Тема 4. Охрана семьи и ребёнка в семейном праве
Основные понятия и источники семейного права. Права ребёнка, предусмотренные семейным законодательством: личные неимущественные права; имущественные права. Лишение и ограничение родительских прав. Алиментные обязательства. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение). Приёмная семья. Детский дом семейного типа. Профилактика насилия в семье. Тема 5. Несовершеннолетний в системе образовательных отношений и профилактика нарушений его права на образование Ребёнок как субъект дошкольного, среднего общего и профессионального образования. Юридические гарантии права несовершеннолетнего на образование в российских и международных законодательных актах. Содержание ответственности несовершеннолетних в образовательных правоотношениях. Субъекты специализированных государственных и негосударственных органов, учреждений, организаций, осуществляющие профилактику нарушения права на образование несовершеннолетних Тема 6. Трудовые и жилищные права несовершеннолетних, профилактика их нарушений Правовой статус несовершеннолетнего в нормах международного Юридические механизмы защиты трудовых прав несовершеннолетних. Особенности регулирования труда лиц, осуществляющих семейные обязанности. Законодательное регулирование права ребёнка на жилище: особенности Тема 7. Несовершеннолетний как субъект административно-правовых и уголовно-правовых отношений Понятие и признаки административной ответственности несовершеннолетних. Особенности административной ответственности несовершеннолетних. Освобождение несовершеннолетних Защита прав несовершеннолетних по административному законодательству. Роль комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при реализации административной ответственности несовершеннолетних. Характеристика правового статуса несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном праве. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказаний. Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, их содержание и порядок применения. Тема 8. Судопроизводство в отношении несовершеннолетних Несовершеннолетний как субъект гражданского судопроизводства. Гражданско-процессуальная правоспособность и дееспособность несовершеннолетнего. Правовое положение законных представителей несовершеннолетнего в гражданском процессе. Правовое положение несовершеннолетнего как свидетеля в гражданском судопроизводстве. Правовое положение несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения и со стороны защиты. Правовой статус несовершеннолетнего свидетеля в уголовном судопроизводстве. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: обстоятельства, подлежащие установлению; выделение в отдельное производство уголовного дела в отношении несовершеннолетнего; задержание, избрание меры пресечения; порядок вызова, допроса; удаление из зала судебного заседания. Гарантии защиты прав несовершеннолетних в международных правовых актах. Тема 9. Правовое положение несовершеннолетних в уголовно-исполнительном законодательстве РФ Особенности правового положения несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, заключённых под стражу. Правовое положение несовершеннолетних при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы. Виды условий отбывания наказания в воспитательной колонии. Организация трудовой деятельности несовершеннолетних и воспитательной работы с ними в пенитенциарных учреждениях. Гарантии защиты прав несовершеннолетних осуждённых. Тема 10. Правовое регулирование профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Задачи, генезис и проблемы ювенальной юстиции в РФ. История создания ювенальной юстиции в зарубежных странах Социальная, социально-правовая и нравственная (моральная) профилактика. Основные черты социально-правовой профилактики. Субъекты и объекты профилактического воздействия. Общая, специальная, и индивидуальная профилактика. Причины девиантного поведения несовершеннолетних. Понятия: безнадзорный; беспризорный; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении; семья, находящаяся в социально опасном положении; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Деятельность судов по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Предпосылки и история возникновения ювенальной юстиции за рубежом и в России. Понятие ювенальной юстиции. Принципы ювенальной юстиции. Суды по делам несовершеннолетних. Специфические признаки суда по делам несовершеннолетних. «Автономность» суда для несовершеннолетних. Противоречия ювенального суда с принципами общего правосудия. Англосаксонская и континентальная модели ювенальной юстиции. Проект Закона о ювенальной юстиции в РФ и проблемы, возникающие в связи с отсутствием законодательного закрепления ювенальной юстиции в России. 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов. При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Практические занятия – важная форма организации учебного процесса, необходимая при изучении дисциплины Ювенальное право. Она способствуют закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над литературными и нормативными источниками, развивает самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. В ходе практических занятий вырабатываются необходимые будущему юристу навыки публичных выступлений, логики доказывания, культуры речи. Кроме того, они являются средством контроля преподавателей за самостоятельной работой студента. 6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Тема 1. Введение в курс (Понятие, предмет, задачи, структура Контрольные вопросы: 1. Назовите объект и предмет науки ювенального права, ее цель, задачи и методологию. 2. Охарактеризуйте ювенальное право как комплексную отрасль российского права, его предмет, задачи, систему и институты. 3. Назовите методы правового регулирования ювенального права. 4. Каковы исторические предпосылки ювенального права и тенденции в мировой ювенальной практике. 5. Назовите критерии классификации источников ювенального права. 6. Раскройте содержание общих направлений и шести руководящих принципов для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы). Задания для самостоятельной работы: 1. Обоснуйте необходимость создания научной и юридической отрасли «ювенальное право». 2. Определите основные направления деятельности по защите прав ребенка 3. В чем заключаются цели правосудия в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Тема 2. Основные юридические понятия ювенального права Контрольные вопросы: 1. Раскройте понятие «система ювенального права». 2. Что понимается под системой правовой защиты ребенка. 3. В чем заключаются функции уполномоченного по правам ребенка. 4. .Каковы юридические гарантии обеспечения прав и свобод ребенка. Задание для самостоятельной работы: 1. Выявите особенности ювенальных правоотношений. 2. Раскройте основные понятия ювенального права. 3. Каковы правовые механизмы предупреждения нарушения конституционных прав и свобод несовершеннолетних.
Тема 3. Гражданские права и свободы несовершеннолетних Контрольные вопросы: 1. Раскройте содержание гражданской правоспособности и дееспособности несовершеннолетних. 2. В чем заключаются функции органов опеки и попечительства по отношению к несовершеннолетним. 3. Перечислите имущественные и личные неимущественные права несовершеннолетних. Задания для самостоятельной работы: 1. Определите особенности наследования имущества несовершеннолетними. 2. Как осуществляется управление имуществом ребенка.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (409)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |