Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания



2016-09-16 664 Обсуждений (0)
Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания 0.00 из 5.00 0 оценок




Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Существует тесная связь позна­ния с практикой, в ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение их субъективных замы­слов, идей, целей в объективно существующие предметы, процессы.

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разу­мом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшест­вует рациональному, то можно в известном смысле говорить о них как о сту­пенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания имеет свою специфику и существует в своих формах.

Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получе­ния информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром. Заметим, что такое познание может осуществляться и с ис­пользованием специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности органов чувств человека. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.

Ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия фак­торов окружающего мира на его органы чувств. Каждый орган чувств пред­ставляет собой сложный нервный механизм, состоящий из воспринимающих рецепторов, передающих нервов-проводников и соответствующего отдела мозга, который управляет периферийными рецепторами. Например, орган зрения — это не только глаз, но и нервы, ведущие от него в мозг, и соответ­ствующий отдел в центральной нервной системе.

Ощущения — психические процессы, происходящие в мозгу при возбуждении нервных центров, управляющих рецепторами. Ощущения - это от­ражение отдельных свойств, качеств предметов объективного мира, непосредственно воздействующего на органы чувств, элементарное далее психо­логически неразложимое познавательное явление. Ощущения специализиро­ваны. Зрительные ощущения дают нам сведения о форме предметов, об их цвете, о яркости световых лучей. Слуховые ощущения сообщают человеку о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание дает возможность нам ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.

«Первая посылка теории познания,— писал В. И. Ленин,— несомнен­но, состоит в том, что единственный источник наших знаний — ощущения». Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще.

Биологические и психофизиологические дисциплины, изучая ощуще­ние в качестве своеобразной реакции человеческого организма, устанавли­вают различные зависимости: например, зависимость реакции, то есть ощу­щения, от интенсивности раздражения того или иного органа чувств. В част­ности, установлено, что с точки зрения «информационной способности» на первом месте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоня­ние.

Возможности органов чувств человека ограничены. Они способны ото­бражать окружающий мир в определенных (и довольно ограниченных) диа­пазонах физико-химических воздействий. Так, орган зрения может отобра­жать сравнительно небольшой участок электромагнитного спектра с длинами волн от 400 до 740 миллимикрон. За границами этого интервала находятся в одну сторону ультрафиолетовые и рентгеновские лучи, а в другую — инфра­красное излучение и радиоволны. Ни те, ни другие наш глаз не воспринима­ет. Человеческий слух позволяет ощущать звуковые волны от нескольких де­сятков герц до примерно 20 килогерц. Колебания более высокой частоты (ультразвуковые) или более низкой частоты (инфразвуковые) наше ухо ощу­щать не способно. То же самое можно сказать и о других органах чувств.

Из фактов, свидетельствующих об ограниченности органов чувств че­ловека, родилось сомнение в его способности познать окружающий мир. Со­мнения в способности человека через свои органы чувств познать мир обо­рачиваются неожиданным образом, ибо сами эти сомнения оказываются сви­детельством в пользу могущественных возможностей человеческого познания, в том числе, возможностей органов чувств, усиленных при необходимо­сти соответствующими техническими средствами (микроскоп, бинокль, теле­скоп, прибор ночного видения и т. п.).

Но главное, человек может познавать объекты и явления, недоступные для его органов чувств, благодаря способности к практическому взаимодей­ствию с окружающим миром. Человек способен осмыслить и понять ту объ­ективную связь, которая существует между явлениями, доступными органом чувств, и явлениями для них недоступными (между электромагнитными вол­нами и слышимым звуком в радиоприемнике, между движениями электронов и теми видимыми следами, которые они оставляют в камере Вильсона, и т. д.). Понимание этой объективной связи есть основа перехода (осуществляе­мого в нашем сознании) от ощущаемого к неощущаемому.

В научном познании при обнаружении изменений, происходящих без видимых причин в чувственно воспринимаемых явлениях, исследователь до­гадывается о существовании явлений не воспринимаемых. Однако для того, чтобы доказать их существование, вскрыть законы их действия и использо­вать эти законы, необходимо, чтобы его (исследователя) деятельность ока­залась одним из звеньев причинной цепи, связывающей наблюдаемое и нена­блюдаемое. Управляя этим звеном по своему усмотрению и вызывая на ос­нове знания законов ненаблюдаемых явлений наблюдаемые эффекты, иссле­дователь тем самым доказывает истинность знания этих законов. Например, происходящие в радиопередатчике превращения звуков в электромагнитные волны, а затем обратное их превращения в звуковые колебания в радиопри­емнике доказывает не только факт существования не воспринимаемых наши­ми органами чувств области электромагнитных колебаний, но также истин­ность положений учения об электромагнетизме, созданного Фарадеем, Мак­свеллом, Герцем.

Поэтому имеющихся у человека органов чувств вполне достаточно для познания мира. «У человека как раз столько чувств, - писал Л. Фейербах, - сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности». Отсутствие же у человека какого-то дополнительного ор­гана чувств, способного реагировать на какие-то факторы окружающей сре­ды, вполне компенсируется его интеллектуальными и практически-деятельными возможностями. Так, у человека отсутствует специальный ор­ган чувств, дающий возможность ощущать радиацию. Однако человек ока­зался способным компенсировать отсутствие такого органа специальным прибором (дозиметром), предупреждающим о радиационной опасности в ви­зуальной или звуковой форме. Это говорит о том, что уровень познания окру­жающего мира определяется не просто набором, «ассортиментом» органов чувств и их биологическим совершенством, но и степенью развитости обще­ственной практики.

При этом, однако, не следует забывать, что ощущения всегда были и всегда будут единственным источником знаний человека об окружающем мире. Органы чувств - единственные «ворота», через которые в наше созна­ние могут проникать сведения об окружающем нас мире. Недостаток ощу­щений из внешнего мира может приводить даже к психическому недомога­нию.

Для первой формы чувственного познания (ощущений) характерен анализ окружающего: органы чувств как бы выбирают из бесчисленного множества факторов окружающей среды вполне определенные. Но чувствен­ное познание включает в себя не только анализ, но и синтез, осуществляю­щийся в последующей форме чувственного познания — в восприятии.

Восприятие — это целостный чувственный образ предмета, формируе­мый мозгом из ощущений, непосредственно получаемых от этого предмета. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто механическая их сумма. Ощущения, которые получаются от различ­ных органов чувств, в восприятии сливаются в единое целое, образуя чув­ственный образ предмета. Так, если мы держим в руке яблоко, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через осязание узнаем о его весе и температуре, обоняние доносит его запах; а если мы попробуем его на вкус, то узнаем кислое оно или сладкое. В восприятии уже проявляется целе­направленность познания. Мы можем сконцентрировать внимание на какой-то стороне предмета и она будет «выпячена» в восприятии.

Восприятия человека развивались в процессе его общественно-трудовой деятельности. Последняя ведет к созданию все новых и новых ве­щей, увеличивая тем самым количество воспринимаемых предметов и со­вершенствуя сами восприятия. Поэтому восприятия человека более развиты и совершенны, чем восприятия животных. Как заметил Ф. Энгельс, орел ви­дит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла.

На основе ощущений и восприятий в мозгу человека складываются представления. Если ощущения и восприятия существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом (без этого нет ни ощущения, ни восприятия), то представление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время после того, как предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти (например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы держали в руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим представлением, отличается от того образа, который существовал в восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с тем многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии предмета. И, во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется целенаправленность познания. В обра­зе, вызванном по памяти, на первом плане будет то главное, что нас интере­сует.

Вместе с тем, воображение, фантазия существенно необходимы в научном познании. Здесь представления могут приобретать подлинно творче­ский характер. На основании элементов, имеющихся в действительности, ис­следователь представляет себе нечто новое, такое, чего в настоящее время нет, но которое будет либо в результате развития каких-то природных про­цессов, либо в результате прогресса практики. Всякого рода технические но­винки, например, существуют вначале лишь в представлениях их создателей (ученых, конструкторов). И лишь после их реализации в виде каких-то тех­нических устройств, конструкций, они становятся объектами чувственного восприятия людей.

Представление является большим шагом вперед по сравнению с восприятием, ибо в нем присутствует такая новая черта, как обобщение. Последнее имеет место уже в представлениях о конкретных, единичных предметах. Но в еще большей степени это проявляется в общих представлениях (т. е., например, в представлении не только о данной конкретной березе, растущей перед нашим домом, но и о березе вообще). В общих представлениях моменты обобщения становятся куда более значительными, чем в любом представлении о конкретном, единичном объекте.

Представление принадлежит еще к первой (чувственной) ступени по­знания, ибо имеет чувственно-наглядный характер. Вместе с тем, оно являет­ся и своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рацио­нальному.

В заключение отметим, что роль чувственного отражения действитель­ности в обеспечении всего человеческого познания весьма значительна:

- органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним предметным миром;

- без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к мышлению;

-потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но не пе­рекрывает его возможности (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание, свою волю и т.п.);

- рациональное базируется на анализе того материала, который дают нам органы чувств;

- регулирование предметной деятельности осуществляется, прежде всего, с помощью информации, получаемой органами чувств;

- органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать объекты, чтобы развивать научное знание.

Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — это мышление чело­века, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность ве­щей, средством познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека.

Именно мышление осуществляет упорядочение данных чувственного восприятия, но отнюдь не сводится к этому, а рождает нечто новое — то, что не дано в чувственности. Этот переход суть скачок, перерыв постепенности. Он имеет свое объективное основание в «раздвоении» объекта на внутреннее и внешнее, сущность и проявление ее, на отдельное и общее. Внешние сто­роны вещей, явлений отражаются, прежде всего, с помощью живого созерца­ния, а сущность, общее в них постигается с помощью мышления. В этом процессе перехода осуществляется то, что именуется пониманием. Понять — это значит выявить существенное в предмете. Мы можем понимать и то, что не в состоянии воспринимать... Мышление соотносит показания органов чувств со всеми уже имеющимися знаниями индивида, более того — со всем совокупным опытом, знаниями человечества в той мере, в какой они стали достоянием данного субъекта.

Формами рационального познания (мышления человека) являются: по­нятие, суждение и умозаключение. Это наиболее широкие и общие формы мышления, которые лежат в основе всего неисчислимого богатства знаний, которое накопило человечество.

Исходной формой рационального познания является понятие. Понятия - это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства; отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммиру­ют важнейшие свойства о способах действия с данными группами предметов и явлений. Понятие в своем логическом содержании воспроизводит диалек­тическую закономерность познания, диалектическую связь единичного, осо­бенного и всеобщего. В понятиях могут фиксироваться существенные и не­существенные признаки объектов, необходимые и случайные, качественные и количественные и т. п. Возникновение понятий — это важнейшая законо­мерность становления и развития человеческого мышления. Объективная возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении заключается в предметном характере окружающего нас мира, т. е. наличие в нем множества отдельных предметов, обладающих качественной определенностью. Образование понятия — это сложный диалектический процесс, включающий: сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение однородных предметов на основе тех или иных общих признаков), абстрагирование (выделение в предмете одних признаков, наиболее существенных, и отвлечение от других, второстепенных, несущественных). Все эти логические приемы тесно связаны между собой в едином процессе образования понятия.

Понятия выражают не только предметы, но также их свойства и отно­шения между ними. Такие понятия, как твердое и мягкое, большое и малень­кое, холодное и горячее и т. п. выражают определенные свойства тел. Такие понятия, как движение и покой, скорость и сила и т. п. выражают взаимодей­ствие предметов и человека с другими телами и процессами природы.

Особенно интенсивно возникновение новых понятий происходит в сфере науки в связи со стремительным углублением и развитием научного познания. Открытия в объектах новых сторон, свойств, связей, отношений сразу же влекут за собой появление новых научных понятий. Каждая наука имеет свои понятия, образующие более или менее стройную систему, име­нуемую ее понятийным аппаратом. В понятийный аппарат физики, напри­мер, входят такие понятия, как «энергия», «масса», «заряд» и др. К понятий­ному аппарату химии относятся понятия «элемент», «реакция», «валент­ность» и др.

По степени общности понятия могут быть разными — менее общими, более общими, предельно общими. Сами понятия подлежат обобщению. В научном познании функционируют частнонаучные, общенаучные и всеоб­щие понятия (философские категории такие, как качество, количество, мате­рия, бытие и т.п.).

В современной науке все большую роль играют общенаучные понятия, которые возникают в точках соприкосновения (так сказать «на стыке») раз­личных наук. Зачастую это возникает при решении каких-то комплексных или глобальных проблем. Взаимодействие наук при решении такого рода на­учных проблем существенно ускоряется именно благодаря использованию общенаучных понятий. Большую роль в формировании таких понятий играет характерное для нашего времени взаимодействие естественных, технических и социальных наук, образующих основные сферы научного знания.

Более сложной по сравнению с понятием формой мышления является суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет со­бой качественно особую форму мышления, выполняющую свои, особые функции в мышлении. Это объясняется тем, что всеобщее, особенное и еди­ничное непосредственно в понятии не расчленены и даны как нечто целое. Их расчленение и соотношение дается в суждении.

Объективной основой суждения служат связи и отношения между предметами. Необходимость суждений (как и понятий) коренится в практи­ческой деятельности людей. Взаимодействуя с природой в процессе труда, человек стремится не только выделить те или иные предметы среди других, но и постигнуть их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них.

Связи и отношения между предметами мысли носят самый разнообразный характер. Они могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом и группой предметов, между группами предметов и т. п. Многообразие таких реальных связей и отношений находит свое отражение в многообразии суждений.

Суждение - это та форма мышления, посредством которой раскрыва­ется наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предме­тами (т. е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то). Явля­ясь относительно законченной мыслью, отражающей вещи, явления объек­тивного мира с их свойствами и отношениями, суждение обладает опреде­ленной структурой. В этой структуре понятие о предмете мысли называется субъектом и обозначается латинской буквой S (Subjectum — лежащий в осно­ве). Понятие о свойствах и отношениях предмета мысли называется предикатом и обозначается латинской буквой Р (Predicatum — сказанное). Субъект и предикат вместе называются терминами суждения. При этом роль терминов в суждении далеко не одинакова. Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание. Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью. Наличие этой связи между железом и отдельным его свойством делает возможным суждение: «железо (S) электропроводно (Р)».

Субъектно-предикатная форма суждения связана с его основной позна­вательной функцией - отражать реальную действительность в ее богатом разнообразии свойств и отношений. Это отражение может осуществляться в виде единичных, частных и общих суждений.

Единичным называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается об отдельном предмете. Такого рода суждения в русском языке выражаются словами «это», именами собственными и т. д.

Частные суждения - это такие суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается о некоторой части какой-то группы (класса) предме­тов. В русском языке подобные суждения начинаются такими словами, как «некоторые», «часть», «не все» и др.

Общими называются суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается обо всей группе (обо всем классе) предметов. Причем то, что ут­верждается или отрицается в общем суждении, касается каждого предмета рассматриваемого класса. В русском языке это выражается словами «все», «всякий», «каждый», «любой» (в утвердительных суждениях) или «ни один», «никто», «никакой» и др. (в отрицательных суждениях).

В общих суждениях выражаются общие свойства предметов, общие связи и отношения между ними, включая и объективные закономерности. Именно в виде общих суждений формируются, по существу, все научные положения. Особое значение общих суждений в научном познании оп­ределяется тем, что они служат мыслительной формой, в которой только и могут быть выражены объективные закономерности окружающего мира, от­крываемые наукой. Однако это не означает, что познавательную ценность в науке имеют только общие суждения. Законы науки возникают в результате обобщения множества единичных и частных явлений, которые выражаются в форме единичных и частных суждений. Даже единичные суждения об от­дельных предметах или явлениях (каких-то фактах, возникших в экспери­менте, исторических событиях и т. д.) могут иметь важное познавательное значение.

Будучи формой существования и выражения понятия, отдельное суждение, однако, не может полностью выразить его содержание. Такой формой может служить лишь система суждений и умозаключение. В умозаключении наиболее отчетливо проявляется способность мышления к опосредованному рациональному отражению действительности. Переход к новому знанию осуществляется здесь не путем обращения к данным чувственного опыта, а на основе уже имеющихся знаний.

Умозаключение содержит в своем составе суждения, а следовательно, и понятия, но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь. Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо со­поставить два рода знаний, которыми человек располагает и пользуется в процессе своей жизнедеятельности. Это - знания непосредственные и опосредованные.

Непосредственные знания — это те, которые получены человеком с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д. Подобная чувствен­ная информация составляет значительную часть всех человеческих знаний.

Однако далеко не обо всем в мире можно судить непосредственно. В науке большое значение имеют опосредованные знания. Это знания, которые получены не прямо, не непосредственно, а путем выведения из других зна­ний. Логической формой их приобретения и служит умозаключение. Под умозаключением понимается форма мышления, посредством которой из из­вестного знания выводится новое знание.

Подобно суждениям умозаключение имеет свою структуру. В структуре любого умозаключения различают: посылки (исходные суждения), заклю­чение (или вывод) и определенную связь между ними. Посылки — это исход­ное (и при этом уже известное) знание, служащее основанием для умозаклю­чения. Заключение — это производное, притом новое знание, полученное из посылок и выступающее их следствием. Наконец, связь между посылками и умозаключением есть необходимое отношение между ними, делающее воз­можным переход от одного к другому. Другими словами, это есть отношение логического следования. Всякое умозаключение представляет собой логиче­ское следование одних знаний из других. В зависимости от характера этого следования, выделяются следующие два фундаментальных типа умозаклю­чений: индуктивное и дедуктивное.

Умозаключение широко используется в повседневном и в научном по­знании. В науке они используются как способ познания прошлого, которое непосредственно наблюдать уже нельзя. Именно на основе умозаключений формируются знания о возникновении Солнечной системы и образовании Земли, о происхождении жизни на нашей планете, о возникновении и этапах развития общества и т. д. Но умозаключения в науке применяются не только для понимания прошлого. Они важны и для осмысления будущего, которое наблюдать еще нельзя. А для этого необходимы знания о прошлом, о тенден­циях развития, действующих в настоящее время и прокладывающих путь в будущее.

Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ог­раниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо объекта или явления, в понимании его сущности, форм существования, закономерностей его развития и т. д.

 



2016-09-16 664 Обсуждений (0)
Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (664)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)