Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Композиторское творчество на белорусских землях во второй половине XVIII века



2016-09-16 2264 Обсуждений (0)
Композиторское творчество на белорусских землях во второй половине XVIII века 4.80 из 5.00 5 оценок




Композиторское творчество в Беларуси второй половины XVIII в. осуществлялось отечественными композиторами-любителями из магнатской аристократической среды. Ясно осознавая факт своего белорусского (литвинского 1) происхождения, они в силу социального происхождения не могли опираться ни на язык своего народа (белорусский), ни на его музыкальное наследие (фольклор). Вместе с тем, сочинения национальных композиторов-любителей составили тот фундамент, на основе которого стало возможным национальное композиторское творчество первой половины XIX в.

К числу белорусских композиторов эпохи классицизма относятся Ми-хал Казимир и Михал Клеофас Огинские, легендарный полководец, руково­дитель восстания 1794 г. Тадеуш Костюшко, Матей Радзивил, а также рус­ский композитор белорусского происхождения Осип Козловский и немецкий композитор Ян Давид Голланд, работавший на территории Беларуси и став­ший автором первой национальной оперы «Агатка».

Михал Казимир Огинский(1728 - 1800) - политический деятель, ме­ценат, просвещённый любитель музыки и композитор, - был выходцем из древнего дворянского рода. Его родителями были трокский воевода Тадеуш Юзеф Огинский и Анна из рода Вишневецких. Михал Казимир получил раз­ностороннее образование, сделал военную карьеру, неоднократно выбирался депутатом сейма и активно участвовал в политической жизни. Дипломатиче­ская должность гетмана Великого княжества Литовского давала возможность часто бывать за границей. В 50-е годы XVIII в. М. Каз. Огинский посетил Берлин, Вену, Париж и Петербург, в 80-е - Аахен, Брюссель, Амстердам, Гаагу, побывал в культурных центрах Англии, в 90-е - находился в Пруссии и Силезии, после чего вернулся на территорию Великого княжества (в Виль­но и Варшаву). За время путешествий гетман завязал личные контакты с ко­ронованными особами, а также с известными философами, писателями, ху­дожниками и музыкантами. Он увлекался французской и английской культу-


рой, идеями энциклопедистов и мистическими философско-теологическими учениями, в частности, масонством.

По сохранившимся свидетельствам, еще" в конце 40-х годов XVIII в. Михал Казимир значительно расширил свои владения, в которые вошли как польские, так и белорусские земли (на Пинщине). После брака с Александрой Сапегой в 1761 г.он получил Слонимскую экономию и начал активную меце­натскую деятельность на Слонимщине. За короткое время по его инициативе строится канал, который связал бассейны Балтийского и Чёрного морей, про­кладываются дороги через полесские болота, открываются мануфактуры и типографии. Наконец, к середине 80-х годов Огинский основывает в Слони-ме центр искусств с грандиозным театром для постановки опер и балетов.

В Слонимском театре было две оперно-балетных труппы и высокопро­фессиональный оркестр, который современники сравнивали с Мангейм-ским52. В эту «усадьбу муз» съезжались известные западноевропейские и ме­стные архитекторы, художники, композиторы, дирижёры, певцы, исполните­ли-инструменталисты. В школе при театре получали образование талантли­вые музыканты и танцоры, некоторые из которых позже могли стажировать­ся за границей.

Деятельность Михала Казимира Огинского - представителя духовно-интеллектуальной элиты Великого княжества, входившего в самые высокие политические круги, - поражает своими масштабами. Тем не менее, по сви­детельствам современников, он обладал некоторым тщеславием и амбициоз­ностью, отличался политической наивностью. Вместе с тем, Михал Казимир разнообразно проявил себя в творчестве. Он хорошо рисовал, писал стихи и оперные либретто, сочинял музыку, играл на нескольких музыкальных инст­рументах.

Исполнительское мастерство М. Каз. Огинского было достаточно вы­соким. В юношеские годы он брал уроки у известных западноевропейских скрипачей. Затем продолжил совершенствовать своё мастерство дома: соли­ровал в скрипичных концертах, исполнял партию первой скрипки в домаш­нем оркестре. Будучи любителем камерного музицирования, музыкант уча­ствовал в исполнении струнных квартетов Гайдна, Боккерини, Стамица.

Помимо скрипки Михал Казимир владел искусством игры на кларнете, за что получил от современников прозвище «гетман-кларнет». Известно так­же, что он был замечательным арфистом и внёс изменения в технические ха­рактеристики этого инструмента. Игра на арфе белорусского музыканта-любителя вызвала восхищение Дидро, по предложению которого Огинский написал статью об арфе в «Энциклопедию, или толковый словарь искусств и ремёсел». Дружеские отношения связывали гетмана с Гайдном, которому он предложил сюжет оратории «Сотворение мира».


 


!0 Анализ оперы Р. Варлоцкого «Аполлон-законодатель» содержите* в книге: Музыкальный театр Белорус­сии: Дооктябрьский период. - Мн,, 1990.

Термин указывает на принадлежность к Великому княжеству Литовскому, которое на тот момент явля­лось конфедеративным политический образованием, входившим в Речь Посполитую.


52 Мангеймский оркестр (для своего времени очень большой, с расширенной струнной группой) существо­вал с середины XVIII в. Объединил ряд первоклассных музыкантов, стал основой творческого и исполни­тельского направления (мангеймской школы), сыгравшего важную роль в формировании симфонии и ка­мерного ансамбля на пути к венскому классицизму.


Разнообразным было и музыкальное творчество Огинского. По косвен­ным свидетельствам, он являлся автором названных ранее пяти опер, парти­туры которых не сохранились. В настоящее время найдены и введены в со­временную музыкальную практику 12 песен без аккомпанемента в рукописи 1770 г. и 14 песен в сопровождении двух скрипок и баса, опубликованных в варшавских изданиях 1768 г. Данный опус получил известность как цикл пе­сен «Да Kaci», написанных на собственные слова. Эти лаконичные песни вы­ражают идеи простоты и естественности, свойственные эпохе. Объединяю­щий образ цикла - молодая крестьянка Кася, вдохновляющая утончённого юношу-философа, от имени которого ведется рассказ, на создание лириче­ских и поучительных, философских и юмористических музыкальных зарисо­вок. Названия песен («Аб шчырым сэрдцы», «Неспадзяваны добры дзень», «Коцк - верабей», «Аб плавант», «Розныя густы», «Аб масках» и др.) сви­детельствуют об оттенках настроений и отражают поучительный опыт, кото­рый рассказчик извлекает из разнообразия жизненных явлений.

Для своих песен М. Каз. Огинский избирает традиционную куплетную форму. Их мелодика представляет собой типичный образец классического стиля и обладает характерными закруглёнными окончаниями. Следует отме­тить, что вокальная партия, вероятно, для лёгкости исполнения, дублирована скрипкой. В ритме песен присутствуют фигуры полонеза и менуэта. Про­зрачная фактура усложняется только во вступительных и заключительных отыгрышах-ритурнелях. В создании художественного образа каждой миниа­тюры главенствует певческий голос.

В 12 рукописных песнях отсутствуют черты цикличности. Их содержа­ние также в полной мере отражает несколько сентиментальный дух эпохи, где философские размышления («Сэрдца i розум», «Аб фшасофи», «Аб ле­се») чередуются с пасторальными мотивами («Пастушка»), жизнелюбивые сюжеты (застольная «Бахус») дополняются портретными зарисовками («Дзяучынка», «Анэтка», «Кася», «Л1зэтка», «Антак»).

Из инструментальных сочинений Огинского найден Полонез для скрипки и фортепиано, который был опубликован в «Курьере варшавском» в 1902 г. Этот полонез основан на популярной мелодии, которую использовал в своём полонезе другой композитор XVIII в. О. Козловский.

Михал Клеофас Огинский(1765 - 1833) - автор всемирно известного полонеза «Прощание с родиной», композитор, которого польские музыкове­ды считают предшественником Ф. Шопена, - приходился племянником Ми-халу Казимиру Огинскому и всегда чувствовал себя патриотом родной земли. В мемуарах, изданных во Франции и Польше, он писал: «Происходя из лит-винского рода, я родился в Польше, в деревне моих родителей, за семь миль от Варшавы... Самые известные роды в Польше происходят преимуществен­но из Литвы. Чарторыйские, Радзивилы, Огинские, Сапегн, Тышкевичи, Па-цы, Сангушкк - это литвины»53.

Цитируется по книге: Дадзймава В. У. Нарысы псторьп музычнай культуры Беларусь - Мн., 2001. - С. ES-89.


 


Известный политический деятель, музыкант и композитор родился 25 сентября 1765 г. в имении Гузов под Варшавой. Его родителями были Анд­рей Огинский и Павлина из рода Шембеков. Отец Михала Клеофаса был ди­пломатом и в течение ряда лет являлся послом Речи Посполитой в Австрии и Голландии. Благодаря этому семилетнему Михалу посчастливилось посетить Венскую оперу, что произвело на него неизгладимое впечатление.

Семью М. Кл. Огинского можно считать музыкальной: среди родст­венников хорошим музыкантом был дядя Михал Казимир, сестра Михала Клеофаса Юзефа также серьёзно занималась музыкой. Музыкальное образо­вание Михал Клеофас дал и своим детям - дочери Амелии и сыну Франти­шеку Ксаверию, ставшему впоследствии автором нескольких полонезов и романсов.

В УТТЁ'Т. отец Михала был назначен послом в Вену и на один год взял с собой семью. Но с 1773 г. мать с сыном вернулись в Гузов, где Михал Клео­фас смог получить систематическое домашнее образование. Под руково­дством французского гувернёра Жана Ралея он изучил иностранные языки, гуманитарные и естественные науки. В' качестве учителя музыки к нему был приглашён известный в будущем композитор, а ныне шестнадцатилетний юноша Осип Козловский. Совместные занятия, продолжавшиеся с 1773 по 1786 гг., положили начало долгой дружбе. Козловский учил Огинского игре на клавире и скрипке, теории и истории музыки, композиции, сумев дать ему основательные музыкальные знания. Учитель и ученик вместе посещали ре­зиденцию М. Каз. Огинского в Слониме, где присутствовали на театральных постановках и концертах капеллы. Это также повлияло на склонность Миха­ла Клеофаса к музыке, хотя профессия музыканта в то время считалась не­достойной аристократа.

.60'

М. Кл. Огинский сделал стремительную политическую карьеру - ему не было и двадцати лет, когда он стал депутатом сейма, в двадцать пять он занял должность посла. В 1790 - 1791 гг. работал в Голландии и Англии, Франции и Германии. Позже был послом в разных странах Европы - в Авст­рии, Италии, России. Везде Огинский стремился ознакомиться с музыкаль­ной жизнью страны, проникнуться её духом. Он был лично знаком с Гайдном и Моцартом, брал уроки у знаменитых исполнителей - Б. Кампаньоли Дж. Виотга", П. Байо56, Ш. Лафона", слушал игру Д. Тица58, Ж. Кардана

Э. Ванжуры

* Бартоломео Кампаньоли (1751 - 1827) - итальянский скрипач и композитор, один из последних предста­вителей итальянской скрипичной школы XVIII в. Автор скрипичных концертов, сонат, дуэтов и др.

55 Джованни Батиста Виотга (1755 -1824) - итальянский скрипач и композитор, крупнейший представитель
классицизма в скрипичном искусстве, автор многих инструментальных сочинений.

56 Пьер Байо (1771 - 1842) - французский скрипач, композитор, педагог, музыкальный писатель. Солист-
виртуоз и мастер квартетной игры, автор многих скрипичных (концертов, вариаций, этюдов) и камерно-
йнструибнтапьных произведений (квартетов, трио).

37 Шарль Лафон (1781 -1839) - французский скрипач, виднейший представитель французской классической скрипичной школы. Автор скрипичных концертов, вариаций, рондо я др. сочинений. 11 Диц Тии (1742 - 1810) - немецкий скрипач и композитор, виртуоз на виоль д'амур. С 1762 г. был капельмейстером Венской оперы, обучался композиции у Й. Гайдна. CI771 г. работал в России, обучал игре на скрипке будущего императора Александра 1. Концертировал во многих европейских городах. Автор струнных квартетов, скрипичных сонат, песен, романсов.


С 1792 г. Михал Казимир состоял на должности подскарбия Великого княжества Литовского. В 1794 г. он стал участником восстания Т. Костюшко. События восстания застали его в Новогрудке, откуда он направился в Виль­но. Заменив свой старый княжеский герб девизом «Свобода, верность, неза­висимость», он в составе войск, сформированных на собственные средства, принял активное участие в боевых акциях повстанцев на территории Белару­си, где находились его родовые владения (в Солах, Воложине, Ивенце). Не надеясь на победу, он оставался с повстанцами до конца.

После разгрома восстания Огинский был лишён всех владений и эмиг­рировал за границу. Под чужими именами он скитался по Риму, Константи­нополю, Парижу, Гамбургу, Венеции и Варшаве. Рассчитывая на возрожде­ние Великого княжества с помощью Наполеона, он написал в его честь оперу «Зелие и Валькур, или Бонапарт в Каире» на собственное либретто.

После смерти Екатерины П отношение к повстанцам смягчилось, а во время воцарения Александра I Огинский получил возможность вернуться на родину. После присяги на верность русскому императору он в 1802 г. приез­жает в Петербург, надеясь договориться с Александром I о возрождении Ве­ликого княжества Литовского. Потерпев неудачу в этом предприятии, М. Кл. Огинский добивается успеха в имущественных делах - ему возвра­щают родовые имения.

В Петербурге Огинский вращался в высших кругах русской знати, вы­ступал в аристократических салонах. Его полонезы звучали на балах, огром­ным спросом пользовались венские, берлинские и лейпцигские издания его музыкш Протекцию белорусскому аристократу оказал О. Козловский, руко­водивший на тот момент музыкальной жизнью русской столицы. Он же со­действовал изданию в России полонезов и романсов Огинского на француз­ские и итальянские тексты.

В том же 1802 г. М. Кл. Огинский переехал в своё имение Залесье не­подалёку от Сморгони, где оставался на протяжении 20 лет. За это время За­лесье стало крупным культурным центром. Будучи любителем квартетной игры, Михал Клеофас много музицировал в ансамбле с испанским скрипачом П. Эскудеро и О. Козловским, исполнявшим виолончельную партию. Частым гостем в его доме был также итальянский певец Полиани . В это время Огинский сочиняет камерно-вокальные и инструментальные миниатюры, а также пишет музыкально-эстетические заметки, вошедшие позже в его книгу «Письма о музыке».

w Жан Батист Кардон (1760 - 1803) - французский арфист, композитор и педагог. С 1780 г. придворный ар­фист в Париже, с 1790 - в Петербурге. Участник придворного камерного ансамбля в составе Д. Тяца (скрип­ка), А. Дельфино (виолончель), Ж. Кардона (арфа) и Э. Ванжуры (клавикорд). Автор ряда произведений для арфы, имевших значение для развития виртуозной игры.

Эрнест Ванжура (около 1750 - 1802) - композитор и клавесинист чешского происхождения, с 1783 г. живший в России. Участник придворных камерных концертов, автор комической оперы на либретто Екате­рины II и ряда инструментальных сочинении, которые не сохранились.

" По сведениям из книги: Цеханавецю А. М«ал КазЫр AriHCKi i яго "Сядаба музау" у Слошме. - Мн., 1993.-С. 26.


Активной была и меценатская деятельность М. Кл. Огинского. В сье, Сморгони и Молодечно он открыл на свои средства школы для местной молодёжи, передал свои книги в местные библиотеки, заботился об умень­шении налогов с крестьян. Довольно часто бывая в Вильно, он готовил к из­данию свои полонезы и романсы (вышли в Вильно в 1817 г.), наладил связи с местной интеллигенцией и включился в работу Виленского университета, добивался амнистии для общественного деятеля и учёного Яна Снядецкого,

В 1808 - 1809 гг. Михал Клеофас с семьёй посетил Францию и Италию. Здесь он встречался с Наполеоном, с литвинско-польскими масонами, начал разрабатывать проект объединения литовско-белорусских земель в составе Российской империи. Приняв во время войны 1812 г. сторону России, он по окончанию военных действий вновь вернулся в Залесье.

В 1822 г. Огинский навсегда покидает Беларусь. Последние годы жиз­ни он провёл в Италии, где занимался литературной и музыкально-редактоЕюкой деятельностью. Здесь же он издал свои последние произведе­ния, мемуары и «Письма о музыке». В 1833 г. М. Кл, Огинский скончался.

Белорусский меценат всегда понимал любительский характер своего музыкального творчества. В «Письмах о музыке» он скромно отмечал, что лишь записывал свои импровизации, ничего потом не изменяя. Возможно, именно в этом состоит секрет притягательности его произведений - они ис­кренни и просты, сочетают в себе черты классической музыкальной лексики и сентименталистской образности.

Важное место в творческом наследии Огинского занимают полонезы, которые композитор писал на протяжении всей жизни. Среди 26 образцов этого жанра есть пасторальные, помпезно-торжественные, фанфарные и уг­лублённо-созерцательные, Фактурные решения полонезов колеблются от крайне простых (мелодия и аккордовое сопровождение) до насыщенных темг-брово-регистровыми эффектами. По форме сочинения Огинского традицион-ны - они преимущественно трёхчастные с контрастными средними раздела­ми. Лиризм и психологическая направленность полонезов сближают эти про­изведения со стилем романтиков. Среди других фортепианных сочинений композитора известны вальсы, мазурки, галоп и менуэт.

Романсы и песни являются второй по значимости жанровой сферой. Известно 18 романсов и песен на польские, французские и итальянские тек­сты, написанные либо самим автором, либо европейскими поэтами А. Турецким, Д. Перучини, Й. Эсменаром. Круг тем, характерных для рубежа XVIII - XIX веков, сочетает ясность классической эпохи с тревожными на­строениями романтизма. Это счастливая любовь («Устала fiKo сонца у небе», «Хай нас любасць паяднае»), неразделённое чувство («Мшул! шчасля дш», «Змоукш ужо»), столкновение сладких мечтаний с жестокой реальностью («Абуджэнне») и тоска по родному дому («Родная веска»). Среди романсов есть образцы, написанные в традиционной куплетной форме, но встречаются и свободные композиции, в которых музыка следует за словесным текстом. Музыкальный язык этих сочинений объединил черты западноевропейской оперной лексики и славянской песенности. Он содержит много интонацион-


ных предвидений, реализовавшихся позже в творчестве Глинки и Шопена, Булахова и Верстовского, Алябьева и Чайковского.

Единственная опера Огинского «Зелие и Валькур» (на французский текст) была написана в 90-е годы XVIII в. Её сюжет напоминает «Похищение из сераля» Моцарта и рассказывает об освобождении Наполеоном из плена арабской девушки и французского офицера. Партитура этой оперы, храня­щаяся в Кракове, свидетельствует о достаточно высоком композиторском мастерстве Огинского. Опера компактна, содержит увертюру, несколько арий, балет и апофеоз-славление в честь Наполеона. Помимо воздействия итальянской оперной стилистики, в музыке оперы присутствуют ориенталь­ные элементы (восточные лады) в используются турецкие музыкальные ин­струменты.

Примером музыкально-эстетической деятельности М. Кл. Огинского являются «Письма о музыке». Эта книга написана в свободной риторически-диалогической форме высказывания с обращением к условному адресату -единомышленнику или оппоненту. Наибольшую ценность представляют за­рисовки музыкальной жизни тех стран, где довелось побывать автору, заме­чания об истории музыкального исполнительства и портреты многих компо­зиторов и музыкантов.

Первые два письма посвящены собственному творчеству, размышле­ниям о его любительском характере и причинах популярности. В третьем письме Огинский излагает историю музыки разных стран мира от древних дохристианских культур до современности, захватывая обширный географи­ческий ареал от Египта, Турции, Италии, Германии, Канады, Швейцарии до Речи Посполитой и России. При обилии ошибочных и неубедительных суж­дений это письмо подкупает непосредственностью взгляда на рассматривае­мые явления. Четвёртое письмо содержит галерею портретов европейских (прежде всего итальянских) композиторов. Огинский особо выделяет талант Россини, при этом обращая внимание на малоизвестных сегодня музыкантов, и демонстрирует огромный кругозор в области оперы. Заключительное пятое письмо посвящено музыкальным инструментам исполнителям. В поле зрения автора попадают фортепиано, скрипка, арфа и виолончель. Исторической ценностью обладают заметки об игре Паганини и рассказ о славянских музы­кантах: Матвее Виельгорском, Марии Шимановской, Антонии Генрике Рад-зивиле, Кароле Курпинском и Осипе Козловском.

Музыкальное и публицистическое творчество М. Кл. Огинского явля­ется ценнейшим памятником белорусской музыкальной культуры.

Проблема музыкального творчества Тадеуша Костюшко (1746 - 1817) в настоящее время исследована не до конца. Известно, что руководитель вос­стания 1794 г. хорошо владел навыками игры на клавире (приобретёнными, вероятно, в годы учёбы в Варшавской рыцарской школе) и в конце ХУШ в. сочинил Полонез для голоса и фортепиано, который стал очень популярным. Этот полонез имеет все мелодические, метроритмические и формообразую­щие признаки жанра, а по образному содержанию находится на пути к пси­хологизму и картинности, свойственным произведениям романтической эпо-


хи. Помимо Полонеза Т. Костюшко принадлежат некоторые сочинения, воз­никшие в революционной среде. Это два военных марша, сохранившиеся в редком издании ХГХв. Словесный текст второго марша «Наш Касцюшка славны бьф>, сочинённый, вероятно, позже событий восстания, бытовал по­том в народной среде с разными мелодиями.

Одним из ярких представителей белорусского музыкального люби­тельства второй половины XVIII в. был Матей Радзивил (1751 - 1821) - та­лантливый поэт, композитор, общественный деятель, много лет живший в Несвиже. Он происходил из пшдловецкой ветви рода Радзивилов, был сыном Левона Михала и Анны Людвики, урождённой Мыцельской. После смерти отца мать вышла замуж за гетмана литовского, воеводу виленского князя Михала Казимира Радзивила («Рыбоньку») - владельца Несвижа, создателя оперно-балетного театра и капеллы. Детство мальчика прошло в этом центре муз, где Матей приобрёл и музыкальное образование.

После окончания образования в 1770 г. М. Радзивил отправился по­смотреть мир. Он побывал в Дрездене, Гданьске, Праге, Карловых Варах, знакомился с достижениями музыкального искусства.

В конце 70-х годов Радзивил возвращается в Несвиж, где много обща­ется со своим сводным братом Каролем Станиславом Радзивилом («Пане Ко-ханку») - крупным меценатом, содействовавшим подъёму Несвижского те­атра. В это время в театре работали такие мировые знаменитости, как Д. Альбертини и Я. Дусик, на сцене ставились оперы Паизиелло, Чимарозы, Сарти и Голланда. Несвижская капелла почти ежедневно давала концерты, где в числе прочих звучали произведения Гайдна.

В 80-е годы Матей Радзивил стал каштеляном виленским и получил земли на Новогрудчине и в других местах Беларуси и Польши. Тогда же ак­тивизировалась творческая деятельность мецената - он создал либретто опе-^ ры «Агатка», поставленной в Несвиже в 1784 г., а в 1786 г. написал оперу «Войт селения в Альбе», где был либреттистом, композитором и исполните­лем одной из главных ролей.

В 1790 г. М. Радзивил был назначен опекуном над малолетним Доми­ником, который после смерти отца, «Пане Коханку», остался единственным наследником всех земель. Из-за этого Матей Радзивил был вынужден остать­ся в Несвиже во время второго раздела Речи Посполитой. Тем не менее, он поддержал восстание Т. Костюшко, вооружил несколько повстанческих от­рядов, а крестьянам, которые решили примкнуть к восставшим, дал вольную. М. Радзивил оставался в Несвиже до конца своих дней, там и был похоронен. Из музыкального творчества композитора-любителя известны дивер­тисмент и 6 полонезов для камерного оркестра, 3 фортепианных полонеза, серенада для струнного квартета и соната для скрипки и фортепиано. Эти произведения, написанные в 1788 - 1797 гг., имеют посвящение саксонскому курфюрсту Антонию и принцессе Анне, с которыми Радзивил был дружен. Все произведения едины по стилю. Для них характерны светлые образы, про­стые средства выразительности, чёткие формы и всепроникающая консо-нантность.


 




6 полонезов для камерного оркестра, датированные 1788 г., - самые ранние оркестровые образцы этого танца в Европе. Все полонезы написаны в сложной трёхчастной форме. Состав оркестра невелик: в него входят по две флейты, валторны и скрипки, фагот и виолончель, в некоторые пьесы добав­лены два кларнета. Наиболее интересен Полонез № 1 «Охота». В его оркест­ровый состав включены альт, охотничий рог и барабан. В партитуре содер­жатся ремарки, конкретизирующие программный замысел: галоп лани, охота на медведя, оглушительный взрыв, триумф охотников. Звукоизобразитель-ные средства (сигналы валторны и охотничьего рога), тем не менее, не раз­рушают связи с жанровым первоистоком. Это своего рода полонез-картина, полонез-сцена.

Фортепианные полонезы очень лаконичны, просты по фактуре. Они напоминают пьесы для домашнего музицирования.

Серенада для струнного квартета написана в форме вариаций на тему, напоминающую медленные темы гайдновских квартетов. Здесь не соблюде­ны каноны жанра (произведение одночастно в отличие от многочастных се­ренад), но присутствует характерное приподнятое настроение.

В Сонате для скрипки и фортепиано М. Радзивил вновь отступает от принципов жанра. Это светлое по образам произведение написано в довольно свободной форме. Радостное Allegro сменяется шаловливо-подвижным Alle­gretto, за которым следуют Andante sostenuto, стремительное Allegro и повтор первой части, выполняющий роль энергичного заключения.

Дивертисмент для оркестра состоит из трёх частей: Allegro moderate -Adagio - Allegro scherzando. Для музыкального языка произведения харак­терно воздействие классического стиля, полётные темы, напоминающие стиль мангеймцев, ясная тонико-доминантовая гармония, прозрачная факту­ра и симметрия формы.

Все перечисленные сочинения (ввиду их непритязательности) можно отнести к образцам бытового музицирования, которые вобрали в себя черты музыкальной стилистики эпохи.

Одним из виднейших композиторов своего времени был Осип Козлов­ский (1757 - 1831) - выходец из семьи белорусских дворян. В России О. Козлйвский был причислен к основателям национальной композиторской школы. Он является автором прославленного гимна «Гром победы, раздавай­ся» (на слова Г.Державина, 1791). множества оркестровых, музыкально-театральных и камерных произведений.

Осип Антонович Козловский родился на Славгородчине, на хуторе Козловский около бывшего Пропойска, в небогатой дворянской семье. Му­зыкальную одарённость мальчика заметил его дядя, В. Ф. Трутовский — из­вестный музыкант, камер-гуслист при дворе Екатерины II, собиратель рус­ских народных песен. Он отвёз семилетнего Осипа на учёбу в Варшаву, в ка­пеллу при соборе св. Яна, где Козловский приобрел навыки хориста, скрипа­ча и органиста. С 1773 по 1786 г. музыкант работал наставником в доме гра­фов Огинских, обучая Михала Клеофаса и его сестру Юзефу. С 1786 по 1796 г, О. Козловский служил офицером русской армии, был участником взя-


тия Очакова. После зачисления в свиту князя Г. Потёмкина он был переведён в Петербург. Здесь в 1791 г.создал торжественный полонез «Гром победы, раздавайся», после чего приобрёл известность как композитор. С 1799 г. Коз­ловский служил в Дирекции императорских театров вначале в должности ин­спектора, а с 1803 г. - директора музыки. Он руководил оркестрами, органи­зовывал придворные празднества, наблюдал за подготовкой музыкантов в те­атральном училище. В 1819 г. вследствие тяжёлой болезни композитор оста­вил службу и, по-видимому, прекратил творческую деятельность. В 20-х го­дах XIX в. музыкант ненадолго посетил Беларусь. Он побывал в Залесье, в имении М. Кл. Огинского, и в усадьбе мецената Л. Рокицкого в Городищах, где участвовал в домашних концертах и давал уроки скрипичной игры родст­веннику Рокипких, отцу будущего белорусского композитора М. Ельского Карлу Ельскому. Скончался О. Козловский в Петербурге в 1831 г.

Известность композитору принесли симфонические и фортепианные полонезы, ставшие предвестием русского классического романса «Россий­ские песни» для голоса и фортепиано (на слова Г. Державина, А. Сумарокова, Ю. Нелединского-Мелецкого и др. русских поэтов), ряд опер, мелодрам и музыка к трагедиям В. Озерова, Я. Княжнина, П. Катенина63 и др.

За свою жизнь О.Козловский создал множество произведений. Все свои сочинения он подписывал «любитель», хотя, в сущности, являлся высо­копрофессиональным композитором. Причиной этого было социальное про­исхождение музыканта: он был обедневшим дворянином, постоянно нуж­давшимся в меценатской поддержке, и если для М. Кл. Огинского сочинение музыки было скорее прихотью, то для О. Козловского оно являлось насущ­ной необходимостью.

Произведением, которое характеризует связи Козловского с событиями в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой, является написанный в* 1798 г. «Реквием» памяти короля Станислава-Августа Понятовского.

Немецкий композитор Ян Давид Голлянд (1746 - 1827) вошёл в исто­рию белорусской музыки как автор первой национальной оперы «Агатка» , написанной на либретто белорусского мецената, либреттиста и композитора М. Радзивила.

Ян Давид Голланд родился 17 марта 1746 г. в немецком городе Сент-Андреасберге. Не сохранилось сведений о том, где он получил музыкальное образование. Известно лишь, что с 1771 г. он жил в Гамбурге. В этом городе он с 1776 г. занял должность директора музыки гамбургского кафедрального собора, где Я. Д.Голланду посчастливилось работать в содружестве с Ф. Э. Бахом65. С середины 70-х и до начала 80-х годов XVIII в. симфонии,

83 Мелодрама- драматический спектакль с развитым музыкальным сопровождением. ° Русские даматурга конца XVIII - начала ХК вв., сыгравшие важную роль в развитии театрально-драматического искусства.

** Считать оперу национальной, несмотря на зарубежное происхождение композитора, позволяет, во-первых, фактор использования польского языка (государственного в Речи Посполитой) в либретто, во-вторых, универсализм музыкального языка, характерный для эпохи классицизма.

и Карл Филипп Эммануэль Бах (1714 -1788) - известный немецкий композитор и клавесинист, второй сын И. С. Баха, получивший прозвание «берлинский» или«гам5ургский» Бах.


кантаты, оратории, вокальные и инструментальные пьесы Голланда постоян­но исполнялись в концертах.

В 1782 г. по неизвестным причинам композитор переехал в Речь По-сполитую. Здесь он принял предложение о работе при дворе владельца Не-свижа Кароля Радзивила («Пане Коханку»). В Несвиже Голландом были соз­даны комические оперы «Агатка, или Приезд господина», «Чужое богатство никому не впрок», балет «Орфей и Эвридика», струнный квартет и кантата, посвященная его покровителю Каролю Радзивилу. Известно, что в 1790 г. музыкант работал в Гродно и Варшаве, а с 1802 г. на протяжении последую­щих 23-х лет преподавал теорию музыки на факультете литературы и сво­бодных искусств Виленского университета. Опыт педагогической деятельно­сти он обощил в музыкально-теоретической работе «Академический трактат о настоящем искусстве музыки». В университете Голланд руководил также хором и оркестром. Из произведений этого периода известны шестиголосный канон, посвященный русскому императору Николаю I (1826), и разнообраз­ные клавирные пьесы (прелюдии, рондо, полонез, марши), сочетающие в се­бе классические и сентименталистские черты. Умер Я. Д. Голланд в Вильно в 1827 г.

Большое значение для белорусской музыкальной культуры имеет ко­мическая опера Я. Д. Голланда «Агатка, или Приезд господина». Её премьера состоялась 17 сентября 1784 г. в Несвиже и была приурочена к приезду коро­ля Станислава-Августа. Популярность этой оперы была так велика, что после премьеры она в течение сорока лет не сходила со сцен Варшавы» Кракова, Люблина, Познани и Львова.

Жанр произведения авторы (композитор Я. Голланд и либреттист М. Радзивил) определили как «оперетка». В этом определении отразились типичные черты комической оперы того времени (на манер французской), которая помимо развитых вокальных номеров включала в себя разговорные диалоги. Содержание «Агатки» также соответствовало непритязательным сюжетам комических опер. Молодая крепостная крестьянка сирота Агатка любит деревенского парня Антека Цалку. Их браку пытается помешать под-староста Пияшка, который хочет выдать Агатку замуж за другого - Антека Гайдака. Цепь комических недоразуменкй возникает из-за одинаковых имён персонажей. Влюблённой паре стараются помочь опекун девушки Валенты и старая служанка Платюхова, но их усилия оказываются напрасными. Лишь мудрый господин, владелец деревни, разрушает интригу Пияшки и дарит счастье влюблённым. Финалом оперы становится прославление справедливо­го господина.

В сюжете были ясно выявлены линии, характерные для опер того вре­мени: лирико-идиллическая (любовь крестьянской пары, описанная как пас­торальная сценка), драматическая (препятствия на пути влюблённых к сча­стью), комедийно-сатирическая (сконцентрированная в образах Валенты, Пияшки и Платюховой) и панегирично-дидактическая (вмешательство доб­рого господина, которое разрешает все противоречия). Вместе с тем, в «Агатке» ясно ощущался местный колорит, проявившийся как в характерном


социальном конфликте времён крепостного права, так и в способе его пре­одоления. Так, ла землях Беларуси надежда на справедливый общественный строй ассоциировалась с союзом просвещённого монарха и высокоморальной магнатско-шляхетской аристократии.

Опера состоит из трёх действий. Чёткая композиционно-драматургическая структура выстроена в соответствии с классическим прин­ципом «трёх единств» (места, времени и действия). Музыкальный язык опе­ры близок нормам классического стиля, хотя в арии Валенты из первого действия ощущается славянский колорит. Наиболее развёрнутыми музыкальными характеристиками наделены Агатка и Антек Цапка (они показаны в нескольких ариях и ансамблях). Стилистика их музыкальной речи близка итальянским оперным ариям, отличается благородством и изысканностью интонаций.

Ансамблевые и хоровые эпизоды «Агатки» решены в традициях лирико-комических опер. Так, финальный хор строится по принципу водевильных куплетов, где сольный запев каждого персонажа чередуется с хоровым припевом.

В «Агатке» использован небольшой состав оркестра (гобои, валторны, трубы и струнная группа). Увертюра, тематически не связанная с содержани­ем оперы, создает праздничное настроение и предвосхищает счастливую раз­вязку.

«Агатка» Я. Д. Голланда заложила основу для развития традиций бело­русского музыкального театра, став первым оперным сочинением, посвя­щенным местным героям и отразившим (пусть и не на уровне музыки) мест­ный колорит.

Таким образом, в творчестве композиторов, работавших на территории Беларуси во второй половине XV1H в., нашли отражение основные жанры музыкального искусства. Белорусскими композиторами-любителями при участии зарубежных и русских профессионалов были созданы первые оперы, балеты, оркестровые сочинения, инструментальные миниатюры, романсы и песни.

Глава 5



2016-09-16 2264 Обсуждений (0)
Композиторское творчество на белорусских землях во второй половине XVIII века 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Композиторское творчество на белорусских землях во второй половине XVIII века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)