II. Оценка текущего состояния пожарной безопасности, а также основных проблем, тенденций и возможных сценариев ее развития
Основы Государственной политики Российской Федерации в области Обеспечения пожарной безопасности на период до 2030 года I. Общие положения 1. Настоящие Основы являются основополагающим документом стратегического планирования определяющимнациональные интересы, цели, задачи, инструменты и ключевые направления реализации государственной политики Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности. 2. Государственная политика в области обеспечения пожарной безопасности является составной частью общественной безопасности, являющейся приоритетом и неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности и представляет собой систему официальных взглядов на совершенствование государственного управления в области пожарной безопасности, направленного на профилактику пожаров, реализацию мер пожарной безопасности, организацию тушения пожаров, минимизацию потерь от пожаров, борьбу с пожарами, возникающими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов. 3. Реализация государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности направлена на формирование эффективного механизма взаимодействия между элементами системы обеспечения пожарной безопасности, укрепление сил и средств предупреждения, обнаружения и тушения пожаров, обеспечение экстренного реагирования на угрозы возникновения и развития опасных факторов пожара путем локализации, ликвидации пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
II. Оценка текущего состояния пожарной безопасности, а также основных проблем, тенденций и возможных сценариев ее развития 4. Текущее состояние обеспечения пожарной безопасности зависит от устойчивого развития государства, реализации государственной политики в области общественной безопасности, учитывающей следующие внутренние факторы формирования государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности: а) фактор, заключающийся в недостаточной конкретизации в нормативных правовых актах Российской Федерации полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности; б) факторы, определяющие причины возникновения пожаров и уровень обеспечения пожарной безопасности: в жилом секторе: неудовлетворительное техническое состояние значительной части жилого фонда; низкая оснащённость жилых зданий средствами обнаружения и оповещения о пожаре; отсутствие в значительной части объектов индивидуального жилищного строительства соответствующих первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря; нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования; неосторожное обращение с огнем граждан; нарушение правил устройства и эксплуатации печного отопления и поджоги; в лесах: неконтролируемые сельскохозяйственные палы, неосторожное обращение граждан с огнем и грозовые разряды; в промышленности: несвоевременное и неудовлетворительное техническое обслуживание систем предотвращения пожара и противопожарной защиты на объектах; неудовлетворительное техническое состояние ряда объектов промышленности; нарушение правил противопожарного режима; нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования; «человеческий фактор», злоумышленные действия; на транспорте: несвоевременное и неудовлетворительное техническое обслуживание систем предотвращения пожара и противопожарной защиты на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры; неудовлетворительное техническое состояние ряда транспортных средств и транспортной инфраструктуры; нарушение правил противопожарного режима; «человеческий фактор», злоумышленные действия; на объектах сельского хозяйства: несвоевременное и неудовлетворительное техническое обслуживание систем предотвращения пожара и противопожарной защиты объектов сельского хозяйства; неудовлетворительное техническое состояние ряда объектов сельского хозяйства; нарушение правил противопожарного режима; нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования; «человеческий фактор», злоумышленные действия; снижение активности противопожарной пропаганды в современных экономических условиях вследствие возрастания затрат на ее проведение; «человеческий фактор», в частности, на пожароопасных и пожаровзрывоопасных объектах, где условия работы сопряжены с повышенной степенью опасности; в) факторы, влияющие на условия развития пожара, к которым относятся: позднее обнаружение и сообщение о возникновении пожара; удалённость пожарно-спасательных подразделений от места пожара, что наряду с задержкой прибытия первого пожарно-спасательного подразделения к месту пожара затрудняет своевременное сосредоточение достаточного количества сил и средств для достижения цели тушения пожара; г) факторы, определяющие эффективность пожаротушения: класс пожарной нагрузки; характер процесса горения; условия, при которых протекает горение; деятельность руководителя тушением пожара; способ пожаротушения; вид огнетушащего вещества; вид пожарно-технического вооружения, применяемого при пожаротушении; метеорологические условия и др.; д) факторы, обусловленные наличием опасности для жизни и здоровья участников тушения пожара, к которым относятся: неполное соблюдение требований пожарной безопасности на объектах пожаров в части обеспечения деятельности пожарных подразделений; несовершенство системы своевременного информирования участников тушения пожара о степени опасности объекта пожара, связанной с принятым на объекте подходом к обеспечению пожарной безопасности. Одним из главных факторов, определяющих государственную политику в области обеспечения пожарной безопасности в настоящее время, является поиск приемлемого для государства и общества уровня затрат финансовых и материальных ресурсов, на которые граждане, организации и государство согласны пойти, внедряя в зданиях и сооружениях, в том числе и жилом секторе, системы и средства противопожарной защиты, а также иметь необходимое количество сил пожарной охраны. 5. Несмотря на применяемые профилактические меры, в настоящее время не наблюдается существенного снижения количества случаев лесных пожаров и площадей, пройденных огнем, ликвидация массовых лесных пожаров часто осложняется из-за труднодоступности районов тушения и их удаленности от источников водоснабжения, в связи с этим периодически возникает необходимость введения на отдельных территориях особого противопожарного режима и режима чрезвычайной ситуации для защиты населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры от пожаров. 6. В результате осуществления мероприятий по надзору в области пожарной безопасности в последние годы наметилась устойчивая тенденция роста степени реализации предлагаемых к исполнению мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, благодаря этому происходило снижение вероятности возникновения пожаров. Вместе с тем, анализ и оценка состояния обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, а также эффективности действий пожарно-спасательных подразделений и общественных организаций пожарной охраны, направленных на тушение пожаров и проведение возложенных на них аварийно-спасательных работ, позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на имеющую место тенденцию улучшения состояния пожарной безопасности в стране, определенное повышение готовности сил и средств Государственной противопожарной службы (ГПС) и других видов пожарной охраны к выполнению задач по предназначению в мирное и военное время, состояние обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, а также состояние и обеспечение служб экстренного реагирования всех видов пожарной охраны требуют совершенствования и дальнейшего развития, переоснащения новыми высокоэффективными средствами пожаротушения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе путем внедрения современных робототехнических средств, авиационно-спасательных технологий, средств индивидуальной защиты и экипировки. 7. Основными проблемами, влияющими на состояние пожарной безопасности являются: а) недостаточное обеспечение пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах экономики, расположенных вне нормативной области обслуживания существующих пожарно-спасательных подразделений; б) некачественный анализ пожарной безопасности производственных объектов, влияющий на разработку комплекса превентивных мероприятий, изменяющих параметры технологического процесса до уровня, обеспечивающего допустимый пожарный риск; в) несвоевременность выявления природных пожаров применяемыми способами раннего обнаружения очагов возгорания в периоды повышенной пожарной опасности (космический, авиационный, наземный мониторинг); г) несвоевременное устранение нарушений требований пожарной безопасности в значительной части населенных пунктов, садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан, а также на объектах экономики, имеющих общую границу с лесными участками (насаждениями), в том числе нарушений, непосредственно связанных с возможной причиной возникновения пожара и обеспечением условий для его успешного тушения; отсутствие системы противодействия природным пожарам, кроме лесных, порядка охраны лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения; д) недостаточное использование со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления своих полномочий, в части касающейся: поддержания противопожарного состояния объектов защиты, обеспечения их средствами обнаружения и оповещения о пожаре; разработки и освоения планов мероприятий по пожарной профилактике в лесах; противопожарного обустройства лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд; организации проведения противопожарной пропаганды; обеспечения координации всех мероприятий по борьбе с пожарами в населенных пунктах, а также с лесными пожарами; увеличения количества оперативных пожарно-спасательных подразделений пожарной охраны, численности боевых расчетов, пополнения некомплекта, а также замены выработавших ресурс основных видов пожарно-технического вооружения; обеспечения населенных пунктов противопожарным водоснабжением; организации добровольной пожарной охраны; обучения населения мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре; е) несовершенство механизма единого управления силами и средствами пожарной охраны вследствие разграничения полномочий по созданию, организации деятельности и финансированию между уровнями государственной власти и местного самоуправления, что не позволяет в полной мере гармонизировать имеющиеся ресурсы пожарной охраны для решения основной задачи; ж) неурегулированность вопроса взаимодействия и подчиненности оперативного штаба по ликвидации чрезвычайных ситуаций и оперативного штаба пожаротушения при ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, ответственности за их исполнение; з) недостаточная эффективность превентивных противопожарных мероприятий и мер, принимаемых гражданами и собственниками объектов для охраны имущества от пожара. 8. Тенденциидальнейшего совершенствования и развития пожарной безопасности определяются: состоянием нормативно-правовой и нормативно-технической базы, позволяющей поддерживать приемлемый уровень обеспечения пожарной безопасности и осуществлять федеральный государственный и ведомственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности; развитием научно-технической базы обеспечения тушения пожаров и спасения людей, осуществления мониторинга природных пожаров, проведением единой технической политики по гармонизации норм и правил пожарной безопасности государств участников Евразийского экономического союза,а также социально-экономическими факторами; научным обоснованием требуемого соотношения сил между подразделениями различных видов пожарной охраны, а также порядка их оперативного взаимодействия при решении основных задач обеспечения пожарной безопасности; созданием социально-экономических условий для расширения участия органов местного самоуправления и граждан в процессе обеспечения первичных мер пожарной безопасности; формированием нового облика пожарной охраны на основе внедрения передовых методов и технологий предупреждения и тушения пожаров, а также проведения связанных с ними аварийно-спасательных работ; формированием нового формата контрольно-надзорной деятельности в области пожарной безопасности с внедрением принципа приоритетности профилактических мероприятий и применением риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорной деятельности; дифференцированным подходом при совершенствовании штатной структуры пожарной охраны в субъектах Российской Федерации с учётом пожароопасности объектов и территорий, в зависимости от степени риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (747)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |