Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Источники (формы) права. Понятие и виды



2016-09-16 436 Обсуждений (0)
Источники (формы) права. Понятие и виды 0.00 из 5.00 0 оценок




Со второй половины 19 века начинается полемика относительно появления права, откуда его черпают, в какой форме выражается. Г.Ф. Шершеневич называл 5 источников права:

1) закон;

2) сила, творящая право;

3) материалы, заложенные в основу того или иного законодательства;

4) исторические памятники (Русская правда, 1047 год);

5) средства познания действующего права (например, иногда говорят, что право появилось из закона).

Каждый ученый акцентировал внимание на свойствах права (признаках).

Признаки:

· государственная воля

· формальная определенность

Одни акцентировали внимание на государственной воле, другие на формальной определенности права.

Источники подразделяют на материальные (экономические условия жизни), политические (государство, как основной источник права), социальные (многообразие состава общества и его благополучие), идеальные (те философско-правовые доктрины, которые легли в основу той или иной системы права).

Выделяют источник права в формально-юридическом смысле – различные способы выражения норм права. Формальные источники являются носителями информации о правилах и моделях поведения.

Таким образом, в современной теории права преодолены противоречия между сторонниками подхода источников права, и те и другие понимают, как внешнюю форму объективирования и выражения права в НПА.

 

1. Законы и подзаконные НПА, которые принимаются полномочными госорганами или всенародным голосованием.

2. Обычаи, обыкновения и традиции, сложившиеся в экономической социальной и политической жизни.

3. Судебные прецеденты или иная правотворческая деятельность судебных органов.

4. Религиозные книги, трактаты, священные писания.

5. Договоры НП содержания (международные договоры, ратифицированные государством; внутригосударственные договоры).

6. Правовые доктрины (это философско-правовые учения).

7. Общепризнанные принципы и нормы международного права.

Это 7 основных источников (форм) права, используемых в мировой практике. В РФ используются не все.

Правовой обычай.

Считается первым источником права.

Это исторически сложившееся, в силу многократного применения, правило поведения ставшее общеобязательным и обеспечиваемое принудительной силой государства. Там, где обычное право является основным источником права, то совокупность этих обычных прав образует правовую семью (в первую очередь это относится к африканским гос-ам). Обычаи формировались в процессе жизненной практики. Считается, что первым возникло право, а не государство, в виде обычаев (появились как первые социальные регуляторы поведения людей). Мальцев, Туманов поддерживают эту точку зрения.

Правовой обычай используется и в романо-германской, англо-саксонской и иных правовых семьях. У нас в ГП (ст.105), прописан в кодексе торгового мореплавания, в консульском кодексе. КП – первое заседание Госдумы открывает самый старейший по возрасту депутат (В.И. Долгих – открывал последний раз).

Договор нормативного содержание (договорное право).

Отношение к договору, как к источнику права складывалось ещё в античности. В то время римские юристы рассматривали консенсус, договоренность между сторонами, как универсальный правообразующий фактор.

С позиции современной теории права, нормативный договор представляет собой соглашение между сторонами путем учреждения взаимных прав и обязанностей. Т.е. это такой договор, который содержит нормы права.

К таким относятся международные договоры, также внутригосударственные договоры.

Приоритетным не только в международном, но и в конституционном, трудовом праве (т.е. в частном, а не только в публичном праве).

Юридическая доктрина (или философско-правовое учение) - теории и мнения юристов имели значение как источники права уже на раннем этапе развития государственности. В частности, в 4-5 вв н.э. был принят специальный закон, согласно которому учение известным в то время римских юристов (Гай, Павел, Модестин, Ульпиан и Попиниан) признавались обязательными при принятии решения судьями. Судьи были обязаны перед принятием решения ознакомиться с учением этих юристов.

Важное значение ПД имеют в мусульманской правовой семье; наряду со священными книгами используются ПД. В Китае учение Конфуция, Лао Цзы. У нас ПД не используется в качестве источника права.

Судебные прецеденты.

В Англии используются в Палате Лордов, Высший апелляционный суд, Верховный суд.

В РФ судебный прецедент не признается как источник права. Это документы правовые, но не нормативные.

В теократических государствах применяются священные книги (Коран, Суна)

НПА как основные источники права континент правовой семьи.

НПА – это изданный в установленном порядке акт управомоченного органа гос. власти, органа местного самоуправления или должностного лица, в котором устанавливаются правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанный на неопределенное количество случаев применения.

Принятие НПА происходит в установленном законе порядке.

С точки зрения права НПА является наиболее совершенным источником права.

В РФ.

Не все являются источника ми права. В системе источников, закрепленных в К, главное место занимает сама К – основной закон + законы и подзаконные акты. Все вместе они называются НПА. НПА характеризуются:

· содержат нормы, рассчитанные на неопределенный круг лиц и на неопределенное количество случаев применения;

· все они являются письменным документом;

· НПА является результатом правотворческой деятельности государства, его органов и должностных лиц;

· принимаются с соблюдением определенных процедур;

В НПА выделяют законные и подзаконные акты.

Законные:

1) принимаются высшим органом гос власти или в порядке референдума;

2) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно иных источников права;

3) регулирует наиболее важные общественные отношения;

4) закон принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке.

Законы бывают конституционные (в первую очередь сама К; законы, принятие которых предусмотрено конституцией, т.е. ФКЗ; законы, которые вносят дополнения и изменения в конституцию) и обыкновенные законы (кодифицированные, которые принимаются в виде кодексов; текущие, которые принимаются на значительное кол-во времени). Общефедеральные и субъектов РФ.

Подзаконные акты, должны быть основаны на законе и не должны ему противоречить.

Это НА Президента РФ (указы), Правительства (постановления и распоряжение), федеральных исполнительных органов, министерств, служб, агентств (приказы и инструкции). На уровне субъектов РФ действуют законы, акт президентов (где они есть), постановления правительств (республик), органов власти краев, областей, автономных областей, округов. а также городов федерального значения.

В соответствии с ФЗ об общих принципах местного самоуправления, соотв НА могут издавать и муниципальные образования или органы местного самоуправления. Особый круг составляют корпоративные нормы (или локальные) – это акты, издаваемые в пределах хозяйствующих субъектов (ОАО, ООО, ЗАО, общественных объединений).

 

Закон: понятие и виды

Закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным

законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные

общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Закон, во-первых,занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает

высшей юридической силой. Другие акты не могут противоречить закону; во-вторых,первичным образом регулирует общественные отношения, т.е. те отношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, базовые, фундаментальные общественные отношения, например отношения собственности, земельные; в-третьих,действует прямо, непосредственно, без посредующих актов; в-четвертых,обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполнения. Например, в ст. 104 Конституции РФ

установлено, что законопроекты финансового характера - о введении новых или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и др. - могут быть внесены в законодательный орган только при наличии заключений Правительства Российской Федерации. В отношении других нормативных правовых актов таких установлений нет; в-пятых,имеет эффективный механизм обеспечения: государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности, Уполномоченный по правам человека призван способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод человека на территории Российской Федерации; в-

шестых,к подготовке закона и его прохождению в законодательном органе предъявляются более строгие требования, чем к другим актам.

Виды законов:

1. Основной закон страны - Конституция Российской Федерации. Конституции принимают и субъекты Федерации - республик. Остальные субъекты принимают уставы. Конституция занимает верховное место в иерархии системы законодательства, все акты государства не могут противоречить Конституции.

2. Конституционные федеральные законы занимают следующее после Конституции место в иерархии нормативных правовых актов. Для конституционных законов характерны следующие черты:

а) они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции;

б) обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другие законы;

в) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые общественные отношения;

г) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами;

д) имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции Российской Федерации;

3. К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции Российской Федерации. Этот вид закона выделен решением КС РФ.

4. Кодекс - самая распространенная форма закона. Кодексы содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения. Кодексы обычно создаются, когда необходимо изменить правовое регулирование в той или иной сфере общественных отношений либо если накоплен большой нормативный материал, требующий новых способов структурирования.

5. Основы законодательства в наибольшей мере соответствуют принципам разграничения компетенции по предметам ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Основы - форма законов, которые характерны исключительно для федерального государства. Они призваны установить главные нормативно-сущностные характеристики институтов и заложить нормативную базу для принятия субъектами Федерации конкретных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.

 



2016-09-16 436 Обсуждений (0)
Источники (формы) права. Понятие и виды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Источники (формы) права. Понятие и виды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (436)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)