Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политика перестройки. Распад СССР



2016-09-16 493 Обсуждений (0)
Политика перестройки. Распад СССР 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Уже в конце 70-х гг. для части советского руководства и многих людей стала очевидной невозможность сохранения без изменений существовавших в стране порядков. Продолжалась стагнация производства, увеличивалось научно-техническое отставание от стран Запада, обозначился кризис социальной сферы, деформировалась мораль. Неуклонно рос внешний долг СССР (с 15,4 млрд долл. в 1975 г. до 53,9 млрд долл. в 1989 г.). Первые попытки поисков выхода из сложившейся ситуации начались сразу после смерти Брежнева. Однако и его преемник Андропов в 1982–1983 гг. и тем более пришедший ему на смену Черненко, были твердыми сторонниками существовавшей системы. Речь шла лишь о ее совершенствовании в рамках советского политического строя. Тем не менее, в правящей элите постепенно сложилась группа руководителей (Горбачев, А.Н. Яковлев, Э.А. Шеварднадзе и другие), не только боровшаяся за лидерство, но и готовая пойти на определенные перемены. В марте 1985 г. Горбачев, став Генеральным секретарем ЦК КПСС, пришел к власти. Начался период, который впоследствии получил название «перестройка».

Первый этап преобразований. Хронологически он охватывал 1985–1986 гг. На апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны (термин «перестройка» появился позднее). Главным его движителем виделся научно-технический прогресс, большая роль отводилась развитию машиностроения, а также активизации «человеческого фактора». Эта линия во многом повторяла, сугубо «технологические» подходы к решению сложнейших проблем страны и предусматривала лишь «улучшение» социализма. Соответствующими были и средства: меры по укреплению трудовой и технологической дисциплины, антиалкогольная кампания, улучшение работы с кадрами и т.д. Однако ожидаемого эффекта они не дали. В целом народное хозяйство работало по старой схеме, ориентируясь на затратный путь. Непоколебимым остался огромный бюрократический аппарат (более 18 млн человек), который глушил многие позитивные начинания. Не случайно уже в начале 1987 г. руководство заговорило о «торможении реформ консервативными силами».

Второй этап «перестройки» датируется 1987–1988 гг. Он характеризовался попыткой политического руководства страны осуществить реальные преобразования в экономике и во внутренней жизни, сохранив при этом основы существовавшего строя.

В экономической сфере были приняты законы о госпредприятии и о кооперации. Первый – способствовал укреплению оперативной самостоятельности предприятий. Директивный государственный план заменялся госзаказом. Закон о кооперации вызвал бурный рост негосударственного сектора экономики. В то же время, практически неизменной осталась система отраслевых министерств, госаппарат продолжал определять «правила игры» в отношениях с производителями, не было равноправия различных форм собственности. Значительный рост заработной платы (в 1987–1988 гг. она возросла в среднем по стране в 1,4 раза) не сопровождался повышением производительности труда и качества продукции. В результате возросла и разбалансированность народного хозяйства. В 1988 г. отчетливо стали видны признаки кризиса: усиливалась инфляция, расстроилась финансовая система, обострилась ситуация на потребительском рынке, все большее количество товаров попадало в разряд дефицитных.

Положение усугубили катастрофа на Чернобыльской атомной электростанции (1986 г.), землетрясение в Армении (1988 г.). Только на частичную ликвидацию их последствий потребовались огромные материальные и финансовые средства.

Пробуксовывание экономических преобразований, нежелание и неумение руководства последовательно идти курсом глубоких реформ вызывали рост радикальных настроений в обществе. Их выразителем в значительной степени стал Б.Н. Ельцин, в ту пору первый секретарь Московского горкома партии, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. Его выступление на октябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК с критикой консервативных сил в партийном руководстве и ряд публичных акций популистского толка, отставка и развернутая против него кампания травли, заложили основу для последующего его возвращения в «большую политику», как политического деятеля общероссийского масштаба.

Попыткой реформирования партии и всей советской политической системы «сверху» стали решения XIX Всесоюзной партийной конференции в апреле 1988 г. Они предусматривали соединение с «социалистическими ценностями» некоторых элементов политической доктрины либерализма. В частности, был провозглашен курс на создание правого государства, внедрение принципа разделения властей (при сохранении руководящей роли КПСС), реализацию принципов парламентаризма (в советской форме).

Однако, даже попытка закрепить в документах партии модель «гуманного, демократического социализма» вызвала яростное неприятие значительной части партийной бюрократии и ускорила процесс размежевания реформистского и консервативного течений внутри КПСС.

Кризис политики «перестройки».В 1989–1990 гг. социально-политические процессы в стране фактически вышли из под контроля Горбачева и других «архитекторов перестройки» и вырвались за предписанные ими рамки «социалистического обновления».

Происходило неуклонное смещение движущей силы реформационных процессов от центральной власти – на места, от либерально настроенной бюрократии – к массовым движениям, новым партиям. В обществе быстро шло формирование многопартийной системы и становление политического плюрализма. В 1988–1989 гг. возник целый ряд оппозиционных КПСС партий и движений либерального толка («Демократический Союз», «Демократическая партия России», объединение «Демократическая Россия» и др.). Социал-демократическое направление было представлено Социалистической и Социал-демократической партиями. К быстро формировавшемуся национал-патриотическому крылу принадлежали Либерально-демократическая партия, движение «Память». На политическую арену поднимались новые личности.

Важнейшей формой общественно-политических движений в союзных республиках стали народные фронты. Возникнув на платформе поддержки «социалистического обновления» и идеи национально-культурного возрождения, они довольно быстро сменили политические ориентиры и взяли курс на достижение полного суверенитета и создание независимых национальных государств. Такой путь прошли народные фронты Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы, Украины, Армении и Грузии. В качестве политического противовеса этим движениям, не без помощи центра, возникли «Интерфронты», чью социальную базу составило преимущественно русскоязычное население.

Политические изменения в стране получили свою легитимность в ходе первых, демократических выборов в новые органы представительной власти весной 1989 г. Своеобразным политическим форумом, где сталкивались общественные силы различной ориентации, стали Съезды народных депутатов СССР. Большое значение имела деятельность Межрегиональной депутатской группы (Ю.Н. Афанасьев, Ельцин, Г.Х. Попов, А.Д. Сахаров), на базе которой формировались многие политические движения либерального направления. Они выступали за приватизацию госсобственности, свободу личности и систему полноценной парламентской демократии западного толка. Политические силы, ратовавшие за «обновление социализма», призывали к приоритетному развитию «общественной» собственности и коллективистских форм общественных отношений. Стремительно теряла свое влияние на массы коммунистическая идеология, дискредитированная как грузом прошлого, так и неспособностью адекватно ответить на вызов времени.

Ослабление позиций КПСС. Начался массовый выход из партии (в 1989 г. – 140 тыс. человек, в 1990 г. – 2 млн 712 тыс.). Из КПСС вышла большая часть компартий – Литвы, Латвии, Эстонии, организовавших самостоятельные партии социал-демократического типа. Фактически прекратили свое существование компартии Грузии, Армении, Молдовы. Внутри КПСС окончательно оформилось несколько идейно-теоретических течений и платформ: «Демократическая платформа» (Афанасьев, Ельцин, Т.Х. Гдлян, Н.В. Иванов, Н.И. Травкин и другие), «Марксистская платформа» (А.В. Бузгалин, А.И. Калганов, С.Б. Скворцов и другие) и прочие. После XXVIII съезда партии (в 1990 г.), который, по замыслу Горбачева и его окружения, должен был консолидировать центристские силы в КПСС, партию покинули сторонники ее радикального обновления. В конечном итоге КПСС вынуждена была формально отказаться от монополии на власть и конституционного закрепления своей «руководящей» роли в обществе.

Деградация партии была закономерным явлением. После прихода к власти в октябре 1917 г. она постепенно превратилась в чисто административную структуру, которая обеспечивала функционирование советской политической и экономической системы. Демократизация общественной жизни и обозначившиеся новые подходы в экономической сфере (внедрение элементов рынка и т.п.), сразу же сделали излишним ее дальнейшее существование. Однако партийно-бюрократическая номенклатура сохраняла надежду восстановить свою власть и влияние.

Межнациональные конфликты. Опасным очагом политического и социального напряжения стали межнациональные конфликты. К затяжному военному противоборству привел спор между Арменией и Азербайджаном по проблеме Нагорного Карабаха. Сотни людей стали жертвами национальной розни в Фергане (1989 г.) и в Ошской области Киргизии (1990 г.). Конфликт между властями Грузии и грузинскими автономиями (Южная Осетия, Абхазия) также вылился в вооруженное противостояние с многочисленными жертвами. Резко обострились отношения между Кишиневом и Приднестровьем.

Стремясь удержать власть на местах, союзное руководство предпринимало попытки стабилизировать ситуацию с помощью силы. Однако использование войск в Тбилиси (апрель 1989 г.), в Баку (январь 1990 г.), в Вильнюсе (январь 1991 г.) вызвало волну возмущения и лишь усилило политическое противостояние между центром и республиками.

Накал политической борьбы в обществе сопровождался ухудшением экономического положения страны. Правительство Н.И. Рыжкова не сумело стабилизировать экономику и предложить обществу обоснованную программу серьезных реформ. Увеличивался товарный дефицит, росла инфляция. Летом 1989 г. началось забастовочное движение в шахтерских регионах. Несмотря на хороший урожай 1989 г. (211 млн тонн), вновь увеличился импорт зерновых, так как не был выполнен план государственных закупок. В этих условиях была предпринята попытка разработать совместную экономическую программу с учетом предложений «центристов» (Горбачев) и «демократов» (Ельцин). Летом 1990 г. под руководством экономиста академика С.С. Шаталина был подготовлен проект, рассчитанный на переход к некоторым элементам рыночной экономики за 500 дней. Однако под давлением консерваторов, Горбачев отказался от поддержки этой программы. Складывавшаяся было коалиция «центристов» и «демократов» была взорвана, а состояние экономики продолжало ухудшаться.

Заключительный этап «перестройки». Этот этап (с весны 1990 по август 1991 г.) характеризовался переходом к президентской форме правления (в марте 1990 г. на этот пост Верховным Советом СССР был избран Горбачев), дальнейшим ухудшением экономического положения и углублением кризиса советской федерации. Проведенный в марте 1991 г. первый в советской истории Всесоюзный референдум о будущем Союза ССР, несмотря на победу сторонников единого государства (76,4 % голосовавших), не изменил ситуацию. Он фактически не состоялся именно в тех республиках, которые стремились обрести государственную независимость (Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Армения, Грузия).

В апреле 1991 г. начался «новоогаревский» переговорный процесс, в ходе которого слабеющий центр и союзные республики, «национализировавшие» его властные полномочия, попытались найти взаимоприемлемый компромисс и разработать новый союзный договор.

Сфера внешней политики. В основу нового внешнеполитического курса СССР была положена концепция «нового политического мышления». Она исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире, невозможности решения международных проблем силовым путем.

Серьезные позитивные изменения произошли в отношениях СССР со странами Запада, и в первую очередь с Соединенными Штатами Америки. Обе стороны стремились перейти от конфронтации к партнерству, основанному на взаимном учете национальных интересов. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (1987 г.) и о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1 – 1991 г.) означали начало процесса реального сокращения ядерных вооружений.

В 1989 г. были нормализованы советско-китайские отношения, начался диалог с Японией по территориальной проблеме. «Новое мышление» благоприятным образом сказалось на урегулировании целого ряда региональных конфликтов. В начале 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана, которые находились там около 10 лет. СССР выступил посредником в решении камбоджийской проблемы, участвовал в переговорах о достижении независимости Намибией. СССР и США способствовали прекращению гражданской войны в Анголе и Мозамбике, началу политических реформ в ЮАР. Во время кризиса в Персидском заливе (1990–1991 гг.) Советский Союз стремился мирными, дипломатическими средствами добиться освобождения Кувейта от иракской оккупации.

СССР и страны соцлагеря.Перемены в СССР оказали огромное влияние на социалистические страны Восточной Европы. В 1989–1990 гг. по ним прокатилась лавина революционных преобразований. События развивались с огромной быстротой и отличались радикальностью результатов. Они охватили 8 стран с населением в 140 млн человек. Смена власти в ГДР, Польше, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Албании произошла мирным путем. В результате народного восстания в Румынии был сметен режим Н. Чаушеску. Политические перемены в Югославии привели к распаду многонационального государства и войне между ее бывшими республиками. В октябре 1990 г. Германская Демократическая Республика вошла в состав ФРГ. Так завершилось длительное политическое противостояние Востока и Запада на немецкой земле.

Развал социалистической системы в Восточной Европе привел к прекращению деятельности Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи. Закончилась целая историческая эпоха двухполюсного баланса сил в Европе и в мире.

Распад СССР. Образование суверенной России. Неспособность центра решить сложнейшие политические, социальные и национальные проблемы, накопившиеся в стране, вызвала на рубеже 80–90-х гг. своеобразный «парад суверенитетов» – самостоятельный поиск республиками путей выхода из кризиса. Особая роль в этом процессе принадлежала России. Именно в ней были сосредоточены основные политические силы, оппонировавшие союзному руководству.

В мае 1990 г. на первом Съезде народных депутатов РСФСР Председателем Верховного Совета России был избран Ельцин, выступавший против курса Горбачева и за радикализацию реформ. Принятая на съезде Декларация о суверенитете России фактически провозглашала верховенство ее законов над союзным законодательством.

Результатом такого развития событий стала «война законов» между союзным центром и российскими властями за право распоряжаться собственностью, финансами, административными структурами на территории России. В этих условиях Ельцин и его сторонники выступили за формирование сильной президентской власти в России, способной противостоять притязаниям центра. На выборах президента РСФСР в июне 1991 г. большинство избирателей отдало голоса за Ельцина и за провозглашенные им социально-экономические и политические преобразования.

К лету 1991 г. в Советском Союзе сложилась переломная ситуация. Либералы все более активно выступали за радикальное реформирование общества и приобщение страны к западной цивилизации. В этом они находили поддержку у руководства России. Центр во главе с президентом Горбачевым продолжал тактику политического лавирования, пытаясь примирить «правых» и «левых», совместить интересы союзного руководства и республиканских правящих элит. Одновременно нарастала активность консервативно-охранительных сил. Их представляли аппараты ЦК КПСС и компартии РСФСР, руководство союзного Совмина, и, прежде всего, представители силовых ведомств, а также группировки национал-патриотического толка. В отличие от Горбачева, многие из них стремились вернуться к прежнему, «доперестроечному» состоянию общества, выражая тем самым традиции «почвенного» уклада.

События августа 1991 года. Катализатором политического кризиса стал проект союзного договора, который после острых дискуссий был согласован представителями 9 союзных республик. Его подписание намечалось на 20 августа 1991 г. и означало бы переход от жестко централизованного, унитарного государства к действительно федеративному образованию. Однако этому событию не суждено было сбыться. 18 августа президент СССР Горбачев во время своего отпуска был изолирован на даче в Крыму. Одновременно был издан указ об исполнении обязанностей президента СССР вице-президентом Г.И. Янаевым ввиду «болезни» Горбачева. В ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в состав которого вошли вице-президент Янаев, премьер-министр В.С. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, председатель КГБ В.А. Крючков, министр внутренних дел Б.К. Пуго, заместитель председателя Совета обороны О.Д. Бакланов, председатель Крестьянского союза В.А. Стародубцев и президент Ассоциации государственных предприятий А.И. Тизяков.

В отдельных районах страны было объявлено чрезвычайное положение, приостановлена деятельность оппозиционных партий и движений, установлен жесткий контроль над средствами массовой информации. Для силового обеспечения этих мероприятий в Москву были введены войска, объявлен комендантский час.

В ответ в столице возникли стихийные митинги, деятельность ГКЧП вызвала неприятие у значительной части населения. Сопротивление возглавили Ельцин и руководство РСФСР. В их обращении к гражданам России действия ГКЧП оценивались как реакционный, антиконституционный переворот, а сам комитет и его решения объявлялись незаконными.

Тысячи москвичей заняли оборону вокруг здания Верховного Совета РСФСР. Ряд руководителей на местах, некоторые военачальники отказались выполнять приказы ГКЧП. В результате спонтанных столкновений демонстрантов с войсками в Москве погибли 3 человека. Члены ГКЧП не решились идти на дальнейшее обострение ситуации, что было чревато новыми человеческими жертвами. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР, поддержавшая действия российского руководства. В этот же день уполномоченные сессией представители вылетели в Крым за президентом Горбачевым. Члены ГКЧП были арестованы.

Политическая обстановка в стране. После августовских событий и победы российского руководства ситуация в Советском Союзе коренным образом изменилась. Была запрещена деятельность КПСС и компартии РСФСР, распущены партийные организации на местах. Фактическая власть к осени 1991 г. сосредоточилась в руках российских лидеров и региональных элит. Президент СССР Горбачев по существу стал выполнять декоративную роль. Большинство республик после августовских событий отказалось от подписания союзного договора. Они создали свои армии, перевели под свою юрисдикцию союзную собственность. Ряд из них (республики Прибалтики, Молдова, Грузия) заявили о своем выходе из состава СССР. Объявила о своей государственной независимости Украина. В этот период определяющей тенденцией во внутрисоюзных отношениях стало стремление освободиться от власти центра.

К середине октября сложилась парадоксальная ситуация. Де-юре СССР продолжал существовать, де-факто его в прежнем качестве уже не было. В создавшейся ситуации, 8 декабря 1991 г. лидеры России (Ельцин), Украины (Л.М. Кравчук) и Белоруссии (С.С. Шушкевич), представлявшие страны-учредители СССР, собравшись в Беловежской пуще, заявили о прекращении действия союзного Договора 1922 г. и подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 12 декабря республики Средней Азии и Казахстан выразили готовность стать равноправными членами Содружества. 21 декабря главы 11 независимых государств подписали Алма-Атинскую декларацию, которая провозглашала важнейшие принципы образованного содружества. В СНГ не вошли прибалтийские государства (Литва, Латвия, Эстония), чья независимость была признана Госсоветом СССР еще в сентябре 1991 г., а также Грузия.

Причины распада СССР. Историческая Россия, существовавшая в годы Советской власти как СССР, была и в значительной степени осталась своеобразным цивилизационным конгломератом. Одновременное сосуществование друг с другом народов, находившихся на различном уровне цивилизационного развития и отличающихся социальным и культурным укладом жизни, приводило к расколам общества, порождало особую болезненность и кризисность общественного развития. Такой цивилизационный конгломерат на протяжении веков существовал при наличии сильной, предельно централизованной государственной власти. При этом внешняя форма этой власти не имела существенного значения: царская империя во главе с монархом или советская республика во главе с партийным вождем.

Однако, при ослаблении вертикали государственной власти, российское общество, как показывает история, «ломалось». Так было и в XVII в., в годы «смуты», и после 1917 г., когда в период гражданской войны от России была отторгнута территория почти в 1 млн квадратных километров с населением более 30 млн человек.

Аналогичный процесс произошел и после августа 1991 г. Крах КПСС и ее структур, которые в течение десятилетий скрепляли республики Союза единой идеологией и экономикой, единым аппаратом управления, мгновенно вызвал обвал всей союзной государственности.

Но были и причины субъективного характера. Во-первых, «избавление» от единого центра развязывало руки республиканским правящим элитам для проведения самостоятельной внутренней и внешней политики, для личного преуспевания. Во-вторых, не были не только всесторонне, но даже элементарно продуманы последствия распада единого государства с политической, экономической, военной, национально-этнической, социальной точек зрения. Значительная доля ответственности за произошедшее лежит на союзном и российском руководстве. Борьба за власть и личные амбиции не позволили им если не предотвратить распад Союза, то, по крайней мере, сделать этот процесс менее обвальным и болезненным.

24 декабря 1991 г. Россия объявила себя правопреемницей СССР в Организации Объединенных Наций. Ведущие страны мира признали новые независимые государства. 25 декабря официально объявил о своей отставке Горбачев, а 26 декабря Верховный Совет СССР провел свое последнее заседание, приняв декларацию о прекращении существования единого союзного государства.

В то же время с первых дней существования Содружества стало ясно, что позиции его членов во многом противоположны. Так, руководство Украины, и не только оно, было склонно рассматривать СНГ скорее как цивилизованную форму «окончательного развода», чем как основу для будущего единого экономического, культурного и оборонного пространства. Последующие встречи глав государств и правительств СНГ в 1992–1995 гг. показали, что создание Содружества – это лишь предпосылка в налаживании новых отношений между суверенными государствами.

В целом, августовские события 1991 г. обозначили крах идеи социалистического реформаторства в СССР. За ними последовал демонтаж всей политической и государственной системы, рожденной в октябре 1917 г. Завершением этого процесса стал распад Союза ССР. Несущей конструкцией нового межгосударственного образования – СНГ являлась Россия, самая крупная республика, обладающая огромным экономическим, научным и военным потенциалом, богатейшими природными и людскими ресурсами.

 

Таблица 4

Россия в СНГ

Показатели Доля от СССР
В процентах В цифровом выражении
Территория 17 млн кв. км
Население 150 млн чел.
Промышленный потенциал     -
Военное производство     -

 

Одновременно Россия в силу своего положения стала центром политической активности Содружества, укрепляя и развивая интеграционные процессы между его членами. Перед ней, как уже не раз бывало в истории, вновь встала задача собирания, но уже в новых формах и иными методами, исторической территории Российского государства.

 

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные этапы «перестройки» и их итоги.

2. Какие цивилизационные противоречия и проблемы обострились в СССР в конце 80-х – начале 90-х гг.?

3. Как проходило в Советском Союзе формирование многопартийной системы и становление политического плюрализма? Было ли единство в рядах КПСС? Как на рубеже 80-х – 90-х гг. повела себя региональная элита? Что такое «война законов» и «парад суверенитетов»?

4. Какое влияние оказали перемены в СССР на страны социалистического лагеря? Как реагировали страны Запада на эти перемены?

5. Кто возглавил ГКЧП? Как развивались события 18-21 августа 1991 г.? Почему комитет потерпел поражение?

6. Когда и при каких обстоятельствах прекратил свое существование Советский Союз; было создано Содружество Независимых Государств?

Хронология

1945 г., июнь – подписание устава ООН.

1945 г., декабрь – объединённый комитет военного планирования США принял директиву об атомном ударе 196-ю бомбами 20 советских городов в случае начала военного конфликта с СССР.

1946 г. 9 февраля – IV пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР после окончания Великой Отечественной войны.

1946 г., 5 марта – Фултонская речь У. Черчилля, начало «холодной войны» (1946–1991 гг.).

1946 г., 14 августа – постановление Оргбюро ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», содержащее в отношении ряда писателей, поэтов и издательств идеологическую критику и административные меры.

1946 г., сентябрь – экспорт зерна, развал сельского хозяйства, сокращение трудоспособного населения, засуха и неурожай зерновых культур привели к росту цен на хлеб в два раза и массовому голоду в СССР в 1946–1947 гг.

1947–1956 гг. – деятельность международной организации Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ).

1947 г., 16 декабря – директивное снижение цен на товары в СССР, совмещенное с отменой карточной системы и денежной реформой в условиях широкого дефицита товаров. Комплекс принятых мер способствовал сохранению ограниченного спроса на большинство дефицитных товаров.

1948–1949 гг. – блокада СССР транспортных путей в Западный Берлин, находящийся под контролем союзников.

1948–1951 гг. – реализация плана Маршалла в Западной Европе.

1948–1952 гг. – дело Еврейского антифашистского комитета, ставшее основанием для репрессий 125 человек.

1949 г., январь – учреждение представителями Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии Совета экономической взаимопомощи.

1949 г., 4 апреля – подписание Североатлантического договора, ставшего основой для создания военно-политического союза НАТО.

1949 г., август – испытание первой советской атомной бомбы РДС-1 на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне.

1949–1950 гг. – «Ленинградское дело» (серия репрессивных судебных процессов над партийными и государственными деятелями СССР).

1950–1953 гг. – война Корейской Народно-Демократической Республики против Республики Корея.

1951 г. – начало V пятилетки, характеризующейся дальнейшим развитием социалистического соревнования, движением за комплексную экономию материалов и преимущественным развитием тяжелой промышленности.

1951 г., сентябрь – подписание мирного договора между странами антигитлеровской коалиции и Японией. Этот договор закрепил Японию в сфере влияния Запада. Делегации СССР, Польши и Чехословакии покинули конференцию и не подписали итоговый документ.

1952 г., 5–14 декабря – переименование ВКП (б) в КПСС на XIX съезде.

1953 г., 5 марта – смерть И.В. Сталина.

1953 г., 75 сентября – постановление Пленума ЦК КПСС «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР».

1953–1964 гг. – Н.С. Хрущев – первый секретарь ЦК КПСС.

1954 г., февраль-март – на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев зачитал программу мероприятий, направленную на увеличение производства зерна, которая дала старт освоению целинных земель.

1954 г., 26 июня – пуск первой в мире Обнинской атомной электростанции.

1955 г., 14 мая – СССР, Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия подписали в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, образовав военно-политический союз (ОВД).

1956 г., февраль – на XX съезде КПСС Н.С. Хрущёв выступил с докладом о разоблачении культа личности Сталина, повлекшим длительную конфронтацию с КНР. Принятие директивы по VI пятилетке (до конца не реализована), с задачей преимущественного развития тяжёлой промышленности, непрерывного технического прогресса и повышения производительности труда.

1956 г. – вооруженное восстание против просоветской власти в Венгрии.

1956–1957 гг. – Суэцкий кризис, связанный с определением статуса Администрации Суэцкого канала международный конфликт.

1957 г. – VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве.

1957 г., 27 августа – СССР заявил, что обладает межконтинентальной многоступенчатой баллистической ракетой, способной доставить ядерный заряд в любую точку Земли.

1957 г., 4 октября – запуск в СССР первого искусственного спутника Земли.

1959 г., январь-февраль – констатация полной и окончательной победы социализма в СССР на XXI съезде КПСС. Принятие семилетнего плана развития хозяйства с задачей дальнейшего развития производительных сил, подъема всех отраслей экономики и значительного повышения уровня жизни населения.

1961 г., 12 апреля – первый полет в космос человека совершил Ю.А. Гагарин.

1961 г., 13 августа – начало строительства стены вокруг Западного Берлина протяженностью 155 км, ставшей зримым символом «железного занавеса».

1961 г., 31 октября – принятие третьей программы КПСС на XXII съезде и провозглашение эпохи развернутого строительства коммунизма в СССР.

1962 г., 1-2 июня – массовая забастовка рабочих в Новочеркасске, вызванная существенным ростом розничных цен на мясомолочные продукты, окончившаяся расстрелом невооруженных горожан и массовыми арестами.

1962 г., 15-28 октября – «Карибский кризис». Противостояние США и СССР, вызванное тайным развертыванием советских ядерных ракет на Кубе.

1963 г., 16 июня – первый полет в космос женщины – В. В. Терешковой.

1963 г., 5 августа – договор СССР, США и Великобритании о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой

1964 г., 14 октября – отстранение Н.С. Хрущева от всех партийных и государственных должностей на пленуме ЦК КПСС. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев.

1965 г., март – решением Пленума ЦК КПСС повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и осуществлен переход к твердым планам заготовок сельхозпродуктов.

1965 г., сентябрь – решением Пленума ЦК КПСС намечен переход к отраслевому управлению промышленностью, устранена излишняя регламентация деятельности предприятий, сокращено число плановых показателей.

1966 г., апрель – директивы XXIII съезда КПСС по VIII пятилетке, с задачей повышения темпов роста промышленности и сельского хозяйства на основе индустриального развития и повышения эффективности общественного производства.

1968 г., 21 августа – ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию для подавления «Пражской весны». С критикой военного вмешательства ОВД в чехословацкие события выступили правительства Югославии, Румынии, Албании, КНР и ряд компартий стран Запада.

1969 г., 2 марта – вооруженный пограничный конфликт между СССР и КНР в районе острова Даманский на реке Уссури.

1969 г., 7 октября – опубликованы «Заявление Китайского правительства» и «Документ МИД КНР», объявляющие территориальные претензии к СССР на территорию Восточной Сибири и Дальнего Востока общей площадью около 1,5 млн кв. км.

1971 г., апрель – директивы XXIV съезда КПСС по IX пятилетке, с задачей обеспечить подъём материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повышения его эффективности и ускорения темпов роста производительности труда.

1972 г., 26 мая – договор СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).

1974 г., 20 декабря – Конгресс США принял дискриминационные оговорки и ограничения на торговлю с СССР и др. государствами.

1975 г., 1 августа – в Хельсинки СССР, США, Канада и 33 европейских государств подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

1976 г., март – утверждение на XXV съезде КПСС основных направлений развития хозяйства в X пятилетке, с задачей дальнейшего подъема материального и культурного уровня жизни народа на основе динамичного и пропорционального развития общественного производства и повышения его эффективности. Согласование интеграционных мероприятий пятилетки со странами СЭВ.

1977 г., 7 октября – принятие третьей Конституции СССР. Закрепила однопартийную систему и вошла в историю как «конституция развитого социализма».

1979 г., 18 июня – договор СССР и США об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2).

1979 г., 25 декабря – ввод советских войск в Афганистан.

1980 г., 3-4 января – президент США Д. Картер отложил ратификацию советско-американского Договора ОСВ-2 и объявил бойкот Олимпиады в Москве в связи с вводом советских войск в Афганистан.

1981 г., март – утверждение на XXVI съезде КПСС основных направлений социально-экономического развития в XI пятилетке, с задачей придать развитию страны большего динамизма за счет еще более эффективного использования производственных фондов, их дальнейшего развития и обновления, внедрения передовых технологий и достижений научно-технического прогресса.

1981 г., 20 ноября – СССР подписывает международные контракты на поставку газа из Сибири в страны Западной Европы.

1982 г., 10 ноября – смерть Л.И. Брежнева.

1982–1984 гг. – Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В. Андропов.

1984 г., 8 мая – СССР объявил о своем бойкоте летней Олимпиады в Лос-Анжелесе.

1984–1985 гг. – Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко.

1985–1991 гг. – Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев.

1985 г., апрель – на Пленуме ЦК КПСС М.С. Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития СССР.

1985 г., 16 мая – начало антиалкогольной кампании в СССР.

1986 г., март – утверждение на XXVII съезде КПСС основных направлений социально-экономического развития в XII пятилетке, с задачей вдвое увеличить национальный доход, используемый на потребление и накопление, выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления, выпуск промышленной продукции, в 1,6–1,8 раза увеличить реальные доходы на душу населения.

1986 г., 26 апреля – авария на Чернобыльской АЭС.

1986 г., 13 ноября – Политбюро ЦК КПСС приняло решение вывести все войска из Афганистана в течение двух лет.

1986 г., 16 декабря – массовые беспорядки в Казахской ССР, вызванные отставкой главы республики Д.А. Кунаева.

1987 г., январь провозглашение гласности как составной части реформ.

1987 г., январь – выступление М.С. Горбачева на Пленуме ЦК КПСС с докладом «О перестройке и кадровой политике партии», принят курс на трансформацию КПСС из государственной структуры в реальную партию.

1987 г., 13 января – Постановление СМ СССР «О порядке создания на территории



2016-09-16 493 Обсуждений (0)
Политика перестройки. Распад СССР 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политика перестройки. Распад СССР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.058 сек.)