Практическое занятие №4
Практическое занятие №1 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ КАК СИСТЕМА НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН Обсуждаем Подготовьте ответы на следующие вопросы (вопросы могут обсуждаться в аудитории, а могут быть предложены в качестве индивидуального задания отдельным студентам): 1. Каковы основные признаки художественной литературы? 2. Какие научные дисциплины входят в состав литературоведения? 3. Что изучает теория литературы; история литературы, литературная критика? 4. Каковы функции вспомогательных литературоведческих дисциплин? 5. Какие этапы прошло становление литературоведения в России? 6. Каковы основные пособия по курсу «Литературоведение»? Работаем с научной литературой Ознакомьтесь со статьями Д.С. Лихачёва «Об общественной ответственности литературоведения» и «Ещё раз о точности литературоведения» // Лихачёв Д.С. О филологии. М.: Высшая школа, 1989. С. 23 – 26; С. 27 – 30. Выделите основную мысль каждой статьи и аргументы, приведённые автором для подтверждения своей точки зрения.
Читаем наизусть Подготовьте выразительное чтение одного стихотворения, прозаического или драматического фрагмента из произведения любимого автора (по выбору студента). Литература Основная: Введение в литературоведение: Учебное пособие / Л.В. Чернец и др. М.: Высшая школа, 2004. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост.А.Н. Николюкин. М., 2001. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. М., 2001. Дополнительная: Павлова Л.В. Романова И.В. Неочевидные структуры текста. Применение программных комплексов для нужд филологического анализа текста. Смоленск: Свиток, 2015. Романова И.В. О Смоленской филологической школе // Русская филология. Учёный записки СГПУ. Т.9. Смоленск: СГПУ, 2004 Практическое занятие №2 ТЕМАТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Обсуждаем Подготовьте ответы на следующие вопросы (вопросы могут обсуждаться в аудитории, а могут быть предложены в качестве индивидуального задания отдельным студентам): 1. Что такое тема; тематика? 2. Что вы знаете о минимальных, укрупнённых, сюжетных темах? 3. Какие темы называют «вечными» (определение и примеры)? 4. Каково значение терминов «контекст», «подтекст», «затекст» (приведите примеры)? 5. Какова связь контекста, подтекста и затекста с тематикой? Работаем с научной литературой Реконструируйте ход исследования В.С. Баевским тематики стихотворения М. Цветаевой «Генералам двенадцатого года» на основании статьи: Баевский В.С. «Генералам двенадцатого года» М. Цветаевой: текст, подтекст, затекст. // Известия АН СССР: Серия литературы и языка. Т.51.№ 6, 1992. С.43 – 51.
Читаем наизусть Подготовьте выразительное чтение стихотворения М.И. Цветаевой «Генералам двенадцатого года». Задания для самостоятельной работы Проведите тематический анализ: 1) стихотворения М.Ю. Лермонтова «Белее парус одинокий…»: выделите минимальные темы (обратите внимание на повтор некоторых слов), объедините минимальные темы в укрупненные, сформируйте сюжетную тему; обратитесь к затексту и контексту; поищите подтекст и т.д. 2) рассказа А.П. Чехова «Тоска»: выделите «вечные» темы (при необходимости обращайтесь к минимальным темам), сформируйте сюжетную тему, обратите внимание на эпиграф и т.д. Литература Основная: Баевский В.С. «Генералам двенадцатого года» М. Цветаевой: текст, подтекст, затекст. // Известия АН СССР: Серия литературы и языка. Т.51.№ 6, 1992. С.43 – 51. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000 Дополнительная: Лермонтовская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1987; Чудаков А.П. А.П. Чехов. М.: Просвещение, 1987 Практическое занятие №3 СЮЖЕТ И ФАБУЛА Обсуждаем Подготовьте ответы на следующие вопросы (вопросы могут обсуждаться в аудитории, а могут быть предложены в качестве индивидуального задания отдельным студентам): 1. Что такое мотив, какова его структура? 2. Какие мотивы называют свободными, а какие – связанными? Приведите примеры. 3. Что такое сюжет? фабула? 4. Каковы основные элементы фабульной композиции (дайте определение и приведите и примеры)? Работаем с научной литературой Прочитайте статью Б.М. Эйхенбаума «Как сделана “Шинель” Гоголя». Какой приём построения повествования выделяет исследователь как ключевой? Каковы аргументы? Читаем наизусть Подготовьте выразительное чтение стихотворения Д. Самойлова «Пестель, Поэт и Анна» или стихотворения Б. Пастернака «Гефсиманский сад» (из цикла «Стихотворения Юрия Живаго») Задания для самостоятельной работы Проанализируйте композицию одного рассказа С.Д. Довлатова «На что жалуетесь, сержант?» из цикла «Зона». Литература Основная: Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970 (или любое другое издание). Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970. Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет. М.: Советский писатель, 1987.
Дополнительная: Баевский В.С. Борис Пастернак. Жизнь и творчество в самом кратком изложении // Русская филология: Учёные записки кафедры истории и теории литературы СмолГУ. Т.10. Смоленск: СмолГУ, 2006. Бэлнеп Р.Л. Структура «Братьев Карамазовых» / пер. с анг. СПб., 1997. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969. Романова И.В. Проза Довлатова в свете карнавальной поэтики: «Зона» // Русская филология: Учёные записки СГПУ. Т.7. Смоленск: СГПУ, 2003. Практическое занятие №4
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |