IPRbooks».

3. Иванова Г.А. Культура письменной речи в профессиональной деятельности юриста [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г.А. Иванова.- СПб.: СЗФ РПА Минюста России, 2014.- 165 с. Режим доступа http://liber.rpa-mjust.ru/action.php?kt_path_info=ktcore.SecViewPlugin.actions.document&fDocumentId=6583

Семинар (практическое занятие) 21. Тема 22. Сложные вопросы синтаксиса и пунктуации в документах

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности правового синтаксиса.

2. Сложные вопросы синтаксиса.

3. Сложные вопросы пунктуации.

Редактирование текста.

Рекомендуемая литература

1. Киянова, О. Н. Основы построения текстов административно-правового характера [Электронный ресурс]: учебник / О. Н. Киянова. – М. : РПА МЮ РФ , 2-12. – 117 с. Режим доступа : http://liber/rpa-mjust/ru/action.php?kt_path_info=ktcore/SecViewPlugin.actions.document&FDocumentId=631

2. Балкина, Н.В. Русский язык для юристов [Электронный ресурс]: учеб. пособие/ Н.В. Балкина, М.Л. Новикова - М.: РУДН, 2010. - 228 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11402. - ЭБС «IPRbooks».

3. Иванова Г.А. Культура письменной речи в профессиональной деятельности юриста [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г.А. Иванова.- СПб.: СЗФ РПА Минюста России, 2014.- 165 с. Режим доступа http://liber.rpa-mjust.ru/action.php?kt_path_info=ktcore.SecViewPlugin.actions.document&fDocumentId=6583

Примерные темы докладов и сообщений

1. Нормативные и организационные основы делопроизводства.

2. Документооборот.

3. Документы для внутреннего пользования.

4. Документы для внешнего пользования.

5. Служебная документация. Сопутствующие обстоятельства: коммерческая тайна, типичные ошибки.

6. Методика формирования дел, передачи их в архив, использования архивных материалов.

7. Типичные ошибки в языке и стиле документов.

8. Методика редактирования текстов документов.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Для студентов заочной формы обучения отделения

ВАРИАНТ 1

1. Выпишите из статьи 582 ГК РФ слова, являющиеся одновременно юридическими терминами и общеупотребительными словами:

Статья 582. Пожертвования

1. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса.

2. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

3. Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

4. Если законом не установлен иной порядок, в случаях, когда использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица – жертвователя по решению суда.

5. Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением правил, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.

6. К пожертвованиям не применяются статьи 578 и 581 настоящего Кодекса.

2. Найдите в приведенных примерах случаи нарушения административного речевого этикета. Отредактируйте предложения:

1. Не откажите нам в любезности, если вас это не затруднит, пришлите проект Устава фирмы.

2. Обращаемся к Вам с убедительной просьбой прислать срочно необходимую документацию.

3. Определите функционально-стилевую принадлежность предложения:

За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего договора стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Замените устаревшие формы местоимений:

Он гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его, по крайней мере, уже в двадцатый раз.

5. Найдите и исправьте ошибки, связанные с неудачным употреблением глагола в составе устойчивых словосочетаний:

1. Не нужно из этого факта строить проблему.

2. Нам необходимо поставить широкомасштабные исследования.

3. Комитет сделал компромиссное решение без совета с экспертами.

6. Пользуясь словарем паронимов, поясните значение пар слов; составьте с ними предложения или словосочетания, использующиеся в текстах официально-делового стиля:

1) абонемент – абонент;

2) аффект – эффект;

3) дефектный – дефективный;

4) дипломант – дипломат;

5) дискредитация – дискриминация;

6) добрый – добротный;

7) доверительный – доверчивый;

8) дружеский – дружественный;

9) конструкторский – конструктивный;

10) логический – логичный;

11) невежественный – невежливый;

12) новшество – новинка;

13) опробовать – апробировать;

14) осудить – обсудить.

 

7. Укажите случаи нарушения порядка слов (неоправданной инверсии). Исправьте предложения стилистически (перепишите):

Отмеченные комиссией все недочеты должны быть устранены в ближайшие сроки.

При переходе на новые формы обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте наблюдались некоторые трудности.

Выдача справок и оформление бюллетеней больным и нетрудоспособным будет производиться по четным числам недели.

С 1980 г. тов. Федоров работал на автомобильном заводе в должности крановщика до 1987 г.

Выступление газеты о недостатках в работе цеха подтвердились.

Для определения фонда оплаты в конце года уточняются расценки за продукцию.

Прошу изыскать возможность выделить за счет уплаченной суммы нашим предприятием масло веретенное в количестве пяти тонн.

В январе состоялись для родителей две лекции-концерта.

 

8. Поставьте существительные в форму предл. падежа:

Взморье, похолодание, ущелье, событие, побережье, Подмосковье, захолустье, увечье, терпение, явление, заявление.

 

9. Поставьте в дат. падеж имена собственные:

Софья, София, Соня; Лидия, Лида; Зоя; Ия.

10. Составьте предложения, употребив существительные в твор. падеже ед. числа:

Город Ростов, Петя Ростов. Летчик Бабушкин, город Бабушкин. Композитор Бородин, село Бородино. А. С. Пушкин, город Пушкин.

11. К составным числительным 761, 51, 2 581, 12 341 присоедините существительные человек, заявление, жалоба. Как изменится число и падеж этих существительных, если последнюю цифру числительных заменить любой другой?

12. Спишите, заменяя цифры словами и раскрывая скобки:

1. Сейчас более 70 городов нашей страны развивают дружеские связи с 150 (город) планеты. Москва дружит с 35, Санкт-Петербург – с 18, Волгоград – с 8 (город).

2. Канада – вторая в мире по величине территории страна с 22(миллион) населением.

3. На 40 году нашей эры римляне начали считать год равным 365 ¼ (сутки).

4. План выполнен на 103,4 (процент).

5. В голосовании участвовало около 99,8 (процент) населения области.

6. Озеро Байкал расположено на высоте 453 (метр) и занимает площадь более 31,5 (тысяча квадратных километров).

7. Напишите расписку в получении 3 732 (рубль) 27 (копейка).

8. От 2 720 (рубль) к концу командировки осталось немного больше 1500 (рубль).

9. Профессор выступал с лекцией перед 200 (студент).

 

13. Соотнесите наиболее употребительные в деловых письмах синтаксические конструкции и их назначение (смысл) /впишите нужную букву/: 1 - _; 2 - _; 3 - _; 4 - _; 5 - _.

  Конструкция   Назначение – выражение...
Разделяем точку зрения... а уверенности
Нет сомнения в том, что... б критики, несогласия
Допустим, что... в значимости
Целесообразно было бы... г согласия
Необходимо подчеркнуть, что... д предположения

 

14. Все ли прописные буквы употреблены правильно в ряду (отметьте):

1) Государственный Герб Российской Федерации;

2) Государственный гимн Российской Федерации;

3) Европейская часть России;

4) Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

ВАРИАНТ 2

1. В данном тексте выделите слова, которые Вам не знакомы. Не заглядывая в словарь, попробуйте максимально полно понять содержание текста и переписать его максимально кратко:

Какие права имеет работник, совмещающий работу с обучением в вузе?

На учетный отпуск и с сохранением среднего заработка. Законодатель устанавливает особые гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением.

Согласно ст. 173 ТК РФ «Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для: прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно – по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно – по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе – 50 календарных дней); подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – 4 месяца; сдачи итоговых государственных экзаменов – 1 месяц. Работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно.

Работникам, обучающимся на заочной и очно-заочной (вечерней) форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования на период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда. По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели». Следует учитывать, что успешно обучающимся считается тот, у которого нет задолженности за предыдущий курс (семестр) и к началу сессии у него сданы все зачеты, выполнены контрольные, курсовые по всем предметам, которые выносятся на сессию. Кроме того, высшее учебное заведение должно иметь государственную аккредитацию. В случае если работник проходит обучение в высшем учебном заведении, не имеющем аккредитации, гарантии и льготы предоставляются в соответствии с коллективным договором и трудовым договором. Все льготы предоставляются на основании справки-вызова из учебного заведения и только по основному месту работы. Неоплачиваемые отпуска работникам, поступающим в высшие учебные заведения, предоставляются на основании справки-вызова, в которой указывается срок вступительных экзаменов, независимо от того, имеет ли учебное заведение государственную аккредитацию или нет. (ст. 177 ТК РФ).

2. Образуйте словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, подберите к приведенным ниже существительным согласованные и несогласованные определения:

Ответственность, действия, лицо, пособие, меры, порядок, рассмотрение, срок, ущерб.

3. Укажите лексику официально-делового стиля:

Вознаградить за труды, принять к исполнению, привлечь к ответственности, дипломная работа, прогулка, просрочка, ответчик, установленный порядок.

4. Отредактируйте предложения:

1. Чтобы правильно составить документ, необходимо тщательно изучать документоведение.

2. Что порождает текучесть кадров?

3. Справедливые жалобы граждан вызывают необоснованные требования излишних справок.

5. Всегда ли уместно употребление заимствованных слов? Исправьте предложения:

1. Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

2. Кардинальный пункт расхождений между участниками дискуссии путем компромисса был сведен на нет.

3. В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди.

6. Пользуясь словарем паронимов, поясните значение пар слов; составьте с ними предложения или словосочетания, использующиеся в текстах официально-делового стиля:

1) отражать – отображать;

2) песочный – песчаный;

3) подпись – роспись;

4) поиски – происки;

5) политический – политичный;

6) представить – предоставить;

7) проводить – производить;

8) существо – сущность;

9) тактичный – тактический;

10) укрывать – скрывать;

11) урожай – урожайность;

12) экономный – экономичный;

13) энергичный – энергетический;

14) эффектный – эффективный.

7. Перепишите предложения, раскрывая скобки и выбирая нужную форму. Отметьте смысловые и стилистические различия предложных и беспредложных конструкций:

Расчеты (структуры, по структуре) посевных площадей позволяют ожидать получения дополнительных доходов.

В забеге (мужчин, для мужчин) на дистанцию 1.500 метров были установлены два национальных рекорда.

В центре (управления, по управлению) операцией установлены новейшие приборы.

Личного дела (студента Сергеева, на студента Сергеева) не оказалось на месте.

Был проведен конкурс (лучшей песни, на лучшую песню).

Труднодоступность – одно из главных препятствий (исследования, в исследовании) горных районов.

Доцент Денисов обратился к ректору с просьбой (пересмотра, о пересмотре) его тарификации.

В их планы входило устроить импичмент (президента, президенту).

Вас вызывает заведующий (отдела, отделом).

До конца недели ему надо написать отзыв (об автореферате, на автореферат) и рецензию (о программе, на программу)

8. Укажите случаи нарушения порядка слов (неоправданной инверсии). Исправьте предложения стилистически (перепишите):

Отмеченные комиссией все недочеты должны быть устранены в ближайшие сроки.

При переходе на новые формы обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте наблюдались некоторые трудности.

Выдача справок и оформление бюллетеней больным и нетрудоспособным будет производиться по четным числам недели.

С 1980 г. тов. Федоров работал на автомобильном заводе в должности крановщика до 1987 г.

Выступление газеты о недостатках в работе цеха подтвердились.

Для определения фонда оплаты в конце года уточняются расценки за продукцию.

Прошу изыскать возможность выделить за счет уплаченной суммы нашим предприятием масло веретенное в количестве пяти тонн.

В январе состоялись для родителей две лекции-концерта.

9. Существительные в скобках поставьте в форму предл. пад. С тремя из них составьте словосочетания:

Находился (отдаление), говорил (воспитание), отдыхал (Дунай), встретился (издательство), ездил (автомобиль), видит (расстояние), прочел (оглавление), записано (постановление), учился (лицей), обсуждалось (ассамблея), рассказывал (впечатление).

10. Поставьте в дат. падеж имена собственные:

Наташа, Наталия, Наталья; Мария, Маша, Марья; Анастасия, Настя.

11. Следующие географические названия и фамилии поставьте в твор. падеже ед. числа, составьте словосочетания:

Тихвин, Тамбов, Куприн, Бунин, Репин, Федотов, Калязин, Лисицын, Большов, Царицын.

12. Образуйте порядковые числительные от следующих количественных числительных, запишите их словами и просклоняйте:

63, 40, 50, 400, 1 542, 600 000 000, 75 000, 350, 200.

13. Перепишите текст, записав цифры словами; вставьте знаки препинания:

У нас в студии бывает П. С. Соловьев-Разбойников добившийся немалого в оптовой торговле. Он располагая всего 762 руб. 94 коп. начального капитала за месяц увеличил его до 768 450 руб. Устав­ный капитал зарегистрированной им вскоре фирмы «На перепу­тье» – более 440 990 000 руб. Ныне его состояние приближается к 965 773 000 дол. Наш гость спонсор соревнований «Москворец­кая перчатка». Боксеры знают о 856 000 руб. ежемесячного Приза Соловьева-Разбойникова вручаемого самому бесстрашному спортсмену. Конкурирующая фирма «И. Муромец и К°» несмотря на правительственную поддержку располагает всего 367 592 084 дол. уставного капитала.

14. Соотнесите глагольную (левую) и именную (правую) части устойчивых сочетаний/впишите нужную букву/: 1 - _; 2 - _; 3 - _; 4 - _; 5 - _.

выражать а представление
составить б усилия
делать в итоги
анализировать г вывод
предпринимать д мнение

15. Корректны ли сокращения (отметьте):

1) аз. (от азиатский);

2) монг. (от монгольский);

3) рентгенограф. (от рентгенографический);

4) уч. (от ученый).



2016-09-16 743 Обсуждений (0)
Семинар (практическое занятие) 18. Тема19 Законодательный подстиль. Тексты-правоприменительные акты как носители юридически значимой информации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинар (практическое занятие) 18. Тема19 Законодательный подстиль. Тексты-правоприменительные акты как носители юридически значимой информации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (743)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)