Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современный подход к диалектике как к учению об универсальных связях, изменении, развитии



2016-09-16 485 Обсуждений (0)
Современный подход к диалектике как к учению об универсальных связях, изменении, развитии 0.00 из 5.00 0 оценок




Совсем недавно классические формы диалектики - идеалистическая диалектика Г. Гегеля и материалистическая диалектика К. Маркса - считались несомненным достижением культуры, общечеловеческой ценностью, универсальным методом изучения различных явлений, раскрытия закономерностей, тенденций развития и преобразования действительности. В настоящее время плюрализм мнений по поводу преодоления кризисных явлений в обществе, в природе, в познании коснулся и диалектики. Сложилось несколько подходов к современному прочтению диалектики.

Для большинства русских и зарубежных философов диалектика, фиксирующая противоположности, их динамику и развитие в составе целого, способна в противовес догматизму и познавательной неопределенности релятивизма конкретно и адекватно отражать реальность, помогать в решении сложнейших проблем современности. Актуальным считается вопрос о статусе диалектической теории, о путях ее обогащения в контексте современного познания и социальной ситуации, об определении границ применения диалектики. Ход рассуждения следующий: основные принципы и законы диалектики были сформулированы свыше ста лет назад, за это время произошли большие изменения в науке, материалистическая диалектика, в ущерб своему интернационалистскому существу, все более обособлялась от реальных противоречий человеческого общежития, диалектического содержания, замыкаясь на некотором режиме собственной непогрешимости и всезнания. Первым шагом к созданию новой формы диалектики должно стать исследование тех механизмов, с которыми связано развитие, а для этого необходимо построить конкретно-всеобщую теорию развития, целью которой явится описание и объяснение не только всеобщих особенностей и закономерностей развития, но и его реальных основных ступеней. При этом диалектика не противопоставляется другим методам, а рассматривается в качестве одного из наличествующих в философском познании методов.

Представители другого подхода к диалектике считают, что она себя полностью исчерпала, развитие теории диалектики упирается в некоторые границы, и в существующей форме она способна охватить лишь определенный жизненный материал, не все, а лишь определенную часть бытия; за этими границами для нее лежит область "вещи в себе". Что же предлагается авторами данного подхода? Классическая форма диалектики, которая, по их мнению, во всем видит печать неизбежного падения и гибели, не отбрасывается, а выступает частным случаем новой, альтернативной формы диалектики - системной теории, концепции дополнительности и т. д. Заметим, что в истории философии не только допускалось, но и считалось необходимым и существенным многообразие систем философии. Однако философская система, как полагал Г. Гегель, только тогда имеет право на существование, когда она органически включает свои моменты в целом и когда она руководствуется не каким-либо одним, отличным от других прин­ципом, а принципом, содержащим в себе все особенные принципы.

Третий подход к диалектике связан с феноменологическо-экзистенциалистской традицией и представляет попытку понять диалектику как выражение специфических особенностей сознательной жизни субъекта и в этой связи его практической деятельности. Ж.-П. Сартра как писателя, прежде всего интересовала диалектика человеческой души, и проблемы диалектики не играют у него самостоятельной роли, а подчинены теоретическому решению вопросов человеческого бытия, и прежде всего проблемы человека, потому что он стоит на позиции "недиалектичности" природного бытия. "Нет никакого другого мира, помимо человеческого мира, мира человеческой субъективности" (Ж.-П. Сартр). Диалектику Ж.-П. Сартра часто считают трагической, потому что она абсолютизирует момент отрицания во взаимосвязи противоположностей, единство которых оказывается не внутренним, а чисто внешним. Этим он сближается с основоположником диалектики С. Кьеркегором, который переход в противоположное трактует как выбор, отвергая возможность синтеза и соединения альтернатив. Для С. Кьеркегора важно внутреннее повторение бытия человеком в его страданиях и в искуплении своей вины. Русский религиозный мыслитель и ученый П. Флоренский выбирает в качестве метода диалектику своей книги "О Духовной Истине" в ее широком значении как жизненного и живого непосредственного мышления. Высочайшие образцы диалектики он находит и в Посланиях апостолов, и в самом процессе мысли, и в самой жизни. "Философия как дело творчества ... совершенно неотделима от диалектики, т. е. от процесса вглядывания, следовательно, мысленного углубления и вживания в реальность". В отличие от С. Кьеркегора, Ж.-П. Сартра П. Флоренский смысл диалектики видит в цельности, однако так же, как и им, русскому философу диалектика необходима для проникновения прежде всего в душевную, а в особенности в религиозно-упорядоченную жизнь.

Чем же отличаются эти способы прочтения диалектики? Во-первых, отказом от канонизации и догматизации классической диалектики Г. Гегеля и К. Маркса, во-вторых, стремлением разрабатывать и совершенствовать диалектическую теорию с ориентацией на конкретное мышление, призванную выразить противоположности и противоречия современного исторического мира и мира человеческой души в подвижном единстве их значений и в известной нежесткости их структурных связей, в-третьих, использованием данных современной науки как для критического осмысления реальности, так и для предвидения и социального прогнозирования.

Итак, проблема развития теории диалектики остается ведущей, именно в ней сфокусированы пути развития мировой философской мысли.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Спиркин А. Г. Введение в философию: В 2 т. Т. 2. Гл. VII. М., 1989.

2. Основы философии. М., 1988. С. 154-255.

3. Философия. Основные идеи и принципы. Гл. VI. М., 1990.

4. Гегель Г. Феноменология духа. М., 1994.

5. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

6. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М., 1996.

7. Бондарчук И. А. Материалистическая диалектика и ее современные альтернативы // Вопросы общественных наук. Вып. 86. Киев, 1991.

8. Абеляр П. Диалектика // Вопросы философии. 1992. № 3.

9. Диалектика материального мира. Л., 1985.

10. Диалектика познания. Л., 1988.

11. Идеалистическая диалектика в XX столетии: (Критика мировоззренческих основ немарксистской диалектики). М., 1987.

12. Карамышев Г. В. Диалектика против эклектики. М., 1985.

13. Кьеркегор С. Страх и трепет // Философские науки. 1991. № 6. С. 116-127.

14. Леонтьев К. Н. Избранное. М., 1993.

15. Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990.

16. Лутай В. С. О разработке теории материалистической диалектики // Философские науки. 1990.

17. Материалистическая диалектика: В 5 т. - М., 1981-1985.

 

 

Учебное издание

 

 

Волосухин Виктор Алексеевич

Николаева Людмила Сергеевна

Данцев Андрей Андреевич

Чеботарева Варвара Ивановна

Загорская Ольга Вадимовна

 

 



2016-09-16 485 Обсуждений (0)
Современный подход к диалектике как к учению об универсальных связях, изменении, развитии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современный подход к диалектике как к учению об универсальных связях, изменении, развитии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (485)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)