Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ответ Кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого об осуждении еретиков



2016-09-16 545 Обсуждений (0)
Ответ Кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого об осуждении еретиков 0.00 из 5.00 0 оценок




Старцы из Кириллова монастыря, а с ними все заволжские старцы привели на это послание старца Иосифа от божественного Писания обратное – что нераскаявшихся и непокорных еретиков предписано держать в заключении, а покаявшихся и проклявших свое заблуждение еретиков божья церковь принимает в распростертые объятия: ради грешников облекся плотью сын божий, и пришел он погибших сыскать и спасти.

А ведь тогда еще был Ветхий завет; нам же в благодати Нового завета, владыка

___

1 Памятники литературы Древней Руси. Конец XV- пер. пол. XVI вв. М., 1984., с349

2Там же с. 349

3Там же с. 353

4Там же с. 353

5Там же с. 335

 

Христос открыл союз любви, чтобы брат не осуждал брата, а только бог судил грехи людей, сказав: « Не судите и не будете осуждены».

Сотвори и ты, господин старец Иосиф Молитву, и если есть недостойные еретики и грешники, то поглотит их земля. Но если принимает бог покаяние еритика и и грешника, не будешь ты услышан. А мы имеем ввиду разбойника, спасшегося покаянием, и мытаря, очистившегося милосердием, и помни, что рыдающая блудница прощена и господь назвал её дочерью1

 

Сказание о князьях владимирских великой Руси2.

В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах и воевал он тогда с персами и латинянами. И принял он мудрое царское решение – отправил послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу: Неофита, метрополита эфесского. И сними двух епископов.

С шеи своей снял он животворящий крест, сделанный из животворящего древа, на котором был распят сам владыка Христос. С головы же своей снял он венец царский и положил его на блюдо золотое. Повелел он принести сердоликовую чашу, из которой Август, царь римский пил вино и ожерелье, которое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота и много других даров царских. И передал он их митрополиту неофиту с епископами и свом знатным посланникам, и послал их к великому князю Владимиру Всеволодовичу. Так говоря с мольбой: « Прими от нас, боголюбивый, боговерный князь, во славу твою и честь эти честные дары, которые с самого начала твоего рода и твоих предков являются царским жребием, чтобы венчаться ими на престол твоего свободного и саимодержавного царства. Прими и то, о чем будут тебя молить наши посланцы – мы от твоего величия просим мира и любви: тогда церковь божия утвердится, и все православие в покое пребудет под властью нашего царства и твоего свободного самодержавства великой Руси; теперь будешь ты называться боговенчанным царем, увенчанный этим царским венцом рукою святейшего митрополита кир Неофита с епископами». И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси. И прибывал после того во все время с царем Константином в мире и любви3.

С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское4.

Послание старца Филофея5.

 

(Послание великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде.)

 

Даже от вышней и от всемогощей, все в себе содержащей, десницы божьей, которой цари царствуют, и которой великие славятся и могучие, возвещают праведность твою, пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя великого князя, православного христианского царя и владыки всех, образдодержателя святых божьих престолов, святой вселенской соборной апостольской церкви пречистой Богородицы, честного и славного её успения, который вместо римского и константинопольского владык воссиял. Ибо старого

____

1Памятники литературы Древней Руси. Конец XV- пер. пол. XVI вв. М., 1984.,с. 361

2Там же с. 361

3Там же с. 429

4Там же с. 453

5Там же с. 437

 

Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова – града, церковные двери внуки агорян секирами и оскордами рассекли. И вот теперь третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится. Так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь.

Сия ж писах ти, любя, и взывая, и моля щедротами божиими, яко да премениши скупость на шедроты и немилосердие и тем более сердца на него. Но уповать на все дающего бога. Ибо вся твоя к богу чистая вера и любовь – к божьим святым церквам; да и еще, царь, соблюди две заповеди, ведь в твоем царстве не осеняют люди себя правильно знамением святого креста. Второе: наполни святые соборные церкви епископами, пусть не вдовствует святая божия церковь в твое царствование. Не обижай, царь, святых божьих церквей и честных монастырей, как данных богу в наследство вечных благ на память на память следующим родам, на что и священный великий Пятый собор строжайший запрет наложил1.

И ели хорошо урядишь свое царство – будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое христианское царство другим не сменится, по слову великого Богослова, а для христианской церкви сбудется блаженного Давида слова………..

 

Послания старца Филофея2.

 

Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это – российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать.

Водой называют неверие; видишь, избранник божий, как все христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой стоит.

_________

И. С. Пересветов – видный публицист XVI вв. сочинения Ивана Семеновича Пересветова. Малая челобитная3.

Памятники литературы Древней Руси. Конец XV- первая пол. XVI вв. М., 1984,с.597-625

 

Когда я прибыл в твое распоряжение, я привез образчик этого умения тебе, государь, и этот образчик моего уменья и определил меня твоего холопа, к Михаилу Юрьевичу и Михаилу же передал образчик моего уменья.

Взялся я, государь, изготавливать гусарские щиты в косую сажень крупного человека, с клеем, сыромятной кожей, каменьямии и железными остриями, - это щиты, государь, по македонскому образцу. А в поле эти щиты – защита: с близкого расстояния не возьмет стрела, а с дальнего боя не возьмет ручная пищаль. И в поле из- за этих щитов удобно вести огневую перестрелку с неприятелем из пищалей и из затинных пищалей, как из крепости. И ты, государь, приказал было Михаилу Юрьевичу для этого производства дать мне плотников и других мастеров, которые были нужны мне для этого производства.

Служил есми, государь у угорского короля Вьянуша на Гусины граде службу дворянскую на шесть коней. А имал есми госудаоь, на всякой конь по семи золотых на

_____

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­1 Памятники литературы Древней Руси. Конец XV- пер. пол. XVI вв. М., 1984., с.439

2Там же с. 453

3Там же с. 597

 

двенадцать недель. А был есми государь, там три годы в полку с Федриком с Сопежничиком, было государь, нас дворян триста королевских, короля полского, а ездили есми с королевского ведома к угорскому королю1.

Да служил есми, государю, чешскому королю Фодыналу дворянскую службу на семи коней, а имал есми, государь, на всякой конь по семи золотых на двенадцать недель. Было нас, государь, полского короля пять сот. А был у нас гетман Андрей точинский, староста был белской. И оставя аз там дворянскую службу, и выехал есми на твое государево имя. Слышавши от многих мудрецов, что были тебе, государю, великому царю по небесному знамению. И ты было, государь, своимцарским жалованием поместьем пожаловал меня. Холопа своего, гораздо. А с собою есми собинки вывез гораздо же… Нас, государь, от обид и от волокит наг и бос и пешь. Служил есми, государь, трем королем, а такия обиды ни в котором королевстве не видал.

… Не нужно ли тебе государь, уменьице мое? А с прибытия моего, государь, одиннадцать лет, а я к тебе, благоверный государь, доступа не имею. …Вот и велел бы ты, государь, изготовить щиты для трехсот человек и велел бы ты, государь, на триста коней богатырских изготовить щиты, - для тех. Кто горазд вести смертную игру с твоими неприятелями за веру христианскую ии за тебя, государь великий князь…… Служил, я , государь, у венгерского короля Яноша в городе Гусине, рыцарскую службу с шестью всадниками, а на всякого получал, государь, по семи золотых на двенадцать недель. А пробыл я там, государь, три года в полку Фредерика Сапежича2….

Служил я так же, государь, чешскому королю Фердинанду тоже рыцарскую службу с семью всадниками и получал на всякого по семи золотых на двенадцать недель.

Но пожалованное тобой, государь, поместье опустошили притеснениями сильные люди, а я к тебе, государь, благоверному царю, подступиться не могу. Пожаловаться на них. Да и добро, государь, я растратил, что с собой привез из королевств: все пропало за притеснениями и судебными волокитами. Служу я твою государеву службу: из Москвы – на службу, а со службы - в Москву, а в пожалованном тобой, государь, поместье враги и часу не дают пожить. Не любят, государь, нас приезжих. И вот, государь, от притеснений и судебных волокит наг я, бос и пеш. Служил я, государь, трем королям. А таких притеснений ни в одном королевстве не видал Государь благоверный царь и великий князь всея Руси, Иван, Васильевич. Смилуйся, расследуй своим царским следствием и защити от насильников, чтоб не погиб окончательно холоп твой и службу твою не запросил. Вед. Я, твой государев холоп, услышав о твоем воинственном духе и счастье, оставил доходную службу у королей и только ради этого твоего духа к тебе, государь, приехал3.

Большая челобитная.

 

Премудрости греческой философ, латинских докторов и Петра, молдавского воеводы. А привез эти изречения и царские бумаги из многих королевств благоверному царю и великому князю всея Руси Иван, сын Семена, Пересветов.

Бог помогает не ленивым, а тем, кто трудится и бога призывает в помощь, тем кто любит правду и судит праведным путем. Правда-сердечная радость богу, для царя же - великая мудрость.

Государю благоверному царю и великому князю всея Руси Ивану Васильевичу бьет челом холоп твой государев, приехавший из Литвы, Ивашка, сын семена, Пересветов. Привез я тебе, государь, из многих королевств изречения, а так же и Петра, воеводы молдавского, и

_____

1Памятники литературы Древней Руси. Конец XV- пер. пол. XVI вв. М., 1984., с.598

2Там же с.599_

3Там же с.601___________________

 

бумаги, касающиеся твоего царства. Изречения эти и бумаги положены, государь, в твоей государевой казне, а меня, твоего холопа, велел ты, государь, за эти бумаги и изречения хорошо наградить. Но изречения эти и бумаги до сих пор, государь, к тебе не поступали. Так что, государь это копия перед тобой, а бумаги твои, государь, у меня по службе моей.

Пишут о тебе, государь, о благоверном великом царе, мудрые греческие философы и латинские докторы, что будет о тебе, государь, великая слава во веки – как о цезаре августе или о царе Александре Македонском1.

И так начинают мудрые философы, что такой справедливости, как в твоем царстве- государстве, не будет во всей вселенной: от великой грозы твоей мудрости как от сна проснуться царские лукавые судьи, чтобы устыдиться своих лукавых дел, и сами на себя будут удивляться, что обирали без счета. Так вот пишут о тебе, о благоверном царе. Ты, грозный и мудрый государь, приведешь к покаянию грешников, введешь в свое царство справедливость, а богу воздашь сердечную радость2.

Кому ни подам записку, а они, вельможи твои, до тебя, государь, не донесут.

А на праздник в церкви Рождества пречистой богородицы пробился я к тебе, государь, и и поднес тебе, государь, две тетради с царскими о тебе изречениями, это которые привез из других королевств. Чтобы услужить тебе, государь, благоверному царю, и великому князю.

Как пишут о тебе великом царе, по небесным знамениям о твоей царской и военной мудрости, что беречь и умножать тебе веру христианскую, иноверцев в веру обращать, славу божию возвышать, справедливость в царство свое вводить, а богу радость сердечную раздавать.

Ехаля, государь, из Венгрии через Молдовию и пять месяцев пробыл у Петра, молдавского воеводы, в Сочаве... И так он говорит: «И того он не одобряет, когда в пускают в царство свое усобицы, дают города и области своим вельможам в управление, а вельможи на на слезах и крови рода христианского богатеют от бесчестных поборов, а как оставят кормление с волостей, то при несправедливости решают споры полем3.

Вот что говорит он первом турецком царе султане Магомете: по всему царству своему разослал верных себе судей, обеспечив их из казны жалованьем, на которое можно прожить в течение года. Суд же он устроил гласный, чтобы судить по всему царству без пошлин, а судебные расходы велел собирать в казну на свое имя, чтобы судьи не расслаблялись, не впадали в грех и бога не гневили. А если провинится судья, то по закону Магомета такая предписана смерть: возведут его на высокое место и спихнут взашей вниз4…..…

Молдавский воевода: «Нужно, чтобы столь могущественный государь со всего царства доходы брал себе в казну своей воинам сердце веселил, тогда казне его конца не будет.

В каком царстве правда, там и бог прибывает, и не поднимается божий гнев на это царство. Ничего нет сильнее правды в божественном писании. Богу правда-сердечная радость, а царю – великая мудрость и сила5.

Воинами силен и славен царь……. Какова щедрость царя к воинам, такова и мудрость его. Щедрая рука никогда не оскудевает. А славу себе великую приобретают6.

Магомед установил великую справедливость в своем царстве и снабдил уставом купеческий торг, так что только на слово можно и купить и продать хоть на тысячу рублей7.

Если какая земля находится в порабощении, все зло творится в этой земле: воровство, разбой, притеснения, великое разоренье всему царству, во всем там гневят бога, а угождают

____

1Памятники литературы Древней Руси. Конец XV- пер. пол. XVI вв. М., 1984., с.605

2Там же с.607

3Там же с.609

4Там же с. 610

5­­­­­­­­­­­­Там же с.613

6Там же с. 617

7Там же с.619

 

дьяволу. Так и у царя благоверного Константина наполнились вельможи всеми этими беззакониями и прогневали бога, так, что из-за вельмож Константина живые у них завидовали мертвым, а свободные – рабам этих вельмож.

Будут добиваться твои вельможи твоей царской любви ворожбой, колдовством и путями соблазна, но ни родом, ни происхождением, ни воинским духом, ни мудростью, а мудрость эта понадобилась бы тебе, царю, и твоей славе царской в твоем царстве – государстве1.

 



2016-09-16 545 Обсуждений (0)
Ответ Кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого об осуждении еретиков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ответ Кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого об осуждении еретиков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (545)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)