Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современный цивилизационный подход



2016-09-16 552 Обсуждений (0)
Современный цивилизационный подход 0.00 из 5.00 0 оценок




Цивилизация – сообщество людей, объединенное основополагающими духовными принципами и идеалами, имеющее особые устойчивые черты в социально-политической организации, экономике, культуре и психологическое чувство принадлежности к данному сообществу.

 

Факторы, определяющие развитие цивилизации:

1. Географический фактор или природная среда обитания.

2. Экономический фактор или система ведения хозяйства.

3. Государственно-политическая организация общества.

4. Социальная структура.

5. Система духовных ценностей и религия.

При этом отсутствует жесткая иерархия факторов. Любой из них может стать определяющим (детерминантным) в зависимости от исторических обстоятельств. Допускается возможность развития нескольких факторов.

 

Для изучения крупных исторических периодов используются типы цивилизационного развития. Цивилизации объединяются в типы на основе:

1. Общности исторической судьбы.

2. Взаимопереплетения культур.

3. Наличия сферы общих интересов и задач с точки зрения перспектив развития.

 

Выделяется три типа цивилизационного развития:

1. Непрогрессивная форма существования. К данному типу относятся народы, живущие в единстве с природой в рамках природного годового цикла. В исторической памяти этих народов сохранились воспоминания об экологических катастрофах, угрожавших существованию этих сообществ. Выработав определенные формы общественного и хозяйственного устройства, приспособленные к данным природным условиям, они рассматривали любые изменения как возможную причину этой экологической катастрофы. Поэтому любые изменения здесь находятся под запретом. Государство здесь отсутствует, власть носит харизматический характер. Харизматическая власть основана не на принуждении, а на добровольном подчинении авторитету лидера. Общественные отношения определяются и регулируются обычаями. Обычаи являются оптимальной формой поведения в данных природных условиях. Стабильность и является залогом существования этой системы. В данных сообществах существует принцип приоритета интересов общества над интересами личности. Главной целью является сохранение сообщества, рода, племени. Институт частной собственности отсутствует (до сих пор идут споры о том, существовало ли вообще понятие собственности). Развито индивидуальное или коллективное владение. Общественное сознание мифологизировано (это не только сказки, но и набор знаний абстрактного характера). В основе религиозных систем - обожествление сил природы. Данные сообщества чрезвычайно уязвимы при контактах с иными типами цивилизационного развития.

 

2. Циклический тип развития или Восточные цивилизации. Для данного типа развития характерна особая форма организации общества и государства – восточная деспотия. Для восточной деспотии характерна абсолютная монархия. Власть монарха формально юридически не ограничена и носит сакральный или священный характер. Власть монарха опирается на мощный централизованный бюрократический аппарат, бюрократия является самостоятельной и влиятельной социальной группой. В основе социальной структуры лежит жесткое сословное деление. Сословная принадлежность определяет правовой, имущественный и социальный статус человека. Она дается от рождения и является пожизненной. Основной единицей общественного устройства является крестьянская община. Она выполняет хозяйственные, судебные, административные и религиозные функции. Вся жизнь человека протекает в общине, что является стабилизатором общества. Частная собственность в таких сообществах развита слабо, преобладает государственная, храмовая и общинная собственность на землю. Общественное сознание контролируется религиозными догмами. Развит культ предков, культ старины. Данный тип развития является этокистским. То есть, развитие государства определяет развитие общества и личности. Все элементы общественного строя препятствуют быстрому развитию. В то же время такие сообщества устойчивы по отношению к внутренним и внешним катаклизмам. Цикличность развития общества определяется циклами развития государств. При ослаблении государственной власти наступает децентрализация, усиливается сепаратизм и резко возрастает социальная активность населения. Как правильно это выливается в революционные процессы или уступки со стороны государства в виде реформ. Затем вновь происходит усиление государственной власти, которая подавляет революционные выступления и сворачивает реформы. Таким образом, выделяется следующая цикличность: реформы и контрреформы, революции и контрреволюции.

 

3. Линейный или прогрессивный тип развития. Главной целью для данного типа являются постоянные изменения, стремления к улучшению существующего государственного и общественного строя, поэтому в основе идеологии европейцев лежит стремление к инновациям, и исторический процесс рассматривается только как прогрессивный. Государственно-политическая система основана на принципах парламентаризма, конституционализма, политического и идеологического плюрализма. Они реализуются посредством всеобщего избирательного права, многопартийности. Социальная структура носит гибкий и подвижный характер. Здесь развита система социальных лифтов. Человек может свободно менять свой статус в течение жизни. Общественное сознание в целом свободно от религиозного воздействия, поскольку здесь господствует идея свободы совести. Но христианство по-прежнему определяет морально-этические нормы. Определяющим идеалом является свобода личности. Здесь явным является приоритет (примат) интересов личности, что реализуется в системе гражданских и политических прав. В результате для данного типа общества характерно быстрое развитие, когда изменения происходят на протяжении жизни одного поколения.

 

Каждый из этих вариантов самостоятелен и самодостаточен. Нет лучшего или худшего варианта.

 

 

2.Монистические теории исторического развития.

 

Подход трактовал история как ряд исследовательских ступеней прогресс. Развития человеч. Общества,являющегося единым целым. Подход формируется в Европе

Монистическая концепция формируется во 2-ой пол.18 века. Ее основоположниками были Гердер Иоганн, Жан Кондорсе.

Философское обоснование концепции предложил Гегель. Главное- движение мысли.

В основе истории,по их мнению,лежало развитие идей свободы. На каждом этапе носителя идеи свободы выступал какой-либо один народ. Народы Древнего Востока знали свободу только одного человека-деспота. В период античности Греки и Римляне знали свободу немногих, т. е. Полноправных граждан. Полная свобода реализуется у германских народов с принятием христианства,речь идет лишь об осознании идеи свободы человека с момента рождения.



2016-09-16 552 Обсуждений (0)
Современный цивилизационный подход 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современный цивилизационный подход

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (552)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)