Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие №4



2016-09-16 493 Обсуждений (0)
Практическое занятие №4 0.00 из 5.00 0 оценок




Практическое занятие №1

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ КАК СИСТЕМА НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Обсуждаем

Подготовьте ответы на следующие вопросы (вопросы могут обсуждаться в аудитории, а могут быть предложены в качестве индивидуального задания отдельным студентам):

1. Каковы основные признаки художественной литературы?

2. Какие научные дисциплины входят в состав литературоведения?

3. Что изучает теория литературы; история литературы, литературная критика?

4. Каковы функции вспомогательных литературоведческих дисциплин?

5. Какие этапы прошло становление литературоведения в России?

6. Каковы основные пособия по курсу «Литературоведение»?

Работаем с научной литературой

Ознакомьтесь со статьями Д.С. Лихачёва «Об общественной ответственности литературоведения» и «Ещё раз о точности литературоведения» // Лихачёв Д.С. О филологии. М.: Высшая школа, 1989. С. 23 – 26; С. 27 – 30. Выделите основную мысль каждой статьи и аргументы, приведённые автором для подтверждения своей точки зрения.

 

Читаем наизусть

Подготовьте выразительное чтение одного стихотворения, прозаического или драматического фрагмента из произведения любимого автора (по выбору студента).

Литература

Основная:

Введение в литературоведение: Учебное пособие / Л.В. Чернец и др. М.: Высшая школа, 2004.

Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост.А.Н. Николюкин. М., 2001.

Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. М., 2001.

Дополнительная:

Павлова Л.В. Романова И.В. Неочевидные структуры текста. Применение программных комплексов для нужд филологического анализа текста. Смоленск: Свиток, 2015.

Романова И.В. О Смоленской филологической школе // Русская филология. Учёный записки СГПУ. Т.9. Смоленск: СГПУ, 2004

Практическое занятие №2

ТЕМАТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Обсуждаем

Подготовьте ответы на следующие вопросы (вопросы могут обсуждаться в аудитории, а могут быть предложены в качестве индивидуального задания отдельным студентам):

1. Что такое тема; тематика?

2. Что вы знаете о минимальных, укрупнённых, сюжетных темах?

3. Какие темы называют «вечными» (определение и примеры)?

4. Каково значение терминов «контекст», «подтекст», «затекст» (приведите примеры)?

5. Какова связь контекста, подтекста и затекста с тематикой?

Работаем с научной литературой

Реконструируйте ход исследования В.С. Баевским тематики стихотворения М. Цветаевой «Генералам двенадцатого года» на основании статьи: Баевский В.С. «Генералам двенадцатого года» М. Цветаевой: текст, подтекст, затекст. // Известия АН СССР: Серия литературы и языка. Т.51.№ 6, 1992. С.43 – 51.

 

Читаем наизусть

Подготовьте выразительное чтение стихотворения М.И. Цветаевой «Генералам двенадцатого года».

Задания для самостоятельной работы

Проведите тематический анализ: 1) стихотворения М.Ю. Лермонтова «Белее парус одинокий…»: выделите минимальные темы (обратите внимание на повтор некоторых слов), объедините минимальные темы в укрупненные, сформируйте сюжетную тему; обратитесь к затексту и контексту; поищите подтекст и т.д. 2) рассказа А.П. Чехова «Тоска»: выделите «вечные» темы (при необходимости обращайтесь к минимальным темам), сформируйте сюжетную тему, обратите внимание на эпиграф и т.д.

Литература

Основная:

Баевский В.С. «Генералам двенадцатого года» М. Цветаевой: текст, подтекст, затекст. // Известия АН СССР: Серия литературы и языка. Т.51.№ 6, 1992. С.43 – 51.

Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000

Дополнительная:

Лермонтовская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981.

Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1987; Чудаков А.П. А.П. Чехов. М.: Просвещение, 1987

Практическое занятие №3

СЮЖЕТ И ФАБУЛА

Обсуждаем

Подготовьте ответы на следующие вопросы (вопросы могут обсуждаться в аудитории, а могут быть предложены в качестве индивидуального задания отдельным студентам):

1. Что такое мотив, какова его структура?

2. Какие мотивы называют свободными, а какие – связанными? Приведите примеры.

3. Что такое сюжет? фабула?

4. Каковы основные элементы фабульной композиции (дайте определение и приведите и примеры)?

Работаем с научной литературой

Прочитайте статью Б.М. Эйхенбаума «Как сделана “Шинель” Гоголя». Какой приём построения повествования выделяет исследователь как ключевой? Каковы аргументы?

Читаем наизусть

Подготовьте выразительное чтение стихотворения Д. Самойлова «Пестель, Поэт и Анна» или стихотворения Б. Пастернака «Гефсиманский сад» (из цикла «Стихотворения Юрия Живаго»)

Задания для самостоятельной работы

Проанализируйте композицию одного рассказа С.Д. Довлатова «На что жалуетесь, сержант?» из цикла «Зона».

Литература

Основная:

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970 (или любое другое издание).

Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970.

Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет. М.: Советский писатель, 1987.

 

Дополнительная:

Баевский В.С. Борис Пастернак. Жизнь и творчество в самом кратком изложении // Русская филология: Учёные записки кафедры истории и теории литературы СмолГУ. Т.10. Смоленск: СмолГУ, 2006.

Бэлнеп Р.Л. Структура «Братьев Карамазовых» / пер. с анг. СПб., 1997.

Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.

Романова И.В. Проза Довлатова в свете карнавальной поэтики: «Зона» // Русская филология: Учёные записки СГПУ. Т.7. Смоленск: СГПУ, 2003.

Практическое занятие №4



2016-09-16 493 Обсуждений (0)
Практическое занятие №4 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие №4

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)