Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственный Совет и Государственная Дума по этим законам



2016-09-16 363 Обсуждений (0)
Государственный Совет и Государственная Дума по этим законам 0.00 из 5.00 0 оценок




Согласно манифесту от 17 октября 1905 была учреждена Госдума в качестве законосовещательного органа. Госсовет был учрежден еще до Революции 1905 года и был совещательным органом при царе, и какой-либо существенной роли не играл, и в 1906 году решило превратить государственный совет в своего рода вторую Верхнюю Палату, которая бы тормозила нежелательные решения Думы. Т.к. закон не мог иметь силы, если он не был одобрен Госдумой и Госсоветом. Таким образом, преобразуя Госсовет в законодательную палату, царское правительство грубо нарушило свой манифест от 17 октября 1905 года, в котором говорилось только об организации Государственной Думы. То есть, законодательный орган один – Государственная Дума. Организация Госсовета или учреждения Госдумы должны были ограничивать власть царя в области законодательства, но ограничения эти были несущественны и формальны. Статья 7-ая гласила: законодательная власть осуществляется царем в единении с государственным советом и государственной думой; закон, принятый Госсоветом или Госдумой, вступал в силу только после утверждения царем; царь мог отклонить любой законопроект, одобренный Госдумой или Госсоветом; царь и сам мог издавать указы: а) при наличии чрезвычайных обстоятельств (при роспуске Госдумы, например) б) эти указы не могли вносить изменений в основные законы, в положения о Госсовете и Госдуме (в положении о выборах в них). В течение 2-ух месяцев с возобновления работы Думы эти указы должны были быть рассмотрены Госдумой. Однако царь нарушал эту статью 87 и применение этой статьи стало не исключением, а обычным правилом. Статья 105 предоставляла царю право досрочно распустить Думу в любой момент по всякому поводу и без повода.

 

4. В основу избирательной системы по выбору I и II Госдум легло «Положение о выборах» от 6 августа 1905 года, которое установило запутанную и исключительно сложную систему и порядок выборов в Думу. Избирательно право было предоставлено исключительно лицам, владеющим собственностью – помещикам, крупным капиталистам и кулакам. Были установлены 3 курьи по выборам:

1. Землевладельцев. Могли участвовать лица, владевшие на праве собственности землей размером от 125 до 800 десятин.

2. Городская. Могли участвовать:

· Лица, владевшие на праве собственности в пределах городов крупным недвижимым имуществом.

· Крупные торговцы.

· Квартиронаниматели, платившие государственный квартирный налог не ниже 10-го разряда, то есть, 1320-1440 рублей в год.

3. Крестьянская. Была наиболее многочисленная. Для них устанавливались 4-ех степенные выборы:

1. Сельские домохозяева избирали от каждых 10-ти дворов одного участника волостного схода.

2. На волостных сходах. Избиралось по два уполномоченных от волости на уездный съезд волостных уполномоченных.

3. На уездном съезде избирались выборщики по крестьянской курии данного уезда.

4. Эти выборщики на губернском избирательном съезде выбирали по одному члену Думы от крестьян данной губернии.

 

Были лишены избирательных прав:

1. Женщины.

2. Мужчины, не достигшие 25-ти лет.

3. Обучающиеся в учебных заведениях.

4. Военнослужащие.

5. Кочевники.

6. Иностранцы.

7. Рабочие.

8. Мещане и городская интеллигенция, не владевшая собственностью.

 

11 декабря 1905 года был подписан Царский указ об изменении положения о выборах в Госдуму.

Изменения:

· По земледельческой курии увеличилось количество лиц, которые могли принимать участие в выборах.

· По городской курии:

o Был снижен имущественный ценз. В выборах могли принимать участие все владельцы недвижимого имущества, владельцы торгово-промышленных заведений и все плательщики квартирного налога.

o Избирательные права дополнительно были предоставлены двум категориям городского населения:

§ Чиновники, получающие жалованье или пенсию по службе.

§ Лица, снимавшие на свое имя в городе отдельную квартиру.

· По крестьянской курии порядок выборов остался без изменений.

· Была создана рабочая курия. Для них были установлены 3-ступенные выборы:

1. Они, прежде всего, выбирали уполномоченных из расчета - один от предприятия с общим числом рабочих мужского пола от 50-ти до 1 000 человек, а от крупных предприятий – по одному уполномоченному от каждой полной тысячи лиц мужского пола.

2. Уполномоченные на съезде избирали из своей среды выборщиков.

3. Эти выборщики в составе губернского избирательного собрания выбирали членов Госдумы.

· Дополнительно лишались избирательных прав безработные и рабочие мелких предприятий и кустарных мастерских с числом рабочих менее 50-ти.

· Был введен ценз «оседлости». Для крестьян – 1 год, для рабочих – 6 месяцев.

 

I Государственная Дума начала свою работу 27 апреля 1906 года. В ней было 478 депутатов. Просуществовала до 8 июля 1906 года. II Государственная Дума была созвана 20 февраля 1907 года. Компетенция:

1. Принятие законопроектов.

2. Внесение изменений и дополнений в действующие законы.

3. Принятие бюджета.

4. Заслушивание отчета об исполнении бюджета и т. д.

 

5. Государственный переворот от 3 июня 1907 года и новый избирательный закон. II Госдума была распущена 3 июня 1907 года. В этот же день было утверждено новое положение о выборах в III Госдуму. Оно было утверждено царем без одобрения Госдумы и Госсовета, что явилось нарушением манифеста от 17 октября 1905 года и основных законов от 23 апреля 1906 года. Принятие этого положения и явилось государственным переворотом. Таким образом, 3-го июня 1907 года произошли следующие события:

A. Окончание Первой Русской революции

B. Арест правительством социал-демократов Госдумы и предъявление им обвинения в попытке совершения государственного переворота.

C. Принятие нового избирательного закона, который внес следующие изменения:

· Было резко сокращено представительство крестьян в Думе (в 2 раза). По старому закону 41,4% предоставлялось крестьянам, по новому – 22%.

· Было провозглашено, что Дума «должна быть русской по духу». В результате в ней сократилось представительство населения национальных окраин (Польша, Кавказ, Средняя Азия и др.). По старому закону – национальным окраинам 105 мест, по новому – 32 места. К тому же, население Средней Азии было лишено представительства в Думе.

· Явное преимущество на выборах имели дворяне-землевладельцы.

· Курия городских избирателей была разделена на два разряда:

o Небольшое число владельцев крупной недвижимой собственности и крупных торгово-промышленных заведений.

o Все остальные городские избиратели. Общее количество избирателей по второму разряду было в 6 раз больше, чем по первому. Но они могли избирать не 754, а 556 выборщиков, то есть, меньше, чем по первому разряду.

 

15.11.10

 

6. Государственный строй – самостоятельно.

· Государственная Дума.

· Государственный Совет.

· Совет Министров - 19 октября 1905 года был опубликован указ, который определил новый порядок деятельности Совета Министров: на него возлагалась обязанность объединять деятельность всех министерств и ведомств и руководить ею.

· Состав: министры, руководители ведомств, обер-прокурор Синода; председатель Совета Министров назначался царем из числа министров или других лиц. Ряд вопросов, которыми раньше ведал Комитет Министров, был отнесен к компетенции Совета Министров, и в 1913 году Комитет Министров был упрощен.

· Совет государственной обороны был учрежден в конце русско-японской войны в 1905 году. Цель: управление вооруженными силами. Подчинялся царю. Состав: председатель, 6 постоянных членов из числа генералов и адмиралов. Этот орган не обладал исполнительной властью и в 1909 году был упразднен.

· Министерства – сохранялись прежние, и в 1905 году был учреждено министерство торговли и промышленности.

 

7. Общая характеристика законодательства. В этот период было издано огромное количество законов, относящихся к различным областям государственной и общественной жизни. Наиболее существенными являются законы, которые внесли изменения в государственный строй России (Манифест 17 октября, Основные законы 1906 года, законы о выборах). Большинство актов в этот период было направлено на подавление революции.

 

Особая группа – столыпинское аграрное законодательство.

 

Также, в этот период были приняты акты по административному праву.

· «Временные правила о печати» от 24 ноября 1905 года – формально отменяли предварительную цензуру периодических изданий. Цензоры стали инспекторами по печати, а цензурные комитеты в апреле 1906 года были преобразованы в комитеты по делам печати. Вместо прежней административной ответственности была введена уголовная ответственность за нарушение правил о печати. Эти правила распространялись на издания, выходившие в городах. В сельской местности сохранялись прежние цензурные порядки. Этот акт не обеспечивал свободу печати, а напротив – усиливал ответственность авторов и редакторов.

· «Временные правила об обществах и союзах» от 4 марта 1906 года. Общество – объединение нескольких лиц. Союзы – объединения двух или нескольких обществ. Статья 2 гласила, что общества и союзы могут образовываться без предварительного разрешения властей. На практике допускалось образование только таких обществ и союзов, которые были угодны царским властям. Ряд категорий граждан вообще не допускался к участию в обществе: военнослужащие, несовершеннолетние, учащиеся высших и средних учебных заведений. В явном противоречии со статей 2 находилась статья 17 правил, которая требовала от лиц, желающих образовать общество подачи об этом письменного заявления губернатору, без разрешения которого общество не могло начать свою деятельность. Общества должны были иметь свои уставы и подлежали регистрации в правительственных учреждениях. Деятельность общества могла быть приостановлена, если оно угрожало общественному спокойствию и безопасности.

· «Временные правила о собраниях» от 4 марта 1906 года. В правилах о свободе собраний речи не было, больше говорилось о том, как закрывать собрания. Допускались публичные собрания под открытым небом с особого разрешения губернатора или начальника полицейской власти. Запрещалось устройство собраний в закрытых помещениях и под открытым небом на определенном расстоянии от места действительного нахождения царя или места заседания Государственного Совета или Государственной Думы. Их нельзя было проводить в гостиницах, ресторанах, общественных столовых. В помещениях, занимаемых учебными заведениями, разрешалось проводить только учебные собрания. Об организации собрания требовалось заранее подать письменно заявление полицейским властям с указанием точного времени и места собрания, повестки дня, фамилии и места жительства устроителей собрания и докладчика. На собрании обязательно должен был присутствовать представитель полиции, который мог закрывать собрания. За нарушение правил устанавливалась ответственность в виде ареста или штрафа.

 

Государство и право России в период Первой Мировой войны

 

1. Первая Мировая война и изменения в государственном строе (1914-1918 гг.).

2. Изменения в законодательстве в период Первой Мировой войны.

 

1. 19 июля (1 августа) 1914 года Россия вступила в войну на стороне Антанты (Франции и Англии) против Тройственного союза (Германия, Италия, Австро-Венгрия).

Изменения в государственном строе: во время войны 50 губерний России были переведены на военное положение, а остальные – на чрезвычайное. Управляло губернией военное командование. Военные власти имели право:

· Регулировать въезд и выезд из губернии.

· Осуществлять реквизиции.

· Запрещать вывоз средств, которые могут потребоваться для военных действий.

· Другие меры по охране государственного порядка.

 

Во время войны продолжала действовать Государственная Дума IV созыва, избранная в 1912 году на основе избирательного закона от 3 июня 1907 года, который обеспечивал явное преобладание в Думе дворян-землевладельцев. Император созывал Думу нерегулярно с большими перерывами, и большинство вопросов решалось царем путем принятия указов (Основные законы 1906 года). Государственная Дума поддержала планы правительства относительно ведения войны, одобрила военный бюджет и повышение налогов.

 

Законом от 17 августа 1915 года учреждались Особые Совещания:

· По обороне государства.

· По обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных организаций.

· По продовольственному делу.

· По перевозке топлива, военных грузов.

· По устройству беженцев.

 

В этот период создавались общественные организации для содействия ведению войны:

o ВПК – военно-промышленные комитеты. Были образованы 27 августа 1915 года. Они должны были оказывать содействие правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота всем необходимым. По закону ВПК – общественные организации, не преследующие коммерческих целей, но на самом деле, с помощью их буржуазия набивала себе карманы и получала баснословные прибыли на таком антинародном деле, как война. Создавались центральные ВПК, областные ВПК, местные ВПК.

Права центрального ВПК:

§ Приобретать движимое и недвижимое имущество.

§ Заключать договоры.

§ Распределять военные заказы.

§ Нормировать цены на сырье и т. д.

Большевики длительное время бойкотировали ВПК.

o Земгор. 30 июля 1914 года был образован Всероссийский земский союз помощи больным и раненым, а 8 августа 1914 года был образован Союз городов. Эти два союза объединились в общий Союз Земских Городов – Земгор. Задачи Земгора:

§ Организация госпиталей.

§ Поставка медикаментов.

§ Подготовка медперсонала.

§ Распределение военных заказов.

 

В ноябре 1916 года принимается постановление о введении продовольственной разверстки. Устанавливалась карточная система для населения.

 

Указом от 26 октября 1915 года Главное управление землеустройства и земледелия было преобразовано в министерство земледелия.

 

В годы войны происходили частые перемены в составе высшего эшелона власти – за это время сменились 4 председателя Совета Министров, 6 МВД, 3 МИД, 3 министра путей и сообщения, 4 обер-прокурора.

 

В декабре 1916 года Правительство начало наступление на политическую оппозицию: прерывается заседание Государственной Думы, запрещается деятельность Земгора, проводят аресты рабочих групп ВПК, в стране назревает революция.

 

2. Самостоятельно.

 

Государство и право России в период Февральской революции

 

1. Февральская революция, изменения государства и права.

2. Создание советского государственного аппарата.

 

Государство и право России в период Октябрьской революции 1917 года. Создание Советского государства и права

 

1. Октябрьское вооруженное восстание. II Всероссийский съезд советов и его декреты (3). Самостоятельно.

2. Создание советского государственного аппарата.

3. III Всероссийский съезд советов и его декреты.

4. Конституция РСФСР 1917 года:

o Разработка проекта Конституции.

o Органы власти и управления по Конституции.

o Избирательное право по Конституции.

5. Гражданское, трудовое, брачно-семейное право, уголовное право.

6. Декреты о суде №1, 2, 3.

 

 

2. Вывод о необходимости слома буржуазной машины был впервые сделан еще Марксом в работе «гражданская война во Франции». Ленин развил эту идею в своих трудах. Основные требования, которые выдвигал Ленин:

1. Распустить и объявить незаконными все старые государственные органы власти и управления.

2. Лишить эти органы их фактической силы для чего распустить старую армию, ее генералитет, полицию, суд и другие органы подавления трудящихся.

3. Необходимо ликвидировать буржуазных чиновников, заменить их представителями революционных рабочих, крестьян и интеллигенции.

4. Отменить и признать недействительными все законы и правовые акты, охранявшие старый правопорядок. Но позже Ленин решил, что не все органы государственного аппарата нужно уничтожить (почту, телеграф, банки, органы статистики нужно оставить и деятельность их наполнить новым содержанием).

 

Органы власти:

1. II Всероссийский съезд советов объявил себя высшим органом государственной власти.

2. В перерывах между съездами высшим исполнительным органом, имеющим законодательные права, был избираемый на съезде ВЦИК. Он собирался на заседания:

· В узком составе (не менее ¼ членов).

· В расширенном составе (не менее ½ членов).

Заседания проводились один раз в две недели.

3. Президиум ВЦИК – занимался всей подготовительной работой заседания ВЦИК. Наблюдал за текущей работой отделов и комиссией ВЦИК. Заседания Президиума созывались 2-3 раза в неделю.

4. Отделы ВЦИК – агитационный, казачий и по национальным вопросам. Руководство ими осуществлял Президиум ВЦИК.

5. Совет народных комиссаров СНК, был создан для управления страной.

6. Наркоматы (Народные Комиссариаты – на смену министерствам).

7. 7 декабря 1917 года была образована ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем во главе с Дзержинским. Она пользовалась чрезвычайными правами:

· Право на арест.

· На проведение следствия.

· Могла определять наказания.

· Расстреливать контрреволюционеров без суда, но не всех, а если они были застигнуты на месте преступления и с оружием в руках.

ВЧК ввела две карательные меры, до революции не применявшиеся – взятие заложников, трудовые лагеря. К созданию лагерей приложил усилие Троцкий (приказ от 4 июня 1918 года). 2 вида лагерей:

· В ведении НКВД. Туда направлялись лица, осужденные трибуналами.

· В ведении ВЧК. Там находились потенциальные классовые враги, чуждые элементы, арестованные на всякий случай.

Число жертв – 140 000 человек за период 1917 до 1922 года явно занижено.

10 ноября 1917 года был принят декрет об образовании рабочей милиции. 15 января 1918 года был подписан декрет СНК о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Туда могли вступать только трудящиеся не моложе 18 лет.

 

06.12.10

 

III съезд Советов

 

III съезд рабочих и солдатских депутатов начал свою работу 10 января 1918 года. А III съезд крестьянских депутатов открылся 13 января и принял решение о слиянии со съездом советов рабочих и солдатских депутатов.

 

Нормативные акты:

· Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа.

· Постановление о федеральных учреждениях Российской республики.

· Декрет о социализации земли.

 

Декларация состояла из 4 отделов:

o Политическая и национальная основа Советского государства как Республика рабочих Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

o Основные задачи советского государства в переходный от капитализма к социализму период.

o Основы внешней политики советского государства.

o Итоговый.

 

Основные положения:

· Закрепила полновластие и единовластие советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

· Определила классовую природу Советов как государственной формы диктатуры пролетариата.

· Определила задачи государства в переходный период:

o Уничтожение эксплуатации человека человеком.

o Ликвидация деления общества на классы.

o Беспощадное подавление сопротивления эксплуататоров.

o Победа социализма.

· Говорилось о создании Красной Армии.

· Были одобрены все декреты советского Правительства по ликвидации национально-колониального гнета.

· Впервые был закреплен принцип федеративного государственного устройства.

· Были изложены основные принципы Советской Федерации:

o Свобода входа и выхода – добровольность.

o Уважение суверенитета республик и др.

 

Постановление о федеральных учреждениях Российской Республики. В нем была определена структура высших органов власти в РСФСР, порядок образования, их функции и взаимодействие с местными органами. Высшим органом власти по этому постановлению являлся Всероссийский Съезд Советов, созываемый не реже, чем через 3 месяца. В период между съездами высшим органом власти был ВЦИК. Исполнительным органом было Правительство – СНК. По предложению Свердлова съезд изменил название Правительства. До III Съезда оно именовалось «Временным рабочим и крестьянским Правительством», а после – «Рабочим и крестьянским Правительством».

 

Декрет о социализации земли – повторял текст декрета 1917 года.

 

Значение III съезда:

· Законодательно были закреплены успехи советской власти.

· Были приняты важнейшие конституционные акты (Конституции 1918 года).

· Законодательно был закреплен советский государственный строй (Проект Сталина и проект Плеснина).

 

Избирательное право и гос. аппарат – самостоятельно.

 

Гражданское право

 

· Появился новый вид собственности – социалистической. В связи с установлением новых производственных отношений. Этот тип характеризуется уничтожением частной собственности и обращением всех средств производства во всенародное достояние. Первым декретом, положившим начало ликвидацию частной собственности, был декрет «О земле».

· Была проведена социалистическая национализация – безвозмездное принудительное изъятие капиталистической частной собственности.

· Был установлен новый порядок наследования декретов ВЦИК от 14.04.1918: наследование капиталистической собственности отменялось. Такого рода имущество после смерти собственника становилось достоянием государства. Если ближайшие родственники умершего были нетрудоспособны, то они впредь до издания декрета «О всеобщем социальном обеспечении» получали право на содержание из этого имущества. Наследовать теперь можно было только трудовую собственность на сумму, не превышавшую 10 тысяч рублей. Все что свыше – в доход государства.

· Все частные сделки в отношении торговых и промышленных предприятий подлежали обязательной регистрации. Объектами частных сделок не могли быть предметы, на которые устанавливалась государственная монополия.

 

Трудовое право

 

· Первым декретом «О труде» явилось постановление от 29.11.1917 о 8-часовом рабочем дне.

· Постановление от 14.06.1918 «О ежегодных отпусках с сохранением зарплаты».

· Положение «О страховании на случай безработицы» от 11.12.1917

· Положение «О страховании на случай болезни» от 22.12.1917.

· Декрет от 18.05.1918 «О создании инспекции труда», которая имела большие права в области охраны жизни и здоровья трудящихся.

 

В октябре 1918 года начал разрабатываться кодекс законов от труде.

 

Брачно-семейное право

 

Дореволюционное законодательство связывало юридическую силу только с религиозным браком. Советское право закрепило прямо противоположный принцип: только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в ЗАГСе (отдел записи актов гражданского состояния), порождает юридические последствия. Церковный брак, совершенный после 20.10.1917 не порождал никаких последствий. Советское право закрепляло принцип равноправия супругов, новшеством явилось то, что теперь давалось четкое разграничение брачных и семейных отношений: брачные – строятся на основе свободного соглашения сторон, семейные – основываются на факте происхождения одного лица от другого или на кровном родстве. 19 декабря 1917 года – принят декрет «О расторжении брака», который изымался из ведения церкви. Мог быть расторгнут брак как по инициативе мужа, так и по инициативе жены.

22 октября 1918 года принят кодекс законов «Об актах гражданского состояния в брачном, семейном и опекунском праве» - самостоятельно – кто подлежал опеке, попечительству и т. д.

 

Уголовное право


Виды преступлений:

· Контрреволюционная деятельность:

o Мятежи

o Восстания

o Заговоры

o Антисоветская агитация и пропаганда

o Хищения

o Бандитизм

o Спекуляция - Ленин говорил о необходимости применять террор к спекулянтам и «расстреливать их решительно». 15 ноября 1917 года был принят декрет «О борьбе со спекуляцией». Наказание – заключение в тюрьму на срок не меньше 10 лет.

o Взяточничество. 8 мая 1918 года был принят декрет «О взяточничестве» - впервые было дано понятие должностного лица – лицо, состоящее на государственной или общественной службе. Наказание – лишение свободы на срок не меньше 5 лет.

 

Система наказаний

Наказания выражались в установлении неопределенных санкций типа «предать суду революционного трибунала». ВЦИК и СНК не определяли конкретных размеров наказания. Это право было предоставлено судам и революционным трибуналам. Судьи должны были руководствоваться революционной совестью. Первая попытка дать общий перечень наказаний была сделана в инструкции Наркомата юстиции от 19.12.1917.

 

Виды наказаний:

· Денежный штраф

· Лишение свободы

· Удаление из столицы, отдельных местностей или пределов Российской республики

· Обвинение виновного врагом народа

· Лишение политических прав

· Конфискация имущества

· Обязательные общественны работы

 

В этой инструкции отсутствовала высшая мера наказания – расстрел, поскольку во главе наркомата юстиции стояли левые эсеры, стремившиеся ослабить силу революционных репрессий трибуналов. После ухода их из Правительства 16 июня 1918 года Наркомюст издал постановление, в котором предоставил право революционным трибуналам применять расстрел.

 

Декрет «О суде» №1

 

Был принят на заседании СНК 22 ноября 1917 года.

 

Положения:

· Все суды, созданные в ходе судебной реформы 1864 года (окружные, мировые, судебные палаты, сенат, военные суды, морские, коммерческие, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжные и частные адвокатуры) упразднялись.

· На местах создавались местные суды, действующие в составе одного постоянного судьи и двух народных заседателей.

· Было установлено избрание судей и заседателей путем прямых выборов.

· Были установлены принципы рассмотрения дел в судах:

o Коллегиальность

o Участие народных заседателей

o Выборность судей

· Была определена подсудность местных судов (круг дел):

o По гражданским делам – сумма иска до 3-х тысяч рублей.

o По уголовным делам с применением наказания не более 2-х лет лишения свободы.

· Предварительное следствие возлагалось на местных судей единолично.

· Обвиняемому предоставлялось право на защиту. Защитниками по уголовным делам могли быть лица, ни чем не опороченные и пользующиеся гражданскими правами.

· Апелляционный порядок обжалования был отменен, допускался лишь кассационный порядок обжалования. Кассационными инстанциями являлись уездные, а в столицах – столичные съезды местных судей.

· Судам разрешалось руководствоваться законами свергнутых правительств, если они не противоречили революционному правосознанию.

· Создание революционных трибуналов.

 

Декрет «О суде» №2

 

Был принят 22 февраля 1918 года.

 

Положения:

· Были созданы окружные суды для рассмотрения дел, превышавших подсудность местных судов.

· Члены окружных судов избирались городскими и уездными советами.

· Дела рассматривались в составе 3-х постоянных членов и 4-х народных заседателей. Предварительное расследование дел производилось следственными комиссиями из 3-х лиц, избираемых местными советами.

· В качестве защитников могли допускать только члены созданных при местных советах коллегий правозаступников.

· Был установлен принцип ведения судопроизводства на местных языках.

· Для рассмотрения кассационных жалоб на приговоры и решения окружных судов предполагалось создания областных судов, а в центре – Верховного судебного контроля.

 

Таким образом, декрет предусматривал суды: окружной – областной – верховный судебный контроль. На практике ни областные суды, ни верховный судебный контроль образованы не было. Окружные суды были созданы не везде и рассматривали небольшое количество дел.

Декрет «О суде» №3

 

Был принят СНК 20 июля 1918 года:

· Была расширена подсудность местных народных судов.

· На них возлагалось рассмотрение всех уголовных дел за исключением

o Убийства

o Изнасилования

o Разбоя

o Бандитизма

o Подделки денежных знаков

o Спекуляция

o Взяточничество

Эти дела относились в ведению окружных судов.

· Местные суды могли определять наказания по уголовным делам до 5 лет лишения свободы и гражданские дела с суммой иска 10-ти тысяч рублей.

· Кассация на приговоры местных судов приносилась в Советы местных народных судей. А на приговоры окружных судов – в Кассационный суд в Москве, созданный ВЦИК вместо Верховного судебного контроля.

 

13.12.10

 

Государство и право России в период гражданской войны и восстановление народного хозяйства

 

Самостоятельно.

 

Государство и право России в период индустриализации и коллективизации с/х

 

1. Роль права России в проведении индустриализации и коллективизации.

2. Изменение органов государственного аппарата. Формирование автократического режима Сталина.

3. Гражданское, семейное, трудовое, колхозное право. Уголовное право и уголовный процесс в этот период.

 

1. Политика индустриализации мыслилась как политика, которая должна была охватывать все отрасли народного хозяйства.

 

Задачи индустриализации:

1. Развитие промышленности.

2. Реконструкция транспорта.

3. Развитие с/х.

4. Развитие энергетики.

 

Из всех этих задач была выполнена только первая. Курс на индустриализацию был принят на XIV съезде ВКП(б).

 

Средства для проведения индустриализации:

1. Размещение займов среди населения.

2. Продажа водки. Сталин заверял, что алкоголь, с помощью которого Царская Россия имела полумиллиардный доход не будет иметь в Советской России распространения; чуть позже он изменил свою точку зрения: «Наивно думать, будто социализм можно построить в белых перчатках». В сентября 1930 года в письме к Молотову он прямо писал: «Нужно отбросит ложный стыд и прямо пойти на максимальное увеличение производства водки».

3. Эмиссия – выпуск бумажных денег.

4. Экспорт зерна.

5. Продажа пушнины.

 

Первый пятилетний план был утвержден в апреле 1929 года. Он основывался на принципах НЭПа (хозяйственный расчет). Только первые 2 года пятилетки дали превышение намеченного плана. Это были годы, когда действовала прежняя система характерная для НЭПа, но затем началась полоса волюнтаризма. Ломается система управления, планирования, снабжения. В 1928 году понадобилось развертывать строительство лагерей. Подводя итоги первой пятилетки, Сталин с пафосом сообщил народу и партии, что план выполнен за 4 года и 3 месяца, а тяжелая индустрия выполнила его на 108 процентов. На самом деле произошел спад. В наихудшем положении оказались отрасли, работа которых предопределялась развитием с/х: выпуск с/х – 32%, выпуск шерстяных тканей – 34%.

 

Нормативные акты:

· Постановление СТО (Совет труда и обороны) СССР от 16 мая 1926 года «О повышении производительности труда в промышленности и на транспорте, которое предусматривало за счет совершенствования технологии выпустить больше продукции, чем раньше.

· Постановление ЦИК и СНК СССР «О режиме экономии» от 11 июля 1926 года:

o Отмена всех скрытых повышений зарплаты.

o Сокращение сверхурочной работы.

o Уменьшение накладных расходов.

o Сокращение административных расходов.

o Тщательная экономия сырья.

o Борьба с нарушителями трудовой дисциплины.

o За нарушение режима экономии руководители подлежали дисциплинарной или даже уголовной ответственности.

 

В 1917 году впервые в нашей стране был выпущен «Займ индустриализации», когда трудящиеся предоставили государству кредит. Но средств не хватало и в 1927 году Сталин продал за границу 3 млн. пудов зерна, но с/х даже не дрогнуло. Вырученные деньги пошли на Днепрогэс, Турсиб, Волгоградский тракторный завод и т. д. Этот шаг побудил ЦК партии на XV съезде ВКП(б) принять курс на проведение коллективизации в стране.

 

Нормативные акты:

· Постановление ЦИК и СНК СССР от 16 марта 1927 года «О коллективных хозяйствах»:

o Создание артелей (приусадебный участок – имущество крестьянина) и коммун (обобществление всех средств производства).

o Укрепление технической базы с/х.

o Повышение оплаты труда.

o Организации кредитования.

o Налоговые льготы и т. д.

 

В 1927 году в совхозе имени Шевченко в Одесском округе на Украине была организована первая тракторная колонна. 1 мая 1929 года их было уже 45.

В 1928 году на базе тракторной колонны совхоза имени Шевченко возникла первая в СССР МТС (машинно-тракторная станция).

 

· 5 июня 1929 года было принято постановление СТО (совета труда и обороны) «Об организации МТС». Совхозы не обладали совей техникой, они заключали договоры с МТС.

 

· Положение «О едином сельхозналоге» от 20 февраля 1929 года. По нему 35% беднятских и маломощных середнятских хозяйств освобождалось от налога. Колхозы по сравнению с единоличными хозяйствами получали скидки от 25% до 60%.

 

· Постановление ЦИК и СНК СССР от 5 января 1930 года «О темпах коллективизации». 3 группы районов по срокам проведения коллективизации:

 

o Средняя и нижняя Волга, Северный Кавказ – осень 1930 – не позднее весны 1931.

o Центральные области и часть Украины – осень 1931 – не позднее весны 1932.

o Остальные районы – окончание к 1934 году.

 

· Постановление ЦК ВКП(б) от 1 февраля 1930 года «По борьбе с кулачеством». Этим постановлением была открыта широкая дорога для проведения репрессий. С 1930 по 1934 годы было раскулачено 3,5 млн. крестьянских дворов из них по суду было раскулачено только 500-600 тыс. В остальных случаях это делал комиссия по своему усмотрению на месте.

 

Государство и право России в период

 

Изменения в государственном аппарате:

1. Усилилась роль ЦИК СССР. Сессии ЦИК СССР утверждали годовые планы развития народного хозяйства, государственный бюджет и другие важные вопросы.

 

2. Усовершенствовалась деятельность СНК и СТО СССР. В 1923 году при СНК СССР была образована комиссия законодательных предложений и административно-финансовая комиссия. В 1926 году они были упразднены, и вместо них была создана подготовительная комиссия при СНК СССР. Там предварительно разрабатывались вопросы, которые рассматривались в СНК или СТО. Это облегчило СНК и СТО, но не освобождало их от перегрузки многими делами, которые должны были решать наркоматы и другие органы. Вопрос о перегрузке был решен в 1931 году, когда законодательные органы СССР были освобождены от рассмотрения второстепенных вопросов. Центр тяжести работы СНК и СТО переносился на решения задач народного хозяйства и государственного управления. СНК и СТО были разгружены от утверждения многочисленных уставов трестов и объединений.

 

3. В июне 1927 года было принято постановления СНК СССР «О реорганизации Госплана»:

· Госплан был освобожден от несвойственных ему функций (исследовательская и подготовительная работа).

· При планировании он должен был учитывать задачу укрепления обороны страны.

 

4. Постановлением Ц<



2016-09-16 363 Обсуждений (0)
Государственный Совет и Государственная Дума по этим законам 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственный Совет и Государственная Дума по этим законам

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (363)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)