Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О крестьянах и холопах



2016-09-16 445 Обсуждений (0)
О крестьянах и холопах 0.00 из 5.00 0 оценок




Хрестоматия по истории СССР xvi-xvii вв./под ред. А.А. Зимина М., 1962.с.293-296

Приложение 2

Лета 7115-го марта в 9 день государь царь и великий князь Василии Ивановичь всеа Руси с отцом своим Иермогеном пат­риархом, со всем освясченным собором и с своим царским сигклитом, слушав доклада Поместной избы бояр и диаков, что де переходом крестьян причинились великиа кромолы, ябеды и насилия немочным от силыных чего де при царе Иване Василиевиче не было, потому что крестьяне выход имели волный; а царь Федор Ивановичь, по наговору Бориса Годунова, не слушая советов старейших бояр, выход крестьяном заказал и у кого колико тогда крестьян где было, книги учинил, и после от того началися многие вражды, кромолы и тяжи [суды]. Царь Борис Федоровичь, видя в народе волне­ние велие, те книги отставил и переход крестьяном дал, да не совсем, что судии не знали, како по тому суды вершити. И ныне чинятся в том великие разпри и насилиа, многим ра­зорения и убивства смертные, и многие разбои, и по путем граблениа содеяшася и содеваются.

Сего ради приговорили есми и уложили по святым вселен­ским соборам и по правилом святых отец.

Которые крестьяне от сего числа пред сим за 15 лет в книгах 101-го году положены, и тем быть за теми, за кем писаны; а буде те крестьяне вышли за кого иного, и в том есть на крестьян тех или на тех, кто их держит, челобитья, и те дела не вершены, или кто сентебря по 1-е число сего года будет бить челом, и тех крестьян отдавати по тем книгам с женами и детьми и со всеми их животы, тем за кем они писаны, до сроку Рождества ристова 116 году без пожилого, а не отдаст кто на тот срок ино на нем брати за приим и пожилое по сему уложению, а не было о которых крестьнах челобитья по сесь день и сентября по первое не будет, и тех после того не отдавати, а написати их в книгах за тем за кем они ныне живут, и впердь за пятнадцать лет о крестьянех суда не давати и крестьян не вывозити (не возврасчать).

А буде которые отныне, из-за кого вышед, переидут к иному кому бы го ни было и тот, к кому придет, примет противо сего нашего соборнаго уложениа, и у того, крестьянина взяв, перевести ему со всеми того крестьнина пожитки [туда], откуду он перебежал а двор если тот крестьянин строил, заплатити чего судит, а двора не возити; да с него же на царя государя за то, что принял противно уложениа, доправитн десять рублев не принимай чужаго; да с него же за пожилое тому, чей крестьянин за двор за всякой год по три рубли.

А придет к кому крестьянин нанятся в работу на лето или на зиму или на весь год, а не семьею, и кто наймет не боле года, в том не вините за прием и пожилого не правити, потому что государь его сведом, где он живет.

А побежит женка или вдова ли девка в чужую отчину и вылет замуж, и того крестьянина, который женится на чюжей женке, ртдати тому, чья женка, со всеми его животы и з детми, кои от тоя беглыя родились; а буде у того крестьянина дети есть от первой жены, и до тех дела нет: с мачихою не отдавать, а буде они малы, то пустити с отцом, доколе коему минет от рода 15 лет.

А которые люди держат рабу до осмнатцати лет девку, а вдову молоду после мужа более дву лет, а парня холостаго за 20 лет, а не женят и воли им не дают, и той вдове, или девке, или парню идти к казначею, а казначею, опытав о том, и доведут, что им те лета минули, а государь их не женит, ино тем дати отпускные в Москве казначею, а в иных горо-дех наместником и судиам: а будет государь их бити челом о краже или сносе, и ему в том отказати и суда не давати: це держи не жанатых над закон божий и правила святых отец, да не умножится блуд и скверно деяние в людех.

А которые после сего уложениа крестьяне, или холоп, или раба побежит от своего государя и придет к иному, государю искати своего холопа и рабу и крестьянина пятнадцати летех [от побега], а, за пятнатцать лет не искати и суда не давати.

А в городех наместником, и воеводам и судиам, и диаком, и всяким приказным людем наведыватися во всем их в езде [уезде или ведомстве] чрез старост и сотников и свясчеников, нет ли где пришлых вновь, и где ему скажут, и ему оных братии спрашивати накрепко: чей он, и откуда и когда бе­жал, и где сколко жил, и не подговорил ли его кто, и буде скажет, кто его подговорил и доведет на него [уличит] и того подговоршика казнити торговою казнию и взять с него по­рука, что ему отвести того беглаго к его государю; да с него же в казну взяти пени десять рублев. А с приимшиков, со всякого, кто его принимал и более седми дней держал, доправити в казну по десяти рублев за - за двор и за одинокого мужика, а за бабу и за девку по три рубли за прием.

А примут чьего холопа, или крестьянина, или женку в ца­ревы и великаго князя села или волости, или в черные во­лости, или в патриарши и святителские и монастырские села, ино за прием имати на волостелех [на прикасчиках] и на старосте, кто ту волость тогда ведал [управлял] и пришлаго принял; а пожилые и за дворы имати на тех селех и воло­стях, а в городех на всех посадских по сему уложению.

А которой наместник, или судиа или диак и иной при­казной человек о пришлых в его в езде проведывать, а сыски­вать, и допрашивать не будет и за прием в денгах полготит [не взысчет], а доведут на него в том, и с него те денги доправити вдвое и от дела отбросити, и впредь ему ни у какова государева дела не быти.

 

 

1597 г., февраля 1 Приговор о служилых холопах (из указной книги Приказа Холопьего суда)

Материалы по истории СССР. Вып.2.М.,1987. с.259-263.

 

Лета 7105-го апреля в 25 день, по государеву цареву и великого князя Федора Ивановичавсеа Руси указу, память Михаилу Ивановичу Внукову да дьяку Пятому государь царь и великий князь Федор Ианович всеа Русии приговорил со всеми бояры о холопех о польных, и о докладных; и о кабальных людех, которыет люди, на Москве и по городом, служат в холопъстве у бояр, и у князей, и у думных, и у приказных людей, и у детей боярьских, п у всяких служилых людей, и у гостей и у всяких торговых людей, по полным и по купчим и по докладным и по всяким крепостям, и по кабалам по старым, и по_новым записным кабалам, и от кого которые холопи полные и кабальные люди побежали, и иные, с лета 7105 – го февраля с 1 числа государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии приговорил со всеми бояры.

1. От которых бояр полные холопи, и кабальные и приданые люди, и жены и дети побежали, и бояром имена своих холопей, и на них крепости, прислати в Холопей приказ, да тех холопей имяна, которые у госуда­рей своих служат и которые холопи от кого збежали, и на них крепости старые, полные и купчие и докладные и всякие крепости и кабалы старые в Холопье приказе записывати в книги. А тем всяким холопьим крепостным книгам быти за дьячею рукою, большого для укрепления. А пошлин с старых кабал и со всяких крепостей не имать.

2. А приговорил государь со всеми бояры: Москов­ского государьства всяким людем холопьи имена и на них крепости всякие записывати с нынешняго нового уложения бессрочно. А ближних городов дворяном и детем боярским и всяким служивым людем имяна хо­лопьи, и на них крепости всякие, писати в год. А князем и дворяном и приказньм людем, которые на государевых на далных службах, в Астрахани, и на Терке, и на Сушне, и в Сибирских городех, и на Таре, с товарыщи, и тем князем, и дворяном, и детем боярским, и всяким служилым людем, в именах холопьих и в крепостях дати сроку три хода. И которыя люди служат в холопьстве у бояр, и у князей, и у дворян, и у приказных людей, и у детей боярских, и у всяких служилых людей, и у гостей и у всяких торговых людей, по полным и по купчим и по рядным, полные люди, и те люди, и жены их и дети, в холопстве тем своим гесударем и их детям, по прежнему государеву уложенью по Судебнику.

3. А у кова на холопа или на рабу была полная или докладная, или у ково по рядным и по докладным или по духовным грамотам и по иным старинным крепостям холопи служили и рядные, и даные, и духовные и всякие старинные крепости в московской пожар в прошлом 79-м году, и после того в ыные пожары погорели, или будет иным каким обычаем те у них крепости утерялись, и в том у них даваны явки, и явки сыщут, а крепостий на тех людей нет, и тем людем на тех своих крепостных и на всяких ста­ринных людей по прежнему государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всея Русии приговору сто первого году с марта имати в службе новые крепости. А которых всяких крепостных холопей государи их, от­ходя сего света, от себя велели отпустить и отпускные им давали, и те холопи по тем отпускным впредь сво­бодны, и женам и детем их впредь до тех холопей дела нет.

4. А которые люди, до государева царева и великого князя Федора Ивановича всеа Русии уложенья, в прошлых годех, до лета 7000 девяносто четвертого году июня до перваго числа били челом в службу бояром и дворяном и приказным людем, и детям боярским, и всяким служилым людем, и гостем, и всяким торговым людем, и кабалы на себя, служилые давали, а в книги тогды, в Приказе Холопья Суда, те служивые кабалы не писаны и которые люди, с государева царева и великого князя Федора Ивановича всеа Русии уложенья, лета 7000 де­вяносто четвертаго года июня с 1 числа, били челом в службу бояром и князем, и дворяном, и приказным людем, и дьяком, и детем боярским и всяким служивым людем, и гостем, и всяким торговым людем, и кабалы служивые на себя давали, на Москве з докладу Холопья Суда, и во всех городех с ведома приказных людей, и в записных в московских в кабалных книгах и в городех, и те служилые кабалы записываны до нынешнево госу­дарева новово уложенья, 105-го году февраля по 1-е число. И которые люди впредь с лета 7105-го году февраля с 1-го числа били челом в службу и впредь учнут бити челом в службу бояром, и князем, и дворяном, и при­казным людем и детем боярским, и всяким служивым людем, и гостям, и всяким торговым людем, з докладу Холопья Суда, и во всех городех с ведома приказных людей, и в московских записных в кабальных книгах, и в городех у приказных людей, те служилые кабалы бу­дут записаны, и те все люди, и жены и дети, которые жены и дети в тех служилых кабалах писаны в службу государем своим, по тем служилым кабалам, по старым и по новым быти в холопсые, как и по докладным, а от государей своих им не отходити, и денег по тем служи­лым кабалам у тех холопей, не имати, и челобитья их в том не слушати по старым кабалам; а выдавать их тем государем по тем кабалам в службу до смерти.

5. А которого записново кабалново человека, кото­рая кабала, старая и нова, но новому уложенью записано в книги, а в том кабалнем холопьстве у ково родит­ся сын или дочь, — и тех и дети тем своим государем в холопи, против докладных людей, по государыни их смерть, как и отцы их, и женам после мужей своих, и детем после отцов своих, до тех кабальных записных людей, и до их детей, которые дети в кабалах будут писаны, которые дети в тем кабалном холопьстве родиться, дела нет и денег но тем отцовским кабалам на тех кабалных холопех женаь. и детем не указывати.

6. А которая служилая кабала на холопа, или на рабу, у которово государя старые, или будет оба государя живут в одном городе, а возмет на тово ж холопа хто, ведая, новую служивую кабалу, будет крадом тое каба­лу и в книги запишет, — и тех людей, и жены и детей по тем старым служивым кабалам отдавати прежним их государем, а по новой кабале денег не имати.

7. А которой государь, поймав, приведет к Холопью Суду своего кабальново холопа или рабу, а кабала будет у Холопья Суда в записных книгах записана; и тово холопа и рабу, по записной кабале, отдавати головою в холопство тому его государю, а в сносе дати суд.

8. А которые кабальны, люди учнут па себя полные и докладные давати, и тех, кабалных людей отсылаги, с памятми и с кабалами, к ностелничему и к наместнику трети московские к Истом. Оснповичю Безобразову, которые постелничие впредь будут.

9. А которые кабалные люди став, скажут, что они служили преж сего по кабалам, а ныне на себя дают полные и докладные, да постояв, тут же скажут, что полные и докладные на себе не дают; и Михаилу Ивановичю да дьяку Пятому Кокошкину велети тех кабалных людей присылати к себе и, записав в книги, отдавати тех кабалных людей по прежнему их в холопи, по их каба­лам, по которым винятца, старым их государем.

10. А о волных людех приговорил государь со всеми бояры. Которые люди, на Москве и по городом, служат у ково добровольно, и Михаилу Ивановичи) и дьяку Пятому тех волных людей велели ставити перед собою, с теми ЛЮДМИ, КТО у КОГО СЛУЖИТ добровольно и кабалу на себя даст ли? И которые люди волные послужили у ково [недель] пять-шесть, а кабал на себя дати не похотят, и тех людей отпущати на волю. А кто, скажет, послужил у ково добровольно с полгода и болши, а кабалы на себя дати не похочет, а сыщут, что тот добровольный холоп у того человека слу­жил с полгода, и на тех волных холопей служивые кабалы давати, и челобитья их в том не слушати, потому что тот человек добровольного холопа кормил и одевал и обувал. А который государь тово добровольнова холопа одёвал и обувал и кормил, и тово добровольно­го холопа однолично никому, мимо того государя, никак не приимати. А кто того добровольного холопа, мимо ны­нешнее новое государево царево и великого князя Федора Ивановича всеа Русии уложенье, примет, и тех добровольных холопей, сыскав, отдавати со всем старым их государем, у ково хто служил добровольно, а в сносе давати суд и управа, по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всеа Русии указу.

 

ТЕМА VI

 



2016-09-16 445 Обсуждений (0)
О крестьянах и холопах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О крестьянах и холопах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (445)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)